WhatsApp Image 2025-01-31 at 18.39.22.jpeg100.63 KB
Надежда Петровна Ламанова (1861 — 1941) прославилась созданием шикарных, отороченных золотым шитьем платьев для царской семьи и представителей высшего света (некоторые из них хранятся в Эрмитаже)
В отличие от большинства известных русских модельеров, «великая портниха» по характеристике Поля Пуаре
не эмигрировала из России после 1917 г., осталась и стала создавать одежду для нового советского государства.
Многие русские актрисы одевались у кутюрье Надежды Ламановой. Аристократки, новая купеческая элита, отдельные дамы «Прекрасной эпохи», которых мы видим на портретах Валентина Серова и Константина Сомова. Светские дамы Лина Кавальери и Эльза Крюгер тоже выходили в Свет в нарядах от госпожи Ламановой.
К.А. Сомов Портрет Евфимии Павловны Носовой. 1911.
Творчество Надежды Ламановой, и ее вклад в отечественную модную индустрию можно разделить на два этапа – до революции и после.
До революции Ламанова имела звание «Поставщица Ея Императорского Величества», она уже была влиятельной фигурой, придворные дамы и императрицы, театры, фильмы Ламанова изготовляла наряды для всех. Затем в 1919 Ламанову арестовывают, благодаря вмешательству Максима Горького через два с половиной месяца её освобождают (у Ламановой одевалась жена М. Горького).
И второй этап – после революции. Здесь имя Ламановой неразрывно связано со становлением модной индустрии всесоюзного масштаба, и без небольшого исторического экскурса не обойтись.
Жизнь “Институтов одежды” в Советском государстве можно также разделить на этапы:
Ателье мод -1923-1925 гг.,
Дом моделей на Сретенке - 1934-1938 гг.,
Общесоюзный Дом моделей на Кузнецком мосту - 1944-2003 гг.
По сути до СССР моды в императорской России не было, мода и стремление модно одеваться ассоциировались с городской культурой, а большинство населения дореволюционной России проживало в деревне, с материальным достатком, а также с принадлежностью к правящему сословию. Стоивший немалых денег модный костюм рассматривался современниками как «украшение». При этом модная одежда связывалась почти исключительно с индивидуальным пошивом, так как отечественная швейная индустрия только зарождалась, а иностранной одежды массового производства в страну завозилось очень мало. Но и услугами модных ателье могла воспользоваться лишь обеспеченная часть общества. Накануне революции 1917 г. на всю страну насчитывалось всего около 25 крупных модных ателье, действовавших в столичных и губернских городах. Они занимались в основном копированием парижских модных тенденций. То же самое было и с модными изданиями, чаще всего это были переводные с французского или английского издания.
Даже издававшийся в качестве приложения к газете «Биржевые ведомости» журнал с говорящим названием «Общедоступные Моды» пропагандировал одежду французских фасонов, предназначенную для пошива в ателье, при этом далеко не самую практичную и не всем доступную.
4-jpg.jpeg69 KB
В 1917 г. в России швейная продукция фабричного производства не превышала 3% от общего объема, сократившись в 1918 г. до 1%. Крупными фабриками располагали крупные города - Москва, Петербург, Казань основными их заказчиками были военные ведомства.
В 1919 г. с целью объединения кустарных мастерских организуется Центральный институт швейной промышленности. В 1922 г. в Москве был создан Центр по становлению нового советского костюма, позднее преобразованный в Ателье мод, прообраза Дома моделей. Среди его основателей были известные живописцы Б. Кустодиев, И. Грабарь, К. Петров-Водкин, скульптор В. Мухина, а также Ольга Сеничева-Кащенко, первый директор Ателье мод.
5-jpg.jpeg53.79 KB
На 1921 г. на всю страну числилось лишь 279 швейных предприятий с общей численностью в 40 тыс. занятых в них работников. Для управления этими производствами новой властью были созданы местные швейные тресты, крупнейшим из которых стал «Москвошвей»
В конце 1920-х годов «Москвошвей» специализировался на изготовлении одежды преимущественно из шерстяных тканей фабричным путем, а также ввел прием индивидуальных заказов на пошив одежды через собственные ателье.
Частью нового курса государства в 1930-е годы стала реанимация моды – это вылилось в создание в крупных городах государственных образцовых универмагов с ателье при них а также продолжение издания модных журналов. В 1938 году организовали Московский Дом моделей
Параллельно с государством создавала моды и Надежда Ламанова. В 1919 г. Ламанова организует при Главнауке Художественную мастерскую современного костюма, снимавшуюся экспериментами с моделированием одежды для трудящихся. В 1925 г. вместе с подругой — будущим известным скульптором Верой Мухиной (той самой Верой Мухиной чей монумент «Рабочий и колхозница» установлен при входе на ВДНХ в Москве) издает альбом «Искусство в быту». В нем предлагались результаты работы ее мастерской — проекты практичной и удобной бытовой одежды для трудящихся, созданной из простых материалов, но не лишенной эстетической составляющей.
Одновременно Ламанова шила одежду по индивидуальным зака- см для главных модниц начала 1920-х годов — Лили Брик, Айседоры Дункан, М. Ф. Андреевой и др.
Впрочем, в 1930-е годы, заведуя мастерской Мехкомбината,
Ламанова переключилась на моделирование одежды из меха. В 1920—1930-е годы по приглашению ведущих театров страны она активно работала и с театральными костюмами. В сущности в 20-е годы Ламанова выступала как один из первых теоретиков моды в Совестской России.
Имея богатейший опыт создания костюма Ламанова выступает за создание «массового костюма» но вместе с тем предлагает реформу – максимальную индивидуализацию костюма. Она критикует статьи, где ратуют за создание костюма без учета индивидуального телосложения. Оригинальные теории Ламановой оказались нереализуемы в стране где людям просто нечего было носить.
6-jpg.jpeg41.08 KB
Работа Ламановой сосредоточилась на сотрудничестве с находившимися в то время на подъеме советским кинематографом, театрам немногочисленными нуждавшимися в ее услугах.
в 1930-е годы для Надежды Ламановой наступили тяжелые времена. Как и большинство специалистов в области моды, Ламанова происходила из потомственного дворянского рода, хоть и обедневшего, но все таки дворянского. Она получила образование в Мариинском женском училище первого разряда в Нижнем Новгороде, и после окончания перебралась в Москву.
При советской власти, надежда Ламанова несмотря на все заслуги числилась «бывшей». «Бывшие люди», это тот слой населения который после 1917 года лишился всех прав и гражданских в том числе.
Надежда Ламанова скоропостижно скончалась в октябре 1941 года. Обстоятельства смерти известны из телеграммы и письма её младшей сестры к Вере Мухиной.
В письме сообщается, что в последние дни перед смертью Ламанова плохо себя чувствовала, она продолжала работать в театре МХАТ им. Горького и пыталась скрыть свое состояние от окружающих. В попытках узнать будут ли ее эвакуировать вместе с театром Ламанова не добилась однозначного ответа, однако придя в октябре к театру, она увидела, что двери театра закрыты, и всех уже вывезли. Буквально через пару дней Ламанова скончалась, смерть наступила на улице, когда она вместе с сестрой выходила из убежища.
Тело Ламановой было кремировано, урна с прахом захоронена на Ваганьковском кладбище.
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "WhatsApp Image 2025-01-31 at 18.39.22.jpeg", "filesize": 103043, "height": 1600, "pic_id": 954561, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/31/WhatsApp_Image_2025-01-31_at_18.39.22.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250131%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250131T155156Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=bc0322917fbf58640e4f05d786c622252e453297ae82abef989da8eab1a7548c", "width": 1232}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Надежда Петровна Ламанова (1861 — 1941) прославилась созданием шикарных, отороченных золотым шитьем платьев для царской семьи и представителей высшего света (некоторые из них хранятся в Эрмитаже) "}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В отличие от большинства известных русских модельеров, «великая портниха» по характеристике Поля Пуаре "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "не эмигрировала из России после 1917 г., осталась и стала создавать одежду для нового советского государства. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Многие русские актрисы одевались у кутюрье Надежды Ламановой. Аристократки, новая купеческая элита, отдельные дамы «Прекрасной эпохи», которых мы видим на портретах Валентина Серова и Константина Сомова. Светские дамы Лина Кавальери и Эльза Крюгер тоже выходили в Свет в нарядах от госпожи Ламановой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "К.А. Сомов Портрет Евфимии Павловны Носовой. 1911.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "a0688dee-7e64-560f-bdd7-93f39a981fc8.jpeg", "filesize": 54460, "height": 787, "pic_id": 954562, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/31/a0688dee-7e64-560f-bdd7-93f39a981fc8.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250131%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250131T155245Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=4647b167b089afd104e4abdfa3e38ddf44b9e7c7c17841e8922db9decb45ec16", "width": 628}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Творчество Надежды Ламановой, и ее вклад в отечественную модную индустрию можно разделить на два этапа – до революции и после. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "До революции Ламанова имела звание «Поставщица Ея Императорского Величества», она уже была влиятельной фигурой, придворные дамы и императрицы, театры, фильмы Ламанова изготовляла наряды для всех. Затем в 1919 Ламанову арестовывают, благодаря вмешательству Максима Горького через два с половиной месяца её освобождают (у Ламановой одевалась жена М. Горького). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И второй этап – после революции. Здесь имя Ламановой неразрывно связано со становлением модной индустрии всесоюзного масштаба, и без небольшого исторического экскурса не обойтись. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Жизнь “Институтов одежды” в Советском государстве можно также разделить на этапы: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ателье мод -1923-1925 гг.,"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дом моделей на Сретенке - 1934-1938 гг.,"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Общесоюзный Дом моделей на Кузнецком мосту - 1944-2003 гг. "}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По сути до СССР моды в императорской России не было, мода и стремление модно одеваться ассоциировались с городской культурой, а большинство населения дореволюционной России проживало в деревне, с материальным достатком, а также с принадлежностью к правящему сословию. Стоивший немалых денег модный костюм рассматривался современниками как «украшение». При этом модная одежда связывалась почти исключительно с индивидуальным пошивом, так как отечественная швейная индустрия только зарождалась, а иностранной одежды массового производства в страну завозилось очень мало. Но и услугами модных ателье могла воспользоваться лишь обеспеченная часть общества. Накануне революции 1917 г. на всю страну насчитывалось всего около 25 крупных модных ателье, действовавших в столичных и губернских городах. Они занимались в основном копированием парижских модных тенденций. То же самое было и с модными изданиями, чаще всего это были переводные с французского или английского издания. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Даже издававшийся в качестве приложения к газете «Биржевые ведомости» журнал с говорящим названием «Общедоступные Моды» пропагандировал одежду французских фасонов, предназначенную для пошива в ателье, при этом далеко не самую практичную и не всем доступную."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "4-jpg.jpeg", "filesize": 70660, "height": 1277, "pic_id": 954564, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/31/4-jpg.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250131%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250131T155318Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=c794ef2f7b69678dada3b5e7f1eb00618012febade4802e862a83fbb6d3e886b", "width": 1020}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1917 г. в России швейная продукция фабричного производства не превышала 3% от общего объема, сократившись в 1918 г. до 1%. Крупными фабриками располагали крупные города - Москва, Петербург, Казань основными их заказчиками были военные ведомства. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1919 г. с целью объединения кустарных мастерских организуется Центральный институт швейной промышленности. В 1922 г. в Москве был создан Центр по становлению нового советского костюма, позднее преобразованный в Ателье мод, прообраза Дома моделей. Среди его основателей были известные живописцы Б. Кустодиев, И. Грабарь, К. Петров-Водкин, скульптор В. Мухина, а также Ольга Сеничева-Кащенко, первый директор Ателье мод. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "5-jpg.jpeg", "filesize": 55078, "height": 1278, "pic_id": 954565, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/31/5-jpg.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250131%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250131T155331Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=8884990352c46757ab2791533ede9e051b5636a74a43707feffd6e0552350dc4", "width": 1020}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На 1921 г. на всю страну числилось лишь 279 швейных предприятий с общей численностью в 40 тыс. занятых в них работников. Для управления этими производствами новой властью были созданы местные швейные тресты, крупнейшим из которых стал «Москвошвей» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В конце 1920-х годов «Москвошвей» специализировался на изготовлении одежды преимущественно из шерстяных тканей фабричным путем, а также ввел прием индивидуальных заказов на пошив одежды через собственные ателье. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Частью нового курса государства в 1930-е годы стала реанимация моды – это вылилось в создание в крупных городах государственных образцовых универмагов с ателье при них а также продолжение издания модных журналов. В 1938 году организовали Московский Дом моделей "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Параллельно с государством создавала моды и Надежда Ламанова. В 1919 г. Ламанова организует при Главнауке Художественную мастерскую современного костюма, снимавшуюся экспериментами с моделированием одежды для трудящихся. В 1925 г. вместе с подругой — будущим известным скульптором Верой Мухиной (той самой Верой Мухиной чей монумент «Рабочий и колхозница» установлен при входе на ВДНХ в Москве) издает альбом «Искусство в быту». В нем предлагались результаты работы ее мастерской — проекты практичной и удобной бытовой одежды для трудящихся, созданной из простых материалов, но не лишенной эстетической составляющей. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Одновременно Ламанова шила одежду по индивидуальным зака- см для главных модниц начала 1920-х годов — Лили Брик, Айседоры Дункан, М. Ф. Андреевой и др. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Впрочем, в 1930-е годы, заведуя мастерской Мехкомбината, "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ламанова переключилась на моделирование одежды из меха. В 1920—1930-е годы по приглашению ведущих театров страны она активно работала и с театральными костюмами. В сущности в 20-е годы Ламанова выступала как один из первых теоретиков моды в Совестской России. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Имея богатейший опыт создания костюма Ламанова выступает за создание «массового костюма» но вместе с тем предлагает реформу – максимальную индивидуализацию костюма. Она критикует статьи, где ратуют за создание костюма без учета индивидуального телосложения. Оригинальные теории Ламановой оказались нереализуемы в стране где людям просто нечего было носить. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "6-jpg.jpeg", "filesize": 42064, "height": 1277, "pic_id": 954566, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/31/6-jpg.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250131%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250131T155346Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=d1106dde35e6ebee302d0b786ca272cb3d664532861d48049c9ae073fafa49ce", "width": 1020}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Работа Ламановой сосредоточилась на сотрудничестве с находившимися в то время на подъеме советским кинематографом, театрам немногочисленными нуждавшимися в ее услугах. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "в 1930-е годы для Надежды Ламановой наступили тяжелые времена. Как и большинство специалистов в области моды, Ламанова происходила из потомственного дворянского рода, хоть и обедневшего, но все таки дворянского. Она получила образование в Мариинском женском училище первого разряда в Нижнем Новгороде, и после окончания перебралась в Москву. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "При советской власти, надежда Ламанова несмотря на все заслуги числилась «бывшей». «Бывшие люди», это тот слой населения который после 1917 года лишился всех прав и гражданских в том числе. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Надежда Ламанова скоропостижно скончалась в октябре 1941 года. Обстоятельства смерти известны из телеграммы и письма её младшей сестры к Вере Мухиной. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В письме сообщается, что в последние дни перед смертью Ламанова плохо себя чувствовала, она продолжала работать в театре МХАТ им. Горького и пыталась скрыть свое состояние от окружающих. В попытках узнать будут ли ее эвакуировать вместе с театром Ламанова не добилась однозначного ответа, однако придя в октябре к театру, она увидела, что двери театра закрыты, и всех уже вывезли. Буквально через пару дней Ламанова скончалась, смерть наступила на улице, когда она вместе с сестрой выходила из убежища. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тело Ламановой было кремировано, урна с прахом захоронена на Ваганьковском кладбище."}], "attributes": []}], "selectedRange": [1561, 1561]}
Комментарии 0