3
Обычаи на Руси | Паблико
26 подписчики

Обычаи на Руси


11 мар 2024 · 19:36    



1710174708.jpg 149.28 KB


Фольклор – это один из основных показателей развития общества. В нём, как в зеркале, отражаются все стороны жизни общества: развитие традиций, материальной и духовной культуры, положение отдельных слоев и классов в той или иной общественной иерархии; события, протекающие как автохтонно, так и носящие глобальный характер, а главное - отношения значительной массы людей к тем или иным событиям. Поэтому в фольклоре просто не могло не найти отражение такое важное историческое событие как Кавказская война 1817-1864 гг. 

Любое фольклорное произведение, будь то былина, обрядовая или историческая песня, сказка или танец, проживая свою жизнь, не просто претерпевает видоизменения, но и кардинально меняет свою специфику. 

Лезгинка, будучи изначально старинным и наиболее древним танцем в среде горских народов, приобрела в интересующий нас период в среде Терских и Кубанских казаков свой специфический оттенок. Так, лезгинка изначально, будучи горским танцем, в казачьей среде, где песенная традиция носила более важный характер, стала шуточной плясовой песней, с элементами казачьего боевого пляса. Сам по себе казачий боевой пляс родился в бою, и именно поэтому так четко передает движения шашкой во время боя. 

Во время Кавказской войны 1817-1864 гг. считалось проявлением высшей доблести исполнить боевой пляс, об этом говорит нам казачья поговорка времен Кавказской войны: «Пусть враг знает, пусть покой и сон потеряет!» 

Помимо казачьего боевого пляса, казачья лезгинка или как ее еще называют «братина», имеет и характерный песенный оттенок. Эти напевы - дразнилки появились во время покорения Кавказа. Чеченцы, идя в бой, часто выкрикивали «Хорс-са», со временем казаки стали пересмешливо выкрикивать им в ответ «Ой-са ты Ой-са», как бы передразнивая и задевая за живое. В дальнейшем отдельные казачьи выкрики обрастали песенными шуточными дразнилками, типа: «Чечен молодой, а кинжал новый, у чечена бусы здоровы. Ой-ся, ты ой-ся, ты меня не бойся. Я тебя не трону, ты не беспокойся…» 

Исторически казачество складывалось как целостный и неделимый живой и деятельный организм, мир сильных духом людей. Эта жизнь пограничная, жизнь служилых людей, обитающих рядом с кавказцами в условиях постоянной опасности. Поэтому казачья лезгинка была не только средством поднятия боевого духа, веры в победу, но и некой тренировкой военных сил казака. 

Интересно, что практически в течение 20 лет после осады горы Гуниб, и проведения 26 августа на Кегерских высотах благодарственного молебна и смотра войск, а также отдачи Барятинским немногословного приказа по армии: «Шамиль взят. Поздравляю Кавказскую армию!» - песенная традиция исполнения казачьей лезгинки начинает видоизменяться. И превращается в казачью молитву, где казак подобно Шамилю молится на горе: «На горе стоял казак, он богу молился, за свободу, за народ низко поклонился. А еще просил казак правды для народа, будет правда на земле - будет и свобода…». 

Именно пленение Шамиля нанесло решающий удар по мюридизму и положило конец организованному сопротивлению на северо-восточном Кавказе (разрозненные восстания происходили и в последующие годы), а также способствовало скорейшему завершению войны. 

Кроме танцевальных, известны варианты социально-бытовых песен с мелодикой традиционной наурской лезгинки. 

Таким образом, можно говорить о слиянии двух абсолютно разных культур, горской и казачьей. Взаимные влияния традиций этих народов друг на друга (как музыкально-певческие, так и танцевальные) известны уже с XVI в. Потому, когда мы говорим о культурных явлениях XIXв., это уже отражение многовековых культурных контактов. Знать и ценить общее и особенное в культурах разных народов – единственный путь установления мира и согласия не только на Кавказе, но и в более глобальном масштабе. 



1710174708.jpg 149.28 KB


Фольклор – это один из основных показателей развития общества. В нём, как в зеркале, отражаются все стороны жизни общества: развитие традиций, материальной и духовной культуры, положение отдельных слоев и классов в той или иной общественной иерархии; события, протекающие как автохтонно, так и носящие глобальный характер, а главное - отношения значительной массы людей к тем или иным событиям. Поэтому в фольклоре просто не могло не найти отражение такое важное историческое событие как Кавказская война 1817-1864 гг. 

Любое фольклорное произведение, будь то былина, обрядовая или историческая песня, сказка или танец, проживая свою жизнь, не просто претерпевает видоизменения, но и кардинально меняет свою специфику. 

Лезгинка, будучи изначально старинным и наиболее древним танцем в среде горских народов, приобрела в интересующий нас период в среде Терских и Кубанских казаков свой специфический оттенок. Так, лезгинка изначально, будучи горским танцем, в казачьей среде, где песенная традиция носила более важный характер, стала шуточной плясовой песней, с элементами казачьего боевого пляса. Сам по себе казачий боевой пляс родился в бою, и именно поэтому так четко передает движения шашкой во время боя. 

Во время Кавказской войны 1817-1864 гг. считалось проявлением высшей доблести исполнить боевой пляс, об этом говорит нам казачья поговорка времен Кавказской войны: «Пусть враг знает, пусть покой и сон потеряет!» 

Помимо казачьего боевого пляса, казачья лезгинка или как ее еще называют «братина», имеет и характерный песенный оттенок. Эти напевы - дразнилки появились во время покорения Кавказа. Чеченцы, идя в бой, часто выкрикивали «Хорс-са», со временем казаки стали пересмешливо выкрикивать им в ответ «Ой-са ты Ой-са», как бы передразнивая и задевая за живое. В дальнейшем отдельные казачьи выкрики обрастали песенными шуточными дразнилками, типа: «Чечен молодой, а кинжал новый, у чечена бусы здоровы. Ой-ся, ты ой-ся, ты меня не бойся. Я тебя не трону, ты не беспокойся…» 

Исторически казачество складывалось как целостный и неделимый живой и деятельный организм, мир сильных духом людей. Эта жизнь пограничная, жизнь служилых людей, обитающих рядом с кавказцами в условиях постоянной опасности. Поэтому казачья лезгинка была не только средством поднятия боевого духа, веры в победу, но и некой тренировкой военных сил казака. 

Интересно, что практически в течение 20 лет после осады горы Гуниб, и проведения 26 августа на Кегерских высотах благодарственного молебна и смотра войск, а также отдачи Барятинским немногословного приказа по армии: «Шамиль взят. Поздравляю Кавказскую армию!» - песенная традиция исполнения казачьей лезгинки начинает видоизменяться. И превращается в казачью молитву, где казак подобно Шамилю молится на горе: «На горе стоял казак, он богу молился, за свободу, за народ низко поклонился. А еще просил казак правды для народа, будет правда на земле - будет и свобода…». 

Именно пленение Шамиля нанесло решающий удар по мюридизму и положило конец организованному сопротивлению на северо-восточном Кавказе (разрозненные восстания происходили и в последующие годы), а также способствовало скорейшему завершению войны. 

Кроме танцевальных, известны варианты социально-бытовых песен с мелодикой традиционной наурской лезгинки. 

Таким образом, можно говорить о слиянии двух абсолютно разных культур, горской и казачьей. Взаимные влияния традиций этих народов друг на друга (как музыкально-певческие, так и танцевальные) известны уже с XVI в. Потому, когда мы говорим о культурных явлениях XIXв., это уже отражение многовековых культурных контактов. Знать и ценить общее и особенное в культурах разных народов – единственный путь установления мира и согласия не только на Кавказе, но и в более глобальном масштабе. 

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ