15 сен 2022 · 10:10    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Ковзан.jpg", "filesize": 89059, "height": 473, "pic_id": 155405, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/09/15/%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D0%B7%D0%B0%D0%BD.jpeg", "width": 675}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Впервые в истории военной авиации таран, как известно, еще в 1914 году применил знаменитый летчик Петр Нестеров, автор «мертвой петли» (она же «петля Нестерова»). Вследствие тарана Нестеров погиб, однако его опыт был воспринят военными летчиками всего мира."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таран, конечно, не являлся штатным приемом воздушного боя. Его пилоты применяли в крайних случаях, когда отказывало оружие или боеприпасы были полностью израсходованы, но воздушный бой надо было продолжать. Первый таран во время Великой Отечественной войны был совершен в первый же час после ее начала. Его произвел старший лейтенант Иван Иванович Иванов, который не только успешно таранил немецкий «Хейнкель-111», но и после этого посадил свой самолет. Однако, увы, от полученных ран герой скончался. Однако его подвиг во время Великой Отечественной войны повторяли много раз - и не все шедшие на таран советские истребители погибали. И иные таранили вражеские самолеты и не по одному разу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Среди многих советских летчиков, совершавших смертельно опасный таран, выделяется выпускник Одесской военно-авиационной школы Борис Иванович Ковзан (1922-1985). Он четыре раза шел на таран противника."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первый из своих таранов он произвел 29 октября 1941 года самолете МиГ-3. В тот день Ковзан на своем истребителе сопровождал штурмовики. В небе над Московской областью он вступил в бой с четырьмя Ме-110. Когда закончились боеприпасы, Ковзан тараном сбил один «Мессершмитт» (по другим данным, был сбит Ju 88)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Еще три тарана он совершил в следующем, 1942 году. Второй и третий – на самолете ЯК-1. Во время четвертого тарана он чуть не погиб. На самолете Ла-5 Борис Иванович атаковал вражеский бомбардировщик, от удара его выкинуло из кабины, парашют раскрылся не до конца, и Ковзан рухнул камнем с высоты 6000 метров. К счастью, он упал не на твердую землю, а в болото. Отсюда его вовремя вытащили партизаны, наблюдавшие за воздушной битвой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Переправленный через линию фронта, 10 месяцев пилот провел в госпитале. Вследствие полученных ранений он потерял правый глаз. Казалось, теперь путь в авиацию ему закрыт - как летать с одним глазом?.. Однако, трудно сказать, как, но лётчику удалось убедить медкомиссию разрешить ему вернуться в строй."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "За время войны Борис Иванович совершил 360 боевых вылетов, провел 127 воздушных боев, сбил 28 немецких самолетов. За боевые заслуги ему было присвоено звание Героя Советского Союза."}], "attributes": []}], "selectedRange": [1022, 1099]}