3
История одной находки: нечастая награда ВОВ - Знак «Отличному шоферу» | Паблико
76 подписчики

История одной находки: нечастая награда ВОВ - Знак «Отличному шоферу»


01 авг 2023 · 18:28    

Приветствую всех любителей истории и историй, путешествий во времени и пространстве а так же просто заглянувший на огонек!



Знак после реставрации


На днях получила свою долгожданную посылку с отреставрированной нечастой военной наградой «Отличному шоферу» и, думаю, пришло время рассказать о самом знаке отличия и об истории его создания, прежде чем касаться темы его восстановления.

Об истории нахождения этого приятного эха войны можно прочитать в статье ссылке ниже 👇 

https: //dzen. ru/a/ZJVbUniJPAXZN4bH? share_to=link

Итак, знак «Отличному шоферу» был утвержден Указом Президиума СССР от 8 августа 1943 года и подписан Председателем Президиума Верховного Совета СССР М. Калининым.

Данным знаком отличия Награждались лица рядового и младшего командного (начальствующего) состава, состоявшие на службе в автомобильных подразделениях рабоче крестьянской красной армии, а в последствии (до 1957) и Советской Армии за отличное выполнение следующих профессиональных обязанностей, в том числе: за безаварийное вождения автомашины; восстановление автомашины и поддержанию её в постоянной готовности к выполнению возложенных задач; бережное содержания и сбережение в условиях боевой обстановки автомашины и личного оружия; слаженные действия по вывозу раненых, трофейного имущества с фронта в тыл и т. д.

Примечательно так же то, что нагрудным знаком «Отличный шофер» помимо непосредственно военных водителей различной техники, награждались лица рядового и младшего начальствующего состава дорожно-строительных, дорожно-эксплоатационных, мосто-строительных войск и дорожных органов Красной Армии, а также!!!! Простые граждане из местного населения, привлекаемые военно-дорожными частями и органами к дорожным работам и регулярно показывающие высокие образцы (в основном, конечно, это касалось выдачи наградных знаков в послевоенный период)



B3056EE1-FA63-44F1-8817-3778D8D962D2.jpeg 1.06 MB


✅ отличного владения личным инструментом с высоким качеством и производительностью труда;

✅ отличного управления трактором, грейдером, снегоочистителем, копром, автомашиной и другими средствами дорожно-мостовой техники и содержания их в постоянной готовности к работе;

✅ отличного строительства, ремонта и содержания военных шоссейных и грунтовых дорог и мостов;

✅ отличного ремонта и сбережения дорожной техники и инструмента;

отличного несения службы регулирования и дорожно-комендантской службы;

✅ за ценные изобретательские и рационализаторские предложения, способствующие повышению производительности труда; 

✅ за широкое и активное привлечение местного населения к строительству и содержанию дорог во фронтовой полосе.

Знак практически в неизменном виде просуществовал до апреля 1957 года, в связи с введением новых нагрудных знаков идентифицирующих рода войск.

Знак носился с правой стороны как повседневной, как и парадной униформы.



25EFCCE4-0D4E-487D-BEB7-73A187B1E09C.jpeg 715.92 KB


Наградной значок «Отличному шоферу» представляет собой фигурный щит красной эмали поверх дубового венка, ветви которого перевиты лентой. Щит обрамлен оксидированной полоской, вверху – витое украшение. В центре щита — красный эмалевый круг со скрещенным серпом и молотом. По внешней части круга проходит белое эмалевое кольцо с надписью «ОТЛИЧНЫЙ ШОФЕР». Под кольцом, в нижней части щита, изображен стилизованный грузовой автомобиль типа ЗИС-5. Реверс – контррельефный. Для крепления награды к одежде использовалось винтовое крепление.

Материал и техника изготовления знака была следующая: сплав цветных металлов (томпак), белая и красная эмаль, штамп, олово, пайка, защитное белое покрытие.

Общий размер составил 45 х 36 мм.

Производственная надпись на закрутке гласила: З-Д ПОБЕДА МОСКВА - на моем найденном ордене данная деталь была, к сожалению, утрачена.

Историческая справка:

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ПОБЕДА» (Завод «Победа») насчитывает более чем вековую историю существования и был основан в далеком 1908 году. Первоначальное название его было «Технохимик». В первое время в артели работали бывшие политкаторжане, и поначалу их было всего 8 человек. Первоначально на молодом предприятии изготавливали вкусовые добавки, краски из растительного сырья, фруктовые эссенции (например, из мандаринов), а так же эфирные масла (искусственные).

В годы Великой Отечественной войны артель «Техно-химик» продолжила свою работу. Место мужчин, которые ушли на фронт, заняли оставшиеся тылу женщины и подростки. На предприятии делали для нужд фронта столовые ложки, котелки, керогазы, гвозди и даже боеприпасы.

В 1941 году «Технохимик» получает заказ от Государственного комитета обороны на изготовление нагрудных знаков отличия и после их передачи заказчику уже заводу присваивается знаеомое нам название «Победа».

Но возвращаюсь к наградному знаку.

Правом награждения знаком «Отличный шофер» пользовались следующие должностные лица военного состава: начальник Главного автомобильного управления Красной Армии, начальники автомобильных управлений фронтов и округов, начальники автоотделов армий, командиры корпусов, дивизий, бригад и отдельных автомобильных полков.



После первоначальной чистки


Бойцам-водителям, награжденным нагрудным знаком «Отличный шофер», вручалась так же также аналогичная эмблема «Отличный шофер» для установки в кабине автомашины на стекле, наверху с правой стороны.

Существовали наградные знаки в трёх разновидностях, одна из которых отличала их послевоенную версию.

На этом у меня все, раскланиваюсь и убегаю на поиски новых историй и приключений. Если вам интересно, как и каким образом найденный мной наградной знак был отреставрирован и подробности данного процесса - пишите в комментариях.

Всегда ваша Морозова!

Мои проекты:

Второй канал на Дзене, посвященный фольклору, традициям и обрядам https: //dzen. ru/id/63fb19832376724d65510073

Моя группа В Контакте

https: //vk. com/morozova_ja

Приветствую всех любителей истории и историй, путешествий во времени и пространстве а так же просто заглянувший на огонек!



Знак после реставрации


На днях получила свою долгожданную посылку с отреставрированной нечастой военной наградой «Отличному шоферу» и, думаю, пришло время рассказать о самом знаке отличия и об истории его создания, прежде чем касаться темы его восстановления.

Об истории нахождения этого приятного эха войны можно прочитать в статье ссылке ниже 👇 

https: //dzen. ru/a/ZJVbUniJPAXZN4bH? share_to=link

Итак, знак «Отличному шоферу» был утвержден Указом Президиума СССР от 8 августа 1943 года и подписан Председателем Президиума Верховного Совета СССР М. Калининым.

Данным знаком отличия Награждались лица рядового и младшего командного (начальствующего) состава, состоявшие на службе в автомобильных подразделениях рабоче крестьянской красной армии, а в последствии (до 1957) и Советской Армии за отличное выполнение следующих профессиональных обязанностей, в том числе: за безаварийное вождения автомашины; восстановление автомашины и поддержанию её в постоянной готовности к выполнению возложенных задач; бережное содержания и сбережение в условиях боевой обстановки автомашины и личного оружия; слаженные действия по вывозу раненых, трофейного имущества с фронта в тыл и т. д.

Примечательно так же то, что нагрудным знаком «Отличный шофер» помимо непосредственно военных водителей различной техники, награждались лица рядового и младшего начальствующего состава дорожно-строительных, дорожно-эксплоатационных, мосто-строительных войск и дорожных органов Красной Армии, а также!!!! Простые граждане из местного населения, привлекаемые военно-дорожными частями и органами к дорожным работам и регулярно показывающие высокие образцы (в основном, конечно, это касалось выдачи наградных знаков в послевоенный период)



B3056EE1-FA63-44F1-8817-3778D8D962D2.jpeg 1.06 MB


✅ отличного владения личным инструментом с высоким качеством и производительностью труда;

✅ отличного управления трактором, грейдером, снегоочистителем, копром, автомашиной и другими средствами дорожно-мостовой техники и содержания их в постоянной готовности к работе;

✅ отличного строительства, ремонта и содержания военных шоссейных и грунтовых дорог и мостов;

✅ отличного ремонта и сбережения дорожной техники и инструмента;

отличного несения службы регулирования и дорожно-комендантской службы;

✅ за ценные изобретательские и рационализаторские предложения, способствующие повышению производительности труда; 

✅ за широкое и активное привлечение местного населения к строительству и содержанию дорог во фронтовой полосе.

Знак практически в неизменном виде просуществовал до апреля 1957 года, в связи с введением новых нагрудных знаков идентифицирующих рода войск.

Знак носился с правой стороны как повседневной, как и парадной униформы.



25EFCCE4-0D4E-487D-BEB7-73A187B1E09C.jpeg 715.92 KB


Наградной значок «Отличному шоферу» представляет собой фигурный щит красной эмали поверх дубового венка, ветви которого перевиты лентой. Щит обрамлен оксидированной полоской, вверху – витое украшение. В центре щита — красный эмалевый круг со скрещенным серпом и молотом. По внешней части круга проходит белое эмалевое кольцо с надписью «ОТЛИЧНЫЙ ШОФЕР». Под кольцом, в нижней части щита, изображен стилизованный грузовой автомобиль типа ЗИС-5. Реверс – контррельефный. Для крепления награды к одежде использовалось винтовое крепление.

Материал и техника изготовления знака была следующая: сплав цветных металлов (томпак), белая и красная эмаль, штамп, олово, пайка, защитное белое покрытие.

Общий размер составил 45 х 36 мм.

Производственная надпись на закрутке гласила: З-Д ПОБЕДА МОСКВА - на моем найденном ордене данная деталь была, к сожалению, утрачена.

Историческая справка:

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ПОБЕДА» (Завод «Победа») насчитывает более чем вековую историю существования и был основан в далеком 1908 году. Первоначальное название его было «Технохимик». В первое время в артели работали бывшие политкаторжане, и поначалу их было всего 8 человек. Первоначально на молодом предприятии изготавливали вкусовые добавки, краски из растительного сырья, фруктовые эссенции (например, из мандаринов), а так же эфирные масла (искусственные).

В годы Великой Отечественной войны артель «Техно-химик» продолжила свою работу. Место мужчин, которые ушли на фронт, заняли оставшиеся тылу женщины и подростки. На предприятии делали для нужд фронта столовые ложки, котелки, керогазы, гвозди и даже боеприпасы.

В 1941 году «Технохимик» получает заказ от Государственного комитета обороны на изготовление нагрудных знаков отличия и после их передачи заказчику уже заводу присваивается знаеомое нам название «Победа».

Но возвращаюсь к наградному знаку.

Правом награждения знаком «Отличный шофер» пользовались следующие должностные лица военного состава: начальник Главного автомобильного управления Красной Армии, начальники автомобильных управлений фронтов и округов, начальники автоотделов армий, командиры корпусов, дивизий, бригад и отдельных автомобильных полков.



После первоначальной чистки


Бойцам-водителям, награжденным нагрудным знаком «Отличный шофер», вручалась так же также аналогичная эмблема «Отличный шофер» для установки в кабине автомашины на стекле, наверху с правой стороны.

Существовали наградные знаки в трёх разновидностях, одна из которых отличала их послевоенную версию.

На этом у меня все, раскланиваюсь и убегаю на поиски новых историй и приключений. Если вам интересно, как и каким образом найденный мной наградной знак был отреставрирован и подробности данного процесса - пишите в комментариях.

Всегда ваша Морозова!

Мои проекты:

Второй канал на Дзене, посвященный фольклору, традициям и обрядам https: //dzen. ru/id/63fb19832376724d65510073

Моя группа В Контакте

https: //vk. com/morozova_ja

Читайте также

Комментарии 13

Войдите для комментирования
■ Старый дом 02 авг 2023 в 18:11
О, наконец то про значок. Да, интересно,, как реставрируют
Здорово! Очень интересная история!
Привет))
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ