27 июл 2023 · 08:09    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Приветствую у себя на канале всех любителей истории и историй, различных приключений, фольклора и просто заглянувших на огонек!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В прошлой своей статье яподробно рассказала о похоронных традициях древних славян (кто пропустил читаем эту занимательную статью по ссылке ниже 👇)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/a/ZI6ay3afcTh8VGNl?share_to=link"}, "string": "https: //dzen. ru/a/ZI6ay3afcTh8VGNl? share_to=link"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сегодня же я хотела бы осветить. О значение, которое играли умершие родственники в жизни наших далеких предков."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Путь на «тот свет» для умерших считался был дорогой с двусторонним движением. Славянам была не чужда древняя идея реинкарнации: допускалась мысль о перевоплощении души предка для новой жизни на «этом свете» в теле человека, (чаще всего близкого родственника) или животного. Согласно славянским верованиям, широко представленным в фольклорно-этнографических материалах, душа умершего предка могла временно вернуться обратно в зооморфном или антропоморфном виде."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В верованиях наших предков идея временных возвращений умерших имела вид навещения покойниками живых родственников. У восточных славян срок ежегодного посещения падал на Фомину неделю (неделя, следующая за пасхальной). К приходу предков готовили праздничный стол и баню, словно готовились к дорогому гостю с дальней дороги. Древнерусский средневековый текст сообщал, что многие «приготавливают для мертвецов мясо, и молоко, и яйца, и баню топят, и на печь льют, и пепел посереди бани сыплют, чтобы след остался, и говорят: «Мойтесь!» И белье вешают, и полотенца для обтирания»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "4ECF5888-24C9-42BF-8BD7-80FBC446AE7C.jpeg", "filesize": 722271, "height": 617, "pic_id": 651275, "url": "/files/article_image/2023/07/27/4ECF5888-24C9-42BF-8BD7-80FBC446AE7C.jpeg", "width": 1170}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С идеей прихода умерших предков связан также обычай «греть покойников» зажигать на кладбищах, во дворах или иных подобающих местах костры, у которых посещающие родственников предки будто бы могли обогреться. На самом деле эта сохранявшаяся вплоть до конца 19 века в некоторых русских губерниях традиция - отзвук языческого погребального Костра - Крады. Греть покойников — "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "поминальный обычай возжигания костра"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Цель обряда — «передать» тепло умершим предкам. Как правило жгли такие костры ранним утром в Сочельник или на Рождество (Коляду), кое-где также на Новый год и Крещенье, то есть в холодное время года."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Умершие предки считались покровителями живущих общин и семей (домашние божества охранители рода - Род и Рожаница). Почти все восточнославянские традиционные праздники содержали элементы культа предков. Его отголоски есть и на Святки, во время которых одним из главных блюд была кулич - древнее поминальное блюдо. В это время одной из традиций было выплёскивание часть напитков (сбитень, пиво, брага) на стол перед началом трапезы — для умерших; на Мамленицу вместо напитка на окошко клали блин, чтобы умершие могли насыщаться паром от него, также имел место обычай ходить к другу в гости — прощаться. Одним из главных праздников в честь усопших был Семик в составе Зеленых святок позже — во время недели, предшествовавшей Троице. Одними из важнейших ритуалов этого было то, что старшие члены семьи ходили на могилы родителей, а во время трапезы присутствовали поминальные блюда. Очень чётко поклонение предкам прослеживается во время Радоницы (Навий день или Могилки). В эти дни обычно всем поселением приходили на кладбище, женщины причитали, на могилы крошили и проливали еду и напитки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "C27E9058-A9D2-433C-A348-19558C9BB0F0.jpeg", "filesize": 1001978, "height": 753, "pic_id": 651277, "url": "/files/article_image/2023/07/27/C27E9058-A9D2-433C-A348-19558C9BB0F0.jpeg", "width": 1170}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С покровительством умерших перед всесильными богами, а так же властью над земной жизнью продолжающих самое существование потомков у древних славян была связана одна страшная традиция, вытекающая из культа предков. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Жуткий обычай ритуального умерщвления стариков был распространенным в славянской среде вплоть до XI в. обрядом. К чести наших предков следует сказать, что к такому жестокому обряду прибегали лишь в трудное для семьи время в надежде на то, что перешедший на «тот свет» родитель облегчит участь домочадцев и поможет им. Проводы живых родителей на «тот свет» были обставлены весьма просто: после прощания родителя с семьей старший остающийся за главу семьи сын отвозил отца на санях или лубке далеко в лес, в поле, в пустой дом, где оставлял умирать от мороза или голода. Как правило, обряд производился в тяжелое зимнее время. Иногда стариков умерщвляли заранее, жалея их и дабы не подвергать долгой мучительной смерти. Судя по древнерусским письменным и позднейшим этнографическим сведениям, у восточных славян этот обряд назывался «сажать на лубок»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Надо отметить, что это был далеко не единственный обряд, в котором древние славяне приносили человеческие жертвоприношения. О других их видах, практикуемых в среде наших пращуров, можно прочесть в статье по ссылке ниже 👇 "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/a/ZF0NZARUwSlz4784?share_to=link"}, "string": "https: //dzen. ru/a/ZF0NZARUwSlz4784? share_to=link"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Наряду с почитанием предков рода и отдельно взятой семьи в древнеславянской религии существовало так же поклонение племенным предкам. Отпечаток этого явления можно найти в древнем мифе об основании Киева, в котором основоположник племени полян основал первую столицу славянского мира. «Повесть временных лет» уже вполне достоверно сообщает о двух братьях Радиме и Вятко, которые переселились из Киева на реки Сожу и Оку, став родоначальниками племен радимичей и вятичей. В преданиях новгородских племен словен сохранялся образ прародителя целого рода Словена, некогда будто бы приведшего племя к Ильмень-озеру и заложившего новое поселение Словенск Великий, впоследствии превратившийся в Великий Новгорода."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Почитание таких предков было связано не столько как почитание кровных родственников, сколько как зачинателей особого сообщества, которые обособляют свое племя от прочих племен, определяя начало самостоятельной истории новой племенной общины."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "2492A70C-DA8E-42D5-9E3A-671584FA3328.jpeg", "filesize": 362740, "height": 624, "pic_id": 651280, "url": "/files/article_image/2023/07/27/2492A70C-DA8E-42D5-9E3A-671584FA3328.jpeg", "width": 1170}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В архаическом мировоззрении древних славян культ предков был связан с решением важнейших вопросов о жизни и смерти. В социальном плане культ семейно-родовых и племенных предков структурировал межпоколенные, внутри- и межсемейные, племенные и этнические отношения, регламентируя само бытие наших пращуров."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На этом у меня все, раскланиваюсь и убегаю на поиски новых историй и героев, достойных того, чтобы о них рассказали."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Всегда ваша Морозова❤️"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мои проекты:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Второй канал на Дзене, посвященный фольклору, традициям и обрядам "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/id/63fb19832376724d65510073"}, "string": "https: //dzen. ru/id/63fb19832376724d65510073"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Моя группа В Контакте"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://vk.com/morozova_ja"}, "string": "https: //vk. com/morozova_ja"}], "attributes": []}], "selectedRange": [5935, 5935]}
Комментарии 19