23 авг 2023 · 04:39    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тамара Т. Райс. Византия. Быт, религия, культура"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Глава 6. Торговцы и ремесленники."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Отрывки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "До завоза в Византию тутового шелкопряда шелк был такой редкостью, что его ценили на Западе выше, чем специи или драгоценные камни. Именно по этой причине Клеопатра отказалась носить любые другие ткани, приказав, чтобы даже ее нижнее белье шилось из шелка."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В Риме при Юлии Цезаре шелк был так дорог, что только самые богатые люди могли себе позволить купить его. Способ производства шелка и ткани из него бдительно оберегался Китаем многие века. Однако во II веке н. э. император У-ди династии Хань согласился на экспорт ограниченного количества материала в западный мир в обмен на такие западные диковинки, как стекло, эмаль, высококачественная одежда из шерсти и хлопка."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Людям, привозившим долгожданные тюки в византийскую столицу, приходилось отваживаться на долгий, трудный и подчас опасный путь. В среднем требовалось 230 дней, исключая дни, проведенные в караван-сараях из-за плохой погоды или других напастей, чтобы доставить тюки с шелком из перевалочного пункта далекой Центральной Азии в Константинополь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "До того, как узнали секрет его производства, только членам императорской семьи разрешалось закупать и носить шелк. Если случалось так, что у них скапливалось больше шелка, чем нужно, они иногда продавали его, но только избранным купцам и преимущественно на экспорт."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "9hkywipM75A.jpg", "filesize": 57337, "height": 405, "pic_id": 677231, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/08/23/9hkywipM75A.jpeg", "width": 553}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На начальном этапе производства шелка в Византии основная часть тутового шелкопряда выращивалась у южных берегов Каспийского и Черного морей. Далее коконы перевозили в Египет, Сирию и Константинополь, где из них пряли нити и ткали отрезы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но в то же время китайский шелк не утратил своей значимости. Сначала Тир и Александрия считались главными центрами изготовления шелка в Византии, но после того как в мастерских Большого дворца установили ткацкие станки, и там стали производить прекрасный шелк. Мастерские были императорской собственностью, в них работали как мужчины, так и женщины."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вскоре в провинциях начали появляться маленькие мастерские, но усиливающаяся агрессивность воинственных арабов, а также желание императора сосредоточить производство в столице привели в VII веке к закрытию этих мастерских."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Некоторые из них перевели в Константинополь, где эпарх имел больше возможностей регулировать и контролировать их деятельность. Впредь все отрезы ткани, произведенные в императорских мастерских, должны были отмечаться вытканным на краю именем императора, либо его монограммой, либо именем эпарха, отвечающего за два главных дорогостоящих товара страны (шелк и изделия из металла). Ни один из этих товаров не мог пойти на экспорт."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Помимо того что шелком занимались только императорские мастерские, его производство контролировали целых пять гильдий."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В одну входили купцы, которые работали с импортным сырцом, в другую – те, кто ткал его в отрезы или шил из него одежду. Третья объединяла прях и ткачей, четвертая – тех, кто красил шелк в цвета, отличные от пурпура. Эти красильщики были очень умелыми, и, хотя им приходилось закупать многие краски на Востоке, они умели добиваться невероятного разнообразия тонов, к X веку научившись получать множество оттенков одного цвета."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В исключительных случаях некоторым ткачам, однако, разрешалось красить собственные ткани."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пятая гильдия занималась продажей шелка. Когда поставки увеличились, труд гильдий значительно облегчился, поскольку правительство пришло к выводу, что продажа шелка, за который надлежало платить золотом, помогала удерживать ценные золотые монеты страны в ее пределах, что стало побочным эффектом этой индустрии, которая обрела особую значимость после того, как Сирия и Египет были завоеваны арабами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первые шелка, сотканные в Византии, были, скорее всего, простыми, но через несколько лет в Константинополе уже начали производить ткань с узором."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К IX веку, когда текстильная промышленность достигла своего пика, шелка, которые по сей день поражают великолепием и изысканностью рисунка, изготавливались в императорских мастерских. Среди них были парча, золотая и серебряная ткань непередаваемой красоты."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Западные правители и знать мечтали заполучить шелка такого высокого качества, но даже на закате империи их не вывозили на экспорт. Несмотря на то что императоры не хотели, чтобы у иностранцев появился даже маленький кусочек этой материи, время от времени они посылали отрезы в подарок людям, которых хотели особенно отметить."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Даже сравнительно простые шелка, которые выставлялись на продажу, пристально отслеживались. Лиутпранду, послу Оттона I в Византии, жившему в Константинополе, в конце своей миссии не позволили взять домой несколько отрезов, которые ранее разрешили приобрести у купца. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "http://historylib.org/historybooks/Tamara-T--Rays_Vizantiya--Byt--religiya--kultura/6"}, "string": "Источник"}], "attributes": []}], "selectedRange": [4649, 4649]}
Комментарии 0