11 мар 2024 · 19:36    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1710174708.jpg", "filesize": 152865, "height": 408, "pic_id": 837653, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/03/11/1710174708.jpeg", "width": 604}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фольклор – это один из основных показателей развития общества. В нём, как в зеркале, отражаются все стороны жизни общества: развитие традиций, материальной и духовной культуры, положение отдельных слоев и классов в той или иной общественной иерархии; события, протекающие как автохтонно, так и носящие глобальный характер, а главное - отношения значительной массы людей к тем или иным событиям. Поэтому в фольклоре просто не могло не найти отражение такое важное историческое событие как Кавказская война 1817-1864 гг. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Любое фольклорное произведение, будь то былина, обрядовая или историческая песня, сказка или танец, проживая свою жизнь, не просто претерпевает видоизменения, но и кардинально меняет свою специфику. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Лезгинка, будучи изначально старинным и наиболее древним танцем в среде горских народов, приобрела в интересующий нас период в среде Терских и Кубанских казаков свой специфический оттенок. Так, лезгинка изначально, будучи горским танцем, в казачьей среде, где песенная традиция носила более важный характер, стала шуточной плясовой песней, с элементами казачьего боевого пляса. Сам по себе казачий боевой пляс родился в бою, и именно поэтому так четко передает движения шашкой во время боя. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во время Кавказской войны 1817-1864 гг. считалось проявлением высшей доблести исполнить боевой пляс, об этом говорит нам казачья поговорка времен Кавказской войны: «Пусть враг знает, пусть покой и сон потеряет!» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Помимо казачьего боевого пляса, казачья лезгинка или как ее еще называют «братина», имеет и характерный песенный оттенок. Эти напевы - дразнилки появились во время покорения Кавказа. Чеченцы, идя в бой, часто выкрикивали «Хорс-са», со временем казаки стали пересмешливо выкрикивать им в ответ «Ой-са ты Ой-са», как бы передразнивая и задевая за живое. В дальнейшем отдельные казачьи выкрики обрастали песенными шуточными дразнилками, типа: «Чечен молодой, а кинжал новый, у чечена бусы здоровы. Ой-ся, ты ой-ся, ты меня не бойся. Я тебя не трону, ты не беспокойся…» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Исторически казачество складывалось как целостный и неделимый живой и деятельный организм, мир сильных духом людей. Эта жизнь пограничная, жизнь служилых людей, обитающих рядом с кавказцами в условиях постоянной опасности. Поэтому казачья лезгинка была не только средством поднятия боевого духа, веры в победу, но и некой тренировкой военных сил казака. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Интересно, что практически в течение 20 лет после осады горы Гуниб, и проведения 26 августа на Кегерских высотах благодарственного молебна и смотра войск, а также отдачи Барятинским немногословного приказа по армии: «Шамиль взят. Поздравляю Кавказскую армию!» - песенная традиция исполнения казачьей лезгинки начинает видоизменяться. И превращается в казачью молитву, где казак подобно Шамилю молится на горе: «На горе стоял казак, он богу молился, за свободу, за народ низко поклонился. А еще просил казак правды для народа, будет правда на земле - будет и свобода…». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Именно пленение Шамиля нанесло решающий удар по мюридизму и положило конец организованному сопротивлению на северо-восточном Кавказе (разрозненные восстания происходили и в последующие годы), а также способствовало скорейшему завершению войны. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кроме танцевальных, известны варианты социально-бытовых песен с мелодикой традиционной наурской лезгинки. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таким образом, можно говорить о слиянии двух абсолютно разных культур, горской и казачьей. Взаимные влияния традиций этих народов друг на друга (как музыкально-певческие, так и танцевальные) известны уже с XVI в. Потому, когда мы говорим о культурных явлениях XIXв., это уже отражение многовековых культурных контактов. Знать и ценить общее и особенное в культурах разных народов – единственный путь установления мира и согласия не только на Кавказе, но и в более глобальном масштабе. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [3757, 3757]}
Комментарии 0