Впервые в истории военной авиации таран, как известно, еще в 1914 году применил знаменитый летчик Петр Нестеров, автор «мертвой петли» (она же «петля Нестерова»). Вследствие тарана Нестеров погиб, однако его опыт был воспринят военными летчиками всего мира.
Таран, конечно, не являлся штатным приемом воздушного боя. Его пилоты применяли в крайних случаях, когда отказывало оружие или боеприпасы были полностью израсходованы, но воздушный бой надо было продолжать. Первый таран во время Великой Отечественной войны был совершен в первый же час после ее начала. Его произвел старший лейтенант Иван Иванович Иванов, который не только успешно таранил немецкий «Хейнкель-111», но и после этого посадил свой самолет. Однако, увы, от полученных ран герой скончался. Однако его подвиг во время Великой Отечественной войны повторяли много раз - и не все шедшие на таран советские истребители погибали. И иные таранили вражеские самолеты и не по одному разу.
Среди многих советских летчиков, совершавших смертельно опасный таран, выделяется выпускник Одесской военно-авиационной школы Борис Иванович Ковзан (1922-1985). Он четыре раза шел на таран противника.
Первый из своих таранов он произвел 29 октября 1941 года самолете МиГ-3. В тот день Ковзан на своем истребителе сопровождал штурмовики. В небе над Московской областью он вступил в бой с четырьмя Ме-110. Когда закончились боеприпасы, Ковзан тараном сбил один «Мессершмитт» (по другим данным, был сбит Ju 88).
Еще три тарана он совершил в следующем, 1942 году. Второй и третий – на самолете ЯК-1. Во время четвертого тарана он чуть не погиб. На самолете Ла-5 Борис Иванович атаковал вражеский бомбардировщик, от удара его выкинуло из кабины, парашют раскрылся не до конца, и Ковзан рухнул камнем с высоты 6000 метров. К счастью, он упал не на твердую землю, а в болото. Отсюда его вовремя вытащили партизаны, наблюдавшие за воздушной битвой.
Переправленный через линию фронта, 10 месяцев пилот провел в госпитале. Вследствие полученных ранений он потерял правый глаз. Казалось, теперь путь в авиацию ему закрыт - как летать с одним глазом?.. Однако, трудно сказать, как, но лётчику удалось убедить медкомиссию разрешить ему вернуться в строй.
За время войны Борис Иванович совершил 360 боевых вылетов, провел 127 воздушных боев, сбил 28 немецких самолетов. За боевые заслуги ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Ковзан.jpg", "filesize": 89059, "height": 473, "pic_id": 155405, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/09/15/%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D0%B7%D0%B0%D0%BD.jpeg", "width": 675}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Впервые в истории военной авиации таран, как известно, еще в 1914 году применил знаменитый летчик Петр Нестеров, автор «мертвой петли» (она же «петля Нестерова»). Вследствие тарана Нестеров погиб, однако его опыт был воспринят военными летчиками всего мира."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таран, конечно, не являлся штатным приемом воздушного боя. Его пилоты применяли в крайних случаях, когда отказывало оружие или боеприпасы были полностью израсходованы, но воздушный бой надо было продолжать. Первый таран во время Великой Отечественной войны был совершен в первый же час после ее начала. Его произвел старший лейтенант Иван Иванович Иванов, который не только успешно таранил немецкий «Хейнкель-111», но и после этого посадил свой самолет. Однако, увы, от полученных ран герой скончался. Однако его подвиг во время Великой Отечественной войны повторяли много раз - и не все шедшие на таран советские истребители погибали. И иные таранили вражеские самолеты и не по одному разу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Среди многих советских летчиков, совершавших смертельно опасный таран, выделяется выпускник Одесской военно-авиационной школы Борис Иванович Ковзан (1922-1985). Он четыре раза шел на таран противника."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первый из своих таранов он произвел 29 октября 1941 года самолете МиГ-3. В тот день Ковзан на своем истребителе сопровождал штурмовики. В небе над Московской областью он вступил в бой с четырьмя Ме-110. Когда закончились боеприпасы, Ковзан тараном сбил один «Мессершмитт» (по другим данным, был сбит Ju 88)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Еще три тарана он совершил в следующем, 1942 году. Второй и третий – на самолете ЯК-1. Во время четвертого тарана он чуть не погиб. На самолете Ла-5 Борис Иванович атаковал вражеский бомбардировщик, от удара его выкинуло из кабины, парашют раскрылся не до конца, и Ковзан рухнул камнем с высоты 6000 метров. К счастью, он упал не на твердую землю, а в болото. Отсюда его вовремя вытащили партизаны, наблюдавшие за воздушной битвой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Переправленный через линию фронта, 10 месяцев пилот провел в госпитале. Вследствие полученных ранений он потерял правый глаз. Казалось, теперь путь в авиацию ему закрыт - как летать с одним глазом?.. Однако, трудно сказать, как, но лётчику удалось убедить медкомиссию разрешить ему вернуться в строй."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "За время войны Борис Иванович совершил 360 боевых вылетов, провел 127 воздушных боев, сбил 28 немецких самолетов. За боевые заслуги ему было присвоено звание Героя Советского Союза."}], "attributes": []}], "selectedRange": [1022, 1099]}