3
Клео де Мерод правдивая история самой дорогой балерины конца XIX века | Паблико

Клео де Мерод правдивая история самой дорогой балерины конца XIX века


21 мар 2025 · 20:04    

Клео де Мерод нечто вроде знамени Прекрасной эпохи во Франции конца XIX начала XX века. 



Клео де Мерод нач. XX века.


Балерина австро-венгерского происхождения, чья красота была запечатлена многими художниками, скульптурами, и конечно фотографами. 

Многие описывают Клео как невероятную красавицу, и мало говорят о ее карьере, а между тем балерина выступала на сцене даже в 60 летнем возрасте, неизменно собирая полные залы. В пик ее карьеры она путешествовала по всему миру начиная от Америки и заканчивая Императорской Россией. 

Во Франции она была настоящим кумиром ее боготворили, обсуждали и неизменно злословили приписывая невероятные романы и называя великой куртизанкой. Хоть в ее жизни было не мало скандалов, ее любила и публика и директора театров, и великие мира сего. 

В ее мемуарах можно прочитать бесчисленное количество выступлений и гастролей, Клео очень хорошо зарабатывала, и могла обеспечивать себя сама, график в котором балерина прожила большую часть жизнь просто невообразимый: 6 дней в неделю выступления без отпусков и больничных, тогда не было такого понятия как оплачиваемый отпуск от работодателя, и между выступлениями – гастроли – представление переезд в новый город – снова выступление и так годами. Даже в период Перовой мировой войны Клео де Мерод устраивала концерты, в возрасте 40 лет, правда не перед изысканной публикой монарших дворов, а перед раненными бойцами. 



Открытки с Клео де Мерод


Путь балерины длинной в 91 год рассказывает много интересного о Прекрасной эпохи, (Belle Époque) и ее вкусах и модах, о том как там все было устроенно в тот прекрасный век, давших миру так много звезд в области искусств. 

Маленькая балерина Клео де Мерод родилась в Париже в 1875 году. Ее мать бывшая фрейлина австро-венгерской императрицы Сисси, растила дочь одна. Хотя де Мерод и знатная аристократичная фамилия, Клео считалась незаконнорожденной. Своего отца впервые встретила в зрелом возрасте, у него уже была другая семья, и дети. 

Мать являлась для дочери всем – и другом и импрессарио. В 6 летнем возрасте Клео отдают в балетную школу, где она делает невероятные успехи на зависть коллег, и начинает выступать на сцене наравне со взрослыми артистами. 



Клео в детстве


Феноменальную внешность начинают замечать. Ее внешность соответствовала канонам красоты стиля art nouveau, где образы дам-ундин - русалочек с тонкими и вытянутыми чертами лица и волнистыми длинными волосами, как нельзя лучше подходили под требование времени. 

Эталоном красоты Клео стала ровно в тот момент когда разделила свои шикарные волосы на прямой пробор и повязала на голову ленты, сделала она это в 13 летнем возрасте, причиной выбора такой прически стала необходимость отрастить челку, которую по моде того времени носили все маленькие девочки. 

Париж прическу оценил, она стала невероятно популярной, «а-ля Клео де Мерод». Сама балерина на протяжении всей жизни прическу не меняла, считая ее своим талисманом. 

Успех пришел к балерине незамедлительно, и он был оглушительный. Клео стали приглашать сняться у знаменитых фотографов - Бенка, Оге, Ретлингера, Мануэля.

Лучшие фотографии бессовестно копировались и выпускались в виде открыток в бесчисленном количестве. 



Клео де Мерод



Их продавали почти везде, и любой за несколько су мог позволить себе иметь под рукой фотографию «Клео», танцовщицы с лентой вокруг головы. Театральные брошюры и журналы под любым предлогом печатали мои портреты с лирическими комплиментами в мой адрес.

В 1896 году в возрасте 21 год балерину избирают королевой красоты, и этот титул будет сохраняться за ней довольно долго. 

Конкурс красоты проводил журнал L’Illustration. Журнал собрал «панораму красоты» в форме фотоальбома, состоявшего из ста тридцати одного портрета известных артистов театра, которые считались самыми красивыми в то время. Людей просили проголосовать за самую красивую актрису, за Клео проголосовало большинство, из 7000 опрошенных около 4000 тысяч человек. 

После этого фотографии стали тиражироваться еще больше. В последние годы века на витринах магазинов фотографии Клео де Мерод размещалась на почетном месте между Эдуардом XII и Вильгельмом II.



нач. XXвека


После фотографов начали поступать заказы от художников с просьбой позировать им. 

Самая знаменитая скульптура Клео де Мерод была изготовлена Фальгьером.

Жан-Александр-Жозеф Фальгьер, знаменитый скульптор, автор многочисленных шедевров, был родом из Тулузы. 



скульптура "Танцовщица" в Парижском салоне



«Фальгьер часто посещал Оперу, однажды вечером в Танцевальном фойе вдруг остановился передо мной, замерев, потом представился. Он внимательно рассматривал меня с разных сторон, в анфас, в профиль, чуть сбоку, а потом без предисловий прямо попросил прийти к нему в мастерскую позировать для бюста. Это был невысокий седеющий мужчина уже довольно пожилого возраста, но энергичный, с бодрым громким голосом, в котором явственно звучал гасконский акцент. 

Балерина согласилась, но уточнила 

—Но ведь речь идет только о голове, господин Фальгьер?

—Безусловно!

Художник вылепил из глины голову и шею, соответствовавшие его задумке.

Я уже считала свою задачу выполненной и собиралась уходить, когда Фальгьер, все еще не вполне довольный, попросил меня слегка расстегнуть корсаж, чтобы он мог изучить мои плечи, и снова принялся за свою глину. После плеч он захотел, чтобы я приоткрыла грудь. Помня о нашей договоренности, я отказалась.

Произведение Фальгьера было выставлено в Салоне под простым названием «Танцовщица». И она была полностью обнажена. Разразился скандал. В статуе все напоминала балерину - профиль, ободок, прическа в греческом стиле с пробором — все было детально вылеплено, точно скопировано. Зрители тут же узнали юную Клео. Несмотря на оправдания убеждение что Клео де Мерод позировала художнику обнаженной засело в головах, и до сих пор считается правдой. 

Еще один шедервр Клео де Мерод выполнил итальянский художник 

Джованни Больдини. 



портрет Больдини



Я позировала многим живописцам: Ренуару, Жоржу Каэну, Дега, Форену, Каульбаху, Шулеру, Ленбаху и другим, но никогда не видела художника, который работал как Больдини. Он смотрел на меня секунду, затем поворачивался к мольберту, делал мазок, секундный взгляд — быстрый взмах кисти. Не прерываясь на разговоры, художник рисовал и рисовал, с невероятной скоростью и точностью, и картина продвигалась очень быстро. Никогда ничего не переделывал и не изменял!

Сегодня портрет храниться в частной коллекции, последним покупателем стал Морис де Ротшильд. 



начало XXв.


Клео де Мерод называли самой дорогой куртизанкой Парижа, и было из за чего, ей приписывали невероятные романы с королями и Махараджами. Все слухи и домыслы балерина отвергала, говоря об этом как о незначительных эпизодах, из которых журналисты раздували настоящую сенсацию, желтая пресса уже тогда была неумолима. 

Чудаки делали мне предложения выйти замуж. Одним из самых удивительных происшествий такого рода стало предложение руки от… махараджи Капурталы.Махараджа посетил Оперу в 1897 году, В антракте он пришел в Танцевальное фойе, желая меня поприветствовать. Мы несколько минут разговаривали, он ушел, и больше я о нем не думала.И вот, неожиданно, он уже делает мне предложение и с большим воодушевлением описывает, как мы въезжаем в Капурталу! Картинка того, как я, одетая в одежды махарани, еду на большом слоне, покрытом белой шелковой попоной, расшитой золотом, показалась мне до невозможности забавной, и я с трудом скрывала улыбку.Я ответила ему, что страшно польщена, но вынуждена отказаться, так как уже помолвлена. 



карикатура Клео и Леопольд


Еще один роман якобы был с бельгийским королем Леопольдом II. Множество карикатур изображали бедного короля и дерзкую куртизанку, которая вертела им как пожелает. В мемуарах балерина описывает их встречи, пару раз в театре и пару раз король приходил к ней в дом, где она проживала с матерью. Как такого романа у них не было, как не было и огромного особняка – подарка монарха. Большую часть жизни Клео де Мерод провела в арендованных квартирах. 



Карикатура Клео и Леопольд


Две большие любви все же были в жизни балерины. Обе несчастные. Первая юношеская – с сыном одного аристократического семейства Парижа - Шарлем. Родители жениха был категорически против этой связи - аристократ и танцовщица. Их роман длился много лет, свадьба долго откладывалась, что не мешало влюбленным проводить вместе время. Шарль часто сопровождал балерину на гастролях, и по описаниям Клео был невероятно ревнивым. Свадьба так и не состоялась, жених внезапно умер от брюшного тифа, в то время это было смертельным заболеванием. 

И вторая большая любовь с испанским скульптором - Маркизом Луис де П.

Я занимаюсь скульптурой и был бы невероятно счастлив и горд, если бы вы согласились позировать мне!» Если его взгляд и был излишне страстным, то манеры были идеальными. Этот юноша меня заинтриговал, и я согласилась на предложенное рандеву.

Роман был страстным и долгим, вплоть до Перовой мировой войны. Закончился он банально, у маркиза оказалась еще одна семья на стороне, где уже был ребенок.

Клео де Мерод не горела желанием создавать семью, для нее вся жизнь была связана с искусством, детей у балерины не было. 

Я любила два раза в жизни, познала радости глубокой и страстной любви, и не от меня зависело то, что эта любовь заканчивалась. Судьба вырвала из моих объятий первую любовь, жестокий обман убил вторую. 

Интересны описания гастролей балерины в России. 



1906г. Гастроли в России



«Я выступала там в двух театрах, в Большом и театре Мишель. Не перед царской ложей, но перед великими князьями. Фраки, военная форма, великолепные туалеты, еще более роскошные украшения. Русские оказались довольно красивыми: аккуратные черты лица, иногда тяжеловатые, глаза цвета бирюзы или берилла, немного загадочные. Почти все мужчины носили бороды и усы, и если они были блондинами, то это смягчало черты. Залы были всегда полными, а аплодисменты — ошеломляющими: известно, что русские — страстные любители музыки и балета, обладают артистической натурой и всегда превозносят артистов.Ни один из виденных мною доселе городов, даже из самых непохожих на французские, не производил на меня такого впечатления, как Москва и Санкт-Петербург. В Берлине, Лондоне, Амстердаме, даже в Стокгольме находилось что-то напоминавшее Париж, ты чувствовал себя в похожей стране, в любом случае в Европе. Эти огромные русские метрополии совершенно лишали вас ориентиров.Казалось, по крайней мере мне, что это другая планета, особенно Петербург, так далеко на севере, где зима особенно жестока!.. Нева начинала замерзать. Холод уже был такой, что я не могла спокойно осмотреть эту красивую столицу, чьи пропорции, величина и строгость прямых проспектов пугали больше, чем московские улицы. Сотни зеленых или золотых куполов и шпилей, соборов и церквей возвышались над городом, сверкая при любом, даже слабом лучике солнца. Из-за толстого слоя снега улицы были пустынны и тихи, они вообще выглядели довольно грустно из-за отсутствия витрин, магазины находились или внизу, в полуподвальных помещениях, или на этажах, так что об ассортименте можно было лишь догадываться. Массивные здания, громадный Зимний дворец, перспектива Невского проспекта, как бесконечная линия с торжественными статуями; красный Исаакиевский собор с сотней колонн, сделанных из цельного куска мрамора; а недалеко от него — удивительное произведение — памятник Петру Великому, летящий медный всадник на массивном куске гранита. Снег в Петербурге был совсем не такой, как в Париже, на вас падали снежинки величиной с яйцо, часто-часто.Можно было ездить только на тройках, санях с тремя лошадьми, увешанных звеневшими в тишине колокольчиками. Несмотря на манто, шапку и муфту, холод пробирал меня до костей. Возвращаясь в хорошо протопленный отель, я чувствовала, что рождаюсь заново.За несколько дней до моего отъезда дворяне и офицеры из аристократических семей, которые до этого тщетно приглашали меня к себе на приемы, обратились с просьбой: желая, чтобы у меня остались незабываемые впечатления о России, они собирались устроить в мою честь большой прием в самом знаменитом ресторане Петербурга «Куба». Это предложение было исполнено такого дружелюбия, что я посчитала дурным тоном отказать. Все проходило в огромном зале, роскошно убранном и уставленном цветами. Было приглашено человек двести, в том числе великие танцовщицы Императорского театра, во главе с ярчайшей русской звездой — Матильдой Кшесинской.

Матильда Кшессинская после революции осядет в Париже, где откроет свою балетную школу. У Клео де Мерод также были ученицы, это было очень почетно брать уроки у такой балерины, однако в виду плотного графика школа так и осталась любительской, без должного масштаба. 



1898г.


В 1934 году Клео де Мерод вышла на сцену и так же как и в юность собрала полный зал. Гастроли закончились, надвигалась вторая мировая война, Жизнь замечательной балерины была долгой и насыщенной, читая ее мемуары понимаешь, что едва ли это половина от всей той жизни которую она провела, поражает ее отношение к жизни полное благодарностей и оптимизма.



начало XX века



Клео де Мерод нечто вроде знамени Прекрасной эпохи во Франции конца XIX начала XX века. 



Клео де Мерод нач. XX века.


Балерина австро-венгерского происхождения, чья красота была запечатлена многими художниками, скульптурами, и конечно фотографами. 

Многие описывают Клео как невероятную красавицу, и мало говорят о ее карьере, а между тем балерина выступала на сцене даже в 60 летнем возрасте, неизменно собирая полные залы. В пик ее карьеры она путешествовала по всему миру начиная от Америки и заканчивая Императорской Россией. 

Во Франции она была настоящим кумиром ее боготворили, обсуждали и неизменно злословили приписывая невероятные романы и называя великой куртизанкой. Хоть в ее жизни было не мало скандалов, ее любила и публика и директора театров, и великие мира сего. 

В ее мемуарах можно прочитать бесчисленное количество выступлений и гастролей, Клео очень хорошо зарабатывала, и могла обеспечивать себя сама, график в котором балерина прожила большую часть жизнь просто невообразимый: 6 дней в неделю выступления без отпусков и больничных, тогда не было такого понятия как оплачиваемый отпуск от работодателя, и между выступлениями – гастроли – представление переезд в новый город – снова выступление и так годами. Даже в период Перовой мировой войны Клео де Мерод устраивала концерты, в возрасте 40 лет, правда не перед изысканной публикой монарших дворов, а перед раненными бойцами. 



Открытки с Клео де Мерод


Путь балерины длинной в 91 год рассказывает много интересного о Прекрасной эпохи, (Belle Époque) и ее вкусах и модах, о том как там все было устроенно в тот прекрасный век, давших миру так много звезд в области искусств. 

Маленькая балерина Клео де Мерод родилась в Париже в 1875 году. Ее мать бывшая фрейлина австро-венгерской императрицы Сисси, растила дочь одна. Хотя де Мерод и знатная аристократичная фамилия, Клео считалась незаконнорожденной. Своего отца впервые встретила в зрелом возрасте, у него уже была другая семья, и дети. 

Мать являлась для дочери всем – и другом и импрессарио. В 6 летнем возрасте Клео отдают в балетную школу, где она делает невероятные успехи на зависть коллег, и начинает выступать на сцене наравне со взрослыми артистами. 



Клео в детстве


Феноменальную внешность начинают замечать. Ее внешность соответствовала канонам красоты стиля art nouveau, где образы дам-ундин - русалочек с тонкими и вытянутыми чертами лица и волнистыми длинными волосами, как нельзя лучше подходили под требование времени. 

Эталоном красоты Клео стала ровно в тот момент когда разделила свои шикарные волосы на прямой пробор и повязала на голову ленты, сделала она это в 13 летнем возрасте, причиной выбора такой прически стала необходимость отрастить челку, которую по моде того времени носили все маленькие девочки. 

Париж прическу оценил, она стала невероятно популярной, «а-ля Клео де Мерод». Сама балерина на протяжении всей жизни прическу не меняла, считая ее своим талисманом. 

Успех пришел к балерине незамедлительно, и он был оглушительный. Клео стали приглашать сняться у знаменитых фотографов - Бенка, Оге, Ретлингера, Мануэля.

Лучшие фотографии бессовестно копировались и выпускались в виде открыток в бесчисленном количестве. 



Клео де Мерод



Их продавали почти везде, и любой за несколько су мог позволить себе иметь под рукой фотографию «Клео», танцовщицы с лентой вокруг головы. Театральные брошюры и журналы под любым предлогом печатали мои портреты с лирическими комплиментами в мой адрес.

В 1896 году в возрасте 21 год балерину избирают королевой красоты, и этот титул будет сохраняться за ней довольно долго. 

Конкурс красоты проводил журнал L’Illustration. Журнал собрал «панораму красоты» в форме фотоальбома, состоявшего из ста тридцати одного портрета известных артистов театра, которые считались самыми красивыми в то время. Людей просили проголосовать за самую красивую актрису, за Клео проголосовало большинство, из 7000 опрошенных около 4000 тысяч человек. 

После этого фотографии стали тиражироваться еще больше. В последние годы века на витринах магазинов фотографии Клео де Мерод размещалась на почетном месте между Эдуардом XII и Вильгельмом II.



нач. XXвека


После фотографов начали поступать заказы от художников с просьбой позировать им. 

Самая знаменитая скульптура Клео де Мерод была изготовлена Фальгьером.

Жан-Александр-Жозеф Фальгьер, знаменитый скульптор, автор многочисленных шедевров, был родом из Тулузы. 



скульптура "Танцовщица" в Парижском салоне



«Фальгьер часто посещал Оперу, однажды вечером в Танцевальном фойе вдруг остановился передо мной, замерев, потом представился. Он внимательно рассматривал меня с разных сторон, в анфас, в профиль, чуть сбоку, а потом без предисловий прямо попросил прийти к нему в мастерскую позировать для бюста. Это был невысокий седеющий мужчина уже довольно пожилого возраста, но энергичный, с бодрым громким голосом, в котором явственно звучал гасконский акцент. 

Балерина согласилась, но уточнила 

—Но ведь речь идет только о голове, господин Фальгьер?

—Безусловно!

Художник вылепил из глины голову и шею, соответствовавшие его задумке.

Я уже считала свою задачу выполненной и собиралась уходить, когда Фальгьер, все еще не вполне довольный, попросил меня слегка расстегнуть корсаж, чтобы он мог изучить мои плечи, и снова принялся за свою глину. После плеч он захотел, чтобы я приоткрыла грудь. Помня о нашей договоренности, я отказалась.

Произведение Фальгьера было выставлено в Салоне под простым названием «Танцовщица». И она была полностью обнажена. Разразился скандал. В статуе все напоминала балерину - профиль, ободок, прическа в греческом стиле с пробором — все было детально вылеплено, точно скопировано. Зрители тут же узнали юную Клео. Несмотря на оправдания убеждение что Клео де Мерод позировала художнику обнаженной засело в головах, и до сих пор считается правдой. 

Еще один шедервр Клео де Мерод выполнил итальянский художник 

Джованни Больдини. 



портрет Больдини



Я позировала многим живописцам: Ренуару, Жоржу Каэну, Дега, Форену, Каульбаху, Шулеру, Ленбаху и другим, но никогда не видела художника, который работал как Больдини. Он смотрел на меня секунду, затем поворачивался к мольберту, делал мазок, секундный взгляд — быстрый взмах кисти. Не прерываясь на разговоры, художник рисовал и рисовал, с невероятной скоростью и точностью, и картина продвигалась очень быстро. Никогда ничего не переделывал и не изменял!

Сегодня портрет храниться в частной коллекции, последним покупателем стал Морис де Ротшильд. 



начало XXв.


Клео де Мерод называли самой дорогой куртизанкой Парижа, и было из за чего, ей приписывали невероятные романы с королями и Махараджами. Все слухи и домыслы балерина отвергала, говоря об этом как о незначительных эпизодах, из которых журналисты раздували настоящую сенсацию, желтая пресса уже тогда была неумолима. 

Чудаки делали мне предложения выйти замуж. Одним из самых удивительных происшествий такого рода стало предложение руки от… махараджи Капурталы.Махараджа посетил Оперу в 1897 году, В антракте он пришел в Танцевальное фойе, желая меня поприветствовать. Мы несколько минут разговаривали, он ушел, и больше я о нем не думала.И вот, неожиданно, он уже делает мне предложение и с большим воодушевлением описывает, как мы въезжаем в Капурталу! Картинка того, как я, одетая в одежды махарани, еду на большом слоне, покрытом белой шелковой попоной, расшитой золотом, показалась мне до невозможности забавной, и я с трудом скрывала улыбку.Я ответила ему, что страшно польщена, но вынуждена отказаться, так как уже помолвлена. 



карикатура Клео и Леопольд


Еще один роман якобы был с бельгийским королем Леопольдом II. Множество карикатур изображали бедного короля и дерзкую куртизанку, которая вертела им как пожелает. В мемуарах балерина описывает их встречи, пару раз в театре и пару раз король приходил к ней в дом, где она проживала с матерью. Как такого романа у них не было, как не было и огромного особняка – подарка монарха. Большую часть жизни Клео де Мерод провела в арендованных квартирах. 



Карикатура Клео и Леопольд


Две большие любви все же были в жизни балерины. Обе несчастные. Первая юношеская – с сыном одного аристократического семейства Парижа - Шарлем. Родители жениха был категорически против этой связи - аристократ и танцовщица. Их роман длился много лет, свадьба долго откладывалась, что не мешало влюбленным проводить вместе время. Шарль часто сопровождал балерину на гастролях, и по описаниям Клео был невероятно ревнивым. Свадьба так и не состоялась, жених внезапно умер от брюшного тифа, в то время это было смертельным заболеванием. 

И вторая большая любовь с испанским скульптором - Маркизом Луис де П.

Я занимаюсь скульптурой и был бы невероятно счастлив и горд, если бы вы согласились позировать мне!» Если его взгляд и был излишне страстным, то манеры были идеальными. Этот юноша меня заинтриговал, и я согласилась на предложенное рандеву.

Роман был страстным и долгим, вплоть до Перовой мировой войны. Закончился он банально, у маркиза оказалась еще одна семья на стороне, где уже был ребенок.

Клео де Мерод не горела желанием создавать семью, для нее вся жизнь была связана с искусством, детей у балерины не было. 

Я любила два раза в жизни, познала радости глубокой и страстной любви, и не от меня зависело то, что эта любовь заканчивалась. Судьба вырвала из моих объятий первую любовь, жестокий обман убил вторую. 

Интересны описания гастролей балерины в России. 



1906г. Гастроли в России



«Я выступала там в двух театрах, в Большом и театре Мишель. Не перед царской ложей, но перед великими князьями. Фраки, военная форма, великолепные туалеты, еще более роскошные украшения. Русские оказались довольно красивыми: аккуратные черты лица, иногда тяжеловатые, глаза цвета бирюзы или берилла, немного загадочные. Почти все мужчины носили бороды и усы, и если они были блондинами, то это смягчало черты. Залы были всегда полными, а аплодисменты — ошеломляющими: известно, что русские — страстные любители музыки и балета, обладают артистической натурой и всегда превозносят артистов.Ни один из виденных мною доселе городов, даже из самых непохожих на французские, не производил на меня такого впечатления, как Москва и Санкт-Петербург. В Берлине, Лондоне, Амстердаме, даже в Стокгольме находилось что-то напоминавшее Париж, ты чувствовал себя в похожей стране, в любом случае в Европе. Эти огромные русские метрополии совершенно лишали вас ориентиров.Казалось, по крайней мере мне, что это другая планета, особенно Петербург, так далеко на севере, где зима особенно жестока!.. Нева начинала замерзать. Холод уже был такой, что я не могла спокойно осмотреть эту красивую столицу, чьи пропорции, величина и строгость прямых проспектов пугали больше, чем московские улицы. Сотни зеленых или золотых куполов и шпилей, соборов и церквей возвышались над городом, сверкая при любом, даже слабом лучике солнца. Из-за толстого слоя снега улицы были пустынны и тихи, они вообще выглядели довольно грустно из-за отсутствия витрин, магазины находились или внизу, в полуподвальных помещениях, или на этажах, так что об ассортименте можно было лишь догадываться. Массивные здания, громадный Зимний дворец, перспектива Невского проспекта, как бесконечная линия с торжественными статуями; красный Исаакиевский собор с сотней колонн, сделанных из цельного куска мрамора; а недалеко от него — удивительное произведение — памятник Петру Великому, летящий медный всадник на массивном куске гранита. Снег в Петербурге был совсем не такой, как в Париже, на вас падали снежинки величиной с яйцо, часто-часто.Можно было ездить только на тройках, санях с тремя лошадьми, увешанных звеневшими в тишине колокольчиками. Несмотря на манто, шапку и муфту, холод пробирал меня до костей. Возвращаясь в хорошо протопленный отель, я чувствовала, что рождаюсь заново.За несколько дней до моего отъезда дворяне и офицеры из аристократических семей, которые до этого тщетно приглашали меня к себе на приемы, обратились с просьбой: желая, чтобы у меня остались незабываемые впечатления о России, они собирались устроить в мою честь большой прием в самом знаменитом ресторане Петербурга «Куба». Это предложение было исполнено такого дружелюбия, что я посчитала дурным тоном отказать. Все проходило в огромном зале, роскошно убранном и уставленном цветами. Было приглашено человек двести, в том числе великие танцовщицы Императорского театра, во главе с ярчайшей русской звездой — Матильдой Кшесинской.

Матильда Кшессинская после революции осядет в Париже, где откроет свою балетную школу. У Клео де Мерод также были ученицы, это было очень почетно брать уроки у такой балерины, однако в виду плотного графика школа так и осталась любительской, без должного масштаба. 



1898г.


В 1934 году Клео де Мерод вышла на сцену и так же как и в юность собрала полный зал. Гастроли закончились, надвигалась вторая мировая война, Жизнь замечательной балерины была долгой и насыщенной, читая ее мемуары понимаешь, что едва ли это половина от всей той жизни которую она провела, поражает ее отношение к жизни полное благодарностей и оптимизма.



начало XX века



Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ