"Ты не хочешь?": несколько слов о детской мотивации
19 фев 2022 · 23:28
«Как мотивировать ребенка учиться?» - такой вопрос часто задают родители и учителя школьников. После ввода этого запроса в популярную поисковую систему отображается более 100 000 записей. За этим вопросом часто скрывается страх, что если взрослый не сможет сделать ЧТО-ТО, ребенок НИЧЕГО не сделает (в смысле: ничего полезного) - он не захочет узнавать что-то новое, приобретать навыки или совершенствоваться в какой-то области. Как будто дети по натуре ленивы и ждут только "пинка" со стороны взрослого, иначе они были бы неспособны ни на какие усилия...
А теперь давайте вернемся на несколько лет назад к детской площадке, заполненной дошкольниками. Когда мы смотрим на них, мы обнаруживаем интригующую вещь - эти дети все время учатся! Через игру они открывают для себя новые правила, управляющие миром, изучают правила поведения в группе (социуме), улучшают моторику, координацию и ориентацию в пространстве. Нужна ли им мотивация для этого? Обещать награды, грозить штрафами?
Мы приходим в мир с мотивацией развиваться и учиться. Мы внутренне наделены тем, что можно назвать потребностью в развитии. Нам не нужно получать вознаграждение, чтобы делать то, что важно для нас (pl. Мне грустно отмечать, что иногда 7-8-летние, то есть дети в начале школьного пути, разочаровываются и производят впечатление, что они «не хотят» учиться или развиваться. И все же это те самые дети, которые за несколько лет до этого с большим энтузиазмом научились ходить и исследовали окружающий мир...
Поэтому я думаю, что стоит задаться вопросом не о том, как мотивировать детей к развитию, а о том, как не разрушить их внутреннюю мотивацию, как поддержать ее, как разжечь огонь, который есть внутри каждого ребенка.
scale_2400.jpeg544.01 KB
100 рублей за пятерку по математике!
Вы когда-нибудь мотивировали своего ребенка таким образом? Вы хотели побудить его что-то сделать (например, подготовиться к тесту по математике), поэтому вы предложили награду - несколько дополнительных рублей на карманные деньги, мороженое, дополнительный час перед телевизором. Я предполагаю, что в то время такая стратегия могла быть успешной... но заставило ли это вашего ребенка впоследствии более охотно изучать математику? Наверное, нет… Почему?
Еще в 1970-х годах группа американских ученых провела очень интересные исследования, доказавшие, что внешние мотиваторы (такие как, например, дополнительные деньги) не только не повышают мотивацию к действию в долгосрочной перспективе, но даже ослабляют ее! В течение нескольких дней исследователи наблюдали за группой дошкольников и отобрали среди них тех детей, которые посвящали свое время свободной игре и увлекались рисованием.
Затем они разработали эксперимент, чтобы увидеть влияние поощрения этих детей за действия, которые они выполняли добровольно и которые им нравились. Дети были разделены на три группы.
В первую группу вошли дети, «ожидающие награды» - дошкольникам показывали диплом «лучший художник», украшенный голубой лентой, на котором было написано имя ребенка, и спрашивали, хотят ли они рисовать, чтобы получить эту награду.
Вторая группа - это дети, получившие «неожиданное вознаграждение». Ученые просто спросили их, хотят ли они рисовать. Если ребенок занимался рисованием, то после художественной работы он получал диплом «лучший художник».
Третьей оказалась группа «без призов». Исследователи спросили этих детей, хотят ли они что-нибудь нарисовать, но они не обещали им диплом вначале и не дали им диплом в конце.
Через две недели после эксперимента, в свободное время, педагоги раскладывали на столах материалы для рисования, а исследователи наблюдали, как дети прячутся. И что же выяснилось? Дети, которые ранее находились в группе «неожиданное вознаграждение», и дети, входившие в группу «без вознаграждения», рисовали столько же и с таким же удовольствием, как и до эксперимента. А вот дети из первой группы - те, которые рисовали за изначально обещанную награду, больше не хотели рисовать "бесплатно".
Стоит отметить, что не сами награды подавляли интерес детей к рисованию - у детей из группы «неожиданных наград» внутренняя мотивация не снижалась и через две недели после эксперимента они рисовали так же много и охотно, как раньше. На внутреннюю мотивацию негативно повлияли условные награды(«если ты сделаешь X, то получишь Y от меня») - они лишают детей автономии, и, таким образом, удовольствие от любимого ранее занятия куда-то ускользает.
{"document":[{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"«Как мотивировать ребенка учиться?»"},{"type":"string","attributes":{},"string":" - такой вопрос часто задают родители и учителя школьников. После ввода этого запроса в популярную поисковую систему отображается более 100 000 записей. За этим вопросом часто скрывается страх, что если взрослый не сможет сделать ЧТО-ТО, ребенок НИЧЕГО не сделает (в смысле: ничего полезного) - он не захочет узнавать что-то новое, приобретать навыки или совершенствоваться в какой-то области. Как будто дети по натуре ленивы и ждут только \"пинка\" со стороны взрослого, иначе они были бы неспособны ни на какие усилия..."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"А теперь давайте вернемся на несколько лет назад к детской площадке, заполненной дошкольниками. Когда мы смотрим на них, мы обнаруживаем интригующую вещь - эти дети все время учатся! Через игру они открывают для себя новые правила, управляющие миром, изучают правила поведения в группе (социуме), улучшают моторику, координацию и ориентацию в пространстве. Нужна ли им мотивация для этого? Обещать награды, грозить штрафами?\n"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Мы приходим в мир с мотивацией развиваться и учиться."},{"type":"string","attributes":{},"string":" Мы внутренне наделены тем, что можно назвать потребностью в развитии. Нам не нужно получать вознаграждение, чтобы делать то, что важно для нас (pl. Мне грустно отмечать, что иногда 7-8-летние, то есть дети в начале школьного пути, разочаровываются и производят впечатление, что они «не хотят» учиться или развиваться. И все же это те самые дети, которые за несколько лет до этого с большим энтузиазмом научились ходить и исследовали окружающий мир..."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Поэтому я думаю, что стоит задаться вопросом не о том, как мотивировать детей к развитию, а о том, как не разрушить их внутреннюю мотивацию, как поддержать ее, как разжечь огонь, который есть внутри каждого ребенка."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"scale_2400.jpeg","filesize":557067,"height":1280,"pic_id":16875,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/02/19/scale_2400_x5dJuWK.jpeg","width":1920}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"100 рублей за пятерку по математике!"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Вы когда-нибудь мотивировали своего ребенка таким образом? Вы хотели побудить его что-то сделать (например, подготовиться к тесту по математике), поэтому вы предложили награду - несколько дополнительных рублей на карманные деньги, мороженое, дополнительный час перед телевизором. Я предполагаю, что в то время такая стратегия могла быть успешной... но заставило ли это вашего ребенка впоследствии более охотно изучать математику? Наверное, нет… Почему?"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Еще в 1970-х годах группа американских ученых провела очень интересные исследования, доказавшие, что внешние мотиваторы "},{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"(такие как, например, дополнительные деньги)"},{"type":"string","attributes":{},"string":" не только не повышают мотивацию к действию в долгосрочной перспективе, но даже ослабляют ее! В течение нескольких дней исследователи наблюдали за группой дошкольников и отобрали среди них тех детей, которые посвящали свое время свободной игре и увлекались рисованием. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Затем они разработали эксперимент, чтобы увидеть влияние поощрения этих детей за действия, которые они выполняли добровольно и которые им нравились. Дети были разделены на три группы. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В "},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"первую группу"},{"type":"string","attributes":{},"string":" вошли дети, «ожидающие награды» - дошкольникам показывали диплом «лучший художник», украшенный голубой лентой, на котором было написано имя ребенка, и спрашивали, хотят ли они рисовать, чтобы получить эту награду. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["bulletList","bullet"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Вторая группа"},{"type":"string","attributes":{},"string":" - это дети, получившие «неожиданное вознаграждение». Ученые просто спросили их, хотят ли они рисовать. Если ребенок занимался рисованием, то после художественной работы он получал диплом «лучший художник». "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["bulletList","bullet"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Третьей"},{"type":"string","attributes":{},"string":" оказалась группа «без призов». Исследователи спросили этих детей, хотят ли они что-нибудь нарисовать, но они не обещали им диплом вначале и не дали им диплом в конце. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["bulletList","bullet"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Через две недели после эксперимента, в свободное время, педагоги раскладывали на столах материалы для рисования, а исследователи наблюдали, как дети прячутся. И что же выяснилось? Дети, которые ранее находились в группе «неожиданное вознаграждение», и дети, входившие в группу «без вознаграждения», рисовали столько же и с таким же удовольствием, как и до эксперимента. А вот дети из первой группы - те, которые рисовали за изначально обещанную награду, больше не хотели рисовать \"бесплатно\"."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Стоит отметить, что не сами награды подавляли интерес детей к рисованию - у детей из группы «неожиданных наград» внутренняя мотивация не снижалась и через две недели после эксперимента они рисовали так же много и охотно, как раньше. "},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"На внутреннюю мотивацию негативно повлияли условные награды"},{"type":"string","attributes":{},"string":" "},{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"(«если ты сделаешь X, то получишь Y от меня»)"},{"type":"string","attributes":{},"string":" - "},{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"они лишают детей автономии, и, таким образом, удовольствие от любимого ранее занятия куда-то ускользает."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]}],"selectedRange":[1704,1704]}
Комментарии 0