24 сен 2023 · 11:11    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В этой статье речь пойдёт о большом древнеславянском племенном объединении – КРИВИЧИ."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "КРИВИЧИ – это самоидентификация, т. е. самопределение народа по его вере. Мы до сих пор так мыслим, говоря про кого-то, он мусульманин, он христианин, он иудей или я старовер. Остаётся понять, кто такой КРИВ, потому что понятно – «ич», это словообразовательный суффикс…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так же как и в случае с Вятичами представлено множество версий по этимологии имени, но все они не убедительны. КРИВИЧИ так же, как и Вятичи, занимали огромные земельные территории, Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также в восточной Латвии, расселились восточные КРИВИЧИ. Западные КРИВИЧИ занимали земли современных восточной и северной Беларуси, а также южной Литвы и даже в современной восточной Польше находят топонимические следы Кривичской культуры, ну и конечно сегодняшняя Калининградская область – Восточная Пруссия."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Некоторые из авторов пытаются объяснить имя «КРИВИЧ» из верований и традиций этого племени, привязывают его к имени, но как позже выяснится к волховскому статусу, Криве – Кривейте. ВЕРСИЯ эта, в которой именование связано с верой и традициями народа Кривичей, не лишена оснований. В кого же верили Кривичи?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Из статьи Надежды Свирской «Кто же такие были кривичи?» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«…Главным Богом кривичей был Великий Велес - главный Бог иномирья, названий, напрямую связанных с именем этого Бога на Руси не счесть. Правда, пришедшие на земли Руси чужаки-христиане, а скорее всего ещё и раньше, когда с запада появились родственные, но уже потерявшие часть знаний (немцы-неведающие) племена западных славян, могучего Бога Велеса» опустили «до бога скотоводов и назвали» скотьим «богом Волосом, запустив тем самым путаницу в умах людей…» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Имя Крив традиционно этимологизируют из славянского слова кривой. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В. В. Иванов и В. Н. Топоров полагают, что родоначальник племени кривичей, именем связан с обозначением всего кривого и левого. Отметим, что кроме восточно-европейских известны кривичи п/острова Пелопоннес и острова Крит…». Что это, совпадение, случайность?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Попробуем разобраться."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В имени «КРИВИЧ» чётко прослеживается слог «КРИВ», однозначно соответствующий словам со смыслом «кривой». Некоторые исследователи пытаются объяснить его посредством иностранных языков. Например, через древнегреческий язык, прибалтийские или фино-угорские языки, даже не пытаясь обратиться к древним славянскому или русскому языку. И всё-таки, по моему мнению, искать нужно в древнеславянском языке."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Племя – то, всё – таки славянское."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Посмотрим и осмыслим, что предлагает нам древний русский язык."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Был в нашей истории талантливый, славный адмирал, президент РАН Шишков А. С., написавший «Славяно-русский корнеслов». Посмотрим его. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Из «Славяно-русского корнеслова», глава «Дерево слов, стоящее на корне КР, ГР, ХР»:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«… Корчить, крючить, крутить, КРИВИТЬ. Кора при плетении сгибается; она же, брошенная в огонь, сжимается; корень никогда не бывает прям, но всегда несколько согнут..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "... Это дало повод произвести слова, означающие потерю прямизны.» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот некоторые из них:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«…КУРЮ. Произведено тоже от имени кора, поскольку она легче возгорается, нежели дерево. Дым от зажженной коры подал повод говорить, курится. Ниже приведено слово кур, из этого же семейства, значащее кривизну; ибо дым или курение всегда ВЬЁТСЯ вверх КРИВОЙ чертой.» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«…КОРОЧУ, делаю коротким, укорачиваю, сокращаю. Происходит от того же уподобления с корою. Что значит кручу, как не корочу, или укорачиваю! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "…Когда крутят (ВЬЮТ) веревку или канат, волокна его уменьшаются в длине. Следовательно, кручение есть купно и укорачивание. Когда кора, брошенная в огонь, корчится, то она и укорачивается. Итак, ясно, что короткость или краткость точно так же происходит от этого корня.»"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«…СКОРА, ШКУРА. Человек, находя сходство между корою дерева и звериною кожей (ибо она также покрывает зверя и также может быть с него сдираема), для отличия от слова кора, прибавив букву, назвал ее скора или шкура, и произвел ветви скорняк, скорнячить…» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«…КОРЕНЬ. Без всякого сомнения, произведено от слова кора; поскольку вещь, называемая корнем, есть не что иное, как та же самая кора, уходящая в землю и там пускающая от себя множество отраслей…» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К чему это всё? К тому, что основное свойство бога Велеса – Волоса проявляется в его свойственных действиях: вертеть, вить, гнуть, крутить, крючить, КРИВИТЬ. В нашей славянской мифологии он представлен как бог – «оборотень», превращающийся, вертящийся, крутящийся, кривящийся. Волос – Велес, по основному мифу упорядочил Хаос, заставив мир вращаться, таким образом, создав Космос, т. е. «упорядоченное пространство», в переводе с древнегреческого языка. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Календарь это тоже вращение и повторение циклов, это «колесо времени», которое вращает Волос-Велес или его образ Дракон, как у этрусков. Все наши основные календарные праздники связаны с именем Волоса – Велеса, какое название они бы сейчас не носили."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20230924_110837.jpg", "filesize": 500552, "height": 500, "pic_id": 708908, "url": "/files/article_image/2023/09/24/IMG_20230924_110837.jpeg", "width": 520}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это есть Коловращение, символом которого является Коловрат-Свастика. Многие уверены, что КОЛОВРАТ это символ Солнца. Здесь нет противоречия. Календарь это и есть повторение циклов Солнца."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«…По мнению академика Б. А. Рыбакова, в старину на Руси медведя называли – Вер, он же Бер. Однако лингвисты и мифологи отвергают такую трактовку этимологии слова, но А. Л. Баркова считает корень «Вер», основой для табуированной формы названия зверя, характерной для Всей Европы…». Древний славянский корень ВЕР связан с основным свойством Велеса – Волоса: вертеть, вращать, преобразовывать, оборачиваться, корчить, крючить, крутить, КРИВИТЬ, вить, гнуть…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Волос связан с таким явлением как ВЕТЕР. Ветрами в древние времена называли всё, что вертится, вращается, дышит… Дыхание это тоже ВЕТЕР. Человек начинает жить в этом мире, сделав первый вдох после рождения. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Смерть приходит к человеку с последним выдохом, который символизирует маска смерти с высунутым языком. У древних греков это маска Горгоны Медузы, а у этрусков атрибут образа бога Волоса – Менеоки-Акоенема. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Повезло найти интересную лингвистическую статью о взаимосвязи древних русских корней."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Из статьи: «Закономерности семантического развития дериватов праславянских корней, со значениями ‘гнуть’, ‘вертеть’, ‘вить’ (на материале говоров Русского Севера)» …"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Справка: «…Семантическое развитие это форма изменения языка, связанная с эволюцией словоупотребления, обычно до такой степени, что современное значение отличается от первоначального…» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "…Например, мы уже никак не связываем между собой слова «гнуть», «вертеть», «вить», «кривить», хотя они имеют общее происхождение. «Кр_и_вить», можно трактовать с древнего славянского языка словосочетанием как «кору вить», или «корень вить» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«…Таким образом, общие значения могут появиться как на основе"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "сходных базовых сем, так и в результате реализации различных номина-тивных признаков. Представим перечень значений, объединяющих:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1) все три группы гнезд (‘гнуть’, ‘вертеть’, ‘вить’); "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "2) две группы гнезд (попарно - ‘гнуть’ - ‘вертеть, ‘гнуть’ - ‘вить’, ‘вертеть’ - ‘вить’);"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "3) различные типы базовых гнезд внутри одной группы (внутри группы «гнутья» - ‘гнуть’ и ‘клонить’; внутри группы «верчения» - ‘вертеть’ и ‘крутить’; внутри группы «витья» - ‘вить’, ‘вязать’, ‘плести’). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Н. В. Гайинова. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Оказывается и современные лингвисты всё это изучают, но как говорила С. В. Жарникова: «…каждый из них сидит в своей «норке» и копает свои исследования…» и никак не хотят связать свои знания с нашей, славянской мифологией и верованиями. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20230924_110847.jpg", "filesize": 174163, "height": 488, "pic_id": 708909, "url": "/files/article_image/2023/09/24/IMG_20230924_110847.jpeg", "width": 221}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И напоследок заглянем в семейство Волоса-Велеса, и посмотрим на имена его детей: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1. \tБраг - «поэт», «лучший», «главный», также сравните с русским «брага». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "2. \tМороз, он же дед Мороз, Морозко это персонофикация, или как ещё говорят, ипостась бога Велеса зимнего (не весеннего)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "3. \tТроян. (иногда встречается написание имени Траян) – славянский Бог Знахарства и Траволечения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "4. \tТур. Тур это Бык. Бык – олицетворение мощи самца и плодородия. Быки есть у многих рогатых: у оленей, у лосей, у буйволов, и конечно у говяды… На этрусских зеркалах, есть изображения образа Велеса, Менеоки – Акоенема, изменяющегося бога. (см. рисунок выше)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На его одежде, как атрибут, изображена маска, рогатая маска Дракона, с двумя рогами сверху и рогом на носу, это явно не бык говяды. Маска расположена внизу живота, намекая на мужскую силу и мощь плодородия…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "5. \tЯрила. – образ плодородия, молодой яри, оплодотворяющий, отмыкающий, пробуждающий землю росой-семенем. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "6. \tКрив "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "О КРИВЕ хотелось бы написать более подробно. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Из статьи «КРИВИЧИ» Владислава Кондратьева:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«…В связи с мифом о борьбе бога-громовника (Индры) с неким Криви (क्रिवि krívi m.) «…В гимне 17-ом II-ой мандалы Ригведы, обращённом к Индре, упоминается персонаж по имени Криви. Т. Я. Елизаренкова поясняет, что “Криви, krívi- (санскритское क्रिवि) – это имя змеевидного демона, побеждённого Индрой; в более поздний период название народа, тотемом которого мог считаться Криви…” …Думается, учитывая значение индо-арийского क्रिवि, krívi т. е: облако; родник, источник; ёмкость для жидкости, – можно предложить другую этимологию: славянское Кривъ производно от индо-европейского корня * (s) krei - ‘КРУЖИТЬ, НОСИТЬСЯ КРУГАМИ, летать, парить, ’ откуда праславянское *kri -, c суффиксальным – dlo, и дало слово *kridlo, совр. русск. крыло) …». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дракон, в которого обращался Велес, мог летать, у него были крылья, и носил этот образ имя Макос. Подобно тому, как парящее облако क्रिवि krívi также имеет значение родник, источник, а также и кожаный мех для воды, так же и в славянских языках этот корень – *kri- связан с лексикой, опосредующей понятия родник, источник, а также и сосуд – это *krina/*krinъ, далее *krinica ‘ родник, колодец’…». В славянской мифологии Змей (змеи), всегда связывались с водой. Вода это жизнь… "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В природе вода находится либо под землёй, проявляясь родниками, ключами, реками; либо в небе, в тучах, проявляясь дождями и грозами. Поэтому и Змеи были то небесными, то подземными. Поэтому, вероятнее всего, и появился образ крылатого Змея, того самого Криви, обитающего в стихии небесной, в тучах, и в стихии водной на Земле или под землёй…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ещё необходимо отметить, что наш единый бог Волос-Велес в славянской мифологии всегда ассоциировался с Великим Змеем – Великим Полозом, умеющим летать. В глубокую старину, до реформ русской азбуки, очень вероятно, что именование Полоз писалось как Фолос или Волос. Этимологически всё доказуемо."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Справка: ПО́ЛОЗЫ, настоящие полозы, род змей семейства ужовых. Тело (длиной от менее 50 см до 2, 5 м) стройное, с длинным хвостом. Стараются держаться ближе к воде."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот и замкнулся круг, Владислав Кондратьев, также пришёл к выводу, что «…славянское Кривъ производно от индо-европейского корня * (s) krei- ‘КРУЖИТЬ, НОСИТЬСЯ КРУГАМИ…», сопоставимо с моей версией: КРИВ, это крутиться, КРИВИТЬСЯ, вращаться, гнуться, вертеться, извиваться… Две независимые исследовательские версии показали одинаковый результат. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "…В курганах кривичей находят украшения и оружие с символом змеи, они изображались на священных камнях этого племени. Даже в XVI веке особое отношение к этим животным зафиксировал на территориях Беларуси австрийский путешественник Сигизмунд Герберштейн в своих «Записках о Московии»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вывод из всего выше изложенного очень короток: Криве есть ни кто иной, как образ бога Волоса – Велеса, летающий Змей, почитаемый Кривичами, как и многие славянские племена были почитателями других образов или свойств бога Велеса-Волоса… Кто-то почитал образ Медведя, прижившегося больше у восточных славян; кто-то образ Волка, как западные славяне – вильцы, велеты, лютичи; другие почитали образ вещего Ворона: чёрные вороны — пожалуй, не только одна из главных легенд, но и важный символ современного лондонского Тауэра; кто-то почитал образ Дракона или Змея, как древние кривичи и современные китайцы; а кто-то почитал образ Трояна – как знаменитые троянцы…"}], "attributes": []}], "selectedRange": [7421, 7421]}
Комментарии 0