3
Колумб Замоскворечья | Паблико
22 подписчики

Колумб Замоскворечья


18 апр 2023 · 19:38    



А. Н. Островский. Портрет работы В. Г. Перова. 1871 г.


Краткая справка: Александр Николаевич Островский (1823 —1886) — русский драматург, основоположник национального театра. Он сочинил 47 пьес, защищал авторские права драматургов и разработал программу обучения для драматических классов.

– Здравствуйте, Александр Николаевич! 

– Здравствуйте, Книжник!

– В этом году у вас юбилей, 200 лет. Празднуется он по всей стране, театры ставят спектакли по вашим пьесам, библиотеки проводят мероприятия. Вот и я хочу поговорить с вами о вас, о вашем творчестве, о вашем театре. 

– Поговорим. Конечно, поговорим. 

– Начнем с такого вопроса. Откуда вы так хорошо знали купечество, они у вас все такие яркие получились, колоритные.

– Я родился в купеческом районе Москвы, Замоскворечье. Отец мой, Николай Федорович, был из семья священнослужителя. Мама, Любовь Ивановна Саввина, дочь пономаря. Но отец, хотя и окончил Костромскую духовную семинарию и Московскую духовную академию, решил не идти в священнослужители, а стать судебным стряпчим. 



Дом, в котором родился Островский Александр Николаевич в 1823 г.: Ордынка М. ул., дом 9/12, строение 6, Замоскворечье, Центральный округ, Москва


– Судебный стряпчий? Это, как я понимаю, судебный чиновник? 

– Да, он занимался имущественными и коммерческим делами. Дослужился до коллежского асессора и даже получил дворянство. Была у него частная адвокатская практика. Его клиенты, купцы, бывали у нас дома. Вот и насмотрелся, и наслушался я их с детства. А как они говорили, это же изумительный язык. Иногда, то что было особенно хлесткое и меткое, я записывал себе. 

– Получается, что вы себя с детства готовили к блестящей карьере драматурга. Настолько блестящий, что и в 21 веке вас любят и ваши пьесы ставят все театры. 

– Спасибо, за высокую оценку моего труда. Но я не готовил себя с детства, мне нравилось играть со словом, изучать его. Я ведь и языки изучал иностранные не потому что надо, а потому что интересно было. 

– Вы были единственным ребенком в семье?

– Нет, нас было четверо и еще четверо умерли во младенчестве. Мать умерла, когда мне было 9 лет. После пятилетнего вдовства отец женился. Мачеха у меня была дочь шведского дворянина Эмили фон Тессин, которая тоже родила отцу детей. Она была хорошей женщиной, заботливой матерью. Так что всего у меня трое братьев: Сергей, Андрей, Михаил, Николай, Петр и две сестры — Надежда и Мария

– Какими языками вы владели?

– У меня было домашние образование, очень хорошее. Знал я семь языков: французский, английский, немецкий, испанский, итальянский, древнегреческий и латынь.

– Чему еще вас учили?

– Танцам, пению, истории европейского искусства. 

– Когда в вашу жизнь вошла литература? Вы любили читать? 

– У отца была хорошая домашняя библиотека. И, конечно, я очень любил читать книги. Василий Тредиаковский, Василий Жуковский, Александр Пушкин – эти имена я знал с детства. 

– Вы учились дома, а гимназия и университет, которые упоминаются вы вашей официальной биографии туда попали случайно?

– Нет, не случайно. В 1835 году я поступил в Первую Московскую гимназию, а там был замечательный драматический кружок. Мне так понравилось театральное искусство. Я заболел театром. 

– Есть такое воспоминание актёра Федора Бурдина: «Александр Николаевич был старше нас на три класса, и тогда уже он любил театр, часто посещал его; мы с великим удовольствием и интересом слушали его мастерские рассказы об игре Мочалова, Щепкина, Львовой-Синецкой».

– Это были замечательные годы и опыт жизненный. Я мечтал о том, что стану писателем, но отец был против. 

– Почему?

– Так ведь дело не прибыльное. 



Неизвестный художник. Московский университет. 1840-е гг.


– Поэтому вы поступили на юридический факультет Московского университета?

– Поступил, но не окончил. Учился я плохо. Мне нравилось ходить на спектакль в театр, а не на лекции в университет. Экзамен по римскому праву несколько раз сдавал. 

– Вы вдруг разучились учиться и понимать науки? 

– Не будем про это. 

– Хорошо. Вы больше не студент, отец против того, чтобы вы стали писателем. И что вы делаете?

– Отец устроил меня в канцелярию Совестного суда. 

– Чем занимался такой суд?

– Семейные имущественные споры. Я вел протоколы судебных заседаний, а самые интересные переписывал к себе в тетрадь. Описывал поведение истцов, как они выглядели. 

– Чтобы потом воспользоваться всем этим багажом в своем творчестве?

– Конечно, у писателя должен быть опыт. Нельзя творить из нечего, из воздуха. Опыт – необязательно самому пережить. Главное увидеть, услышать, то что вокруг тебя. 

– Что было дальше?

– Через два года я перешел в Коммерческий суд, где принимал жалобы от просителей.

– Значит и там своих будущих героев увидели? 

– Увидел. Днем принимал жалобы, а вечером пытался писать. 



А. Н. Островский, 1856 г.


– Пытались?

– А как еще назвать первые пробы пера? И вот у меня получился первый очерк «Записки замоскворецкого жителя». 

– Напомните, пожалуйста, о чем был очерк. 

– В предисловии я написал: «Автор описывает Замоскворечье в праздник и в будни, в горе и в радости, описывает, что творится по большим длинным улицам и по мелким, частым переулкам».

– Сразу опубликовали? 

– Да, в газете «Московский городской листок». Потом была первая пьеса «Картина семейного счастья».

– Ура, родился писатель!

– Нет, писатель родился позже. 

– Позже? Когда?

– Самый памятный день в моей жизни 14 февраля 1847 года. С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое признание. Друг Гоголя предрекал мне большую славу, благословил меня на писательский труд. 

– По-настоящему большую славу принесла вам пьеса «Свои люди – сочтемся».

– Да, первое публичное чтение в доме Михаила Погодина, меня слушал сам Николай Васильевич Гоголь. Пьеса произвела большое впечатление на всю московскую интеллигенцию. Пьесу опубликовал журнал «Москвитянин». Журнал, у которого было 500 подписчиков, после публикации пьесы стал популярным и уже стало 1100 читателей. 



Первая публикация пьесы А. Н. Островского «Свои люди – сочтемся», журнал «Москвитянин». №6, 1850 год


– Беллетрист Сергей Максимов вспоминал: «Давно уже мы бегали по трактирам… где выписывались журналы. Понапрасну мы съели много пирогов в двадцать пять копеек ассигнациями и выпили несколько пар чаю, пока добились книжки для прочтения второпях, так как настороженные половые трактира стояли над душой, выжидая, когда отложена будет книжка в сторону, схватить и унести ее к более уважаемому посетителю».

– Но все-таки пьесу запретили.

– Кто?

– Император Николай I, купцы ему пожаловались. Цензор Михаил Гедеонов вынес вердикт: «Все действующие лица… отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества».

– Чем это обернулось для вас? 

– Меня уволили со службы и установили полицейский надзор. Но я не отчаялся. Продолжил писать и работать в журнале «Москвитянин». В этот период я написал пьесы «Утро молодого человека», «Неожиданный случай», «Бедная невеста».

– У вас пьесы, я бы сказала бытовые. Вы подсмотрели многое в суде, в быту и вынесли это на сцену. Не страшно было выносить на сцену все бытовое, повседневное? 

Бытовой репертуар, если он художественен, т. е. правдив, — великое дело. Он покажет, что есть хорошего, доброго в русском человеке и что в нем дикого и грубого, с чем он должен бороться.

– Хорошо сказано. Ваши пьесы печатали, а когда их стали брать в свой репертуар театры?

– В 1852 году я отдал, абсолютно бесплатно Малому театру свою новую пьесу «Не в свои сани — не садись». Сам проводил репетиции с актерами. Именно тогда мы подружились с актером Провом Садовским.

– Это ему вы посвятили свою пьесу «Бедность не порок»?

– Ему. Именно эту пьеса стала последней, которая была опубликована в журнале «Москвитянин».

– Почему?

– Не сошлись в финансовых вопросах. Зато я ушел в другой, очень хороший журнал «Современник» 

– В вашем творческом наследии не только пьесы о московских купцах, но и волжских. Откуда вы так хорошо узнали их быт, нравы? 

– Лето 1856 года, я поехал в этнографическую экспедицию по Волге. Не сам, ее организовало Морское министерство. Я должен был описать быт и нравы местных жителей, их основные промыслы, особенности интерьеров, диалекты.

– Да, после такой работы у вас в вашей тетрадки появились новые записи. 

– Да, появились. Тем более, что там произошел несчастный случай. 

– О боже! Что случилось?

– Лошади понесли, тарантас перевернулся. У меня сложный перелом. И масса свободного времени, которое я потратил на написание пьесы «Доходное место».

– В результате этой поездки на свет появились пьесы «Не сошлись характерами», «Воспитанница»?

– Да, у меня уже был солидный писательский багаж. В 1859 году вышел мой двухтомник, за что отдельное спасибо графу Григорию Кушелеву-Безбородко

– А пьеса «Гроза» Говорят у Катерины был прототип?

– Был. Актриса Любовь Павловна Косицкая. Она же стала первой исполнительницей роли Катерины. Помните монолог Катерины и там сон описан: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…». А таких снах я слышал от Любовь Павловны. 



Л. П. Никулина-Косицкая, актриса. Фотография 1853 г.


– У вас ведь за эту пьесу даже награда есть?

– Уваровская премия, ее вручали за сочинения по русской истории.

– Ваша главная любовь творческая – это театр? 

– Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов… у русского драматического искусства один только я. Я — всё: и академия, и меценат, и защита. Кроме того, по своим врожденным способностям я стал во главе сценического искусства. Все актеры, без различия амплуа, начиная от великого Мартынова, пользовались моими советами и считали меня авторитетом.

– Это так, а что для вас самого был театр? 

– Я задыхаюсь и задохнусь без хорошего театра, как рыба без воды.

– Ваша любовь к театру привела вас к созданию Артистического кружка? 

– Конечно. Любовь и боль за будущее театра, за высочайшее искусство русского театра. Из этого кружка вышло много талантливых людей, прославивших рассей театр.

– Вас называют человеком, который многое создал из того, чем гордится наш театр сегодня. И я сейчас не про пьесы. Вы ведь были бессменным председателем Общества русских драматических писателей и оперных композиторов. Работали в комиссии «для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления», которая была учреждена при дирекции Императорских театров. Были заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. В чем заключалось ваше театральная реформа? В двух словах, если можно. 

– В двух вряд ли получится. Но постараюсь. Хорошая пьеса понравится публике и будет иметь успех, но долго не продержится на репертуаре, если плохо разыграна: публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу; пьесу можно и прочесть. «Отелло», без сомнения, хорошая пьеса; но публика не желала её смотреть, когда роль Отелло играл Чарский. Интерес спектакля есть дело сложное: в нём участвуют в равной мере как пьеса, так и исполнение. Когда и то и другое хорошо, то спектакль интересен; когда же что-нибудь одно плохо, то спектакль теряет свой интерес.

– Но такой подход требовал других артистов, а не тех, кто тогда был на сцене. 

– Да, нужна была новая эстетика, нужен был актерский ансамбль. Михаил Щепкин, великий актер, не хотел этого принимать. Он не понимал, что актер должен отречься от своей личности и стать героем, погрузиться в него. 

– Ваши идеи потом стали основой для теории Станиславского. 

– Замечательно, что это получило свое развитие. 

– Спасибо вам за интересную беседу. 

Подписывайтесь, ставьте лайки, если вам понравилось.



А. Н. Островский. Портрет работы В. Г. Перова. 1871 г.


Краткая справка: Александр Николаевич Островский (1823 —1886) — русский драматург, основоположник национального театра. Он сочинил 47 пьес, защищал авторские права драматургов и разработал программу обучения для драматических классов.

– Здравствуйте, Александр Николаевич! 

– Здравствуйте, Книжник!

– В этом году у вас юбилей, 200 лет. Празднуется он по всей стране, театры ставят спектакли по вашим пьесам, библиотеки проводят мероприятия. Вот и я хочу поговорить с вами о вас, о вашем творчестве, о вашем театре. 

– Поговорим. Конечно, поговорим. 

– Начнем с такого вопроса. Откуда вы так хорошо знали купечество, они у вас все такие яркие получились, колоритные.

– Я родился в купеческом районе Москвы, Замоскворечье. Отец мой, Николай Федорович, был из семья священнослужителя. Мама, Любовь Ивановна Саввина, дочь пономаря. Но отец, хотя и окончил Костромскую духовную семинарию и Московскую духовную академию, решил не идти в священнослужители, а стать судебным стряпчим. 



Дом, в котором родился Островский Александр Николаевич в 1823 г.: Ордынка М. ул., дом 9/12, строение 6, Замоскворечье, Центральный округ, Москва


– Судебный стряпчий? Это, как я понимаю, судебный чиновник? 

– Да, он занимался имущественными и коммерческим делами. Дослужился до коллежского асессора и даже получил дворянство. Была у него частная адвокатская практика. Его клиенты, купцы, бывали у нас дома. Вот и насмотрелся, и наслушался я их с детства. А как они говорили, это же изумительный язык. Иногда, то что было особенно хлесткое и меткое, я записывал себе. 

– Получается, что вы себя с детства готовили к блестящей карьере драматурга. Настолько блестящий, что и в 21 веке вас любят и ваши пьесы ставят все театры. 

– Спасибо, за высокую оценку моего труда. Но я не готовил себя с детства, мне нравилось играть со словом, изучать его. Я ведь и языки изучал иностранные не потому что надо, а потому что интересно было. 

– Вы были единственным ребенком в семье?

– Нет, нас было четверо и еще четверо умерли во младенчестве. Мать умерла, когда мне было 9 лет. После пятилетнего вдовства отец женился. Мачеха у меня была дочь шведского дворянина Эмили фон Тессин, которая тоже родила отцу детей. Она была хорошей женщиной, заботливой матерью. Так что всего у меня трое братьев: Сергей, Андрей, Михаил, Николай, Петр и две сестры — Надежда и Мария

– Какими языками вы владели?

– У меня было домашние образование, очень хорошее. Знал я семь языков: французский, английский, немецкий, испанский, итальянский, древнегреческий и латынь.

– Чему еще вас учили?

– Танцам, пению, истории европейского искусства. 

– Когда в вашу жизнь вошла литература? Вы любили читать? 

– У отца была хорошая домашняя библиотека. И, конечно, я очень любил читать книги. Василий Тредиаковский, Василий Жуковский, Александр Пушкин – эти имена я знал с детства. 

– Вы учились дома, а гимназия и университет, которые упоминаются вы вашей официальной биографии туда попали случайно?

– Нет, не случайно. В 1835 году я поступил в Первую Московскую гимназию, а там был замечательный драматический кружок. Мне так понравилось театральное искусство. Я заболел театром. 

– Есть такое воспоминание актёра Федора Бурдина: «Александр Николаевич был старше нас на три класса, и тогда уже он любил театр, часто посещал его; мы с великим удовольствием и интересом слушали его мастерские рассказы об игре Мочалова, Щепкина, Львовой-Синецкой».

– Это были замечательные годы и опыт жизненный. Я мечтал о том, что стану писателем, но отец был против. 

– Почему?

– Так ведь дело не прибыльное. 



Неизвестный художник. Московский университет. 1840-е гг.


– Поэтому вы поступили на юридический факультет Московского университета?

– Поступил, но не окончил. Учился я плохо. Мне нравилось ходить на спектакль в театр, а не на лекции в университет. Экзамен по римскому праву несколько раз сдавал. 

– Вы вдруг разучились учиться и понимать науки? 

– Не будем про это. 

– Хорошо. Вы больше не студент, отец против того, чтобы вы стали писателем. И что вы делаете?

– Отец устроил меня в канцелярию Совестного суда. 

– Чем занимался такой суд?

– Семейные имущественные споры. Я вел протоколы судебных заседаний, а самые интересные переписывал к себе в тетрадь. Описывал поведение истцов, как они выглядели. 

– Чтобы потом воспользоваться всем этим багажом в своем творчестве?

– Конечно, у писателя должен быть опыт. Нельзя творить из нечего, из воздуха. Опыт – необязательно самому пережить. Главное увидеть, услышать, то что вокруг тебя. 

– Что было дальше?

– Через два года я перешел в Коммерческий суд, где принимал жалобы от просителей.

– Значит и там своих будущих героев увидели? 

– Увидел. Днем принимал жалобы, а вечером пытался писать. 



А. Н. Островский, 1856 г.


– Пытались?

– А как еще назвать первые пробы пера? И вот у меня получился первый очерк «Записки замоскворецкого жителя». 

– Напомните, пожалуйста, о чем был очерк. 

– В предисловии я написал: «Автор описывает Замоскворечье в праздник и в будни, в горе и в радости, описывает, что творится по большим длинным улицам и по мелким, частым переулкам».

– Сразу опубликовали? 

– Да, в газете «Московский городской листок». Потом была первая пьеса «Картина семейного счастья».

– Ура, родился писатель!

– Нет, писатель родился позже. 

– Позже? Когда?

– Самый памятный день в моей жизни 14 февраля 1847 года. С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое признание. Друг Гоголя предрекал мне большую славу, благословил меня на писательский труд. 

– По-настоящему большую славу принесла вам пьеса «Свои люди – сочтемся».

– Да, первое публичное чтение в доме Михаила Погодина, меня слушал сам Николай Васильевич Гоголь. Пьеса произвела большое впечатление на всю московскую интеллигенцию. Пьесу опубликовал журнал «Москвитянин». Журнал, у которого было 500 подписчиков, после публикации пьесы стал популярным и уже стало 1100 читателей. 



Первая публикация пьесы А. Н. Островского «Свои люди – сочтемся», журнал «Москвитянин». №6, 1850 год


– Беллетрист Сергей Максимов вспоминал: «Давно уже мы бегали по трактирам… где выписывались журналы. Понапрасну мы съели много пирогов в двадцать пять копеек ассигнациями и выпили несколько пар чаю, пока добились книжки для прочтения второпях, так как настороженные половые трактира стояли над душой, выжидая, когда отложена будет книжка в сторону, схватить и унести ее к более уважаемому посетителю».

– Но все-таки пьесу запретили.

– Кто?

– Император Николай I, купцы ему пожаловались. Цензор Михаил Гедеонов вынес вердикт: «Все действующие лица… отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества».

– Чем это обернулось для вас? 

– Меня уволили со службы и установили полицейский надзор. Но я не отчаялся. Продолжил писать и работать в журнале «Москвитянин». В этот период я написал пьесы «Утро молодого человека», «Неожиданный случай», «Бедная невеста».

– У вас пьесы, я бы сказала бытовые. Вы подсмотрели многое в суде, в быту и вынесли это на сцену. Не страшно было выносить на сцену все бытовое, повседневное? 

Бытовой репертуар, если он художественен, т. е. правдив, — великое дело. Он покажет, что есть хорошего, доброго в русском человеке и что в нем дикого и грубого, с чем он должен бороться.

– Хорошо сказано. Ваши пьесы печатали, а когда их стали брать в свой репертуар театры?

– В 1852 году я отдал, абсолютно бесплатно Малому театру свою новую пьесу «Не в свои сани — не садись». Сам проводил репетиции с актерами. Именно тогда мы подружились с актером Провом Садовским.

– Это ему вы посвятили свою пьесу «Бедность не порок»?

– Ему. Именно эту пьеса стала последней, которая была опубликована в журнале «Москвитянин».

– Почему?

– Не сошлись в финансовых вопросах. Зато я ушел в другой, очень хороший журнал «Современник» 

– В вашем творческом наследии не только пьесы о московских купцах, но и волжских. Откуда вы так хорошо узнали их быт, нравы? 

– Лето 1856 года, я поехал в этнографическую экспедицию по Волге. Не сам, ее организовало Морское министерство. Я должен был описать быт и нравы местных жителей, их основные промыслы, особенности интерьеров, диалекты.

– Да, после такой работы у вас в вашей тетрадки появились новые записи. 

– Да, появились. Тем более, что там произошел несчастный случай. 

– О боже! Что случилось?

– Лошади понесли, тарантас перевернулся. У меня сложный перелом. И масса свободного времени, которое я потратил на написание пьесы «Доходное место».

– В результате этой поездки на свет появились пьесы «Не сошлись характерами», «Воспитанница»?

– Да, у меня уже был солидный писательский багаж. В 1859 году вышел мой двухтомник, за что отдельное спасибо графу Григорию Кушелеву-Безбородко

– А пьеса «Гроза» Говорят у Катерины был прототип?

– Был. Актриса Любовь Павловна Косицкая. Она же стала первой исполнительницей роли Катерины. Помните монолог Катерины и там сон описан: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…». А таких снах я слышал от Любовь Павловны. 



Л. П. Никулина-Косицкая, актриса. Фотография 1853 г.


– У вас ведь за эту пьесу даже награда есть?

– Уваровская премия, ее вручали за сочинения по русской истории.

– Ваша главная любовь творческая – это театр? 

– Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов… у русского драматического искусства один только я. Я — всё: и академия, и меценат, и защита. Кроме того, по своим врожденным способностям я стал во главе сценического искусства. Все актеры, без различия амплуа, начиная от великого Мартынова, пользовались моими советами и считали меня авторитетом.

– Это так, а что для вас самого был театр? 

– Я задыхаюсь и задохнусь без хорошего театра, как рыба без воды.

– Ваша любовь к театру привела вас к созданию Артистического кружка? 

– Конечно. Любовь и боль за будущее театра, за высочайшее искусство русского театра. Из этого кружка вышло много талантливых людей, прославивших рассей театр.

– Вас называют человеком, который многое создал из того, чем гордится наш театр сегодня. И я сейчас не про пьесы. Вы ведь были бессменным председателем Общества русских драматических писателей и оперных композиторов. Работали в комиссии «для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления», которая была учреждена при дирекции Императорских театров. Были заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. В чем заключалось ваше театральная реформа? В двух словах, если можно. 

– В двух вряд ли получится. Но постараюсь. Хорошая пьеса понравится публике и будет иметь успех, но долго не продержится на репертуаре, если плохо разыграна: публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу; пьесу можно и прочесть. «Отелло», без сомнения, хорошая пьеса; но публика не желала её смотреть, когда роль Отелло играл Чарский. Интерес спектакля есть дело сложное: в нём участвуют в равной мере как пьеса, так и исполнение. Когда и то и другое хорошо, то спектакль интересен; когда же что-нибудь одно плохо, то спектакль теряет свой интерес.

– Но такой подход требовал других артистов, а не тех, кто тогда был на сцене. 

– Да, нужна была новая эстетика, нужен был актерский ансамбль. Михаил Щепкин, великий актер, не хотел этого принимать. Он не понимал, что актер должен отречься от своей личности и стать героем, погрузиться в него. 

– Ваши идеи потом стали основой для теории Станиславского. 

– Замечательно, что это получило свое развитие. 

– Спасибо вам за интересную беседу. 

Подписывайтесь, ставьте лайки, если вам понравилось.

Читайте также

Комментарии 19

Войдите для комментирования
Классно, подписалась!!! Заходите в гости! Идея с интервью отличная
■ Блокнот Книжника 21 апр 2023 в 15:58
Спасибо! Будем дружить
🤝🙌
■ Полковник пишет 19 апр 2023 в 12:34
О, новая обложка! Засмотрелся на нее и актрису Островскую
■ Полковник пишет 19 апр 2023 в 13:47
Комментарий удалён
■ Блокнот Книжника 19 апр 2023 в 13:26
Спасибо) Только актриса Никулина-Косицкая, а драматург Островский.
■ Полковник пишет 19 апр 2023 в 13:48
Вот теперь понимаете в чем коварство длинных статей? Пока дойдешь до конца, забудешь, что было в середине. А разве Косицкая не была в девичестве Островской🤔?
■ Обсудим Всё! 19 апр 2023 в 09:16
Прям очень интересно написано. 👍
■ Блокнот Книжника 19 апр 2023 в 09:31
спасибо
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ