3
Мария Долина. Летчица пикирующего бомбардировщика | Паблико

Мария Долина. Летчица пикирующего бомбардировщика


07 сен 2022 · 14:18    



Долина.jpg 205.92 KB


Нет такого человека, кто не был бы наслышан о «женском» бомбардировочном полке, летавшем на По-2 - знаменитых «Ночных ведьмах». Куда менее известно о женщинах, пилотировавших намного более мощный и скоростной пикирующий бомбардировщик Пе-2. А ведь был целый женский полк, летавший на этих грозных, но тяжелых в управлении и требовательных к умению летчика машинах...

Мария Ивановна Долина еще в 1939 году окончила Херсонское авиационное училище. После этого работала летчиком-инструктором в Осоавиахиме. Так что к началу Великой Отечественной войны она была опытным летчиком - несмотря на то, что в 1941 году ей было всего 19 лет (правда, по документам - 21: два года она себе прибавила еще при поступлении в авиаучилище). И поэтому ей почти сразу доверили пилотирование нового пикирующего бомбардировщика Пе-2.

Этот самолет был грозным оружием в руках опытных летчиков, обладал высокой скоростью и маневренностью и был вполне способен постоять за себя в воздушном бою против «мессершмиттов». Однако ошибок в пилотировании, особенно на взлете и при посадке, Пе-2 не прощал. Многие летчики-мужчины опасались летать на этом самолете. А Мария Долина сумела его освоить.

Боевое крещение она и ее штурман Галина Джунковская приняли в небе над Сталинградом. Уже там Долина показала себя настоящим профессионалом. А в 1943 году она стала заместителем командира в 125-м гвардейском женском бомбардировочном авиационном полку, которому было присвоено наименование «имени Марины Расковой» - в честь другой прославленной советской летчицы, погибшей в авиакатастрофе.

В небе над Кубанью едва не погибла и Долина. Во время боевого вылета осколок немецкого зенитного снаряда попал в один из моторов. В довершение беды в небе появились немецкие истребители, а патроны в пулеметах Пе-2 закончились. Самолет Долиной уцелел буквально чудом - и не меньшим чудом казалось, что ей таки удалось дотянуть подбитую машину до линии фронта и приземлиться в расположении наших частей. Едва Долина и Джунковская выбрались из приземлившегося на поле самолета, как он взорвался.

Всего за время войны Мария Долина совершила 72 боевых вылета. Особенно яркие и успешные операции, ею проведенные, относятся ко времени освобождения Белоруссии. Так, 26 июля 1944 года она уничтожила стратегически важный участок железной дороги около Орши, который немцы использовали для перевозки ресурсов.

После Победы, в августе 1945 года, Долина получила звание Героя Советского Союза. Она решила остаться в авиации и до 1950 года была заместителем командира одного из бомбардировочных авиационных советских полков. В 28 лет ушла в запас. Жила в Литве (в Шауляе), в 1983 году перебралась в Киев, где и проживала до своей смерти в 2010 году. К счастью для нее, до нынешнего разгула нацизма на Украине Героиня Великой Отечественной не дожила...



Долина.jpg 205.92 KB


Нет такого человека, кто не был бы наслышан о «женском» бомбардировочном полке, летавшем на По-2 - знаменитых «Ночных ведьмах». Куда менее известно о женщинах, пилотировавших намного более мощный и скоростной пикирующий бомбардировщик Пе-2. А ведь был целый женский полк, летавший на этих грозных, но тяжелых в управлении и требовательных к умению летчика машинах...

Мария Ивановна Долина еще в 1939 году окончила Херсонское авиационное училище. После этого работала летчиком-инструктором в Осоавиахиме. Так что к началу Великой Отечественной войны она была опытным летчиком - несмотря на то, что в 1941 году ей было всего 19 лет (правда, по документам - 21: два года она себе прибавила еще при поступлении в авиаучилище). И поэтому ей почти сразу доверили пилотирование нового пикирующего бомбардировщика Пе-2.

Этот самолет был грозным оружием в руках опытных летчиков, обладал высокой скоростью и маневренностью и был вполне способен постоять за себя в воздушном бою против «мессершмиттов». Однако ошибок в пилотировании, особенно на взлете и при посадке, Пе-2 не прощал. Многие летчики-мужчины опасались летать на этом самолете. А Мария Долина сумела его освоить.

Боевое крещение она и ее штурман Галина Джунковская приняли в небе над Сталинградом. Уже там Долина показала себя настоящим профессионалом. А в 1943 году она стала заместителем командира в 125-м гвардейском женском бомбардировочном авиационном полку, которому было присвоено наименование «имени Марины Расковой» - в честь другой прославленной советской летчицы, погибшей в авиакатастрофе.

В небе над Кубанью едва не погибла и Долина. Во время боевого вылета осколок немецкого зенитного снаряда попал в один из моторов. В довершение беды в небе появились немецкие истребители, а патроны в пулеметах Пе-2 закончились. Самолет Долиной уцелел буквально чудом - и не меньшим чудом казалось, что ей таки удалось дотянуть подбитую машину до линии фронта и приземлиться в расположении наших частей. Едва Долина и Джунковская выбрались из приземлившегося на поле самолета, как он взорвался.

Всего за время войны Мария Долина совершила 72 боевых вылета. Особенно яркие и успешные операции, ею проведенные, относятся ко времени освобождения Белоруссии. Так, 26 июля 1944 года она уничтожила стратегически важный участок железной дороги около Орши, который немцы использовали для перевозки ресурсов.

После Победы, в августе 1945 года, Долина получила звание Героя Советского Союза. Она решила остаться в авиации и до 1950 года была заместителем командира одного из бомбардировочных авиационных советских полков. В 28 лет ушла в запас. Жила в Литве (в Шауляе), в 1983 году перебралась в Киев, где и проживала до своей смерти в 2010 году. К счастью для нее, до нынешнего разгула нацизма на Украине Героиня Великой Отечественной не дожила...

Читайте также
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ