04 июн 2023 · 21:12    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Приветствую у себя на канале всех любителей истории и историй, различных приключений, фольклора и просто авторов!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вовсю по территории России идет шагает славянский праздник Зеленых святок. А вы слышали об этом отчасти языческом празднике проводов весны и встречи лета широко отмечаемого нашими предками? Если нет, то присаживайтесь поудобнее и я вам все расскажу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Традиционно зеленые святки называемые так же Русальной неделей был одним из важнейших народных славянских праздников весенне-летнего периода, называемый также по главному дню, открывающему их Семиком."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "E864B07A-FAC7-4224-9328-809871329B9F.jpeg", "filesize": 73797, "height": 1192, "pic_id": 595187, "url": "/files/article_image/2023/06/04/E864B07A-FAC7-4224-9328-809871329B9F.jpeg", "width": 715}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Семик или Русалочий Великий день, так называемая Троица умерших — восточнославянский языческий праздник, отмечавшийся на седьмой четверг после Пасхи, за три дня до Троицы (а значит сегодня). Отличительной чертой Семика было поминовение «заложных» покойников (о которых я расскажу обязательно подробно в отдельной статье), предшествующий поминовению умерших предков в троицкую субботу (так же на Троицау или Задушницу). К Семику уже в XVII веке было приурочено погребение погибших, казнённых либо умерших от голода и болезней, в скудельницах (старинное русское название общей могилы, погоста или кладбища для нищих странников, за погребенье которых некому было платить), или убогих домах, домах призрения. В православном календаре Семик как день поминовения усопших отсутствует, что указывает на его откровенно языческую природу происхождения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У древних славян в широком смысле Зелёные святки объединяли период с Вознесения (в некоторых местах с Преполовения) до окончания проводов русалок перед Петровским постом. Однако пик празднования Зеленых святок всегда приходился с четверга-пятницы перед Троицей по четверг-пятницу после Троицы, поэтому в более узком смысле комплекс называют Троицко-семицкой неделей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Традиционно в представлениях наших предков Семик, так же как и Троица считался девичьим праздником. В это время девочек-подростков (12-13 лет; ибо 13 лет считался традиционным возрастом согласно нормам византийского права, когда на Руси девушка могла была быть выдана замуж) принимали в компанию девушек и они могли «невеститься», гадать о суженом и принимать участие в осенне-зимних посиделках. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так же в это время праздновали славянские Русалии - праздник в память умерших у древних славян, так называемые поминальные дни ("}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "русальные дни"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ") или сам поминальный обряд (праздновался за неделю до Троицы). О древности праздника свидетельствуют данные древнейшей из дошедшей до нас Лаврентьевской летописи (около 1068 г.), в которой осуждался языческий обычай призывать «дьявола» для предотвращения засухи в это время и прошение плодородия у матери сырой земли."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Семи́к как правило седьмой четверг или седьмое воскресенье после Пасхи, откуда и пошло название праздника название. Во многих местах с этого дня в сёлах ставили берёзки и второе название праздника было «Троицкое дерево», по аналогии с праздником Майского дерева празднуемого издревле в западноевропейских странах, подробно описываемого мною в статье про исторические корни вальпургиевой ночи"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "FF7C2844-C790-446C-A6A5-85F9A6FBED57.jpeg", "filesize": 278419, "height": 1014, "pic_id": 595189, "url": "/files/article_image/2023/06/04/FF7C2844-C790-446C-A6A5-85F9A6FBED57.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Девушки на семик традиционно девушки «кумились». Кумление представляло собой отголоски обряда инициации девушек в цикле весенне-летних праздников восточных и южных славян, а также форма молодёжного союза. Кумились в подавляющем большинстве случаев именно девушки, достигшие совершеннолетия (половой зрелости 13 лет); чаще они кумились парами (очень редко — по четверо); изредка кумились все вместе, в том числе надевая поочередно один венок."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кумление обычно было срединным и знаковым эпизодом сложного троицкого праздника, начинавшегося с установления (выбора в лесу, внесения в дом, украшения, наряжания) троицкого деревца (любого листопадного дерева кроме осины, но чаще всего березы) – по аналогии с современной новогодней елкой или с обряжения «кукушки» (в южно-русских областях, кумление входило в состав обряда «похорон кукушки»). Завершался этот сложный обряд совместной трапезой девушек (иногда вместе с парнями, присоединявшимися к девушкам уже после совершения кумления), а также очень часто с красивым обрядом гадания на реке или озере с венками. На этом же этапе, как правило, происходило и развивание березы, точнее завитого на ней венка, и собственно само раскумливание."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Основным способом кумления был следующий: девушки подходили к завитому на берёзе венку, в котором были повешены крест или яйца, целовались и обменивались подарками через этот венок. В общем кумление состояло в обмене между кумящимися вещами, среди которых могли быть кресты, одежда, платки, венки, кольца, бусы, яйца, лепёшки, во взаимных объятиях и поцелуях. На совместной трапезе, приготовленной вскладчину с обязательной яичницей; в преодолении кумящимися некой пространственной границы, которую символизировали «ворота» из сплетённых веток соседних деревьев, большой «венок» типа обруча, образованный сплетенными вершинками соседних деревьев, через который проходили кумящиеся, обычный венок, завитый на дереве, через который девушки целовались, стоя по обеим сторонам от него (самый типовой случай). Кумление сопровождалось клятвой: девушки целовали крестик, который висел в завитом венке."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "9F94B8AA-A3EA-42C7-A9D4-E9ECB9416FA5.jpeg", "filesize": 293527, "height": 466, "pic_id": 595190, "url": "/files/article_image/2023/06/04/9F94B8AA-A3EA-42C7-A9D4-E9ECB9416FA5.jpeg", "width": 700}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Заключённый девичий союз, как правило, был недолгим и разрывался через неделю или полторы (на Троицу, в петровское заговление и др.) через так называемым раскумливанием, смысл которого был в совершении действий, обратных тем, которые имели место при заключении союза (девушки перешагивали через венок в обратную сторону, назад, «разменивались», т. е., возвращали обратно взятые в залог дружбы вещи, произносили приговоры или пели песни, указывающие на разрыв связей). Вместе с тем иногда срок, на который заключался союз, оказывался более продолжительным (шесть недель, год, а иногда и вся жизнь, тогда девушки оставались друг другу кумами и подругами навсегда)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Зеленые святки или Русальная неделя у южных и восточных славян были ядром всего троицко-купальско-петровского цикла. Они завершали протяжённый период, связываемый в мифологии весеннего цикла с пребыванием на земле, среди живых, душ умерших предков. В духовскую субботу отмечались общие для всех православных славян поминки по умершим, символизирующие уход душ в места их вечного пристанища. Это время традиционно считалось временем пребывания на земле русалок, вышедших из воды после Вознесения. На Русальной неделе обычно совершались обряды, связанные с прощанием с весной: «Вынос троицкой берёзки», «Проводы русалки», «Похороны Костромы», «Похороны Кукушки», «Вождение коня», «Проводы весны»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "B5861FC9-8A25-4D35-AD3D-B30E31C5E440.jpeg", "filesize": 781680, "height": 1309, "pic_id": 595192, "url": "/files/article_image/2023/06/04/B5861FC9-8A25-4D35-AD3D-B30E31C5E440.jpeg", "width": 929}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В календаре балканских и восточных славян (особенно в украинско-белорусском регионе) наступает время «заложных» или «нечистых» покойников (главным образом умерших девушек и малолетних и тем более некрещенных детей), появляющихся на земле с «того света» на короткий период Русальной недели часто в образе тех самых русалок, чьим именем было названо это время. По завершении Русальной недели по поверьям наших предков русалки покидали землю и возвращались на «тот свет», что кое-где отмечалось так же обрядом «проводов (удаления, изгнания) русалки»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Обряд проводов русалок (и в некоторых местностях Ярилы) представлял собой групповое шествие по селу или выход за его пределы, которое сопровождало ряженого, именуемого русалкой. В некоторых местах русалок провожали в Клечальную субботу (тул. губериния), в Дуков день (астрахан. губерния), во вторник на Русальной неделе (рязан. губериния), на Петров пост (саратов., рязан. губернии)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В Муроме на Семик женщины пели особую песню о Костроме (обязательно напишу подробную статью об этом персонаже славянской обрядности) и устраивали её «похороны». В Твери хоронили Ярилу, статью о котором можно прочесть по ссылке ниже"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ритуалы с чучелом и явно эротические элементы (совместные хороводы, объятия, поцелуи и др.) семицкой обрядности носилли явный языческий характер и издревле были призваны вызвать плодородие Матери сырой земли. В данный период это особенно важно, поскольку для земледельца конец весны и начало лета — критический и решающий момент: посев уже закончился, и рост хлеба полностью зависит от плодоносных сил земли. Ритуалы с чучелом, как показывают исследователи, являются проявлением не до конца сформировавшегося у славян культа умирающего и воскресающего бога, связанного с плодородием, природой и её сезонными изменениями."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "7C7B0E4F-7516-4C93-82AD-81996901FB20.jpeg", "filesize": 94749, "height": 768, "pic_id": 595193, "url": "/files/article_image/2023/06/04/7C7B0E4F-7516-4C93-82AD-81996901FB20.jpeg", "width": 768}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Русальная неделя с Семика открывала древний обрядовый комплекс троицко-семицкого празднества. В течение многих столетий древние обряды Семика постепенно переносились на Троицу. В одних местах этот процесс к XIX веку полностью завершился: Троица (Троицкая суббота и воскресенье) впитала в себя всю обрядность Семика. В других — обрядовые действия раскладывались на Семик и Троицу. В Белоруссии ("}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Сёмуха"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ") и на юге России Семик отмечали в воскресенье, считая название «Троица» поздним церковным[ названием этого праздника, что в какой то мере имеет место быть."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пишите в комментариях рассказы о какой еще нежити в верованиях наших предков вы хотели бы узнать подробнее."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Засим раскланялась и убежала на поиски новых историй."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Всегда ваша Морозова."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мои проекты:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Второй канал на Дзене, посвященный фольклору, традициям и обрядам "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/id/63fb19832376724d65510073"}, "string": "https: //dzen. ru/id/63fb19832376724d65510073"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ярус. Надежда Морозова. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "https: //yarus. ru/u/10020197"}], "attributes": []}], "selectedRange": [9052, 9052]}
Комментарии 10