3
ТРАДИЦИИ БОРОРО – ВЫБОРЫ ДУХА И ДЕМОН-ГИППОПОТАМ | Паблико
26 подписчики

ТРАДИЦИИ БОРОРО – ВЫБОРЫ ДУХА И ДЕМОН-ГИППОПОТАМ


27 фев 2024 · 08:17    



1709010893.jpg 86.86 KB


В бразильском штате Мату-Гросу проживает поистине уникальный народ – бороро. Традиции бороро ярко демонстрируют нам, насколько самобытными остаются племена этого этноса. Европейцы познакомились с его представителями лишь в XVIII веке. За этим последовали непростые периоды войн, конфликтов и ассимиляции. 

Несмотря ни на что у бороро сохранились традиционные верования, а их обычаи и вовсе могут удивить самых бывалых путешественников. Чего стоит одно только поселение бороро! Оказывается, эти люди даже в брак могут вступать лишь с представителями определённой половины деревни, и это непосредственно зависит от расположения домов. Впрочем, такие аспекты – лишь часть потрясающей культуры бороро. Какие тайны может открыть их культура? 

Традиции бороро распространяются не только на их образ жизни, но даже на принцип расположения домов в селениях. Обычно деревня бороро включает около сотни жителей. При этом в её центре располагается так называемый «мужской дом». Он представляет собой самую большую хижину в селении. В нём собираются лишь мужчины – как холостяки, так и женатые. Вход их родственницам женского пола в это жилище запрещён. Вокруг «мужского дома» живут семейные пары с детьми. Исследователь Алексей Опаев после изучения трудов Клода Леви-Строса о бороро отмечает следующее: 

“Счет происхождения членов племени ведется по материнской линии, а после заключения брака муж переходит жить в дом жены. Поэтому «владеют» хижинами женщины. От мужского дома к ним ведут тропинки, так что, если смотреть сверху, деревня бороро напоминает колесо велосипеда или телеги, где семейные дома служат ободом, тропинки к ним — спицами, а мужской дом — ступицей”. 



1709010890.jpg 131.63 KB


Однако интересные особенности в расположении домов в селениях бороро на этом не заканчиваются. Важно также учитывать принадлежность жителей к определённым родам, группам, в зависимости от чего они и занимают определённую постройку. В дальнейшем место проживания семьи отражается на её социальном положении. Алексей Опаев на это обращает особенное внимание: 

“Поперечник деревни делит население на две группы — северную и южную. Это деление очень важно в жизни бороро. Прежде всего, оно регулирует брачные отношения. Каждый житель деревни принадлежит группе (половине) своей матери, и при этом может вступить в брак только с членом другой половины. Деление на две половины регулирует и многие другие стороны социальной жизни. К примеру, умершего члена одной половины хоронят члены другой и наоборот”. 

У бороро, как и у многих самобытных племён, существует масса обрядов, связанных с важными этапами жизни человека – рождением, бракосочетанием, появлением детей и похоронами. Что касается последнего, то здесь имеется прямая связь с верованиями народа. Согласно им, после смерти человека его душа присоединяется к сонму тотемов-предков. 

Душа может слиться с человеком, принадлежащим к роду усопшего. Кроме того, бороро верят, что иногда дух воплощается в ином образе и возвращается на землю младенцем, появившемся в семье, где недавно произошла потеря. Писатель Юрий Берёзкин в своей работе «Голос дьявола среди лесов и джунглей» пишет: 

“Различие между недавно умершими людьми, память о которых еще жива среди соплеменников, и первопредками хотя и осознается, но не является принципиальным. Те и другие мыслятся носителями благотворной жизненной энергии, плодородия и одновременно — опасными сверхъестественными существами”. 



1709010886.jpg 121.35 KB


При этом похоронные обряды бороро больше напоминают празднества. Скорбные моменты касаются лишь близких родственников умершего. Все остальные празднуют возвращение души в её родную «среду обитания». Сегодня, как и в старину, существует ритуал выбора ароэ майво. Именно так называли человека из противоположной группы общины бороро. 

Его выбирал один из родственников покойного, после чего передавал ароэ майво тростниковую дудку и прядь своих волос. С этого момента ароэ майво считался воплощением сверхъестественной силы. Соплеменники верили, что дух умершего вселился именно в него. Каждого жеста «избранного», каждого его приказа боялись – ведь он воплощал волю покойного. 

Священным существом (имевшим, однако, демоническую сущность) у бороро считался аидже. Объяснить, что это за создание, крайне сложно. Европейские миссионеры после долгих расспросов выяснили, что аидже обитает в лесу, имеет огромный рост и грозный голос. После демонстрации картинок племени бороро местные жители указали на гиппопотама. Однако во время церемоний и празднеств аидже изображают гигантской многоножкой, покрытой перьями. 

О приближении аидже часто оповещали звуки сирены или труб. Происходило это в рамках особенных ритуалов, связанных с переселением душ. Если выражаться привычными нам словами, то аидже в некотором роде воплощал образ властителя потустороннего мира и некой пугающей силы, чудовища, обладающего человеческим разумом. 



1708975542.jpg 170.13 KB


О традициях бороро можно рассказывать ещё очень много, причём каждый аспект культуры этого народа интересен по-своему. Благодаря приверженности своим обычаям бороро сумели сохранить самобытность, хотя познали и войны, и времена ассимиляции. Сегодня этот немногочисленный народ продолжает своё существование, а исследователи стремятся лучше познакомиться с ним. Несомненно, бороро ещё найдут, чем поразить. 



1709010893.jpg 86.86 KB


В бразильском штате Мату-Гросу проживает поистине уникальный народ – бороро. Традиции бороро ярко демонстрируют нам, насколько самобытными остаются племена этого этноса. Европейцы познакомились с его представителями лишь в XVIII веке. За этим последовали непростые периоды войн, конфликтов и ассимиляции. 

Несмотря ни на что у бороро сохранились традиционные верования, а их обычаи и вовсе могут удивить самых бывалых путешественников. Чего стоит одно только поселение бороро! Оказывается, эти люди даже в брак могут вступать лишь с представителями определённой половины деревни, и это непосредственно зависит от расположения домов. Впрочем, такие аспекты – лишь часть потрясающей культуры бороро. Какие тайны может открыть их культура? 

Традиции бороро распространяются не только на их образ жизни, но даже на принцип расположения домов в селениях. Обычно деревня бороро включает около сотни жителей. При этом в её центре располагается так называемый «мужской дом». Он представляет собой самую большую хижину в селении. В нём собираются лишь мужчины – как холостяки, так и женатые. Вход их родственницам женского пола в это жилище запрещён. Вокруг «мужского дома» живут семейные пары с детьми. Исследователь Алексей Опаев после изучения трудов Клода Леви-Строса о бороро отмечает следующее: 

“Счет происхождения членов племени ведется по материнской линии, а после заключения брака муж переходит жить в дом жены. Поэтому «владеют» хижинами женщины. От мужского дома к ним ведут тропинки, так что, если смотреть сверху, деревня бороро напоминает колесо велосипеда или телеги, где семейные дома служат ободом, тропинки к ним — спицами, а мужской дом — ступицей”. 



1709010890.jpg 131.63 KB


Однако интересные особенности в расположении домов в селениях бороро на этом не заканчиваются. Важно также учитывать принадлежность жителей к определённым родам, группам, в зависимости от чего они и занимают определённую постройку. В дальнейшем место проживания семьи отражается на её социальном положении. Алексей Опаев на это обращает особенное внимание: 

“Поперечник деревни делит население на две группы — северную и южную. Это деление очень важно в жизни бороро. Прежде всего, оно регулирует брачные отношения. Каждый житель деревни принадлежит группе (половине) своей матери, и при этом может вступить в брак только с членом другой половины. Деление на две половины регулирует и многие другие стороны социальной жизни. К примеру, умершего члена одной половины хоронят члены другой и наоборот”. 

У бороро, как и у многих самобытных племён, существует масса обрядов, связанных с важными этапами жизни человека – рождением, бракосочетанием, появлением детей и похоронами. Что касается последнего, то здесь имеется прямая связь с верованиями народа. Согласно им, после смерти человека его душа присоединяется к сонму тотемов-предков. 

Душа может слиться с человеком, принадлежащим к роду усопшего. Кроме того, бороро верят, что иногда дух воплощается в ином образе и возвращается на землю младенцем, появившемся в семье, где недавно произошла потеря. Писатель Юрий Берёзкин в своей работе «Голос дьявола среди лесов и джунглей» пишет: 

“Различие между недавно умершими людьми, память о которых еще жива среди соплеменников, и первопредками хотя и осознается, но не является принципиальным. Те и другие мыслятся носителями благотворной жизненной энергии, плодородия и одновременно — опасными сверхъестественными существами”. 



1709010886.jpg 121.35 KB


При этом похоронные обряды бороро больше напоминают празднества. Скорбные моменты касаются лишь близких родственников умершего. Все остальные празднуют возвращение души в её родную «среду обитания». Сегодня, как и в старину, существует ритуал выбора ароэ майво. Именно так называли человека из противоположной группы общины бороро. 

Его выбирал один из родственников покойного, после чего передавал ароэ майво тростниковую дудку и прядь своих волос. С этого момента ароэ майво считался воплощением сверхъестественной силы. Соплеменники верили, что дух умершего вселился именно в него. Каждого жеста «избранного», каждого его приказа боялись – ведь он воплощал волю покойного. 

Священным существом (имевшим, однако, демоническую сущность) у бороро считался аидже. Объяснить, что это за создание, крайне сложно. Европейские миссионеры после долгих расспросов выяснили, что аидже обитает в лесу, имеет огромный рост и грозный голос. После демонстрации картинок племени бороро местные жители указали на гиппопотама. Однако во время церемоний и празднеств аидже изображают гигантской многоножкой, покрытой перьями. 

О приближении аидже часто оповещали звуки сирены или труб. Происходило это в рамках особенных ритуалов, связанных с переселением душ. Если выражаться привычными нам словами, то аидже в некотором роде воплощал образ властителя потустороннего мира и некой пугающей силы, чудовища, обладающего человеческим разумом. 



1708975542.jpg 170.13 KB


О традициях бороро можно рассказывать ещё очень много, причём каждый аспект культуры этого народа интересен по-своему. Благодаря приверженности своим обычаям бороро сумели сохранить самобытность, хотя познали и войны, и времена ассимиляции. Сегодня этот немногочисленный народ продолжает своё существование, а исследователи стремятся лучше познакомиться с ним. Несомненно, бороро ещё найдут, чем поразить. 

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ