31 мар 2023 · 00:05    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "comics-pic.jpeg", "filesize": 355240, "height": 1280, "pic_id": 498328, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/29/comics-pic.jpeg", "width": 832}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Краткая справка:"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Корней Иванович Чуковский (31. 03. 1882 —28. 10. 1969). Детский писатель и поэт, переводчик, критик, литературовед. Имя при рождении — Николай Корнейчуков"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "- Здравствуйте, Корней Иванович! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Здравствуйте, дорогие мои! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "- Корней Иванович, у меня к вам несколько вопросов по детской речи. Маленькие дети бывают так забавно выражаются. Не кажется ли вам, что мы взрослые должны их речь поправлять, а не умиляться всем этим «детским новоязом»? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- У двухлетних и трехлетних детей такое сильное чутье языка, что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками или уродами речи, а, напротив, очень метки, изящны, естественны: и «сердитки», и «духлая», и «красавлюсь», и «всехный»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сплошь и рядом случается, что ребенок изобретает слова, которые уже есть в языке, но неизвестны ни ему, ни окружающим."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На моих глазах один трехлетний в Крыму, в Коктебеле, выдумал слово пулять и пулял из своего крошечного ружья с утра до ночи, даже не подозревая о том, что это слово спокон веку существует на Дону, в Воронежской и Ярославской областях. В известной повести Л. Пантелеева «Ленька Пантелеев» ярославская жительница несколько раз говорит: «Так и пуляют, так и пуляют!» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "- Но это ведь неправильные слова! Если взрослый человек скажет «пулять», то его поднимут на смех и будут говорить о его необразованности. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Ребенок порою самостоятельно приходит к тем формам, которые создавались народом в течение многих веков."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Чудесно овладевает детский ум методами, приемами, формами народного словотворчества."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Даже те детские слова, которых нет в языке, кажутся почти существующими: они могли бы быть, и только случайно их нет. Их встречаешь как старых знакомых, как будто уже слышал их когда-то. Легко можно представить себе какой-нибудь из славянских языков, где в качестве полноправных слов существуют и сердитки, и никовойный, и всехный."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Или вот, например, слово нырьба. Ребенок создал его лишь потому, что не знал нашего взрослого слова «ныряние». Купаясь в ванне, он так и сказал своей матери: «Мама, скомандуй: «К нырьбе приготовиться!» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нырьба – превосходное слово, энергичное, звонкое; я не удивился бы, если бы у какого-нибудь из славянских племен оказалось в живом обиходе слово нырьба, и кто скажет, что это слово чуждо языковому сознанию народа, который от слова ходить создал слово ходьба, от слова косить – косьба, от слова стрелять – стрельба и т. д."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "- Ну хорошо, дети придумывают новые слова и возможно они где-то в ДНК у нас. Но это сложно понять, если ты с этим ребенком не общаешься каждый день. А как его другие дети поймут? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Услыхав от какого-то мальчика, будто лошада копытнула его, я при первом удобном случае ввернул эти слова в разговор с моей маленькой дочерью. Девочка не только сразу поняла их, но даже не догадалась, что их нет в языке. Эти слова показались ей совершенно нормальными."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Да они такие и есть – порою даже «нормальнее» наших. Почему, в самом деле, ребенку говорят о лошади – лошадка? Ведь лошадь для ребенка огромна. Может ли он звать ее уменьшительным именем? Чувствуя всю фальшь этого уменьшительного, он делает из лошадки – лошаду, подчеркивая тем ее громадность. И это у него происходит не только с лошадкой: подушка для него зачастую – подуха, чашка – чаха, одуванчик – одуван, гребешок – гребёх."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "- То есть для детей все эти придуманные слова некое творческое действие? Как бы сейчас сказали «креатив»? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Такое неосознанное словесное творчество – один из самых изумительных феноменов детства."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Даже те ошибки, которые нередко случается делать ребенку при этом творческом усвоении речи, свидетельствуют об огромности совершаемой его мозгом работы по координации знаний."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "- Получается все дети гениальны? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Вообще мне кажется, что начиная с двух лет всякий ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти-шести годам, эту гениальность утрачивает. В восьмилетних детях ее уже нет и в помине, так как надобность в ней миновала: к этому возрасту ребенок уже полностью овладел основными принципами родного языка. Если бы такое чутье к словесным формам не покидало ребенка по мере их освоения, он уже к десяти годам затмил бы любого из нас гибкостью и яркостью речи. Недаром Лев Толстой, обращаясь ко взрослым, писал:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«{Ребенок} сознает законы образования слов лучше вас, потому что никто так часто не выдумывает новых слов, как дети»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "- Получается, что взрослея ребенок теряет свои гениальные способности и это нельзя остановить?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Ребенок есть величайший умственный труженик нашей планеты, который, к счастью, даже не подозревает об этом. Лишившись недавней способности создавать те своеобразные словесные формы, о которых мы говорили, он сторицей возмещает утрату новыми ценными качествами своего языкового развития."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "- Какими? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Период словотворчества остался у них позади, знание родного языка уже прочно завоевано ими. Теперь, на пороге школы, перед ними новая задача: осознать и осмыслить теоретически то, что в возрасте от двух до пяти они инстинктивно узнавали на практике. С этой труднейшей задачей справляются они превосходно, чего не могло бы случиться, если бы на восьмом году жизни их речевая одаренность угасла совсем."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "- Спасибо за такую интересную беседу. Пойду думать над вашими словами. Возникнут вопросы, то я могу их вам задать?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Конечно, мой друг. А вообще у меня на эту тему есть книга, называется «От двух до пяти» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Ответы Корнея Ивановича Чуковского взяты из его книги «От двух до пяти» "}], "attributes": []}], "selectedRange": [5316, 5316]}
Комментарии 6