13 янв 2024 · 08:22    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1705123217.jpg", "filesize": 107614, "height": 604, "pic_id": 798529, "url": "/files/article_image/2024/01/13/1705123217.jpeg", "width": 442}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В марте 1958 года американский журнал Life опубликовал большую статью о кризисе в образовательной системе Соединенных Штатов. В качестве примера были выбраны двое школьников - Алексей Куцков из Москвы и Стивен Лапекас из Чикаго. Корреспонденты журнала целый месяц ходили за парнями по пятам, наблюдали как учатся, чем интересуются, что читают, как проводят время после уроков."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Результаты исследования потрясли Америку."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Они никогда не виделись и даже не писали друг другу писем. Алексей Куцков вырос в Москве, Стивен Лапекас - в Чикаго. Их судьбы пересеклись лишь однажды, когда обоим было по 16 лет. Советскому и американскому школьникам суждено было представлять свои державы в одном из эпизодов исторического соревнования СССР и США - чья система образования лучше."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эксперимент был проведен американским журналом Life."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Итак февраль 1958 года, Москва, будни обычного советского школьника 10 класса школы №49"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Алексей Куцков до сих пор не знает, почему выбор пал именно на него. Отец погиб на фронте, мать - инженер, настояла на занятиях музыкой, купила пианино. В 12 лет записался в конькобежную секцию в ЦСКА, а через некоторое время выбрал волейбол. Играл за команду мальчиков, юношей и сборную Москвы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Алексей уже и не помнит, как звали американских гостей, которые провели с ним весь февраль 1958 года."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Им было где-то за 30, но мне, 16-летнему, они казались людьми в возрасте. Оба высокие, наверное, под метр восемьдесят пять, и выглядели респектабельными джентльменами. Во всяком случае, мне тогда джентльмены представлялись именно такими. Все время ходили в хороших строгих костюмах с галстуками. Ни о какой дружбе между нами не было и речи. Весь месяц «исследователи» питались в ресторанах, но меня с собой не пригласили ни разу. Не было ни подарков, ни сувениров, ни пресловутой жвачки. Возможно, это входило в условия эксперимента: все должно было быть как всегда... Вообще-то дотошными они были ребятами. Но и воспитанными - если я говорил: сюда я пойду один, не приставали с уговорами. Например, они ни разу так и не побывали у меня дома, хотя очень хотели. У меня тогда болел дедушка, и я сказал: ко мне нельзя. Посокрушались, но не настаивали... Каждое утро они поджидали меня в школе. Сидели на уроках, на переменах, правда, оставляли в покое. А после уроков мы вместе ехали куда-нибудь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "О том, что точно такое же исследование проводилось и в американской школе, что был некий «подопытный» Стивен Лапекас, я узнал уже потом, когда мне подарили номер журнала «Лайф»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А в это время в Америке в том же феврале 1958 года в Чикаго жил обычный паренек Стивен Лапекас. И жил он как и миллионы обычных американских подростков"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После выхода номера на бедного Стивена полетели все шишки. Сомнительная слава «танцующего мальчика» ничего не знающего кроме рок-н-ролла сильно испортила ему жизнь. С тех пор он больше не общается с журналистами..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Итоги"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Программа исследования, критерии для сравнения двух систем образования составлялись американцами. Они хотели выяснить, что Америка и СССР подразумевают под «хорошим средним образованием». Сравнивали набор изучаемых в школах предметов; отношение к занятиям учеников; книги, которые они читают, как проводят свободное время. Результаты исследования были опубликованы в журнале 24 марта 1958 года и совершенно потрясли Америку."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Выяснилось, что хотя Алексей и Стивен ровесники, Алексей как минимум на 2 года опережает американца по образованности."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Стивен изучает английский, американскую историю, геометрию и биологию. Для него самый сложный предмет - геометрия, поэтому его матери приходится платить 4 доллара за час дополнительных занятий в неделю. Список предметов у Алексея намного больше, и по всем он одинаково хорошо успевает."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Алексей читает Шекспира и Шоу, а Стивен только закончил приключенческую книгу Стивенсона. И вообще, подчеркивают авторы эксперимента, в американских школах ученики предпочитают не читать литературные произведения целиком, а ограничиваются рецензиями. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В советской же школе это недопустимо. Оба юноши активно занимаются спортом. Стивен 11 часов в неделю плавает в бассейне. Алексей ходит в волейбольную секцию три раза в неделю и еще пять раз в неделю занимается музыкой. Стивен каждый день встречается со своей подругой, любит бывать на вечеринках и танцевать рок-н-ролл. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У Алексея же почти нет свободного времени, а отношения с девушками явно отстают от американского стандарта. Стивен общительный, с чувством юмора, лидер во всех школьных мероприятиях. Алексей трудолюбивый, целеустремленный, даже агрессивный. Стивен легкомысленно относится к учебе, хотя собирается поступать в колледж. Но он знает, что это не гарантия его успеха в жизни. Для Алексея на первом месте оценки в школе, он серьезно настроен поступить в институт и уверен, что именно от этого зависит его дальнейшая судьба."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Советская школа, подчеркивали исследователи, уделяет большое внимание фундаментальным научным предметам - химии, математике, физике, астрономии, но у Алексея хорошая подготовка и по литературе и языкам. Есть, правда, проблемы с историей, но отнюдь не по вине ученика: после смерти Сталина школьный курс переписывается, и экзамен по современной истории пока отменен. И вообще в России и Восточной Европе у детей больше резона учиться. В СССР ученые и инженеры - представители новой аристократии, и единственный путь влиться в ее ряды - это образование."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "... Выводы из эксперимента Америка сделала. Хотя подошла к делу по-своему, по-американски прагматично. Нищих учителей в США не стало, а школ стало больше. Администрация запустила программу поддержки наиболее способных учеников - им выделялись стипендии. Словом, американская школа забыла о бедности. Но тогда, в 1958 году, случилось еще кое-что: американцам дали понять, что в соревновании с СССР дело придется иметь с новым и образованным поколением советских людей, за которыми придется тянуться и от которых непросто будет не отстать. И этот урок преподал им десятиклассник Леша Куцков."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Жизнь после эксперимента"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Стивен Лапекас предпочитает больше не общаться с журналистами, не вспоминать тот злополучный месяц из своей жизни в 1958 году."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что было после школы? Окончил университет штата Иллинойс по специальности «физкультура». Потом учился в военном колледже, 5 лет служил в армии, 8 месяцев провел во Вьетнаме. Уйдя на гражданскую службу, Лапекас стал работать в американской авиакомпании Trans World Airlines (TWA). В течение 30 лет он был в ней пилотом. Еще «на счету» Лапекаса двое детей от первой жены, двое - от второй и два внука. В России не был и не собирается."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Алексей Куцков окончил школу серебряной медалью. Но она не пригодилась - в Московский авиационно-технический институт он поступал в тот год, когда с серебряной медалью вместо одного экзамена пришлось сдавать все. Но при конкурсе 17 человек на место поступил легко."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Куцкова распределили на работу в Шереметьево, где тогда находилась авиационно-техническая база полярной авиации. В 26 лет он уже был замом главного инженера этой базы, летал в Тюмень и на Северный полюс."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Приказом министра в 1974 году был направлен на работу в Госавианадзор. В этой организации, следившей за безопасностью полетов, Куцков проработал до 1991 года, дослужившись до начальника управления по расследованию и профилактике авиационных происшествий. За 20 лет работы Куцков лично расследовал более 60 авиационных происшествий и инцидентов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Мне, конечно, хотелось бы как-нибудь увидеться со Стивеном, поговорить с ним. Но сначала я не знал, где его искать. Потом, когда по работе бывал в Америке, попросил знакомых свести нас. Но Лапекас от встречи отказался. Я же не стал настаивать."}], "attributes": []}], "selectedRange": [1, 1]}
Комментарии 0