23 авг 2025 · 17:28    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Эль Лисицкий"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " (настоящее имя — Лисицкий Лазарь Маркович) — живописец, график, архитектор, теоретик искусства, дизайнер. Родился 22 ноября 1890 года в селе Починок Смоленской губернии, умер 30 декабря 1941 года в Москве."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200.jpg", "filesize": 254377, "height": 867, "pic_id": 1019586, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/08/23/scale_1200_QJs9dsW.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250823%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250823T142117Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=2e234ddfbec98524c6311bf97f7b9b471f3450946b4ee82400bd237f6120c07d", "width": 1200}}, {"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "0be9ce29d99f49fcbff20e6ca97349a5_orig.jpg", "filesize": 117104, "height": 659, "pic_id": 1019585, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/08/23/0be9ce29d99f49fcbff20e6ca97349a5_orig.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250823%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250823T142117Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=ba700f1654fcef51f17e9e263cc3afadc34d0a572dc85ad02b8dac3e5f9e39f0", "width": 550}}, {"type": "string", "attributes": {"blockBreak": true}, "string": ""}], "attributes": ["attachmentGallery"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Некоторые факты из биографии:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Окончил смоленское реальное училище, первые художественные навыки получил под руководством Ю. М. Пэна."}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1915 создал обложку к книге К. А. Большакова «Солнце на излете», опубликованной в 1916."}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1917 принял участие в выставке «Мира искусства» в Петрограде и с этого времени начал показывать свои работы на различных выставках в России и за рубежом."}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1916–1919 был активным членом «Кружка еврейской национальной эстетики» в Москве и «Культурлиги» в Киеве."}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1918 стал членом Отдела ИЗО Наркомпроса."}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1918–1920 преподавал в Витебской народной художественной школе, возглавляемой М. З. Шагалом."}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С 1920 сотрудничал с Институтом художественной культуры в Москве."}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Обосновал метод визуально-пространственного конструирования книги, оформив книгу стихов В. В. Маяковского «Для голоса» и другие."}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1925 возвратился в Москву, где преподавал с 1926 во ВХУТЕИНе."}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Принял участие в ряде архитектурных конкурсов, в частности на проекты Дома текстилей (1925), комбината газеты «Правда» (1930) в Москве, жилых комплексов для Иваново-Вознесенска."}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1928 вступил в объединение «Октябрь»."}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Много работал как книжный дизайнер и выставочный оформитель, в частности сотрудничал с журналом «СССР на стройке» (1932–1940)."}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С 1935 — главный художник ВСХВ."}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эль Лисицкий — один из ведущих мастеров конструктивизма, разработал большой ряд аспектов супрематизма."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Э. Лисицкий. Оформление оперы «Победа над солнцем». Слева: «Путешественник по всем векам», фигурина. Справа: «Спортсмены», фигурина", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "11759.jpg", "filesize": 303604, "height": 440, "pic_id": 1019587, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/08/23/11759.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250823%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250823T142309Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=63c2559c68a54ccb98ff9f1964cb56337a3b2f3e7dc8cc773a67a98f3b17acfe", "width": 660}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Лисицкий делал эскизы костюмов к опере «Победа над солнцем», к сожалению, эти идеи так и не были использованы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Э. Лисицкий. Оформление оперы «Победа над солнцем» (текст А.Е. Крученых, муз. М.В. Матюшина). Слева: Обложка для папки фигурин, эскиз. Справа: «Чтец», фигурина (эскиз костюма)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "11756.jpg", "filesize": 279301, "height": 440, "pic_id": 1019588, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/08/23/11756.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250823%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250823T142419Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=a3d2b1e57ec30b0b3efe2500ee57e3683a9cdefc516a3c3bf185e5bc1ab863e3", "width": 660}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Главное в костюмах Лисицкого заключается в уничтожении центральной оси и в упоре на принципы дисгармонии, асимметрии и аритмичности. Фигурки имеют не один фокус, а много; они открыты глазу зрителя не с двух сторон, а со многих; на них не действует земное притяжение, они как бы плавают в пространстве. Нарушая наше привычное представление о пространстве, Лисицкий разрушает наше равновесие, заставляет нас «кружить подобно планете», вокруг фигурки."}], "attributes": ["quote"]}], "selectedRange": [1487, 1542]}
Комментарии 7