18 апр 2023 · 19:38    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "А. Н. Островский. Портрет работы В. Г. Перова. 1871 г.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Alexander_Ostrovsky_by_Vasily_Perov.jpg", "filesize": 722907, "height": 2048, "pic_id": 529773, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/18/Alexander_Ostrovsky_by_Vasily_Perov.jpeg", "width": 1567}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Краткая справка:"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Александр Николаевич Островский (1823 —1886) — русский драматург, основоположник национального театра. Он сочинил 47 пьес, защищал авторские права драматургов и разработал программу обучения для драматических классов. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– Здравствуйте, Александр Николаевич! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Здравствуйте, Книжник!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– В этом году у вас юбилей, 200 лет. Празднуется он по всей стране, театры ставят спектакли по вашим пьесам, библиотеки проводят мероприятия. Вот и я хочу поговорить с вами о вас, о вашем творчестве, о вашем театре. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Поговорим. Конечно, поговорим. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– Начнем с такого вопроса. Откуда вы так хорошо знали купечество, они у вас все такие яркие получились, колоритные."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Я родился в купеческом районе Москвы, Замоскворечье. Отец мой, Николай Федорович, был из семья священнослужителя. Мама, Любовь Ивановна Саввина, дочь пономаря. Но отец, хотя и окончил Костромскую духовную семинарию и Московскую духовную академию, решил не идти в священнослужители, а стать судебным стряпчим. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Дом, в котором родился Островский Александр Николаевич в 1823 г.: Ордынка М. ул., дом 9/12, строение 6, Замоскворечье, Центральный округ, Москва", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "800px-Дом,_в_котором_родился_Островский_Александр_Николаевич_03.jpeg", "filesize": 135500, "height": 600, "pic_id": 529775, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/18/800px-%D0%94%D0%BE%D0%BC_%D0%B2_%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BC_%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BB%D1%81%D1%8F_%D0%9E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87_03.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– Судебный стряпчий? Это, как я понимаю, судебный чиновник? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Да, он занимался имущественными и коммерческим делами. Дослужился до коллежского асессора и даже получил дворянство. Была у него частная адвокатская практика. Его клиенты, купцы, бывали у нас дома. Вот и насмотрелся, и наслушался я их с детства. А как они говорили, это же изумительный язык. Иногда, то что было особенно хлесткое и меткое, я записывал себе. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– Получается, что вы себя с детства готовили к блестящей карьере драматурга. Настолько блестящий, что и в 21 веке вас любят и ваши пьесы ставят все театры. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Спасибо, за высокую оценку моего труда. Но я не готовил себя с детства, мне нравилось играть со словом, изучать его. Я ведь и языки изучал иностранные не потому что надо, а потому что интересно было. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Вы были единственным ребенком в семье?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Нет, нас было четверо и еще четверо умерли во младенчестве. Мать умерла, когда мне было 9 лет. После пятилетнего вдовства отец женился. Мачеха у меня была дочь шведского дворянина Эмили фон Тессин, которая тоже родила отцу детей. Она была хорошей женщиной, заботливой матерью. Так что всего у меня трое братьев: Сергей, Андрей, Михаил, Николай, Петр и две сестры — Надежда и Мария"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– Какими языками вы владели?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– У меня было домашние образование, очень хорошее. Знал я семь языков: французский, английский, немецкий, испанский, итальянский, древнегреческий и латынь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– Чему еще вас учили?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Танцам, пению, истории европейского искусства. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– Когда в вашу жизнь вошла литература? Вы любили читать? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– У отца была хорошая домашняя библиотека. И, конечно, я очень любил читать книги. Василий Тредиаковский, Василий Жуковский, Александр Пушкин – эти имена я знал с детства. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– Вы учились дома, а гимназия и университет, которые упоминаются вы вашей официальной биографии туда попали случайно?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Нет, не случайно. В 1835 году я поступил в Первую Московскую гимназию, а там был замечательный драматический кружок. Мне так понравилось театральное искусство. Я заболел театром. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– Есть такое воспоминание актёра Федора Бурдина: «Александр Николаевич был старше нас на три класса, и тогда уже он любил театр, часто посещал его; мы с великим удовольствием и интересом слушали его мастерские рассказы об игре Мочалова, Щепкина, Львовой-Синецкой»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Это были замечательные годы и опыт жизненный. Я мечтал о том, что стану писателем, но отец был против. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– Почему?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Так ведь дело не прибыльное. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Неизвестный художник. Московский университет. 1840-е гг.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Неизвестный художник. Московский университет. 1840-е гг..jpg", "filesize": 58971, "height": 323, "pic_id": 529776, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/18/%D0%9D%D0%B5%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA._%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82._1840-%D0%B5_%D0%B3%D0%B3..jpeg", "width": 551}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– Поэтому вы поступили на юридический факультет Московского университета?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Поступил, но не окончил. Учился я плохо. Мне нравилось ходить на спектакль в театр, а не на лекции в университет. Экзамен по римскому праву несколько раз сдавал. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– Вы вдруг разучились учиться и понимать науки? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Не будем про это. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– Хорошо. Вы больше не студент, отец против того, чтобы вы стали писателем. И что вы делаете?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Отец устроил меня в канцелярию Совестного суда. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– Чем занимался такой суд?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Семейные имущественные споры. Я вел протоколы судебных заседаний, а самые интересные переписывал к себе в тетрадь. Описывал поведение истцов, как они выглядели. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– Чтобы потом воспользоваться всем этим багажом в своем творчестве?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Конечно, у писателя должен быть опыт. Нельзя творить из нечего, из воздуха. Опыт – необязательно самому пережить. Главное увидеть, услышать, то что вокруг тебя. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– Что было дальше?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Через два года я перешел в Коммерческий суд, где принимал жалобы от просителей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– Значит и там своих будущих героев увидели? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Увидел. Днем принимал жалобы, а вечером пытался писать. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "А. Н. Островский, 1856 г.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "492px-А.Н.Островский_1856.jpg", "filesize": 42811, "height": 600, "pic_id": 529777, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/18/492px-%D0%90.%D0%9D.%D0%9E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_1856.jpeg", "width": 492}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– Пытались?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– А как еще назвать первые пробы пера? И вот у меня получился первый очерк «Записки замоскворецкого жителя». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– Напомните, пожалуйста, о чем был очерк. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– В предисловии я написал: «Автор описывает Замоскворечье в праздник и в будни, в горе и в радости, описывает, что творится по большим длинным улицам и по мелким, частым переулкам»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– Сразу опубликовали? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Да, в газете «Московский городской листок». Потом была первая пьеса «Картина семейного счастья»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– Ура, родился писатель!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Нет, писатель родился позже. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– Позже? Когда?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Самый памятный день в моей жизни 14 февраля 1847 года. С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое признание. Друг Гоголя предрекал мне большую славу, благословил меня на писательский труд. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– По-настоящему большую славу принесла вам пьеса «Свои люди – сочтемся»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Да, первое публичное чтение в доме Михаила Погодина, меня слушал сам Николай Васильевич Гоголь. Пьеса произвела большое впечатление на всю московскую интеллигенцию. Пьесу опубликовал журнал «Москвитянин». Журнал, у которого было 500 подписчиков, после публикации пьесы стал популярным и уже стало 1100 читателей. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Первая публикация пьесы А. Н. Островского «Свои люди – сочтемся», журнал «Москвитянин». №6, 1850 год", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "2-min.jpg", "filesize": 46260, "height": 490, "pic_id": 529778, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/18/2-min.jpeg", "width": 872}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– Беллетрист Сергей Максимов вспоминал: «Давно уже мы бегали по трактирам… где выписывались журналы. Понапрасну мы съели много пирогов в двадцать пять копеек ассигнациями и выпили несколько пар чаю, пока добились книжки для прочтения второпях, так как настороженные половые трактира стояли над душой, выжидая, когда отложена будет книжка в сторону, схватить и унести ее к более уважаемому посетителю»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Но все-таки пьесу запретили."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– Кто?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Император Николай I, купцы ему пожаловались. Цензор Михаил Гедеонов вынес вердикт: «Все действующие лица… отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– Чем это обернулось для вас? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Меня уволили со службы и установили полицейский надзор. Но я не отчаялся. Продолжил писать и работать в журнале «Москвитянин». В этот период я написал пьесы «Утро молодого человека», «Неожиданный случай», «Бедная невеста»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– У вас пьесы, я бы сказала бытовые. Вы подсмотрели многое в суде, в быту и вынесли это на сцену. Не страшно было выносить на сцену все бытовое, повседневное? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "–"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Бытовой репертуар, если он художественен, т. е. правдив, — великое дело. Он покажет, что есть хорошего, доброго в русском человеке и что в нем дикого и грубого, с чем он должен бороться."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– Хорошо сказано. Ваши пьесы печатали, а когда их стали брать в свой репертуар театры?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– В 1852 году я отдал, абсолютно бесплатно Малому театру свою новую пьесу «Не в свои сани — не садись». Сам проводил репетиции с актерами. Именно тогда мы подружились с актером Провом Садовским."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Это ему вы посвятили свою пьесу «Бедность не порок»?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Ему. Именно эту пьеса стала последней, которая была опубликована в журнале «Москвитянин»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– Почему?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Не сошлись в финансовых вопросах. Зато я ушел в другой, очень хороший журнал «Современник» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– В вашем творческом наследии не только пьесы о московских купцах, но и волжских. Откуда вы так хорошо узнали их быт, нравы? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Лето 1856 года, я поехал в этнографическую экспедицию по Волге. Не сам, ее организовало Морское министерство. Я должен был описать быт и нравы местных жителей, их основные промыслы, особенности интерьеров, диалекты."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– Да, после такой работы у вас в вашей тетрадки появились новые записи. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Да, появились. Тем более, что там произошел несчастный случай. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– О боже! Что случилось?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Лошади понесли, тарантас перевернулся. У меня сложный перелом. И масса свободного времени, которое я потратил на написание пьесы «Доходное место»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– В результате этой поездки на свет появились пьесы «Не сошлись характерами», «Воспитанница»?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Да, у меня уже был солидный писательский багаж. В 1859 году вышел мой двухтомник, за что отдельное спасибо графу Григорию Кушелеву-Безбородко"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– А пьеса «Гроза» Говорят у Катерины был прототип?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Был. Актриса Любовь Павловна Косицкая. Она же стала первой исполнительницей роли Катерины. Помните монолог Катерины и там сон описан: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…». А таких снах я слышал от Любовь Павловны. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Л. П. Никулина-Косицкая, актриса. Фотография 1853 г.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Л. П. Никулина-Косицкая, актриса. Фотография 1853 г..jpg", "filesize": 22822, "height": 335, "pic_id": 529779, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/18/%D0%9B._%D0%9F._%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%9A%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%B0._%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F_1853_%D0%B3..jpeg", "width": 260}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– У вас ведь за эту пьесу даже награда есть?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Уваровская премия, ее вручали за сочинения по русской истории."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– Ваша главная любовь творческая – это театр? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов… у русского драматического искусства один только я. Я — всё: и академия, и меценат, и защита. Кроме того, по своим врожденным способностям я стал во главе сценического искусства. Все актеры, без различия амплуа, начиная от великого Мартынова, пользовались моими советами и считали меня авторитетом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– Это так, а что для вас самого был театр? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Я задыхаюсь и задохнусь без хорошего театра, как рыба без воды."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– Ваша любовь к театру привела вас к созданию Артистического кружка? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Конечно. Любовь и боль за будущее театра, за высочайшее искусство русского театра. Из этого кружка вышло много талантливых людей, прославивших рассей театр."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– Вас называют человеком, который многое создал из того, чем гордится наш театр сегодня. И я сейчас не про пьесы. Вы ведь были бессменным председателем Общества русских драматических писателей и оперных композиторов. Работали в комиссии «для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления», которая была учреждена при дирекции Императорских театров. Были заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. В чем заключалось ваше театральная реформа? В двух словах, если можно. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– В двух вряд ли получится. Но постараюсь. Хорошая пьеса понравится публике и будет иметь успех, но долго не продержится на репертуаре, если плохо разыграна: публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу; пьесу можно и прочесть. «Отелло», без сомнения, хорошая пьеса; но публика не желала её смотреть, когда роль Отелло играл Чарский. Интерес спектакля есть дело сложное: в нём участвуют в равной мере как пьеса, так и исполнение. Когда и то и другое хорошо, то спектакль интересен; когда же что-нибудь одно плохо, то спектакль теряет свой интерес."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– Но такой подход требовал других артистов, а не тех, кто тогда был на сцене. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Да, нужна была новая эстетика, нужен был актерский ансамбль. Михаил Щепкин, великий актер, не хотел этого принимать. Он не понимал, что актер должен отречься от своей личности и стать героем, погрузиться в него. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– Ваши идеи потом стали основой для теории Станиславского. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Замечательно, что это получило свое развитие. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "– Спасибо вам за интересную беседу. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Подписывайтесь, ставьте лайки, если вам понравилось."}], "attributes": []}], "selectedRange": [19, 237]}
Комментарии 19