14 фев 2024 · 18:20    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1707923793.jpg", "filesize": 102404, "height": 453, "pic_id": 821771, "url": "/files/article_image/2024/02/14/1707923793.jpeg", "width": 604}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Гостиница для альпинистов “Приют одиннадцати” многие годы была настоящим символом Приэльбрусья. Выстроенная на высоте 4130 метров над уровнем моря на юго-восточном склоне Эльбруса, она была самой высокогорной в СССР. Здесь даже в разгар лета владычествовала зимняя стужа. Тем поразительнее среди торосов и льдов было видеть металлическое строение, похожее на коcмический корабль пришельцев. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Автор проекта и руководитель строительства «Приюта 11-ти» и автодороги «Терскол-Ледовая база» на Эльбрусе - инженер, альпинист Николай Михайлович Попов. Любовь к горам ему привил отец, профессор МГУ М. Н. Попов. Младший Попов впервые попал горы в 16-летнем возрасте. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1707923796.jpg", "filesize": 127510, "height": 409, "pic_id": 821772, "url": "/files/article_image/2024/02/14/1707923796.jpeg", "width": 604}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Строительство гостиницы началось весной 1938 года. Это была настоящая «народная» стройка."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Между «Ледовой базой» (так назвали место окончания дороги) и старым «Приютом 11-ти» навели надежные мосты через ледниковые трещины, и по вечным снегам потянулись караваны с различным строительным грузом. На чем только не везли грузы, здесь были обычные русские сани с подсанками, на которых лошади перевозили длинные детали, быки тащили волоком тяжелые бревна, и маленькие ишачки под вьюком, и люди несшие грузы, которые по разным причинам нельзя было иначе доставить наверх. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1707923798.jpg", "filesize": 91997, "height": 379, "pic_id": 821773, "url": "/files/article_image/2024/02/14/1707923798.jpeg", "width": 604}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "График движения был выбран необычным – начиная с самого раннего утра все, что могло двигаться, устремлялось наверх до тех пор, пока утреннее солнце на распустит накатанную снежную дорогу. Днем все отдыхали, принимали пищу, дожидаясь ночных морозов, которые быстро сковывали «раскисшую» за день дорогу и все снова отправлялись наверх в сторону стройплощадки. Этот график оказался самым надежным, что позволило очень скоро приступить к возведению самих зданий. Для перевозки грузов пытались использовать трактор, но первый же «железный конь» провалился в трещину, и пришлось отказаться от такого варианта транспортировки грузов. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К осени здания жилого корпуса, дизельной и котельной были практически готовы. Их формы вызывали у строителей недоумение и восхищение одновременно. Здание напоминало дирижабль (сказывался опыт Н. М. Попова в строительстве дирижаблей) или кузов огромного автобуса. Верхняя часть зданий была скруглена, чтобы надежно противостоять мощным зимним (да и не только – зимним) ветрам и штормам. Для ветронепроницаемости они были обиты листами оцинкованного железа. Основной корпус гостиницы овальной формы имел три этажа. Первый из дикого камня, второй и третий — каркасного типа из деревянных деталей. Для утепления по всему периметру зданий под листами железа прокладывались специальные теплоизоляционные плиты.. На покатых боках не накапливался снег. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Санная дорога прекратила свое существование глубокой осенью после того как ее засыпали осенние снегопады. Отделка внутренних помещений продолжалась до глубокой зимы, и только суровые морозы заставили прекратить работы и увести вниз всех рабочих. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Осень 1939 года стала радостным событием для всех работников, принимавших участие в строительстве комплекса – гостиница приняла первых посетителей. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На первом этаже находились кухня, душевые комнаты и складские помещения. На 2 и 3 этажах были жилые помещения. Комнаты своими формами и оборудованием очень напоминали каюты кораблей, это подчеркивали и откидные двух ярусные полки вагонного типа. Комнаты были рассчитаны на 2-8 человек. Для хранения личных вещей и снаряжения имелись рундуки. Стены и потолки отделаны линкрустом, паркетные полы покрыты лаком. Под потолком светили люстры, работал водопровод, центральное отопление и канализация."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На 2-м этаже была оборудована просторная столовая, одновременно принимавшая 50 человек. Имелась кремлёвская «вертушка», баня (разрушена во время Великой отечественной войны). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Одним словом, по мнению специалистов, гостиница по комфортабельности напоминала первоклассный отель большого города. А один из его первых посетителей в шутку назвал его «Отель над облаками». В дальнейшем это меткое название так и прижилось. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первыми жильцами нового «Приюта 11-ти» стали сотрудники Эльбрусской экспедиции АН СССР, занимавшие почти половину 3-го этажа. Там же были оборудованы и научные лаборатории. На этом же этаже были комнаты для иностранных альпинистов. И в дальнейшем на первом этаже «Приюта» располагались альпинисты, на втором — инструкторы и спасатели, на третьем — учёные. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В годы Великой Отечественной войны в гостинице хозяйничала печально известная группа “Эдельвейс”. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "28 сентября 1942 года у «Приюта» состоялся бой между спецподразделением НКВД и немецкими горными егерями. Бой завершился поражением сил НКВД. Гостиница была разорена. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После войны"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Каждый, кто шел покорять вершину Эльбруса, останавливался на ночлег в “Приюте одиннадцати”. В “кают–компании” царила неповторимая атмосфера. Альпинисты гоняли чаи из трехлитровых банок, делились друг с другом карабинами и теплыми носками. А в ночь, надев “кошки”, отправлялись в темноту, чтобы часов через десять подойти к вершине. Все те, чьи жизни забрал Эльбрус, тоже проходили через “отель над облаками”. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Для альпинистов это было культовое место. В небольшую в общем-то постройку могли втиснуться до двухсот человек. Альпинисты спали и между койками и в коридорах на полу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Местом сбора альпинистского содружества была столовая, которая размещалась на втором этаже. На высоте, при дефиците кислорода, вода начинала кипеть при температуре 85 градусов, приготовить пищу было непросто. Яйцо, к примеру, необходимо было “греть” до готовности не меньше 30 минут. Настоящим десертом считался хлеб, подсушенный на электрической плитке. Его посыпали солью и перцем. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В “Приюте одиннадцати” собирался странный, “брезентовый” народ. Пуха, флиса, синтепона в 60-е годы не было. Собираясь на штурм вершины, альпинисты шили штормовки и брали с собой пару толстых джемперов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Стену в столовой украшала подробная карта Приэльбрусья, трофейная, немецкая. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Из окон самой высокогорной столовой Европы были видны прекрасные вершины Кавказских гор, которые вдохновили Юрия Визбора на написание своего произведения “Завтрак с видом на Эльбрус”. Эта книга, как музейная реликвия, лежала около печки, альпинисты перечитывали ее перед восхождением."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Альпинисты выходили на маршрут к вершине Эльбруса через третий этаж, там находился запасной выход. Перед выходом тщательно проверяли снаряжение."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А на обратном пути, возвращаясь “в суету городов и в потоки машин”, восходители вновь останавливались у стен “Приюта одиннадцати”."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1998 году из–за неосмотрительного обращения с огнем практически бесхозный «Приют» был уничтожен пожаром. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "База сгорела передположительно из-за невнимательности приезжих венгерских альпинистов, которые перекачали бензиновый примус. Примус вспыхнул, гости схватили бутыль – вроде бы с водой - а в ней оказался чистейший спирт. Весть о пожаре была воспринята альпинистами, как новость о смерти товарища-напарника по связке. На реставрацию гостиницы нужны были огромные деньги. Старое сгоревшее здание было полностью разобрано. По состоянию на 2013 год строительство нового здания гостиницы ведется."}], "attributes": []}], "selectedRange": [6974, 6974]}
Комментарии 0