17 апр 2023 · 02:09    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Вера Панова с внуками.jpg", "filesize": 44719, "height": 438, "pic_id": 525512, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/15/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D1%81_%D0%B2%D0%BD%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8_myuagbm.jpeg", "width": 663}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@notepadscribe/razgovor_s_veroj_panovoj_chast_xvi-163340/"}, "string": "Часть XVI"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@notepadscribe/razgovor_s_veroj_panovoj_chast_xvii-163350/"}, "string": "Часть XVII"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Как вы стали сотрудничать с режиссером Татьяной Лиозновой, которая сняла фильм «Евдокия»?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "—Я уже рассказывала, что редактор ленинградского альманаха Б. М. Лихарев в начале 1959 года обратился ко мне с просьбой несколько переработать (вернее, дописать) мою старую повесть о рабочей семье, о женщине Евдокии, принявшей под свое крыло нескольких сирот и создавшую этим сиротам счастливое детство. Я с удовольствием вернулась к этой повести, наскоро написанной еще в Перми в трудные годы эвакуации и печатавшейся только один раз в альманахе «Прикамье». Борис Михайлович Лихарев одобрил новый вариант повести (теперь я ее назвала «Евдокия», по имени главной героини)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вскоре после опубликования «Евдокии» ко мне вдруг внезапно (судьба всегда приходит внезапно), без предварительного уговора, без телефонного звонка, пришел известный кинорежиссер Сергей Аполлинариевич Герасимов, один из создателей и руководителей советского кино."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Сергей Аполлинариевич Герасимов (1906-1985)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Герасимов.jpg", "filesize": 36554, "height": 425, "pic_id": 525522, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/15/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2.jpeg", "width": 296}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Судьба. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Не знаю (не спросила), был ли его визит абсолютно случайным, или он прочел в альманахе «Евдокию», думаю — первое, потому что о «Евдокии» он не заговаривал, а стал убеждать меня попробовать свои силы в кино. Я имела уже на этом поприще нерадостный опыт работы над киносценарием «Спутники», это были, как говорится, сплошные слезы, во всяком случае — сплошные неприятности, и в результате фильм не вышел на экран. Эта история оставила во мне такие тягостные воспоминания, что я ни за что не соглашалась на новые опыты на этом пути. Герасимов приводил всевозможные доводы, уговаривал меня, как раскапризничавшегося ребенка, потом вдруг сказал: «А давайте посмотрим, что из вашей прозы можно было бы положить в основу литературного киносценария»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я быстро прикинула, что же у меня есть подходящее, и вдруг вспомнила, что в самом низу моего книжного шкафчика лежит папка с несколькими машинописными экземплярами «Евдокии», и сказала: «Есть одна маленькая рукопись, но она очень слабая, ученическая»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«А вы нам покажите, — сказал Сергей Аполлинариевич. — Я, знаете, ищу что-нибудь для одной моей очень способной ученицы Тани Лиозновой. Жаждет девочка что-нибудь сделать, а найти ничего подходящего не можем»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Значит, если бы не великий Герасимов, то наш кинематограф не пополнил бы свой золотой фонд?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Как пахнуло на меня дыхание новой судьбы, когда на другой день Сергей Аполлинариевич позвонил мне по телефону и сказал, что из моей крохотной повести может выйти очень интересный и значительный сценарий. Я не сразу поверила и продолжала отнекиваться, была даже греховная для литератора мыслишка: «Вот еще, опять связываться…» И вдруг как-то ослабела духом, сникла, согласилась…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Татьяна Михайловна Лиознова (1924-2011)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Татьяна Лиознова.jpg", "filesize": 31191, "height": 418, "pic_id": 525527, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/15/%D0%A2%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B0_%D0%9B%D0%B8%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0.jpeg", "width": 266}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— И тогда вы познакомились и подружились на всю жизнь с Татьяной Лиозновой?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Герасимов сказал: «Ну вот, охмурил девушку», — и мы условились, что я приеду в Москву и там сейчас же явлюсь на киностудию имени Горького. В этой студии я познакомилась с Татьяной Михайловной Лиозновой, молодым режиссером, и с редактором Валерией Павловной Погожевой и дружу с ними по сей день. Они так радушно меня приняли, с таким доверием отнеслись ко мне, еще ровно ничего не сделавшей для кино, так меня этим доверием подбодрили, что я уверенно и радостно ринулась с головой в эту новую, неведомую мне работу. И когда сотрудники киностудии имени Горького собирались на обсуждение первых неумелых вариантов моего будущего сценария, и когда Татьяна Михайловна Лиознова (я, впрочем, почти сразу с ее разрешения стала называть ее Танечкой) показывала мне фотокарточки актеров и актрис, будущих исполнителей будущего фильма, у меня было чувство приближения какого-то нового праздничного свершения, в котором главными созидателями являемся мы с Танечкой и который тысячам людей либо даст радость, либо внушит досаду и разочарование. Разумеется, не мы с Танечкой на самом деле были этими созидателями. Таня была ученицей Сергея Герасимова, я же стала его ученицей по мере того, как шла работа над сценарием."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В общем, при всей моей робости и неумении сценарий «Евдокии» был дописан, поставлен, и через сколько-то времени фильм вышел на экран, а еще через сколько-то мы с Таней радовались, читая о нем добрые отзывы в газетах, и зрители приняли его с сочувствием, и так я вошла в орбиту кинематографии, и до сих пор тянет меня в этот удивительный мир, не похожий ни на театральный, ни на литературный, до сих пор, хотя испытала за это время не одни радости на этом поприще, но и разочарования и досады."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Кадр из фильма \"Евдокия\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "кадр из фильма Евдокия.jpeg", "filesize": 167935, "height": 720, "pic_id": 525530, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/15/%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D1%80_%D0%B8%D0%B7_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0_%D0%95%D0%B2%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D1%8F_g1QA6BA.jpeg", "width": 1280}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Какое из ваших произведений было для вас самым трудным? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— В декабре 1949 года «Литературная газета» попросила меня написать статью для новогоднего номера. Я не придумала для нее названия и решила просто начать ее традиционным приветствием: «С Новым годом» и затем описать новогоднюю ночь, полную тостов, и елок, и предпраздничной беготни по гастрономическим магазинам."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Статья была написана, напечатана, пришел новогодний номер газеты. Со времен «Трудового Дона» я непременно читаю свои вещи, когда они приходят напечатанными. И всегда мне кажется, что в этом виде они звучат совершенно иначе, чем в рукописи, даже завершенной. Прочла я и эту мою статью на газетной полосе, и вдруг она мне показалась вовсе не статьей, а законченным вступлением в какой-то большой роман. В маленьком доме на окраине большого периферийного города я увидела праздничный стол и елку в зажженных свечках, за столом сидела героиня романа, уже немолодая женщина, ее звали — ну конечно, ее звали, как одну мою знакомую, Дорофея Николаевна. Она была не простая обывательница, она что-то значила в этом городе, в ее домике был телефон, он вдруг залился звонким голосом в соседней комнате. Вот отсюда пошла разматываться нитка романа «Времена года», из летописей города Энска."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это была длительная и очень трудная работа. Пожалуй, из всех моих сочинений она стоила мне наибольшего количества не только времени, но и раздумий, и крови. Мне хотелось сделать роман очень современным, на лицах и фактах сегодняшнего дня, и в то же время дать много разных судеб, возвращаясь при этом к прошедшим годам, и в то же время открывать какие-то просеки в будущее."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Времена года.jpeg", "filesize": 10894, "height": 251, "pic_id": 525540, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/15/%D0%92%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0.jpeg", "width": 201}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— У вас был помощник в этой работе? Там ведь много такого, что сторонний наблюдатель не может подметить, тут нужно быть милиционером. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— При разработке этой судьбы и характера очень помог мне своей консультацией ныне покойный Иван Владимирович Соловьев, тогдашний начальник милиции города Ленинграда. По моей просьбе он любезно посетил меня и рассказал пропасть интересного, а главное, доподлинного и о Борташевиче, и о следователе Войнаровском, и о Геннадии Куприянове с его преступным окружением — Цыцаркиным, Изумрудовым, Малюткой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Иван Владимирович Соловьёв (1908-1971)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Иван Владимирович Соловьев.jpg", "filesize": 61547, "height": 599, "pic_id": 525541, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/15/%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5%D0%B2.jpeg", "width": 435}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Роман получился успешным. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Роман был напечатан в ленинградском альманахе в 1953 году и, кажется, имел успех."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тогдашний редактор альманаха Александр Иванович Черненко на писательском собрании сообщил, что номер альманаха с «Временами года» был заказан даже из Польши."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На этот раз тираж этого довольно-таки непопулярного альманаха был 30 тысяч — небывалая в истории альманаха цифра. Потом роман был перепечатан полностью журналом «Новый мир», а затем стал выходить отдельными изданиями и с тех пор многократно выходил на русском языке и на иностранных."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Поговорим о ваших исторических повестях?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Должно быть, у всякого человека в некий период жизни возникает особенно горячее чувство кровного родства со страной, в которой он явился на свет и прожил жизнь. И когда это чувство кровной близости появляется, тогда уже человека не собьешь ни россказнями о прелестях жизни в других странах, какими бы они ни выглядели процветающими, ни посулами всяческих благ, какие он может в этих тридевятых царствах получить."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И непременно к этим чувствам любви, гордости, благодарности присоединяется необходимость поделиться своей любовью, объяснить свою гордость и свое преклонение, заявить, что предмет его любви самый прекрасный, самый возвышенный, самый богатый всем, что только есть достойного хвалы и преклонения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Сказание об Ольге.jpg", "filesize": 284615, "height": 1036, "pic_id": 525542, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/15/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BE%D0%B1_%D0%9E%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B5.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Хорошо сказано. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Всплеск вот именно таких ощущений, настроений, мыслей и привел меня в начале шестидесятых годов к замыслу о создании цикла исторических повестей. Первой возникла повесть «Кто умирает», благожелательно принятая и напечатанная журналом «Звезда». Мне хотелось написать во весь рост князя Василия III, отца Иоанна Васильевича Грозного."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Второй моей исторической повестью была повесть о Феодосии, одном из устроителей Киево-Печерской лавры. Складывалась эта повесть тоже из «кубиков» — сперва написался его разговор с матерью, когда она, измученная раскаянием и разлукой, приходит к его келье повидать его и он отказывается ее видеть."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А после Феодосия я написала «Сказание об Ольге», об этой великанше, славянке или варяжке, одною из первых начавшей созидать Русское государство. Здесь очень трудно было собрать материал, особенно достать достоверное описание Ольгиной поездки в Константинополь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Все три повести вышли отдельной книжкой под названием «Лики на заре», когда к ним присоединился «Феодорец Белый Клобучок»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эта жалкая, с двойным дном и непомерными претензиями фигура, одна из ярчайших в княжении Андрея Боголюбского, привлекла мое внимание как почти точный прототип знаменитого Никона, вызвавшего своей деятельностью столько волнений в царствование Алексея Михайловича, отца Петра Великого. Как Никонова патриаршая панагия, иерейский крест Феодорца залит кровью. То же властолюбие, та же заносчивость беспримерная. Только конец Никона был менее ужасен: Феодорца попы приговорили к отсечению рук и ног и к ослеплению; нравы при Алексее Михайловиче были уже несколько помягче, чем при Боголюбском."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Вера Панова с сыновьями", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Вера Панова с сыновьями.jpg", "filesize": 14797, "height": 235, "pic_id": 525543, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/15/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D1%81_%D1%81%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D1%8F%D0%BC%D0%B8.jpeg", "width": 324}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Писатель общается со своим читателем через свои произведения. Но есть еще и реальные встречи. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Помню первую свою встречу с ними в Ленинграде. Группа писателей, в том числе я, была направлена Союзом на встречу с читателями какой-то библиотеки. Не помню, какой именно, помню лишь, что встреча происходила в Аничковом дворце, в красивой комнате и что, называя пришедших писателей, библиотекарша назвала меня лауреатом, а я им еще отнюдь не была, дело происходило зимой 1946/47 года, а лауреатом я стала лишь летом 1947 года. Позже я догадалась, что библиотекарша приписала мне лауреатство, прочитав о моих «Спутниках» очень одобрительную статью в «Правде». Она, так сказать, опередила события, не более, но присутствовавший на собрании Юрий Павлович Герман при ее словах взглянул на меня, и при тогдашней моей мнительности мне подумалось — а вдруг он и другие припишут ошибку библиотекарши моей беспардонной наглости и бахвальству, и помню, я всем лицом почувствовала, как я покраснела от мучительного стыда."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Вам читатели писали письма?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— Первое полученное мною по почте читательское письмо было из Харькова от группы женщин. Их было человек двадцать, они все расписались под письмом. Среди них были работницы, служащие и домохозяйки. Они организовали кружок вышивания, рукодельничали прилежно и изобретательно, устраивали даже выставки, но им не хватало материала для работы, а именно: известных всем вышивальщицам ниток мулине. И вот, писали они, какие от этого у них в кружке происходили аварии: одна из них хотела вышить кисть сирени, но у них в магазине только один грубый лиловый цвет, а для кисти сирени требуется много оттенков, чтобы вышло хоть сколько-нибудь похоже. Еще несколько милых примеров приводили женщины, прося меня помочь им в их нужде, так как в Ленинграде, писали они, мулине, по слухам, достать нетрудно. Это была правда истинная, и я с большой охотой исполнила их симпатичную просьбу, представляя себе, какая это должна быть изящная и в то же время эпическая, почти гомеровская картина, когда двадцать женщин сидят и вышивают разноцветными нитками сирень, розы и всякие другие цветы, творчески углубясь в свое занятие и отвлекшись им от кухонной нескончаемой страды. Я повидала вышивальщиц, живя на. Украине, и знала, что вышиванье — не пустое препровождение времени, что оно украшает жизнь, как всякое другое художество, и развивает в человеке любовь к искусству, фантазию, прилежание. Мне приятно думать, что где-то в огромной прекрасной Украине, может быть городе Харькове, где я побывала в жизни всего один вечер, существует кисть сирени, вышитая в какой-то мере и благодаря моему крохотному, совсем незаметному усилию."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Вы лауреат трёх Сталинских премий. Что это значит для вас?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "— За три первые мои большие книги — «Спутники», «Кружилиху» и «Ясный берег» — мне была присуждена Сталинская премия, и все три раза это происходило очень скучно, я узнавала о награде по радио — либо своими ушами слышала, либо сообщали друзья, как было с «Кружилихой». И всякий раз воображение подсказывало мне какие-то мало выразительные обсуждения: какие-то столы для заседаний, крытые красным либо зеленым сукном, листы каких-то протоколов с лиловыми буквами да серый свет от занавешенных окон, и скучными казались эти картины. Ведь среди точно таких предметов секретариат ленинградского отделения Союза писателей, членом которого я была с 1947 года, присуждает тому или другому литератору творческую командировку в какой-нибудь город, не всегда отмеченный на карте большим кружком. В общем, обыденно, без ликования, без живительных мыслей происходили эти награждения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но вот был май 1954 года, был майский день, сияли нежным золотом все ленинградские шпили, и я ехала куда-то в такси вдоль светло струящейся Мойки — от Марсова поля к Дворцовой площади, а рядом со мной сидел очень молодой, очень белозубый и очень приветливый шофер и держал на сиденье мою только что вышедшую книгу «Времена года». И, помолчав, вдруг обратился ко мне со странным вопросом: «Вы за эту книгу получили премию?» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Нет, — сказала я, — за другие»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Ну, это напрасно, — сказал он. — Я других ваших книг не читал, а за эту обязательно дал бы вам премию»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Почему же?» — спросила я."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Потому что интересная, — ответил он, — это раз. А два то, что правду пишете. Не смотрите, какой он там начальник, а пишете то, что есть и что я тоже знаю. И вот по этим двум причинам я бы и дал вам премию, будь моя воля»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И верите, друзья: со всех шпилей и куполов звонко и певуче хлынуло на Ленинград солнце при этих словах, желтая краска на домах заиграла всеми цветами радуги. Голуби весело заговорили на карнизах старого казенного дома, мимо которого мы проезжали. А что начало твориться на серебряной Мойке, какие там вспыхнули фонтанчики из елочной канители и мелкой серебряной монеты — это и рассказать невозможно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И все эти чудеса произошли оттого, что незнакомый мне человек, читатель моей трудно написанной книги, своей волей присудил мне за эту книгу премию. И премия была выдана так простодушно, искренне и весело, не на заседании, а в крошечной кабине такси, насквозь пронизанной весенними лучами, как вязальными спицами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я знаю, что такие случаи были в жизни почти каждого литератора. И что все мои однокашники дорожат такими читательскими отзывами не меньше, чем орденами и медалями: суд читателя, пусть совсем мало эрудированного, пусть даже не очень-то грамотного, — это наш высший суд, наш золотой фонд, это суд хозяина нашего — народа, для которого мы работаем и рады работать до последнего вздоха."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "— Думаю, что за все ваши книги ваши читатели готовы были дать вам премии. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "08-09-22_St._Petersburg_Panowa.jpeg", "filesize": 1125215, "height": 1920, "pic_id": 525544, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/15/08-09-22_St._Petersburg_Panowa.jpeg", "width": 2560}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Ответы Веры Федоровны взяты из книги: Вера Панова «О моей жизни, книгах и читателях» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Пишите в комментариях, о чем еще вы хотели бы узнать. Если было интересно, то поставьте лайк и подпишитесь, чтобы не пропустить новые интересные статьи."}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 0]}
Комментарии 6