09 окт 2022 · 17:50    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Ту-4.jpg", "filesize": 392800, "height": 570, "pic_id": 182114, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/09/%D0%A2%D1%83-4.jpeg", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Взорвав первую атомную бомбу в 1949 году, СССР еще не до конца решил вопрос ядерного паритета. Ведь бомбу мало изготовить - ее надо доставить до цели. А главный неприятель - США - засел за океаном, при этом имея вокруг Советского Союза свои базы, откуда в любое время могли стартовать В-29 с атомными бомбами на борту. У нас таких баз под боком у американцев тогда не было, да и быть не могло. Стало быть, нам тоже нужен был самолет, способный при необходимости донести ядерный «гостинец» до Нью-Йорка или Вашингтона. Ведь ракеты тогда еще не могли летать на такие расстояния, да и ядерную боеголовку в них впихнуть еще не могли. Это прекрасно понимали еще тогда, когда и самой-то атомной бомбы в СССР еще не было..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первые атомные бомбардировщики американцев - В-29 «Суперкрепость» - явились наследием Второй Мировой войны. Первоначально-то это были обычные тяжелые бомбардировщики, способные брать огромный груз обычных бомб, нести его на больше расстояния и сбрасывать на вражеские города. Именно на города - по неприятельским армиям прицельно отбомбиться эти самолеты не могли. Возможно, именно по этой причине в СССР и возникла заминка с созданием подобного тяжелого бомбардировщика в годы войны - мы-то строили в основном самолеты фронтовые, штурмовики и бомбардировщики, которые методично и прицельно громили немецкие армейские части. Единственным бомбардировщиком, напоминающим американские «летающие крепости», у нас был Пе-8 - да и то до уровня В-29 он не дотягивал (был скорее сравним с В-17, который атомных бомб впоследствии не носил). К тому же и произвели таких самолетов всего около 80 экземпляров еще до войны, а потом переключились на уже упомянутые фронтовые бомбардировщики."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Любопытный факт: американцы, поставлявшие нам по ленд-лизу весьма неплохие истребители и фронтовые бомбардировщики, В-29 давать отказались в принципе. Оно и понятно: зачем вооружать будущего противника носителем ядерного оружия?.. Однако человек предполагает, а Бог располагает... В июне-августе 1944 года один за другим на территорию СССР попали сразу четыре В-29 - из тех, что бомбили японскую Манчжурию и были повреждены японскими истребителями, вследствие чего дотянули лишь до советских аэродромов. Здесь они, согласно советско-японскому пакту о ненападении, были интернированы и не летали - наши авиаконструкторы получили прекрасный шанс ознакомиться с их устройством."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1945 году ОКБ Туполева получило задание остановить все собственные разработки дальних бомбардировщиков и в максимально короткие сроки скопировать B-29 насколько можно точно. В ответ на возражение Туполева - мол, мы можем сделать и лучший бомбардировщик, чем у американцев - Сталин ответил: «Не надо лучший. Сделайте такой же!» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Копирование американского самолета, может, и не позволило Туполеву разработать свой, лучший бомбардировщик, зато новый самолет - «копия» В-29, получивший наименование Ту-4 - был готов в кратчайшие сроки. Кстати, фразу Сталина «Сделайте такой же!» поняли, может быть, даже слишком буквально: скопировали даже отверстие в панели управления под банку с газированными напитками и пепельницу (хотя советским лётчикам запрещалось курить в полёте категорически). Единственным отличием были моторы - Туполев установил на новый самолет четыре АШ-73, которые были мощнее исходных американских. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ту-4 впервые полетел 9 мая 1947 года. Серийное производство началось немедленно, так что к 1949 году, на самом деле, носитель атомных бомб у СССР уже имелся. Правда, с дальностью полета в 5100 км Ту-4 все же не мог дотянуться до территории США без посадок и дозаправок. Поэтому для нанесения гарантированного «удара возмездия» при необходимости планировалось создание «аэродромов подскока» прямо во льдах Арктики. Здесь, дозаправившись, самолеты должны были маршрутом Чкалова - через полюс - лететь до США. Ну а там, сбросив бомбу, Ту-4 должен был направиться... в Мексику, где пилотам предлагалось спрыгнуть с парашютом и уповать на то, что местное население не выдаст их американцам. Ибо запаса топлива на возвращение даже и на «аэродром подскока» не хватило бы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ясное дело, самолет был несовершенен в качестве «оружия возмездия». Тем не менее до появления более «дальнобойных» Ту-16 и Ту-95 именно он составлял основу стратегической авиации СССР. Выпускался он до 1952 года, всего произвели 847 самолетов."}], "attributes": []}], "selectedRange": [4295, 4295]}