3
Что вы знаете о Госпоже Ламановой? | Паблико

Что вы знаете о Госпоже Ламановой?


31 янв 2025 · 18:57    



WhatsApp Image 2025-01-31 at 18.39.22.jpeg 100.63 KB



Надежда Петровна Ламанова (1861 — 1941) прославилась созданием шикарных, отороченных золотым шитьем платьев для царской семьи и представителей высшего света (некоторые из них хранятся в Эрмитаже)  

В отличие от большинства известных русских модельеров, «великая портниха» по характеристике Поля Пуаре 

не эмигрировала из России после 1917 г., осталась и стала создавать одежду для нового советского государства.  

Многие русские актрисы одевались у кутюрье Надежды Ламановой. Аристократки, новая купеческая элита, отдельные дамы «Прекрасной эпохи», которых мы видим на портретах Валентина Серова и Константина Сомова. Светские дамы Лина Кавальери и Эльза Крюгер тоже выходили в Свет в нарядах от госпожи Ламановой.



К.А. Сомов Портрет Евфимии Павловны Носовой. 1911.


Творчество Надежды Ламановой, и ее вклад в отечественную модную индустрию можно разделить на два этапа – до революции и после. 

До революции Ламанова имела звание «Поставщица Ея Императорского Величества», она уже была влиятельной фигурой, придворные дамы и императрицы, театры, фильмы Ламанова изготовляла наряды для всех. Затем в 1919 Ламанову арестовывают, благодаря вмешательству Максима Горького через два с половиной месяца её освобождают (у Ламановой одевалась жена М. Горького). 

И второй этап – после революции. Здесь имя Ламановой неразрывно связано со становлением модной индустрии всесоюзного масштаба, и без небольшого исторического экскурса не обойтись. 

Жизнь “Институтов одежды” в Советском государстве можно также разделить на этапы: 

  • Ателье мод -1923-1925 гг.,
  • Дом моделей на Сретенке - 1934-1938 гг.,
  • Общесоюзный Дом моделей на Кузнецком мосту - 1944-2003 гг.  

По сути до СССР моды в императорской России не было, мода и стремление модно одеваться ассоциировались с городской культурой, а большинство населения дореволюционной России проживало в деревне, с материальным достатком, а также с принадлежностью к правящему сословию. Стоивший немалых денег модный костюм рассматривался современниками как «украшение». При этом модная одежда связывалась почти исключительно с индивидуальным пошивом, так как отечественная швейная индустрия только зарождалась, а иностранной одежды массового производства в страну завозилось очень мало. Но и услугами модных ателье могла воспользоваться лишь обеспеченная часть общества. Накануне революции 1917 г. на всю страну насчитывалось всего около 25 крупных модных ателье, действовавших в столичных и губернских городах. Они занимались в основном копированием парижских модных тенденций. То же самое было и с модными изданиями, чаще всего это были переводные с французского или английского издания. 

Даже издававшийся в качестве приложения к газете «Биржевые ведомости» журнал с говорящим названием «Общедоступные Моды» пропагандировал одежду французских фасонов, предназначенную для пошива в ателье, при этом далеко не самую практичную и не всем доступную.



4-jpg.jpeg 69 KB


В 1917 г. в России швейная продукция фабричного производства не превышала 3% от общего объема, сократившись в 1918 г. до 1%. Крупными фабриками располагали крупные города - Москва, Петербург, Казань основными их заказчиками были военные ведомства. 

В 1919 г. с целью объединения кустарных мастерских организуется Центральный институт швейной промышленности. В 1922 г. в Москве был создан Центр по становлению нового советского костюма, позднее преобразованный в Ателье мод, прообраза Дома моделей. Среди его основателей были известные живописцы Б. Кустодиев, И. Грабарь, К. Петров-Водкин, скульптор В. Мухина, а также Ольга Сеничева-Кащенко, первый директор Ателье мод.  



5-jpg.jpeg 53.79 KB


На 1921 г. на всю страну числилось лишь 279 швейных предприятий с общей численностью в 40 тыс. занятых в них работников. Для управления этими производствами новой властью были созданы местные швейные тресты, крупнейшим из которых стал «Москвошвей»  

В конце 1920-х годов «Москвошвей» специализировался на изготовлении одежды преимущественно из шерстяных тканей фабричным путем, а также ввел прием индивидуальных заказов на пошив одежды через собственные ателье.  

Частью нового курса государства в 1930-е годы стала реанимация моды – это вылилось в создание в крупных городах государственных образцовых универмагов с ателье при них а также продолжение издания модных журналов. В 1938 году организовали Московский Дом моделей 

Параллельно с государством создавала моды и Надежда Ламанова. В 1919 г. Ламанова организует при Главнауке Художественную мастерскую современного костюма, снимавшуюся экспериментами с моделированием одежды для трудящихся. В 1925 г. вместе с подругой — будущим известным скульптором Верой Мухиной (той самой Верой Мухиной чей монумент «Рабочий и колхозница» установлен при входе на ВДНХ в Москве) издает альбом «Искусство в быту». В нем предлагались результаты работы ее мастерской — проекты практичной и удобной бытовой одежды для трудящихся, созданной из простых материалов, но не лишенной эстетической составляющей. 

Одновременно Ламанова шила одежду по индивидуальным зака- см для главных модниц начала 1920-х годов — Лили Брик, Айседоры Дункан, М. Ф. Андреевой и др.  

Впрочем, в 1930-е годы, заведуя мастерской Мехкомбината, 

Ламанова переключилась на моделирование одежды из меха. В 1920—1930-е годы по приглашению ведущих театров страны она активно работала и с театральными костюмами. В сущности в 20-е годы Ламанова выступала как один из первых теоретиков моды в Совестской России.  

Имея богатейший опыт создания костюма Ламанова выступает за создание «массового костюма» но вместе с тем предлагает реформу – максимальную индивидуализацию костюма. Она критикует статьи, где ратуют за создание костюма без учета индивидуального телосложения. Оригинальные теории Ламановой оказались нереализуемы в стране где людям просто нечего было носить. 



6-jpg.jpeg 41.08 KB


Работа Ламановой сосредоточилась на сотрудничестве с находившимися в то время на подъеме советским кинематографом, театрам немногочисленными нуждавшимися в ее услугах. 

в 1930-е годы для Надежды Ламановой наступили тяжелые времена. Как и большинство специалистов в области моды, Ламанова происходила из потомственного дворянского рода, хоть и обедневшего, но все таки дворянского. Она получила образование в  Мариинском женском училище первого разряда в Нижнем Новгороде, и после окончания перебралась в Москву. 

При советской власти, надежда Ламанова несмотря на все заслуги числилась «бывшей». «Бывшие люди», это тот слой населения который после 1917 года лишился всех прав и гражданских в том числе. 

Надежда Ламанова скоропостижно скончалась в октябре 1941 года. Обстоятельства смерти известны из телеграммы и письма её младшей сестры к Вере Мухиной. 

В письме сообщается, что в последние дни перед смертью Ламанова плохо себя чувствовала, она продолжала работать в театре МХАТ им. Горького и пыталась скрыть свое состояние от окружающих. В попытках узнать будут ли ее эвакуировать вместе с театром Ламанова не добилась однозначного ответа, однако придя в октябре к театру, она увидела, что двери театра закрыты, и всех уже вывезли. Буквально через пару дней Ламанова скончалась, смерть наступила на улице, когда она вместе с сестрой выходила из убежища. 

Тело Ламановой было кремировано, урна с прахом захоронена на Ваганьковском кладбище.



WhatsApp Image 2025-01-31 at 18.39.22.jpeg 100.63 KB



Надежда Петровна Ламанова (1861 — 1941) прославилась созданием шикарных, отороченных золотым шитьем платьев для царской семьи и представителей высшего света (некоторые из них хранятся в Эрмитаже)  

В отличие от большинства известных русских модельеров, «великая портниха» по характеристике Поля Пуаре 

не эмигрировала из России после 1917 г., осталась и стала создавать одежду для нового советского государства.  

Многие русские актрисы одевались у кутюрье Надежды Ламановой. Аристократки, новая купеческая элита, отдельные дамы «Прекрасной эпохи», которых мы видим на портретах Валентина Серова и Константина Сомова. Светские дамы Лина Кавальери и Эльза Крюгер тоже выходили в Свет в нарядах от госпожи Ламановой.



К.А. Сомов Портрет Евфимии Павловны Носовой. 1911.


Творчество Надежды Ламановой, и ее вклад в отечественную модную индустрию можно разделить на два этапа – до революции и после. 

До революции Ламанова имела звание «Поставщица Ея Императорского Величества», она уже была влиятельной фигурой, придворные дамы и императрицы, театры, фильмы Ламанова изготовляла наряды для всех. Затем в 1919 Ламанову арестовывают, благодаря вмешательству Максима Горького через два с половиной месяца её освобождают (у Ламановой одевалась жена М. Горького). 

И второй этап – после революции. Здесь имя Ламановой неразрывно связано со становлением модной индустрии всесоюзного масштаба, и без небольшого исторического экскурса не обойтись. 

Жизнь “Институтов одежды” в Советском государстве можно также разделить на этапы: 

  • Ателье мод -1923-1925 гг.,
  • Дом моделей на Сретенке - 1934-1938 гг.,
  • Общесоюзный Дом моделей на Кузнецком мосту - 1944-2003 гг.  

По сути до СССР моды в императорской России не было, мода и стремление модно одеваться ассоциировались с городской культурой, а большинство населения дореволюционной России проживало в деревне, с материальным достатком, а также с принадлежностью к правящему сословию. Стоивший немалых денег модный костюм рассматривался современниками как «украшение». При этом модная одежда связывалась почти исключительно с индивидуальным пошивом, так как отечественная швейная индустрия только зарождалась, а иностранной одежды массового производства в страну завозилось очень мало. Но и услугами модных ателье могла воспользоваться лишь обеспеченная часть общества. Накануне революции 1917 г. на всю страну насчитывалось всего около 25 крупных модных ателье, действовавших в столичных и губернских городах. Они занимались в основном копированием парижских модных тенденций. То же самое было и с модными изданиями, чаще всего это были переводные с французского или английского издания. 

Даже издававшийся в качестве приложения к газете «Биржевые ведомости» журнал с говорящим названием «Общедоступные Моды» пропагандировал одежду французских фасонов, предназначенную для пошива в ателье, при этом далеко не самую практичную и не всем доступную.



4-jpg.jpeg 69 KB


В 1917 г. в России швейная продукция фабричного производства не превышала 3% от общего объема, сократившись в 1918 г. до 1%. Крупными фабриками располагали крупные города - Москва, Петербург, Казань основными их заказчиками были военные ведомства. 

В 1919 г. с целью объединения кустарных мастерских организуется Центральный институт швейной промышленности. В 1922 г. в Москве был создан Центр по становлению нового советского костюма, позднее преобразованный в Ателье мод, прообраза Дома моделей. Среди его основателей были известные живописцы Б. Кустодиев, И. Грабарь, К. Петров-Водкин, скульптор В. Мухина, а также Ольга Сеничева-Кащенко, первый директор Ателье мод.  



5-jpg.jpeg 53.79 KB


На 1921 г. на всю страну числилось лишь 279 швейных предприятий с общей численностью в 40 тыс. занятых в них работников. Для управления этими производствами новой властью были созданы местные швейные тресты, крупнейшим из которых стал «Москвошвей»  

В конце 1920-х годов «Москвошвей» специализировался на изготовлении одежды преимущественно из шерстяных тканей фабричным путем, а также ввел прием индивидуальных заказов на пошив одежды через собственные ателье.  

Частью нового курса государства в 1930-е годы стала реанимация моды – это вылилось в создание в крупных городах государственных образцовых универмагов с ателье при них а также продолжение издания модных журналов. В 1938 году организовали Московский Дом моделей 

Параллельно с государством создавала моды и Надежда Ламанова. В 1919 г. Ламанова организует при Главнауке Художественную мастерскую современного костюма, снимавшуюся экспериментами с моделированием одежды для трудящихся. В 1925 г. вместе с подругой — будущим известным скульптором Верой Мухиной (той самой Верой Мухиной чей монумент «Рабочий и колхозница» установлен при входе на ВДНХ в Москве) издает альбом «Искусство в быту». В нем предлагались результаты работы ее мастерской — проекты практичной и удобной бытовой одежды для трудящихся, созданной из простых материалов, но не лишенной эстетической составляющей. 

Одновременно Ламанова шила одежду по индивидуальным зака- см для главных модниц начала 1920-х годов — Лили Брик, Айседоры Дункан, М. Ф. Андреевой и др.  

Впрочем, в 1930-е годы, заведуя мастерской Мехкомбината, 

Ламанова переключилась на моделирование одежды из меха. В 1920—1930-е годы по приглашению ведущих театров страны она активно работала и с театральными костюмами. В сущности в 20-е годы Ламанова выступала как один из первых теоретиков моды в Совестской России.  

Имея богатейший опыт создания костюма Ламанова выступает за создание «массового костюма» но вместе с тем предлагает реформу – максимальную индивидуализацию костюма. Она критикует статьи, где ратуют за создание костюма без учета индивидуального телосложения. Оригинальные теории Ламановой оказались нереализуемы в стране где людям просто нечего было носить. 



6-jpg.jpeg 41.08 KB


Работа Ламановой сосредоточилась на сотрудничестве с находившимися в то время на подъеме советским кинематографом, театрам немногочисленными нуждавшимися в ее услугах. 

в 1930-е годы для Надежды Ламановой наступили тяжелые времена. Как и большинство специалистов в области моды, Ламанова происходила из потомственного дворянского рода, хоть и обедневшего, но все таки дворянского. Она получила образование в  Мариинском женском училище первого разряда в Нижнем Новгороде, и после окончания перебралась в Москву. 

При советской власти, надежда Ламанова несмотря на все заслуги числилась «бывшей». «Бывшие люди», это тот слой населения который после 1917 года лишился всех прав и гражданских в том числе. 

Надежда Ламанова скоропостижно скончалась в октябре 1941 года. Обстоятельства смерти известны из телеграммы и письма её младшей сестры к Вере Мухиной. 

В письме сообщается, что в последние дни перед смертью Ламанова плохо себя чувствовала, она продолжала работать в театре МХАТ им. Горького и пыталась скрыть свое состояние от окружающих. В попытках узнать будут ли ее эвакуировать вместе с театром Ламанова не добилась однозначного ответа, однако придя в октябре к театру, она увидела, что двери театра закрыты, и всех уже вывезли. Буквально через пару дней Ламанова скончалась, смерть наступила на улице, когда она вместе с сестрой выходила из убежища. 

Тело Ламановой было кремировано, урна с прахом захоронена на Ваганьковском кладбище.

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ