07 сен 2022 · 14:18    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Долина.jpg", "filesize": 210863, "height": 794, "pic_id": 148559, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/09/07/%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нет такого человека, кто не был бы наслышан о «женском» бомбардировочном полке, летавшем на По-2 - знаменитых «Ночных ведьмах». Куда менее известно о женщинах, пилотировавших намного более мощный и скоростной пикирующий бомбардировщик Пе-2. А ведь был целый женский полк, летавший на этих грозных, но тяжелых в управлении и требовательных к умению летчика машинах..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мария Ивановна Долина еще в 1939 году окончила Херсонское авиационное училище. После этого работала летчиком-инструктором в Осоавиахиме. Так что к началу Великой Отечественной войны она была опытным летчиком - несмотря на то, что в 1941 году ей было всего 19 лет (правда, по документам - 21: два года она себе прибавила еще при поступлении в авиаучилище). И поэтому ей почти сразу доверили пилотирование нового пикирующего бомбардировщика Пе-2."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Этот самолет был грозным оружием в руках опытных летчиков, обладал высокой скоростью и маневренностью и был вполне способен постоять за себя в воздушном бою против «мессершмиттов». Однако ошибок в пилотировании, особенно на взлете и при посадке, Пе-2 не прощал. Многие летчики-мужчины опасались летать на этом самолете. А Мария Долина сумела его освоить."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Боевое крещение она и ее штурман Галина Джунковская приняли в небе над Сталинградом. Уже там Долина показала себя настоящим профессионалом. А в 1943 году она стала заместителем командира в 125-м гвардейском женском бомбардировочном авиационном полку, которому было присвоено наименование «имени Марины Расковой» - в честь другой прославленной советской летчицы, погибшей в авиакатастрофе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В небе над Кубанью едва не погибла и Долина. Во время боевого вылета осколок немецкого зенитного снаряда попал в один из моторов. В довершение беды в небе появились немецкие истребители, а патроны в пулеметах Пе-2 закончились. Самолет Долиной уцелел буквально чудом - и не меньшим чудом казалось, что ей таки удалось дотянуть подбитую машину до линии фронта и приземлиться в расположении наших частей. Едва Долина и Джунковская выбрались из приземлившегося на поле самолета, как он взорвался."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Всего за время войны Мария Долина совершила 72 боевых вылета. Особенно яркие и успешные операции, ею проведенные, относятся ко времени освобождения Белоруссии. Так, 26 июля 1944 года она уничтожила стратегически важный участок железной дороги около Орши, который немцы использовали для перевозки ресурсов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После Победы, в августе 1945 года, Долина получила звание Героя Советского Союза. Она решила остаться в авиации и до 1950 года была заместителем командира одного из бомбардировочных авиационных советских полков. В 28 лет ушла в запас. Жила в Литве (в Шауляе), в 1983 году перебралась в Киев, где и проживала до своей смерти в 2010 году. К счастью для нее, до нынешнего разгула нацизма на Украине Героиня Великой Отечественной не дожила..."}], "attributes": []}], "selectedRange": [369, 576]}