3
Была ли мода в СССР? | Паблико

Была ли мода в СССР?


28 янв 2025 · 12:35    



WhatsApp Image 2025-01-25 at 18.29.37 (1).jpeg 102.87 KB


Мода в Советах конечно была, и дома моды были и модели были. Но это была особая “советская мода”.

До сере­дины 1950-х гг. отношение к моде в СССР было, скорее, негативным. Советская пропаганда, ориентировавшая граждан на умеренность в моде, соответствовала морали, которая гласила: нельзя бездумно предаваться инстинктам и слепо следовать причудливому диктату моды. Трудно припомнить какую-либо другую страну, в которой мода развивалась бы в XX в. в столь аномальных условиях, нежели СССР.



WhatsApp Image 2025-01-25 at 18.29.37.jpeg 84.79 KB


Идеологические компании и стремление государства «подстроить» эту область под свои приоритетные цели и задачи наклады­вались на жизнь рядового советского человека. Страна перебившая три революции, годы Гражданской войны. Военный коммунизм, вечную военную опасность, капиталистическое окружение, потребительский дефицит, военные и послевоенные годы, все это привело к травмированную потребительской психологии граждан, деформации существовавших в СССР модных тенденций.



WhatsApp Image 2025-01-25 at 18.29.37 (2).jpeg 125.41 KB


Заезжие иностранцы подписывали миф о вечной «серости» и «похо­жести» одежды советских людей. Это стало своеобразным ярлыком советского об­щества. Что скрывалось за внешней «похожестью» одежды советских людей. По сути Советский стиль пропагандировал удобство, практичность, функциональность и гигиеничность, однако проблема заключалась в дефектах советской системы - остаточное финансирование легкой промышленности. Ситуация обострялась никак не поддающимся разрешению противоречием — с одной стороны, хронический дефицит модных, кра­сивых и качественных товаров и, с другой, почти катастрофическое затоваривание не модной, непривлекательной и потому не пользую­щейся спросом продукцией. Поиск творческого источника, не связанного с «буржуазной» эстетикой, для создания социалистического костюма способствовал обращению к народному костюму и природным мотивам. В результате «советский стиль» не был связан с мировыми тенденциями моды. Он сформировался, объединив в себе взгляды на костюм советского человека трех заинтересованных сторон: государства, художника и потребителя. Для него характерно: простора, скромность, чувство приличия, изящество, элегантность, независимость от мировой моды и смены тенденций, обращение к народным традициям.



WhatsApp Image 2025-01-25 at 18.29.38.jpeg 52.66 KB


Как известно в Советском Союзе были модели, которые отбирались специалистами Общесоюзным Домом Моделей Одежды и утверждались вышестоящими инстанциями. По сути в СССР было много каналов трансляции моделей одежды – массовые и специальные изданий, демонстрации моделей, лекции о моде и культуре одежды, художественные фильмы.

Образцовому гражданину СССР (в особенности женщинам), с одной стороны, вменялось в обязанность следить за модой, разрешалось даже по­лучать удовольствие от ношения модных вещей. Но, с другой сторо­ны, нельзя было превращаться в «раба» моды. В отличие от западной моды, советская мода менялась медленнее. Она была стилистически более «сдержанной», менее экстравагантной, на­целенной не на удовлетворение прихотей богатой элиты, а потреб­ностей большинства граждан. Советская мода также считалась более практичной и функциональной, чем капиталистическая. Наконец, модная одежда, обувь и другие потребительские товары в СССР не должны были наносить ущерб здоровью. С этой целью они в обяза­тельном порядке соотносилась с довольно строгими по мировым кри­териям советскими медицинскими нормами и стандартами гигиены.



WhatsApp Image 2025-01-25 at 18.29.38 (4).jpeg 58.09 KB


В общественном мнении сохранялось стойкое представление, что только белый цвет — залог абсолютной чистоты и гигиеничности вещи. Эти требования были заложены и в соответствующие советские санитарные нормы. Советская эстетика это эсте­тика простоты, эстетика обыденного, эстетика будней, при этом скромность, как базовая черта советского гражданина.



WhatsApp Image 2025-01-25 at 18.29.39 (2).jpeg 96.61 KB


Лед треснул в 60-е годы, во времена “хрущевской оттепели”, со второй половины 1960-х годов в глазах покупателей “модность” стала критерием в выборе одежды, и не учитывать этот фактор стало невозможно. Наконец, мода стала крайне востребованным не только эстетическим, но и экономическим элементом: если произво­дить преимущественно модную одежду, то можно одним махом «убить двух зайцев»: и побороть дефицит, и ликвидировать затоваривание.

С 1960-х годов слово «мода» в со­ветском официальном пространстве становится признаком обновления и поворота госу­дарства к естественным потребностям человека. Случилось невиданное событие, в наш эстетически скромный Советский Союз Дом высокой моды Парижа Christian Dior. (1959г.). До падения “железного занавеса” было еще далеко, но изменения в мышлении уже начали происходить.



WhatsApp Image 2025-01-25 at 18.29.39 (1).jpeg 91.54 KB


Десятилетиями сдерживаемая «пружина» начала стремитель­но разжиматься на рубеже 1950— 1960-х годов, а затем в еще более благополучные в материальном плане брежневские времена, во многом определив специфику ажиотажа на модные вещи.

Происходила адаптация женщинами модных образцов. В итоге «советский стиль» корректировался. Женщина стремилась доступными ей средствами подчеркнуть свою индивидуальность, что не всегда было возможно в условиях дефицита предметов народного потребления и социального расслоения общества.

Следящие за модой советские женщины вынуждены были шить одежду самостоятельно, у портних или обращаться к услугам спекулянтов. Журналы пестрели выкройками, и рекомендациями к разделу «сделай сам» 



WhatsApp Image 2025-01-25 at 18.29.39.jpeg 88.81 KB


Разрыв в количестве и качестве товаров с нуждами и вкусами советских женщин вылился идею бережливости в одежде. В женских журналах пропагандировались разнообразные способы переделки, перекройки, надвязывания. Из-за хронического дефицита и бедного ассортимента одежды в магазинах, низкой материальной обеспеченности большей части населения обычная советская женщина покупала одежду по мере износа.

Власти дозволяли моде существовать, а время от времени даже развивали и поощряли моделирование одежды по стандартам современной моды, советской моды, разрешенной и допустимой.

Через некоторое время Советский Союз рухнул, и идеи соцреалима канули в небытие. Случилась перестройка и потребительская революция.



WhatsApp Image 2025-01-25 at 18.29.37 (1).jpeg 102.87 KB


Мода в Советах конечно была, и дома моды были и модели были. Но это была особая “советская мода”.

До сере­дины 1950-х гг. отношение к моде в СССР было, скорее, негативным. Советская пропаганда, ориентировавшая граждан на умеренность в моде, соответствовала морали, которая гласила: нельзя бездумно предаваться инстинктам и слепо следовать причудливому диктату моды. Трудно припомнить какую-либо другую страну, в которой мода развивалась бы в XX в. в столь аномальных условиях, нежели СССР.



WhatsApp Image 2025-01-25 at 18.29.37.jpeg 84.79 KB


Идеологические компании и стремление государства «подстроить» эту область под свои приоритетные цели и задачи наклады­вались на жизнь рядового советского человека. Страна перебившая три революции, годы Гражданской войны. Военный коммунизм, вечную военную опасность, капиталистическое окружение, потребительский дефицит, военные и послевоенные годы, все это привело к травмированную потребительской психологии граждан, деформации существовавших в СССР модных тенденций.



WhatsApp Image 2025-01-25 at 18.29.37 (2).jpeg 125.41 KB


Заезжие иностранцы подписывали миф о вечной «серости» и «похо­жести» одежды советских людей. Это стало своеобразным ярлыком советского об­щества. Что скрывалось за внешней «похожестью» одежды советских людей. По сути Советский стиль пропагандировал удобство, практичность, функциональность и гигиеничность, однако проблема заключалась в дефектах советской системы - остаточное финансирование легкой промышленности. Ситуация обострялась никак не поддающимся разрешению противоречием — с одной стороны, хронический дефицит модных, кра­сивых и качественных товаров и, с другой, почти катастрофическое затоваривание не модной, непривлекательной и потому не пользую­щейся спросом продукцией. Поиск творческого источника, не связанного с «буржуазной» эстетикой, для создания социалистического костюма способствовал обращению к народному костюму и природным мотивам. В результате «советский стиль» не был связан с мировыми тенденциями моды. Он сформировался, объединив в себе взгляды на костюм советского человека трех заинтересованных сторон: государства, художника и потребителя. Для него характерно: простора, скромность, чувство приличия, изящество, элегантность, независимость от мировой моды и смены тенденций, обращение к народным традициям.



WhatsApp Image 2025-01-25 at 18.29.38.jpeg 52.66 KB


Как известно в Советском Союзе были модели, которые отбирались специалистами Общесоюзным Домом Моделей Одежды и утверждались вышестоящими инстанциями. По сути в СССР было много каналов трансляции моделей одежды – массовые и специальные изданий, демонстрации моделей, лекции о моде и культуре одежды, художественные фильмы.

Образцовому гражданину СССР (в особенности женщинам), с одной стороны, вменялось в обязанность следить за модой, разрешалось даже по­лучать удовольствие от ношения модных вещей. Но, с другой сторо­ны, нельзя было превращаться в «раба» моды. В отличие от западной моды, советская мода менялась медленнее. Она была стилистически более «сдержанной», менее экстравагантной, на­целенной не на удовлетворение прихотей богатой элиты, а потреб­ностей большинства граждан. Советская мода также считалась более практичной и функциональной, чем капиталистическая. Наконец, модная одежда, обувь и другие потребительские товары в СССР не должны были наносить ущерб здоровью. С этой целью они в обяза­тельном порядке соотносилась с довольно строгими по мировым кри­териям советскими медицинскими нормами и стандартами гигиены.



WhatsApp Image 2025-01-25 at 18.29.38 (4).jpeg 58.09 KB


В общественном мнении сохранялось стойкое представление, что только белый цвет — залог абсолютной чистоты и гигиеничности вещи. Эти требования были заложены и в соответствующие советские санитарные нормы. Советская эстетика это эсте­тика простоты, эстетика обыденного, эстетика будней, при этом скромность, как базовая черта советского гражданина.



WhatsApp Image 2025-01-25 at 18.29.39 (2).jpeg 96.61 KB


Лед треснул в 60-е годы, во времена “хрущевской оттепели”, со второй половины 1960-х годов в глазах покупателей “модность” стала критерием в выборе одежды, и не учитывать этот фактор стало невозможно. Наконец, мода стала крайне востребованным не только эстетическим, но и экономическим элементом: если произво­дить преимущественно модную одежду, то можно одним махом «убить двух зайцев»: и побороть дефицит, и ликвидировать затоваривание.

С 1960-х годов слово «мода» в со­ветском официальном пространстве становится признаком обновления и поворота госу­дарства к естественным потребностям человека. Случилось невиданное событие, в наш эстетически скромный Советский Союз Дом высокой моды Парижа Christian Dior. (1959г.). До падения “железного занавеса” было еще далеко, но изменения в мышлении уже начали происходить.



WhatsApp Image 2025-01-25 at 18.29.39 (1).jpeg 91.54 KB


Десятилетиями сдерживаемая «пружина» начала стремитель­но разжиматься на рубеже 1950— 1960-х годов, а затем в еще более благополучные в материальном плане брежневские времена, во многом определив специфику ажиотажа на модные вещи.

Происходила адаптация женщинами модных образцов. В итоге «советский стиль» корректировался. Женщина стремилась доступными ей средствами подчеркнуть свою индивидуальность, что не всегда было возможно в условиях дефицита предметов народного потребления и социального расслоения общества.

Следящие за модой советские женщины вынуждены были шить одежду самостоятельно, у портних или обращаться к услугам спекулянтов. Журналы пестрели выкройками, и рекомендациями к разделу «сделай сам» 



WhatsApp Image 2025-01-25 at 18.29.39.jpeg 88.81 KB


Разрыв в количестве и качестве товаров с нуждами и вкусами советских женщин вылился идею бережливости в одежде. В женских журналах пропагандировались разнообразные способы переделки, перекройки, надвязывания. Из-за хронического дефицита и бедного ассортимента одежды в магазинах, низкой материальной обеспеченности большей части населения обычная советская женщина покупала одежду по мере износа.

Власти дозволяли моде существовать, а время от времени даже развивали и поощряли моделирование одежды по стандартам современной моды, советской моды, разрешенной и допустимой.

Через некоторое время Советский Союз рухнул, и идеи соцреалима канули в небытие. Случилась перестройка и потребительская революция.

Читайте также
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ