29 сен 2023 · 15:05    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Микаэл Таривердиев", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "29-i-30-konkurs-im.-tariverdieva-1.jpg", "filesize": 189461, "height": 500, "pic_id": 713060, "url": "/files/article_image/2023/09/29/29-i-30-konkurs-im.-tariverdieva-1.jpeg", "width": 1000}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фильм «Семнадцать мгновений весны» принёс композитору Микаэлу Таривердиеву невероятную славу - и невероятные страдания."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Когда Татьяна Лиознова позвонила ему с предложением сочинить музыку к фильму по сценарию Юлиана Семёнова, Таривердиев уже работал над картиной Вениамина Дормана «Судьба резидента». Ещё один фильм про шпиона? - поморщился он."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Татьяна Лиознова", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "ТатьянаЛиознова.jpg", "filesize": 214848, "height": 1080, "pic_id": 713061, "url": "/files/article_image/2023/09/29/%D0%A2%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B0%D0%9B%D0%B8%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0.jpeg", "width": 1920}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я понимаю, почему Таривердиев не сразу согласился писать музыку. Он не мог себе представить, как ему, с его лирическим дарованием, найти место в этом остросюжетном фильме. Но я не случайно обратилась именно к Таривердиеву. Я хорошо знала его музыку, любила её, она привлекала меня своей удивительной проникновенностью, щемящей нежностью. Мне были знакомы взгляды Таривердиева на роль музыки в кино, ведь я была слушательницей его лекций во ВГИКе. И мне нужен был именно такой композитор, который не шёл вслед за материалом, а силой своей индивидуальности, своего мироощущения привнёс бы в картину то, чего ни я, ни оператор, ни актёры не смогли бы выразить\", - рассказывала Татьяна Лиознова."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Прочитав сценарий, Таривердиев действительно заинтересовался, увидев богатые возможности для музыки - ведь впервые на советском телевидении планировали такой продолжительный сериал."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Вячеслав Тихонов в фильме \"Семнадцать мгновений весны\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "w1500_62352.jpg", "filesize": 159990, "height": 768, "pic_id": 713063, "url": "/files/article_image/2023/09/29/w1500_62352.jpeg", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Он стал искать ключ к главному герою - каково его главное чувство? Таривердиев решил, что это тоска по дому:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Может быть, я и не прав, но ведь я разведчиком не был. А что такое тоска по дому? Это тоска по людям, по небу, своему небу?.. Ведь небо везде разное... Оно другого цвета, оно вызывает другие ощущения. И вот я сделал эту тоску. Не по берёзке, а по небу. По российскому небу»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Кадр из фильма \"Семнадцать мгновений весны\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "17мгновений.jpg", "filesize": 53015, "height": 720, "pic_id": 713072, "url": "/files/article_image/2023/09/29/17%D0%BC%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9.jpeg", "width": 1280}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так Микаэл Таривердиев предложил не только музыкальное, но визуальное решение - небо. Первые ноты - повторяющиеся, сдвоенные, словно человек присел к роялю и задумчиво нажимает клавиши. Небо, журавлиный клин... Этой ностальгической темой открывается фильм, она же звучит в «Песне о далёкой родине» - Боль моя, ты покинь меня... \""}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Вячеслав Тихонов в фильме \"Семнадцать мгновений весны\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "sl1-2(133).jpg", "filesize": 188340, "height": 1202, "pic_id": 713077, "url": "/files/article_image/2023/09/29/sl1-2133.jpeg", "width": 1600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А затем в виде фортепианной прелюдии разворачивается полностью во время встречи Штирлица с женой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Кадр из фильма \"Семнадцать мгновений весны\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "17-mgnovenij-vesny2.jpg", "filesize": 61235, "height": 523, "pic_id": 713079, "url": "/files/article_image/2023/09/29/17-mgnovenij-vesny2.jpeg", "width": 746}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В сценарии этого эпизода не было, сделать эту сцену решила сама Лиознова. О подобных встречах во время съёмок рассказали консультанты картины."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Сопровождающий просит посмотреть вправо, только незаметно, и она видит мужа. Малейшая реакция может стоить ему жизни. Когда мне рассказали о таких встречах, меня это просто потрясло. И я написал музыку. Восьмиминутную прелюдию»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эпизод по кинематографическим меркам получился беспрецедентным. Восемь минут - ни одного слова, ни звука. Только глаза героев - и музыка."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Вячеслав Тихонов и Элеонора Шашкова в фильме \"Семнадцать мгновений весны\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "встречаштирлицасженой.jpg", "filesize": 145774, "height": 447, "pic_id": 713080, "url": "/files/article_image/2023/09/29/%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%88%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0%D1%81%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B9.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«По всем киношным стандартам, это должно быть бесконечно скучно, это просто невозможно, и по идее должно было быть сокращено метров до двадцати. Лиознова оставила двести пятьдесят и выиграла партию. Этот эпизод получился одним из самых сильных», - писал в своей книге Таривердиев."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но в «Семнадцати мгновениях весны» есть и ещё одна волшебная мелодия: нежная, трогательная и очень светлая, исполненная надежды и стремления к свободе - тема Дороги. Она чаще всего звучит, когда Штирлиц один едет в машине."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Кадр из фильма \"Семнадцать мгновений весны\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "штирлиц в машине.jpg", "filesize": 66216, "height": 720, "pic_id": 713085, "url": "/files/article_image/2023/09/29/%D1%88%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BB%D0%B8%D1%86_%D0%B2_%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B5.jpeg", "width": 1280}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Все мелодические темы фильма сходятся в кульминационной оркестровой композиции, когда Штирлиц и Кэт едут к границе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Екатерина Градова и Вячеслав Тихонов в фильме \"Семнадцать мгновений весны\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1118602703_0_0_2817_1586_1920x0_80_0_0_fbd6da76bb62d379a99e34be5c236944.jpg", "filesize": 228644, "height": 1080, "pic_id": 713086, "url": "/files/article_image/2023/09/29/1118602703_0_0_2817_1586_1920x0_80_0_0_fbd6da76bb62d379a99e34b_wG0MrP0.jpeg", "width": 1920}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фильм имел оглушительный успех, и поначалу популярность имела множество приятных моментов: так, Юрий Андропов (по словам Веры Таривердиевой, это устроил Юлиан Семёнов) подписал создателям фильма пропуска, по которым можно было останавливать и парковать машину где угодно:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Микаэл Леонович с удовольствием включился в эту игру и даже как-то ради эксперимента остановил машину на Красной площади. И был в восторге, что это удалось», - пишет Вера Таривердиева в книге «Биография музыки»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А потом в Союз композиторов пришла телеграмма:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Поздравляю с успехом моей музыки в вашем фильме. Франсис Лей»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Имелась в виду композиция Лея «История любви» - она, как и главная мелодия «Семнадцати мгновений весны», начинается с очень характерного интервала. Две первые ноты - на этом их сходство заканчивается. Даже ритм разный. Кроме того, Таривердиев написал свою музыку раньше, просто фильм «Семнадцать мгновений весны» снимался в течение трёх лет и вышел на экраны позже картины с музыкой Лея."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Издательство «Музыка» даже предложило напечатать ноты Таривердиева и Лея рядом, чтобы было очевидно, что между их мелодиями нет ничего общего."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но Микаэл Таривердиев был потрясён: его музыку всегда называли очень узнаваемой и оригинальной - а теперь он вынужден объясняться и оправдываться. Его песни перестали транслировать по радио и телевидению, перестали приглашать на телевидение его самого. Коллеги отвернулись, за спиной судачили недоброжелатели."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Радость от успеха фильма была перечёркнута. Таривердиев решил докопаться до истины и стал искать способ связаться с Франсисом Леем. Помог Отар Тенеишвили, представитель «Совэкспортфильма» в Париже. Он нашёл французского композитора и зачитал ему текст телеграммы. Лей удивился и возмутился. И прислал официальный ответ:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Франсис Лей заявляет, что он никогда не посылал телеграмму в Союз композиторов в Москве. 30 октября 1973 г.» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После чего «телеграммой» занялись в милиции: оказалось, что автор текста напечатал его на пишущей машинке с латинским шрифтом, вырезал слова, наклеил на международный бланк, взятый на Центральном телеграфе (ну точно как в «Собаке Баскервилей», только там слова вырезали из газеты - «Передовицу» Таймс «ни с чем не спутаешь» (с)) и принёс в Союз композиторов. Благо идти недалеко."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Говорят, что это сделал Никита Богословский. Вообще, похоже. Но недоказуемо», - разводил руками Таривердиев."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "История длилась три месяца, но последствия остались на всю жизнь. Таривердиев был не просто оскорблён подозрениями, он был поражён поведением коллег и публики, тем, как все вокруг смаковали эту историю. Он верил, что музыка пробуждает в людях самое лучшее. Но на каждом концерте из зала приходили записки с вопросами типа: «Правда ли, что Советское правительство заплатило сто тысяч долларов штрафа за то, что вы украли музыку?» В своей книге Таривердиев, рассказывая эту историю, написал: «С тех пор не люблю публику». И постепенно отказался от концертных выступлений."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С Татьяной Лиозновой отношения тоже испортились надолго. Она хотела быть указанной в титрах как соавтор сценария картины - и действительно, какие-то сцены были переделаны основательно. Но Юлиан Семёнов «встал на дыбы- не из-за денег, из принципа». Они обратились к Таривердиеву как к третейскому судье. Тот был в хороших отношениях с обоими, но сказал: «Таня, ты не права». Хотя при этом считал, что «какая-то правда, конечно, была и на её стороне. Нет сценариев, которые снимаются один в один. Режиссёр всегда что-то добавляет»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Лиознова пришла в ярость. Поставила фамилию Таривердиева в титрах после фамилии звукорежиссёра. И вычеркнула его из списка участников фильма, выдвинутых на Государственную премию РСФСР."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Чуть позже, впрочем, Таривердиев получил Государственную премию СССР - за музыку к фильму Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Благодарю за внимание! Подпишитесь, чтобы не пропустить новые публикации!"}], "attributes": []}], "selectedRange": [3, 122]}
Комментарии 0