23 ноя 2023 · 21:49    
{"document":[{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Единство народов Дагестана имеет глубокие исторические корни. У дагестанских народов много общего и в происхождении, о чем свидетельствуют лингвистические, антропологические, археологические, этнографические данные.\n\nТерритория Дагестана представляла собой удобное место для жизни первобытного человека: густые леса, обилие дичи, диких фруктов и ягод в них, бесчисленные скальные навесы, пещеры, богатые выходы кремня, благородного материала для орудий первобытного человека. Сюда и двинулся наш предок в древнее палеолитическое время. Он больше не покидал этот край, где протекал процесс развития его от неандертальской стадии до стадии современного человека. Таким образом, хомо сапиенс оказался в Дагестане не путем миграции, а благодаря автономному развитию."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Антропологические данные положительно решают вопрос о древнейшем населении Дагестана и автономности современных народов Дагестана. Предки дагестанцев были древнейшим населением.\n\nПалеоантропологический материал из могильников эпохи бронзы 5-7 тыс. до н.э. позволил судить о процессах формирования в Дагестане антропологических типов европеоидной расы, представленных и в современном населении Дагестана.\n\nТаким образом, исследования антропологов (В.П. Алексеев, А.Г. Гаджиев) проливают свет на вопросы, связанные с происхождением народов Дагестана, их общностью и единством."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Специалисты-языковеды также считают, что народы Дагестана - аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасаранцы, агулы, цахуры, рутульцы - автохтонны, т.е. формировались на нынешней территории Дагестана.\n\nАрхеологи, антропологи, языковеды, этнологи считают, что около пяти тысяч лет тому назад в Дагестане существовала единая общедагестанская материальная культура, и что племена Дагестана говорили на едином языке-основе. На территории, где живут аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасаранцы и др., обнаружены и исследованы археологические памятники, относящиеся ко всем историческим эпохам (палеолит, мезолит, неолит, энеолит, бронза и др.), что дает основание говорить о единстве и автохтонном развитии дагестанских народностей."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В течение нескольких веков дагестанские народы входили в Кавказскую Албанию. По данным античных и раннесредневековых источников в Албанию входили более двадцати племен и народностей: албаны, леги, гелы, гаргары, каспии, андаки, соды, таваспары, удины и др.\n\nРаспад Кавказской Албании (1У в. н.э. ) и внутренние процессы, приведшие к дальнейшему усилению социального неравенства, сопровождались образованием на территории Дагестана ряда государственных объединений: Дербент с прилегающей территорией, Табасаран, Лакз, Серир, Гумик, Кайтаг, Джидан, Филан, Маскат, Зирихгеран и др."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Несмотря на раздробленность, отсутствие единого правления над всеми владениями и народами, Дагестан выступал на международной арене как единое целое. Соседи также считали Дагестан единым, целым регионом. Чувство единства, целостности не покидало горцев.\n\nДагестанские народы поддерживали между собой разносторонние связи, особенно экономические. Жители всех владений нуждались в обмене продуктами своего хозяйства.\n\nСвязи народов Дагестана крепли в борьбе против иноземных завоевателей - сасанидов, арабов, татаро-монголов, Надир-шаха и др. И в последующие века дагестанские горцы стремились к единству."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Единство происхождения дагестанских народов, общность их исторических судеб прослеживается во всех аспектах жизни и особенно хорошо видно в материальной культуре населения: в поселениях, жилище, одежде, пище.\n\nПоселения горцев в основном располагались на естественно защищенных, непригодных для возделывания участках. Выбирали обычно скальный выход, выступ скалы. Для усиления обороноспособности в некоторых селениях сооружались боевые и сторожевые башни."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Характерной чертой дагестанских горных поселений является их ярко выраженная солнечная ориентация. Какое бы топографическое положение ни занимал аул, он обычно обращен лицом в южную сторону. В большинстве своем дагестанские горные аулы имеют террасообразную, ступенчатую форму. Дома, в основном двух-трех этажные, создают по горизонтальной линии одну гигантскую ступень, террасу, а следующий ряд домов - вторую ступень и так далее.\n\nВ целом они создают картину амфитеатра, как это отмечали многие путешественники. В отличие от горных аулов в селениях на плоскости и в нижнем предгорье каждый дом-усадьба представляет собой самостоятельную ячейку."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Другой характерной особенностью этих аулов является горизонтальное расположение всех помещений, причем все постройки здесь являются одноэтажными. Хозяйственные постройки (хлев, сеновал) обычно отделены от жилых помещений."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Жилище народов Дагестана, являясь общим в своей основе, приняло многочисленные локальные формы, вызванные обособленным существованием и развитием.\n\nОстановимся на главных особенностях плоскостного жилища. Отсутствие тесноты во дворе, свобода расположения, отсутствие скученности в поселении. Само жилище было одноэтажное, небольшое. Главным материалом для строительства служило дерево и глина. Лишь для фундамента и невысокого цоколя использовали речной булыжник. Стены жилья в более ранний период были турлучные, позже, в ХIХв., все чаще стали использовать саман."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Формы жилища предгорной зоны можно свести к трем типам: северному, центральному, южному.\n\nСеверный тип близок к плоскостному жилищу. От плоскостного его отличают лишь небольшие размеры усадьбы (меньше двор и количество служб), саманные и каменные стены, сосуществование трех конструкций крыш (плоская, наклонная в одну сторону, двускатная), внутреннее убранство (больше деревянной мебели) и т.д.\n\nДругая особеннось северного предгорного жилища объясняется обилием леса. Это сказалось на архитектурном облике жилища - большая роль деревянных конструкций, громоздкие изделия из дерева вроде огромных ларей."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Центральный тип жилища охватывает большую территорию, чем северный (нынешние Карабудахкентский, Буйнакский районы). Здесь нет характерного для равнинной зоны жилища. Основным материалом для кладки стен служит камень, двор небольшой, мало отдельных хозяйственных построек. Их недостаточность возмещается размещением хозяйственных служб на первом этаже двухэтажного дома. Крыша повсеместно плоская."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Южный тип жилища распространен на территории Сергокалинского, Кайтагского, Табасаранского и других районов. Этнический состав здесь более пестрый: кумыки, даргинцы, табасаранцы, лезгины. Для большинства селений этой зоны характерно расположение на более или менее крутых склонах. Другая особенность жилья этих мест - обязательная двухэтажность. Одежда народов Дагестана, несмотря на их этническую пестроту, была в своей основе однотипна на всей территории края, что также отражает этническое родство, исторические и культурные связи и взаимовлияние культур народов Дагестана. Убедительно это показано в работах С.Ш.Гаджиевой, которая подробно изучила традиционную одежду дагестанских народов."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Нательную одежду дагестанских мужчин составляла туникообразная рубаха и простого покроя штаны. Поверх рубахи носили бешмет, сшитый на подкладке, в талию с длинными узкими рукавами, с невысоким стоячим воротником, с нашивными нагрудными и боковыми внутренними карманами. К цельнокроенному в своей основе бешмету у талии вшивалось несколько узких, расширяющихся книзу клиньев, образующих своеобразные фалды. Поверх бешмета при приеме гостей и посещении общественных мест, а также в прохладную погоду мужчины надевали «чепкен», «чуху», известную по всему Кавказу под названием черкески.\n\nВажной частью верхней одежды являлась овчинная шуба. Верхней одеждой защищавшей от дождя, холода и ветра, служила у горцев наплечная бурка."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Обувь горцев была весьма многообразна. Многие общества славились прекрасными мастерами кожевенно-обувного дела. Что касается вязанной шерстяной и войлочной обуви, то она особенно выделялась своим многообразием. Часто по обуви можно было безошибочно определить принадлежность горца к тому или другому обществу. Головным убором служила мохнатая овчинная папаха.\n\nГораздо большим разнообразием, чем мужская, отличалась женская одежда. Тогда как мужской костюм был за некоторыми исключениями единым для всех горцев, костюм горянки имел много этнических, локальных особенностей."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Нательную одежду женщины составляли длинная рубаха двух видов: туникообразного покроя и типа платья, состоящего из лифа и пришитой к нему широкой (из четырех - восьми полотнищ) юбки до пят. Под рубаху надевали длинные (спускавшиеся на ступни) шаровары, почти такие же, как мужские (у большинства горских народов узкие), или широкие и такие же длинные штаны (у табасаранцев, дербентских азербайджанцев, части лезгин, кумыков).\n\nРубаха туникообразного покроя у ряда народов, в основном аварской и даргинской групп, служила и верхним платьем. Это платье- рубаха подпоясывалось либо широким матерчатым поясом с большими металлическими пряжками и нашитыми поверх него монетами."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"У ряда народов (лезгин, табасаранцев, кайтагцев, кумыков и др.) поверх рубахи надевалось платье, которое шилось в талию. Оно имело несколько видов: один из них делался с прямым разрезом сверху до низу, откидными рукавами, сшитыми лишь до локтя (ниже локтя они свободно свисали с рук), и широкой юбкой в шесть-семь полотнищ; другой не имел разреза на юбке, делался с открытым на груди лифом рукавами, сшитыми до самой кисти\n\nПарадным платьем женщин был къабалай. В отличие от других видов это платье имело двойные рукава - узкие до кисти нижние и широкие и длинные верхние, спускавшиеся значительно ниже кистей.\n\nВерхней зимней одеждой женщины в нагорном Дагестане являлась овчинная шуба."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Наибольшим разнообразием по покрою и расцветке отличалась «чухта» - головной убор женщин Дагестана. «Чухта» - один из важных элементов традиционной одежды. В одном случае он представляла собой вид мешочка, сшитого только вдоль и совершенно открытого снизу и сверху. В сшитую часть мешочка убирались распущенные косы. Он прикрывал верхнюю часть лба и спускался на спину. К височной части пришивались длинные ленты, которые обвивали голову и завязывались на затылке.\n\nВ другом случае чухта представляла собой род повязки почти квадратной формы, которая сверху прикрывала косы; в третьем случае ее шили в виде своеобразного чепца и пришитого к нему длинного полотнища на подкладке, в четвертом - это было соединение чепца или своеобразного капюшона с мешочком для кос. Были и другие разновидности."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Пища народов Дагестана издавна определялась направлением хозяйства населения горной и плоскостной зон, т.е. она всегда находилась в тесной связи с природно-экономическими условиями края.\n\nОсновными продуктами, идущими на приготовление пищи, были продукты земледелия: мука пшеничная, ячменная, овсяная, кукурузная, крупа: пшеничная, полбовая, овсяная, кукурузная и продукты животноводства -: мясо, масло, молоко и сыр.\n\nНа равнинной зоне в пищу использовались некоторые огородные и бахчевые культуры: лук, чеснок, тыкву, огурцы, дыни. Немаловажное значение в питании населения отдельных районов имели орехи, фрукты и виноград."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Все продукты питания, за незначительными исключениями дагестанцы производили в своем хозяйстве, которое носило полунатуральный характер. Своего хлеба у малоземельного населения нагорного Дагестана не хватало, и оно частично приобретало хлеб на плоскости, в Чечне, Северном Азербайджане, Грузии в обмен на продукты животноводства и кустарно-ремесленные изделия. Из различных видов мяса самым ценным считалась баранина, а затем говядина.\n\nКоровье и буйволинное молоко шло в пищу в сыром и кипяченом виде, из него получали сметану, кислое молоко, простоквашу, творог.\n\nИз козьего и овечьего молока делали сыр и хранили его либо в бурдюках, мелкими кусками в рассоле, либо завернув большие круги в специальную траву и солому."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В богатом ассортименте блюд одно из первых мест занимали супы. Но самым распространенным у всех народов Дагестана и самым любимым из жидких блюдом был хинкал с мясом.\n\nДагестанскую кухню значительно разнообразили всевозможные съедобные травы и зелень. Они входили в состав многих национальных блюд, служили начинкой и приправой. В частности, делались вареники из молодой крапивы с орехами, из лебеды с яйцами и орехами, черемши с орехами и сметаной, конского щавеля с орехами и яйцами, мяты с творогом и т.д."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Традиционный общественный быт в дореволюционном Дагестане, регулируемый царской администрацией, феодально- патриархальными и религиозными установлениями на основе адатов и шариата, отличался отсталостью и консервативностью. С другой стороны ему присуще было много общих черт. Исторический материал свидетельствует, что общественный быт всех народов Дагестана был во многом един.\n\nИз истории Дагестана известно, что по своему этническому составу, так и по формам политического устройства Дагестан отличался крайней пестротой. До присоединения к России он состоял из ряда независимых феодальных владений, различавшихся не только этническим составом, но и уровнем социальной дифференциации, формами политических институтов и степенью развития феодально-правовых отношений."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В нагорном Дагестане имелось 60 «вольных обществ». Одни из них были независимы, другие хотя и обладали относительной независимостью, но находились под юрисдикцией ханов, являясь их данниками.\n\nПроизводственная и общественно-политическая жизнь была сосредоточена в пределах джамаата. В состав джамаата входило от двух до десяти и более тухумов, каждый из которых включал круг родственников по отцовской линии, связанных обязательствами солидарности во всех вопросах хозяйственной, семейной и общественной жизни."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Помимо трудовой помощи при срочных сезонных работах и постройке дома обязательной для членов тухума являлась материальная поддержка в случае рождения, свадьбы, похорон, а также когда предстояли крупные расходы по покупке пахотного участка или дома или в случае выплаты крупных штрафов, наложенных судом джамаата. Тухум оказывал также всякое содействие тому, кому выпала честь быть организатором праздника, в частности праздника первой борозды или молебна, в котором участвовали жители всего села."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Правовые полномочия джамаата простирались на все сферы хозяйственной, общественной и идеологической жизни села. В горных обществах согласно производственной регламентации никто не имел права начать сельскохозяйственные работы раньше установленных сроков, несмотря на то, что пахотные участки в джамаате находились в частной собственности и переходили по наследству. Уборка сена и хлебов также должна была заканчиваться к определенному сроку.\n\nДжамаат рассматривал вопросы, связанные с проведением и ремонтом дорог и оросительных каналов, вопросы водопользования, найма пастухов, выбора мулл. Без санкции джамаата никто не мог переселиться из аула в аул, также как нельзя было арендовать или продавать за пределы аула поля и сенокосы."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Общность дагестанских народов проявляется и в общности духовной культуры: религиозных верований, фольклора, народных знаний и т.д.\n\nОсобенно отчетливо единство духовной культуры народов Дагестана проявляется в фольклоре. Так, например, сюжет об охотнике, оставленном в ущелье, в различных вариантах встречающийся как баллада у аварцев («Али, оставленный в ущелье»), даргинцев («Султанахмед младший»), лакцев («Галбарц Али»), а также в версиях как охотничьи предания у рутульцев, табасаранцев и др., как притча у кумыков, имеет широкие параллели в архаичном фольклоре других народов Кавказа и, очевидно восходит к древнему общекавказскому субстрату. Это же можно сказать по отношению к произведениям о нартах, встречающихся в фольклоре кумыков, аварцев, лакцев, даргинцев."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Народности Дагестана, в течение многих столетий, живя по соседству, находились в тесном историко-культурном общении, что обуславливало контактные фольклорные взаимосвязи. Например, у аварцев, даргинцев и лакцев бытуют варианты аварской по происхождению песни о Хочбаре; у этих же народов бытуют и другие общие или близкие произведения: баллада о девушке из Азайни и юноше из Кумуха, песни о разгроме Надир-шаха и т.д.; у кумыков и даргинцев песни об Эльдаруше (даргинская - об Инжалупе); у кумыков, лезгин встречается и сюжет о «Каменном мальчике»."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Несмотря на некоторые различия в социально-экономическом и культурном развитии отдельных микрорегионов (горы-равнина, юг- север и т.д.), сильную географическую пересеченность края, мешающую (особенно в зимний период) тесному общению племен и народностей, разноязычность, наличие в историческом прошлом различных государственных образований и «вольных обществ»), Дагестан, можно сказать, жил единой социально-экономической и историко-культурной жизнью, подчинялся одинаковым или сходным нормам жизни, быта, поведения."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"a4277af796f9c819459e2be1fdec6bc2.jpg","filesize":86302,"height":552,"pic_id":761150,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/23/a4277af796f9c819459e2be1fdec6bc2.jpeg","width":736}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]}],"selectedRange":[16512,16512]}
Комментарии 0