06 ноя 2023 · 08:07    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мода на шали была тесно связана с античными мотивами в костюме, когда платья из лёгких, полупрозрачных тканей были единственной одеждой светских красавиц, уподоблявших себя античным статуям. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "CP8aWN0ZBvU.jpg", "filesize": 90771, "height": 464, "pic_id": 745867, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/06/CP8aWN0ZBvU.jpeg", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако ампирные туалеты при всей их привлекательной лёгкости и прозрачности были ещё и очень холодными! А климат всё-таки отличался от климата Древней Греции. Врачи умоляли запретить эту моду, напоминая, сколько хорошеньких ветрениц умерло из-за неё от простуды. Однако женщины, не желавшие расставаться с обольстительными нарядами, предпочли решить проблему проще и стали греться с помощью новинки — тёплых шалей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "ng2qojjR2CI.jpg", "filesize": 202045, "height": 343, "pic_id": 745865, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/06/ng2qojjR2CI.jpeg", "width": 700}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первой мануфактурой, занимавшейся кашемиром в России, считается основанное в 1800 году на нижегородчине (д. Скородумовка) предприятие с крепостными Надежды Аполлоновны Мерлиной, урождённой Колокольцевой (ум. 15 мая 1843). С 1800 по 1834 гг. мануфактура находилась в ее имении в Нижегородской губернии, с 1835 года - в имении в Рязанской губернии. Два её брата, Григорий и Дмитрий Колокольцовы, тоже занимались производством в своих имениях в Саратовской и Пензенской губерниях. Поэтому шали называют также колокольцовскими. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Слева - шаль, Россия, 1820-е. Справа - портрет неизвестной в белом платье, И. Смирновский,1820. Из коллекции Государственного Русского музея", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "J_SDQ9WQlSE.jpg", "filesize": 188726, "height": 566, "pic_id": 745866, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/06/J_SDQ9WQlSE.jpeg", "width": 700}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У европейских шалей изнанка была некрасивая, почти махровая, а рисунок на лицевой и изнаночной стороне отличался, как позитив и негатив. Сами изделия были тяжеловатыми. Русские же выглядели очень аккуратно, кроме того, были наилегчайшими. Ткали их особыми челночками, похожими, скорее, на тоненькие коклюшки, почти иголочки. Их выполняли в сложнейшей технике двустороннего ткачества, то есть шали не имели изнанки и их можно было носить на обе стороны. Позднее эту технику освоили и в других европейских странах. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Индийское ткачество шали. Примерно так же ткали русские ткачихи в 19 веке.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "-miyd_gfEsA.jpg", "filesize": 101728, "height": 374, "pic_id": 745868, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/06/-miyd_gfEsA.jpeg", "width": 564}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Шаль с таким узором можно было складывать по диагонали, так, чтобы один из углов нависал над другим; это позволяло любоваться красотой узора, если можно так выразиться, в двойном экземпляре."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Русские газеты и журналы рекламировали шали в течение нескольких десятилетий:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Кашмирские шали, квадратные или шарфообразные в большой моде. Цвет последних белый или пёстрый; но края всегда бывают превосходной работы. Такая шаль видом похожа на шёлковую, но легче и делается из драгоценной шерсти тибетских коз». "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://vk.ru/away.php?to=https%3A%2F%2Fblog.mediashm.ru%2F%3Fp%3D5192&cc_key=", "italic": true}, "string": "https: //blog. mediashm. ru/? p=5192"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Шарф двусторонний 1820-е гг. Фон и узор вытканы цветной шерстью. Нижегородская губ. 56 Х 251 см."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "nNQO7yhIwGQ.jpg", "filesize": 128579, "height": 893, "pic_id": 745869, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/06/nNQO7yhIwGQ.jpeg", "width": 635}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Колокольцовский шарф (фрагмент). 1820-е годы. Нижегородская губерния. Мастерская Н. А. Мерлиной. Шерсть. Ткачество (265 х 53). Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "'", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "W6mitBZ9GYk.jpg", "filesize": 187341, "height": 626, "pic_id": 745870, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/06/W6mitBZ9GYk.jpeg", "width": 460}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ткали их из тончайшей пряжи, для которой годился лишь пух тибетских коз, а на худой конец пух сайгаков. Из 13 граммов такой пряжи вытягивали нить длиной в четыре с половиной километра. Шали получались невесомыми и нежными на ощупь. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Шаль начала 19 века. Мануфактура «Надежда Мерлина», Россия. Метрополитен."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "rzzdzNjkOzo.jpg", "filesize": 288492, "height": 768, "pic_id": 745871, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/06/rzzdzNjkOzo.jpeg", "width": 512}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Особенностью шалей Мерлиной было то, что их собирали из нескольких кусков, сотканных отдельно. То ли это было нужно из-за узости ткацких станов, то ли для увеличения скорости работы — за день ткачихи успевали выткать пять миллиметров полотна, полсантиметра. Но факт есть: куски шали сшивали тончайшими иглами, пряча шов в рисунке. И этих соединительных швов так же невозможно разглядеть, как и соединения нитей на изнанке. Да, даже в лупу. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Шаль. 1820–30-е годы. Шерсть, двустороннее ручное ткачество. https: //irinadvorkina. livejournal. com/131916. html"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "tntbi5z7bgw.jpg", "filesize": 192585, "height": 622, "pic_id": 745872, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/06/tntbi5z7bgw.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Шаль, 1820-е, Россия. Шерсть, двустороннее ткачество. Кайма на одной из «колокольцевских» шалей, где восточный «огурец», если присмотреться, состоит из таких нам знакомых, уже ставших классическими, «русских» цветочков. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "9DMoXCXIXq4.jpg", "filesize": 338255, "height": 578, "pic_id": 745873, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/06/9DMoXCXIXq4.jpeg", "width": 700}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Изготовление мерлинских шалей стоило здоровья молодым ткачихам, их трудовой век оканчивался задолго до 30 лет. Для крепостной это было выкупом за свободу. Каждую шаль, имевшую десятки оттенков и сочетаний, две мастерицы ткали от полутора до двух лет, и стоила она целого состояния — до 12 тысяч рублей. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Палантин 1820-1830-е гг. Двустороннее ручное ткачество шерстяными нитями. Нижегородская губ. 216 Х 160 см", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "SN9lpKhJdlc.jpg", "filesize": 171253, "height": 509, "pic_id": 745874, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/06/SN9lpKhJdlc.jpeg", "width": 635}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пара фрагментов из воспоминаний князя Долгорукого:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«У неё отличная фабрика шалевая, их ткут особенным манером. Они во всей России известны, их славят даже в столицах, и они до того громки и ценны, что некто Коленкур, французский посланник у Двора Российского, торговал на её фабрике превосходной работы шаль, будто бы для жены Наполеона, и давал за нее 10 тысяч, но госпожа Мерлина, как патриотка, не захотела выпустить в чужое государство домашнего сего изделия»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Цена на особо ценную шаль Мерлиной достигла 35 тысяч! В то время можно было за 1200 купить деревеньку с крепостными..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И вот как о тех же крепостных мастерах рассуждает князь Долгорукий:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Не знаю, весело ли тем, кои вырабатывают шали и платки, но знаю, что любо смотреть на их труды. Какое мягкое полотно! Какие живые краски! Какие замысловатые узоры: всё в совершенстве. И после скажут в Париже, что мы дики, необразованы, а в Лондоне, что у нас нет ума изобретательного, нет искусства!"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Оставьте нас как мы есть, господа иностранцы! Мы, право, вам ни в чем не уступим: у нас руки гибкие, земля богатая, народ покорный: чего с этим не выдумаешь? Было бы кому налаживать добрую волю»."}], "attributes": ["quote"]}], "selectedRange": [76, 76]}
Комментарии 0