В традиционном обществе одежда одинакова для дома и улицы. Так было и в европейских странах вплоть до XVII века, когда происходит изменение в сферах частной и общественной жизни. В качестве домашнего костюма все большую популярность у всех классов приобрели свободные длинные одеяния простого покроя, более или менее утепленные, называемые халат.
Родиной халата является Восток — верхнюю распашную мужскую и женскую одежду из хлопчатобумажной ткани носили народы Западной, Средней и Центральной Азии к такому типу одежды приближался и носимый в старину на Руси крестьянский кафтан без перехвата, он же армяк.
И.П. Кулибин, за письменным столом (в халате с наградой на груди)
В Россию халат как домашняя одежда пришел из Европы вместе с петровскими реформами: в гардеробе самого Петра сохранился домашний шлафор (халат) в цветочек. Во второй половине XVIII — начале XIX века халат - широкий, с запахом, с воротником и обшлагами (чаще другого цвета), с поясом — распространился особенно широко.
Халаты шились из шерсти или шерстяной фланели и имели длину до голени; надевали их во время утреннего туалета, иногда и во время завтрака. Халат представлял собой предмет дворянской роскоши, шился из дорогой ткани, иногда имел меховую отделку. Мужчины носили его поверх камзола или рубашки. Если к халату надевался в тон камзол, то это был уже домашний костюм для приема посетителей. Зимой этот наряд дополнялся колпаком. В XVIII веке волосы под парик стригли, колпак же позволял скрыть лысину, днем прикрываемую париком. К тому же колпак согревал голову, при российском климате зимой отопление домов могло быть недостаточным.
П.А. Демидова (художник Д. Левицкий, 1773)
После указа 1762 года «О вольности российского дворянства» это самое дворянство осело по усадьбам занимаясь хозяйством. Халат стал неотъемлемым атрибутом усадебного обихода. Халат как реалия усадебного быта обычно соседствует с другой реалией — «кабинет». Кабинет главы средней дворянской семьи становится и интеллектуальным, и хозяйственным центром дома. Появление в доме кабинета всегда сопутствовало обращению его хозяина к какому-либо виду интеллектуальной деятельности: чтение, коллекционирование, писательство. Халат как одежда для занятий интеллектуальной деятельностью подходит как нельзя лучше. Вместе с официальным портретом в орденах и наградах начинает распространяться «Кабинетный портрет», где изображаемый, как правило, находится у стола. Заказные портреты были отражением представлений портретируемого о самом себе, своей роли, и — о ценностях, принятых в обществе.
Картина Юбера «Ужин философов», за столом демонстративно сидит Вольтер, облаченный в халат и колпак.
Образ ученого в халате — это для России середины XVIII века уже достаточно актуально.
«Философствующее дворянство» опиралось на конкретные западные образцы, на французских философов, произведения которых были на слуху в России: Вольтер, Дидро, Руссо, все они изображались в халатах.
Портрет графа Петра Борисовича Шереметева, после 1758 г. Ротари П.
«А я, проспавши до полудни, / Курю табак и кофей пью…»:
портрет Державина работы А. А. Васильевского, 1815 г.
Державин — фигура уходящая, принадлежащая XVIII веку. Век XIX приносит новые образы для подражания, потеснившие французских философов. Из Англии приходит дендизм с его особой поэтикой, выражающей «скуку» и «пресыщенность», «мировую скорбь» — отражение европейского пессимизма. Центральной фигурой этого движения стал лорд Байрон.
Лорд Байрон
«Надеть хандрой пропитанный халат» «Романтический образ мятежного героя-индивидуалиста, пессимистического и разочарованного, героя-отщепенца, находившегося в конфликте с современным обществом и преступника с точки зрения господствующей морали» — так писал о Байроне В. Жирмунский.
В кодексе денди среди факторов, которые определяли статус человека, помимо богатства, происхождения, таланта, особое значение придается моде. Примеряя экзотические костюмы, античную тогу и военный мундир, Байрон достаточно часто останавливался и на «халатном» варианте.
Портрет Александра Сергеевича Пушкина Василий Андреевич Тропинин 1827,
В первой четверти XIX века новое поколение российских поэтов- романтиков «перехватывает» у «дворянина-философа» первенство в использовании «халата» — прямо называя его атрибутом творчества, приписывая ему особые свойства.
В России николаевского уже времени халат приобретает еще одно символическое значение, не связанное напрямую ни с философским, ни с литературным процессом творчества. «Внешняя» жизнь, в том числе и одежда, подчинялась Табели о рангах, и главным ее элементом становится мундир. Правила ношения мундира были прописаны в законах, а фасоны всей мундирной одежды сохраняли военизированный дух. Дворяне продолжали носить халаты дома, хотя в 1830-е годы «приличным» утренним домашним нарядом в идеале считался застегнутый доверху черный сюртук, а для послеобеденного и визитного времени — цветной открытый сюртук (редингот), светлые однотонные или полосатые панталоны, светлый жилет и галстук. Дворянский быт, однако, переставал подчиняться единым законам. Параллельно с «миром» романтиков, кружками денди творили свое существование люди, ориентированные на другие ценности. Уже со второй четверти XIX века халат постепенно приобретает черты символа русского барства с его ленью и небрежной распущенностью. Это и предопределило «деградацию» халата. Возникает знаменитый образ Обломова в одноименном романе И. А. Гончарова, сделавший халат символом русской лени. «весьма поместительный, так что Обломов мог дважды завернуться в него» (этот образ дополняют другие «говорящие» подробности «сонной жизни» - диван, домашние туфли, открытые и недочитанные книги.
Обломов иллюстрация к книге
Поэты начала ХХ века «творили» иные образы своего литературного быта. Есенин, Маяковский, Блок уже не заказывали свои портреты в халатах. Поэт Владимир Маяковский вообще тяготел к эксцентричности в одежде.
В. Маяковский
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В традиционном обществе одежда одинакова для дома и улицы. Так было и в европейских странах вплоть до XVII века, когда происходит изменение в сферах частной и общественной жизни. В качестве домашнего костюма все большую популярность у всех классов приобрели свободные длинные одеяния простого покроя, более или менее утепленные, называемые халат."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Родиной халата является Восток — верхнюю распашную мужскую и женскую одежду из хлопчатобумажной ткани носили народы Западной, Средней и Центральной Азии к такому типу одежды приближался и носимый в старину на Руси крестьянский кафтан без перехвата, он же армяк."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "И.П. Кулибин, за письменным столом (в халате с наградой на груди)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "kulbin_1.jpg", "filesize": 108848, "height": 960, "pic_id": 952575, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/26/kulbin_1.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250126%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250126T153104Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=9a9b8432d761a651d0e4a0ce932f99c69db478cb9798b8929cb53deaa87b7b45", "width": 717}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В Россию халат как домашняя одежда пришел из Европы вместе с петровскими реформами: в гардеробе самого Петра сохранился домашний шлафор (халат) в цветочек. Во второй половине XVIII — начале XIX века халат - широкий, с запахом, с воротником и обшлагами (чаще другого цвета), с поясом — распространился особенно широко. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Халаты шились из шерсти или шерстяной фланели и имели длину до голени; надевали их во время утреннего туалета, иногда и во время завтрака. Халат представлял собой предмет дворянской роскоши, шился из дорогой ткани, иногда имел меховую отделку. Мужчины носили его поверх камзола или рубашки. Если к халату надевался в тон камзол, то это был уже домашний костюм для приема посетителей. Зимой этот наряд дополнялся колпаком. В XVIII веке волосы под парик стригли, колпак же позволял скрыть лысину, днем прикрываемую париком. К тому же колпак согревал голову, при российском климате зимой отопление домов могло быть недостаточным. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "П.А. Демидова (художник Д. Левицкий, 1773)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "portret-demidova-grigorevich+.jpg", "filesize": 162247, "height": 1000, "pic_id": 952566, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/26/portret-demidova-grigorevich.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250126%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250126T152214Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=8d4f15a381b01c627343f4eb2ee0789f8c07d2d34ff14acbc849b33af9cc6452", "width": 707}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После указа 1762 года «О вольности российского дворянства» это самое дворянство осело по усадьбам занимаясь хозяйством. Халат стал неотъемлемым атрибутом усадебного обихода. Халат как реалия усадебного быта обычно соседствует с другой реалией — «кабинет». Кабинет главы средней дворянской семьи становится и интеллектуальным, и хозяйственным центром дома. Появление в доме кабинета всегда сопутствовало обращению его хозяина к какому-либо виду интеллектуальной деятельности: чтение, коллекционирование, писательство. Халат как одежда для занятий интеллектуальной деятельностью подходит как нельзя лучше. Вместе с официальным портретом в орденах и наградах начинает распространяться «Кабинетный портрет», где изображаемый, как правило, находится у стола. Заказные портреты были отражением представлений портретируемого о самом себе, своей роли, и — о ценностях, принятых в обществе. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Картина Юбера «Ужин философов», за столом демонстративно сидит Вольтер, облаченный в халат и колпак.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "o-forme-zemli-tykva-ili-dynya-geodeziya-i-otvaga.jpg", "filesize": 537089, "height": 1183, "pic_id": 952568, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/26/o-forme-zemli-tykva-ili-dynya-geodeziya-i-otvaga.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250126%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250126T152451Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=6303b2b761ae866cddd851140ea04e7cff345e6e79b5688b867bad892f73c121", "width": 1600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Образ ученого в халате — это для России середины XVIII века уже достаточно актуально. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Философствующее дворянство» опиралось на конкретные западные образцы, на французских философов, произведения которых были на слуху в России: Вольтер, Дидро, Руссо, все они изображались в халатах. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Портрет графа Петра Борисовича Шереметева, после 1758 г. Ротари П.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "yfV1eArkyMKbvZcSScMPImAQe9MCHEI8W51lJj1NBoriA2dlwpPmuHLexOmCVKZq.jpg", "filesize": 94730, "height": 1000, "pic_id": 952569, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/26/yfV1eArkyMKbvZcSScMPImAQe9MCHEI8W51lJj1NBoriA2dlwpPmuHLe_OYeMRMl.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250126%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250126T152537Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=323630abcc09ed665abb55a07ca72c8857904a782624c900a19bfbbc9f44c1f3", "width": 796}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«А я, проспавши до полудни, / Курю табак и кофей пью…»:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "портрет Державина работы А. А. Васильевского, 1815 г.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Jzv6QvnxAWm3MZs4BmU8d4wlXFv6CwmyFRBeZJbl7qviGWSGZLJqEChgRBrD5j_WlJvsIEyIDkAWnVddLgEImSma.jpg", "filesize": 43388, "height": 512, "pic_id": 952570, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/26/Jzv6QvnxAWm3MZs4BmU8d4wlXFv6CwmyFRBeZJbl7qviGWSGZLJqEChg_PvLCM0O.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250126%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250126T152633Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=6eb083efbc84b2143c3e1ac5898cbfd6b33dcce4a4b08d2a91c60fcfe7f2a296", "width": 361}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Державин — фигура уходящая, принадлежащая XVIII веку. Век XIX приносит новые образы для подражания, потеснившие французских философов. Из Англии приходит дендизм с его особой поэтикой, выражающей «скуку» и «пресыщенность», «мировую скорбь» — отражение европейского пессимизма. Центральной фигурой этого движения стал лорд Байрон. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Лорд Байрон", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200-4.jpeg", "filesize": 153004, "height": 908, "pic_id": 952571, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/26/scale_1200-4.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250126%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250126T152648Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=7eda7dc86f79af864671574b5a8f99680b78c70f3a53ec440b9780056ab9fd3b", "width": 756}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Надеть хандрой пропитанный халат» "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Романтический образ мятежного героя-индивидуалиста, пессимистического и разочарованного, героя-отщепенца, находившегося в конфликте с современным обществом и преступника с точки зрения господствующей морали» — так писал о Байроне В. Жирмунский. "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В кодексе денди среди факторов, которые определяли статус человека, помимо богатства, происхождения, таланта, особое значение придается моде. Примеряя экзотические костюмы, античную тогу и военный мундир, Байрон достаточно часто останавливался и на «халатном» варианте. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Портрет Александра Сергеевича Пушкина Василий Андреевич Тропинин 1827,", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "236749.jpg", "filesize": 380881, "height": 990, "pic_id": 952572, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/26/236749.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250126%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250126T152753Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=580a7002e5d2b8d527faa6039a1559154ab9c6dd4cce1d3b15cd499d290de062", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В первой четверти XIX века новое поколение российских поэтов- романтиков «перехватывает» у «дворянина-философа» первенство в использовании «халата» — прямо называя его атрибутом творчества, приписывая ему особые свойства. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В России николаевского уже времени халат приобретает еще одно символическое значение, не связанное напрямую ни с философским, ни с литературным процессом творчества. «Внешняя» жизнь, в том числе и одежда, подчинялась Табели о рангах, и главным ее элементом становится мундир. Правила ношения мундира были прописаны в законах, а фасоны всей мундирной одежды сохраняли военизированный дух. Дворяне продолжали носить халаты дома, хотя в 1830-е годы «приличным» утренним домашним нарядом в идеале считался застегнутый доверху черный сюртук, а для послеобеденного и визитного времени — цветной открытый сюртук (редингот), светлые однотонные или полосатые панталоны, светлый жилет и галстук. Дворянский быт, однако, переставал подчиняться единым законам. Параллельно с «миром» романтиков, кружками денди творили свое существование люди, ориентированные на другие ценности. Уже со второй четверти XIX века халат постепенно приобретает черты символа русского барства с его ленью и небрежной распущенностью. Это и предопределило «деградацию» халата. Возникает знаменитый образ Обломова в одноименном романе И. А. Гончарова, сделавший халат символом русской лени. «весьма поместительный, так что Обломов мог дважды завернуться в него» (этот образ дополняют другие «говорящие» подробности «сонной жизни» - диван, домашние туфли, открытые и недочитанные книги. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Обломов иллюстрация к книге", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Chichagov_Oblomov_1885.jpg", "filesize": 138292, "height": 422, "pic_id": 952573, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/26/Chichagov_Oblomov_1885.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250126%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250126T152953Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=df980d55e74446d937d7e11306f7586ba46b40dd9e778e1a8afb267931abe5cd", "width": 640}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поэты начала ХХ века «творили» иные образы своего литературного быта. Есенин, Маяковский, Блок уже не заказывали свои портреты в халатах. Поэт Владимир Маяковский вообще тяготел к эксцентричности в одежде."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "В. Маяковский", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "images.jpeg", "filesize": 6431, "height": 267, "pic_id": 952574, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/26/images.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250126%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250126T153015Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=06c42113d41e3dbedb302fca002511dd8759d06e5238f058ecf67cc8e8895fd8", "width": 189}}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 0]}