25 ноя 2022 · 22:59    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "20_ehshelonov.jpg", "filesize": 33908, "height": 450, "pic_id": 268609, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/25/20_ehshelonov.jpeg", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1944 году конструкторский коллектив, возглавляемый Александром Эммануиловичем Нудельманом, разработал для истребителей автоматическую 45-миллиметровую пушку НС-45. Сама пушка весила 163 кг, а каждый её снаряд - чуть больше килограмма. Темп стрельбы составлял 260 – 280 выстрелов в минуту. Пушка имела ленточное питание, а боекомплект составлял 29 снарядов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Особенностью этого орудия был весьма тонкостенный ствол. Толщина стенок ствола составляла всего 3, 75 мм против 7, 1 мм у НС-37. ПО сути дела это был ствол 37-миллиметровой пушки, рассверленный до 45-миллиметрового калибра. Это позволило установить НС-45 на истребитель Як-9 с мотором ВК-105ПФ без серьезной доработки редуктора двигателя. Ствол НС-45 был снабжен мощным дульным тормозом, поглощавшим до 85% энергии отдачи пушки. Самолёту с таким орудием дали обозначение Як-9К. Этот истребитель имел взлетный вес 3246 кг, скорость на высоте 8700 м 673 км/ч, у земли – 618 км/ч."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На 44 машинах этого типа летчики совершили 340 боевых вылетов. Як-9К стал настоящей грозой для бомбардировочной авиации противника. Для таких целей мы эти истребители обычно и использовали. В ударные группы включали Як-9К, а в группы прикрытия – либо Як-1, либо Як-7. Такие комбинированные, смешанные группы давали наилучшие результаты. В воздушных боях и на земле они уничтожили 106 самолётов противника, а потеряли лишь один самолёт."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Самый интересный случай во фронтовой биографии Як-9К произошёл 16 января 1945 года. В тот день командир звена Краснознамённого Севастопольского 812-го истребительного авиаполка лейтенант Пётр Тихонович Щеглов, вылетел в составе группы из шести Як-9К на штурмовку отступающих вражеских войск. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Уже возвращаясь на аэродром, Щеглов увидел под крылом мчащийся на всех парах эшелон: в те дни шла Висло-Одерская операция, и немцы спешно эвакуировались и вывозили имущество. И тогда Щеглов решил атаковать этот состав. Атаковать, несмотря на то, что в ленте оставалась всего пара снарядов. Однако благодаря низкой скорострельности пушки НС-45 Щеглов к тому времени уже наловчился стрелять одиночными выстрелами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Одного снаряда оказалось достаточно, чтобы вывести из строя паровоз. Эшелон остановился, закупорив дорогу. В результате наши войска захватили еще 20 эшелонов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "4 февраля тот же лейтенант Щеглов перегонял свой самолёт из Познани на аэродром Реппен. Прямо над аэродромом он встретил FW-190, который сбил одним выстрелом. Немецкий самолёт рухнул прямо на лётное поле."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что интересно, заряжала орудие и следила за его техническим состоянием жена лейтенанта Щеглова Мария Степановна. С Марией, носившей в девичестве фамилию Гусева, он связал свою судьбу, когда вместе с ней воевал на У-2. Истребителем же Щеглов стал лишь в августе 1944."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Всего Щеглов выполнил на Як-9К 30 боевых вылетов, в ходе которых уничтожил три самолёта противника. По итогам войсковых испытаний Пётр Тихонович Щеглов 29 марта 1944 года был награждён Орденом Красного Знамени."}], "attributes": []}], "selectedRange": [2079, 2079]}