3
Русский костюм Часть 2 - ИСТОРИЯ и МОДА | Паблико

Русский костюм Часть 2 - ИСТОРИЯ и МОДА


11 янв 2024 · 17:35    

Русский костюм Часть 2 - ИСТОРИЯ и МОДА

История костюма несомненно является неисчерпаемым источником для вдохновения, поисков, решений любого художника, модельера, кутюрье, дизайнера. Многовековой пласт самобытной культуры является подсказкой и той искрой для любого творческого человека, что озаряет всё на его пути создания новых образов и моделей.

Русский костюм – очень сложное, многогранное явление. В нем отразилось стремление русского человека к красоте, к улучшению своего быта, территориальные и климатические условия проживания, традиционные обычаи, религиозные и народные представления. При его создании костюма использовались самые разные прикладные искусства и ремесла, получившие развитие на Руси:

  • ткацкое ремесло;
  • искусство вышивки;
  • вязальное ремесло, искусство изготовления кружев;
  • ювелирное искусство. 

Рубаха длиной до щиколоток — главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудную часть украшали вышивкой, тесьмой, узорами. Цвета и орнаменты различались в зависимости от области и губернии. 



image.png 275.23 KB


Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову». Впервые оно упоминается в Никоновской летописи от 1376 года. Впрочем, заморское слово «сарафан» в русских деревнях звучало редко. Чаще — костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник. 

Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные одеяния шили в основном из парчи или шелка, а повседневные — из грубого сукна или ситца.

Формирование русского национального костюма закончилось примерно в 17 веке. После этого начались изменения, связанные с реформами императора Петра I. 

Верхняя одежда в традиционном русском костюме, как у мужчин, так и у женщин, практически не отличалась. основных типов было два - халатный и кафтанный. 

И мужская, и женская верхняя одежда кроилась одинаково, но женская одежда запахивалась на левую сторону, а мужская - на правую. Кроме того - женская одежда могла украшаться вышивками и аппликациями.

Вторым различием было то, что у мужской одежды был стоячий воротник, или ворот, а у женской воротника не было.

Шубы шили из дублёных и прокрашенных овчин. Красили их обычно в чёрный, или красный цвета. Женские шубы украшались аппликациями из лент, кожи и кусочков ткани. Иногда овчины могли быть и некрашеными. 



image.png 129.46 KB


Самым распространенным видом летней обуви были лапти. Носили также и кожаную обувь. 

В зимнее время носили валяную обувь – валенки. Изготавливали их деревенские мастера (катовалы) из овечьей шерсти. Некоторые валенки красили в чёрный цвет, другие оставались неокрашенными. 

Одними из старейших текстильных материалов были шкуры убитых животных. Они отлично защищали от холода и служили древним людям в качестве одежды, ковра, спального места и дверей. Существует 4 природных волокна, которые человек окультурил еще в древности, но производит их до сих пор. Это лен, хлопок, шелк и шерсть. 

В истории нашего государства уже есть яркие примеры создания моделей одежды народного и исторического костюма. В 20-х годах XX века Н. Ламанова совместно с художниками В. Мухиной и А. Экстер воплотила идеи русского народного костюма в создание функциональной одежды для рабочего класса. 



image.png 146.65 KB


В наше время интерес к русскому костюму не утихает, наоборот, привлекает всё больше и больше заинтересованных людей. При создании современных моделей переосмысляются исконно русские традиции, образы, материалы, с учетом научно-технического прогресса создаются всё более и более интересные варианты художественного выражения творческого видения дизайнера. К использованию элементов своеобразного кроя, фасона, вышивши, колорита русского народного костюма нередко прибегают дизайнеры, модельеры, кутюрье, в т. ч. и зарубежные. 



Valentino весна-лето 2015


Ярким примером переработки и осмысления русского народного стиля является коллекция Valentino весна-лето 2015 года. Сарафаны и рубашки прямого и трапециевидного силуэта, покрытые замысловатой вышивкой на льняных тканях, обувь напоминающая старинные черевички отсылают нас в далёкое прошлое наших древнерусских предков. 

Русский костюм Часть 2 - ИСТОРИЯ и МОДА

История костюма несомненно является неисчерпаемым источником для вдохновения, поисков, решений любого художника, модельера, кутюрье, дизайнера. Многовековой пласт самобытной культуры является подсказкой и той искрой для любого творческого человека, что озаряет всё на его пути создания новых образов и моделей.

Русский костюм – очень сложное, многогранное явление. В нем отразилось стремление русского человека к красоте, к улучшению своего быта, территориальные и климатические условия проживания, традиционные обычаи, религиозные и народные представления. При его создании костюма использовались самые разные прикладные искусства и ремесла, получившие развитие на Руси:

  • ткацкое ремесло;
  • искусство вышивки;
  • вязальное ремесло, искусство изготовления кружев;
  • ювелирное искусство. 

Рубаха длиной до щиколоток — главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудную часть украшали вышивкой, тесьмой, узорами. Цвета и орнаменты различались в зависимости от области и губернии. 



image.png 275.23 KB


Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову». Впервые оно упоминается в Никоновской летописи от 1376 года. Впрочем, заморское слово «сарафан» в русских деревнях звучало редко. Чаще — костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник. 

Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные одеяния шили в основном из парчи или шелка, а повседневные — из грубого сукна или ситца.

Формирование русского национального костюма закончилось примерно в 17 веке. После этого начались изменения, связанные с реформами императора Петра I. 

Верхняя одежда в традиционном русском костюме, как у мужчин, так и у женщин, практически не отличалась. основных типов было два - халатный и кафтанный. 

И мужская, и женская верхняя одежда кроилась одинаково, но женская одежда запахивалась на левую сторону, а мужская - на правую. Кроме того - женская одежда могла украшаться вышивками и аппликациями.

Вторым различием было то, что у мужской одежды был стоячий воротник, или ворот, а у женской воротника не было.

Шубы шили из дублёных и прокрашенных овчин. Красили их обычно в чёрный, или красный цвета. Женские шубы украшались аппликациями из лент, кожи и кусочков ткани. Иногда овчины могли быть и некрашеными. 



image.png 129.46 KB


Самым распространенным видом летней обуви были лапти. Носили также и кожаную обувь. 

В зимнее время носили валяную обувь – валенки. Изготавливали их деревенские мастера (катовалы) из овечьей шерсти. Некоторые валенки красили в чёрный цвет, другие оставались неокрашенными. 

Одними из старейших текстильных материалов были шкуры убитых животных. Они отлично защищали от холода и служили древним людям в качестве одежды, ковра, спального места и дверей. Существует 4 природных волокна, которые человек окультурил еще в древности, но производит их до сих пор. Это лен, хлопок, шелк и шерсть. 

В истории нашего государства уже есть яркие примеры создания моделей одежды народного и исторического костюма. В 20-х годах XX века Н. Ламанова совместно с художниками В. Мухиной и А. Экстер воплотила идеи русского народного костюма в создание функциональной одежды для рабочего класса. 



image.png 146.65 KB


В наше время интерес к русскому костюму не утихает, наоборот, привлекает всё больше и больше заинтересованных людей. При создании современных моделей переосмысляются исконно русские традиции, образы, материалы, с учетом научно-технического прогресса создаются всё более и более интересные варианты художественного выражения творческого видения дизайнера. К использованию элементов своеобразного кроя, фасона, вышивши, колорита русского народного костюма нередко прибегают дизайнеры, модельеры, кутюрье, в т. ч. и зарубежные. 



Valentino весна-лето 2015


Ярким примером переработки и осмысления русского народного стиля является коллекция Valentino весна-лето 2015 года. Сарафаны и рубашки прямого и трапециевидного силуэта, покрытые замысловатой вышивкой на льняных тканях, обувь напоминающая старинные черевички отсылают нас в далёкое прошлое наших древнерусских предков. 

Читайте также

Комментарии 2

Войдите для комментирования
■ Сам делай 11 янв 2024 в 21:36
Очень красивые костюмы!
Спасибо!
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ