3
Зачем ехали в Могилёв? | Паблико
123 подписчики

Зачем ехали в Могилёв?


09 фев 2024 · 13:56    



scale_1200 (2).jpg 199.48 KB


Тема следующего цикла скорее всего не заинтересует мужчин. Речь пойдёт о родах, о том, как всё это происходило в теперь уже «древние» времена, когда о медицине на селе и не слыхивали. А Россия, по большому счёту состояла именно из сёл.

Сегодня в сельской местности доступ к медицинским услугам тоже весьма затруднён. Множество сельских больниц и медпунктов закрыто - «оптимизировано», но, правда, и население сконцентрировано в городах. Тем не менее 30 % россиян проживает в сельской местности.

Описания народных обрядов сохранились в работах этнографов

Само слово «роды» в русской народной культуре табуированное понятие. Когда у крестьянина жена чувствует первые схватки, она отправляется в баню или в овин. А муж тем временем бежит к деревенской повитухе со словами:

- Жёнка моя ногу сломала. Поди, матушка, помоги ей.

Или.

- Жёнка поехала в Могилев. (Могилев от слова могила)

Повитуха понимает, что происходит, и спешит к роженице. Почему нельзя было прямо говорить: «жена рожает»? По двум причинам!

Во-первых, могла подслушать нечистая сила и навредить - подменить новорожденного.

Во-вторых, считалось, что женщина в родах находится меж двух миров. Между Жизнью и Смертью. «Сие тайна страшная есть» Тайна рождения. Тайна появления нового человека на Земле. Предполагалось, что ребёнок родится в этот мир через тело женщины, но непосредственно из потустороннего мира. Отсюда и выражение: «Поехала в Могилев» И ассоциация с могилой – с потусторонним миром. А всё тайное, как известно – табу.

Рожали в овине. Овин – особая постройка для просушки снопов. Состоял овин из двух частей. Внизу была яма с печью без трубы, а наверху подобие решётки для просушки снопов. Иногда овин называли ещё – рига. Зазывая на помощь повитуху, крестьянин мог ещё сказать так:

- Поди к нам, матушка. Жёнка моя в ригу собралась.

Позже рожали крестьянки в банях. И овин, и баня в русской традиции это «окно в иное измерение» Вплоть до 19 века там не держали икон, и освещать эти постройки долгое время было не принято.

Продолжение следует…

Всем спасибо за внимание.

С вами канал Этносы и Человек.



scale_1200 (2).jpg 199.48 KB


Тема следующего цикла скорее всего не заинтересует мужчин. Речь пойдёт о родах, о том, как всё это происходило в теперь уже «древние» времена, когда о медицине на селе и не слыхивали. А Россия, по большому счёту состояла именно из сёл.

Сегодня в сельской местности доступ к медицинским услугам тоже весьма затруднён. Множество сельских больниц и медпунктов закрыто - «оптимизировано», но, правда, и население сконцентрировано в городах. Тем не менее 30 % россиян проживает в сельской местности.

Описания народных обрядов сохранились в работах этнографов

Само слово «роды» в русской народной культуре табуированное понятие. Когда у крестьянина жена чувствует первые схватки, она отправляется в баню или в овин. А муж тем временем бежит к деревенской повитухе со словами:

- Жёнка моя ногу сломала. Поди, матушка, помоги ей.

Или.

- Жёнка поехала в Могилев. (Могилев от слова могила)

Повитуха понимает, что происходит, и спешит к роженице. Почему нельзя было прямо говорить: «жена рожает»? По двум причинам!

Во-первых, могла подслушать нечистая сила и навредить - подменить новорожденного.

Во-вторых, считалось, что женщина в родах находится меж двух миров. Между Жизнью и Смертью. «Сие тайна страшная есть» Тайна рождения. Тайна появления нового человека на Земле. Предполагалось, что ребёнок родится в этот мир через тело женщины, но непосредственно из потустороннего мира. Отсюда и выражение: «Поехала в Могилев» И ассоциация с могилой – с потусторонним миром. А всё тайное, как известно – табу.

Рожали в овине. Овин – особая постройка для просушки снопов. Состоял овин из двух частей. Внизу была яма с печью без трубы, а наверху подобие решётки для просушки снопов. Иногда овин называли ещё – рига. Зазывая на помощь повитуху, крестьянин мог ещё сказать так:

- Поди к нам, матушка. Жёнка моя в ригу собралась.

Позже рожали крестьянки в банях. И овин, и баня в русской традиции это «окно в иное измерение» Вплоть до 19 века там не держали икон, и освещать эти постройки долгое время было не принято.

Продолжение следует…

Всем спасибо за внимание.

С вами канал Этносы и Человек.

Читайте также

Комментарии 17

Войдите для комментирования
■ Sandra 10 фев 2024 в 15:20
Как страшно...
■ Этносы и Человек 10 фев 2024 в 15:35
Вот что значит без цивилизации жить
■ Кошечки-цветочки 09 фев 2024 в 22:37
Даже читать страшно. Как без врачей?
■ Этносы и Человек 09 фев 2024 в 22:41
Так ещё в начале 20 века врачей дико не хватало
■ Алёна Телегина 09 фев 2024 в 22:28
Как справлялись раньше без врачей и больниц, не понятно
■ Этносы и Человек 09 фев 2024 в 22:37
Тем не менее, мы с врачами всего то последний век
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ