29 ноя 2023 · 05:50    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Об обучении рукоделию в старину и вышивке в дворянском быту рассказывает историк Ирина Чурина. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Благородные девицы"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Помните у А. С. Пушкина: «Ее изнеженные пальцы / Не знали игл; склонясь на пяльцы, / Узором шелковым она / Не оживляла полотна…» Не любила юная Татьяна Ларина вышивки, чем весьма отличалась от своих сверстниц."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Обучение девочек вышивке в семье дворян и мещан было обычным делом. Писательница Е. Н. Водовозова (1844 – 1923), получившая образование в Смольном институте благородных девиц, вспоминает: «В институте было немало девочек, которые уже при вступлении в него (т. е. в возрасте 9 – 10 лет!) умели порядочно шить и знали несколько женских работ. На первом же уроке учительница рукоделия осведомлялась, кто к чему приучен был дома»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Элементарной вышивкой было умение метить белье. Это было необходимо, если белье сдавалось прачкам. В институтах на казенных пелеринках, рукавчиках и прочем девочки вышивали свои номера. «В шесть часов по звонку садились по местам готовить уроки, – вспоминает воспитанница Екатерининского института А. В. Стерлигова (1839 – не ранее 1878), – репетировали слабых учениц, метили свое белье, вязали чулки…» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В институтах благородных девиц, которых в империи было три десятка, для занятий рукоделием отводились специальные мастерские. В Екатерининском институте было установлено особое время, когда несколько дней кряду назначенные воспитанницы занимались только рукоделием. Об этих уроках А. В. Стерлигова пишет: «В начале декабря меня назначили… в рукодельную, где нас в числе восьми девочек засадили вышивать оборочки по белому батисту, а потом туфли по бархату… Там мы пробыли дня три, приходя в класс только в часы Закона Божия»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Урок рукоделия. Выпускной альбом 1889 года", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "lfamM_eg5cM.jpg", "filesize": 388662, "height": 926, "pic_id": 765540, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/29/lfamM_eg5cM.jpeg", "width": 1300}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В Смольном институте в середине XIX века уроки рукоделия проходили раз в неделю, по полтора часа. Способные мастерицы занимались вышивкой также в свободное время и даже в ущерб другим занятиям. Об этом подробно пишет Е. Н. Водовозова: «В институте всегда приходилось заготовлять большое число вышивок и прошивок для украшения всевозможных юбок, полотенец, накидок. Ковры шили как на подарки, так и на украшение церкви (института) … Редко выпадал месяц в году, когда не требовалось окончить какого-нибудь сюрприза: то наступал день именин начальницы или кого-нибудь из высокопоставленных лиц, то годовые праздники… Вследствие этого учительница страшно обременяла работою воспитанниц, имевших неосторожность выказать любовь к рукоделиям… Воспитанницам, хорошо исполнявшим шитье гладью, раздавали на руки полосы различной материи, чтобы по вечерам, когда они должны были готовить уроки к следующему дню, они занимались вышиваньем. Ковры же вышивали на пяльцах (напольных – И. Ч.), и учительница рукоделия просила классных дам отпускать воспитанниц вечером к ней в мастерскую»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Девочки оформляли вышивкой и личные подарки учителям. Перед Пасхой вышивали «мячики, которыми христосовались вместо яиц со священником, дьяконом, с учителями, инспектрисою»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вышитые предметы были обычным и вместе с тем дорогим подарком в XVIII – XIX веках. Е. А. Сабанеева (1829 – 1889) в «Воспоминаниях о былом» пишет, что ее тетушки к именинам их отца вышивали домашние туфли, а в подарок родственникам-молодоженам – ковер. В разнообразии предметов, украшенных вышивкой, умелицы прошлого чуть ли не превосходили современных мастериц: шелком, шерстью, а также бисером вышивали не только подушки, салфетки, экраны, туфли, бумажники, но и самые утилитарные вещи, такие как перочистки (для вытирания перьев для письма) или мундштуки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Коллекционер и автор прекрасно оформленных изданий «Старинные узоры для вышивания» и «Эпоха бисера в России» Е. С. Юрова упоминает, что с использованием бумажной канвы изготавливали елочные игрушки и кукольную мебель! Воистину: новое – хорошо забытое старое."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В институтах во время публичных экзаменов устраивались смотры работ. Тогда «в особых комнатах института… можно было видеть превосходно вышитые ковры, вышивки по батисту и цветной материи гладью, белой и разноцветной бумагой и шерстями, искусно исполненные цветы, а также белье, сшитое ручною строчкою»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако, по замечанию Е. Н. Водовозовой, «громадное большинство (институток) кончало курс, выучившись одному или двум швам». Видимо, во все времена для овладения мастерством вышивки нужна была определенная склонность."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Гимназистки и епархиалочки"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В XIX веке в России были организованы женские гимназии и епархиальные училища. Эти учебные заведения переняли традицию обучения девочек рукоделию."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В гимназии рукоделие относилось к второстепенным предметам наряду с пением и рисованием, однако было обязательным. Здесь также проводили выставки ученических работ, а лучшие работы выставлялись на региональных выставках. Так, ученицы Мариинской женской гимназии Череповца с 1895 года неоднократно принимали участие в художественно-промышленных уездных и губернских выставках, а в 1896 году были удостоены серебряной медали на Всероссийской Нижегородской выставке."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Воспитанниц епархиальных училищ, будущих жен священников и учительниц, обучали кройке, шитью, починке и вышивке церковных облачений. Вязанию и вышивке обучали и крестьянских девочек церковно-приходских школ, порой внеурочно 2 – 3 часа в неделю, что обыкновенно приветствовалось их родителями."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "В российской профессиональной школе кружевниц под патронажем императрицы Марии Федоровны. Конец 19- го - начало 20-го века.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "ZATC1JUK-E0.jpg", "filesize": 208940, "height": 466, "pic_id": 765543, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/29/ZATC1JUK-E0.jpeg", "width": 667}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Существовали и специальные рукодельные школы. Например, в Княгинином Успенском монастыре города Владимира в конце XIX века была открыта церковно-приходская школа рукоделия. Здесь первые 3 года девочек из бедных семей монахини обучали грамоте и прочему, отводя 1 час ежедневно на обучение вязанию на спицах, вышивке по канве и плетению кружев. Затем еще 3 года обучали только рукоделиям, шитью одежды и церковных облачений и вышивке гладью. На той же Всероссийской выставке 1896 года ученицы школы получили диплом 3-го разряда."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Ученицы Кукарской школы кружевниц. Вятская губерния. 1900-е", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1468422609_29.jpg", "filesize": 146600, "height": 454, "pic_id": 765544, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/29/1468422609_29.jpeg", "width": 660}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Крепостные мастерицы"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Отмечая особое место вышитых работ в быту дворян, не стоит забывать о крепостных мастерицах, кропотливый труд которых создавал необычайно сложные произведения. Их отдавали на обучение вышивке в помещичьи мастерские. Приведу описание такой мастерской в польском имении Русиновичи: пани Онюховской (1697 – 1812), бабушка Ф. Булгарина, «страстно любила вышивание по канве и в тамбуре, и, будучи уже не в состоянии сама работать, находила наслаждение в руководстве работами, и имела в доме своем род мануфактуры. Более двадцати крепостных девушек, с полдюжины сирот и воспитанниц и несколько бедных шляхтяночек ежедневно занимались вышиванием ковров и обоев. Все стены и все мебели в ее доме обиты были превосходнейшим шитьем, едва ли уступающим гобеленовым обоям». Только вообразите, сколько сил было вложено в эту роскошь! Е. С. Юрова приводит печальные примеры из мемуарной литературы, когда крепостных вышивальщиц косами привязывали к стульям, чтоб не отвлекались, или доводили до слепоты непрестанной тонкой работой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В конце XVIII века в «Московских ведомостях» объявлялось: «В доме г. Мартынова за отъездом господина продаются две девки: первая – хорошая швея в тамбур и в настилку бумагою, гарусом, шелками, золотом и серебром и знает много решеток шить… поведения доброго и меньше 20 лет»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://www.formularukodeliya.ru/stati/200-let-tomu-nazad/"}, "string": "Источник"}], "attributes": []}], "selectedRange": [7050, 7058]}
Комментарии 2