Брачные отношения в разных этнических сообществах принимают иногда весьма удивительные формы. Безусловно, традиционной для большинства современных людей формой брака является моногамия – союз мужчины и женщины. Но это только одна из возможных форм! И в прошлом, и в настоящем люди строили свои семьи, ориентируясь на реальные условия выживания.
Как религии и верования соотносятся с устройством социальной жизни – вообще отдельная интересная тема. А новая серия публикаций пусть станет небольшим обзором удивительных и разнообразных форм брачных отношений, зафиксированных этнографами.
И начнём мы с того, чему нет названия.
Традиционное устройство семьи на Папуа Новая Гвинея учёные не могут отнести не к полигамии, не к моногамии. Выглядят семьи папуасов следующим образом.
Центр семьи – Род – образуют взрослые мужчины, прошедшие обряд инициации. Большую часть времени мужчины проводят вместе. Для мужских собраний в центре папуасского селения строится специальное просторное помещение, которое так и называется Мужской Дом.
Здесь мужчины отдыхают в жаркое время, неспешно решают важные семейные вопросы, многие даже спят ночью.
Жён папуасы берут всегда из другого рода. Но жена при этом не становится членом семьи, просто потому что женщина не может стать частью Рода. Папуас, обращаясь к супруге, не назовёт её словом «жена». Он скажет: «Эй, женщина такого-то рода!» - подразумевая тот род, откуда происходит женщина.
Таким образом женщина остаётся как бы вне семьи, вне рода. Компенсируется это тем, что женщины образуют своё внутреннее сообщество. У каждой жены имеется своя собственная хижина, куда муж приходит не как к себе домой, а как бы в гости. Жену себе мужчина тоже не выбирает сам, поскольку он не живёт отдельно. Живёт папуас за счёт Рода. Пищу добывает Род (сообща) и выделяет каждому причитающиеся часть. И жену выбирает Род, учитывая множество желаемых факторов. Пока дети малы – их воспитывает и вскармливает женщина. Подросшие мальчики проходят обряд инициации и становятся членами семьи, ну а девочки становятся ценной собственностью Рода, ведь за них даст выкуп другой Род.
Продолжение следует...
Всем спасибо за внимание!
С вами канал Этносы и Человек.
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200 (2).jpg", "filesize": 182781, "height": 683, "pic_id": 771889, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/06/scale_1200_2_GmeybS2.jpeg", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Брачные отношения в разных этнических сообществах принимают иногда весьма удивительные формы. Безусловно, традиционной для большинства современных людей формой брака является "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "моногамия "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "– союз мужчины и женщины. Но это только одна из возможных форм! И в прошлом, и в настоящем люди строили свои семьи, ориентируясь на реальные условия выживания."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как религии и верования соотносятся с устройством социальной жизни – вообще отдельная интересная тема. А новая серия публикаций пусть станет небольшим обзором удивительных и разнообразных форм брачных отношений, зафиксированных этнографами."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И начнём мы с того, чему нет названия."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Традиционное устройство семьи на Папуа Новая Гвинея учёные не могут отнести не к полигамии, не к моногамии. Выглядят семьи папуасов следующим образом. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Центр семьи – Род – образуют взрослые мужчины, прошедшие обряд инициации. Большую часть времени мужчины проводят вместе. Для мужских собраний в центре папуасского селения строится специальное просторное помещение, которое так и называется Мужской Дом. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Здесь мужчины отдыхают в жаркое время, неспешно решают важные семейные вопросы, многие даже спят ночью. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Жён папуасы берут всегда из другого рода. "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Но жена при этом не становится членом семьи"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", просто потому что женщина не может стать частью Рода. Папуас, обращаясь к супруге, не назовёт её словом «жена». Он скажет: «Эй, женщина такого-то рода!» - подразумевая тот род, откуда происходит женщина. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таким образом женщина остаётся как бы вне семьи, вне рода. Компенсируется это тем, что женщины образуют своё внутреннее сообщество. У каждой жены имеется своя собственная хижина, куда муж приходит не как к себе домой, а как бы в гости. Жену себе мужчина тоже не выбирает сам, поскольку он не живёт отдельно. Живёт папуас за счёт Рода. Пищу добывает Род (сообща) и выделяет каждому причитающиеся часть. И жену выбирает Род, учитывая множество желаемых факторов. Пока дети малы – их воспитывает и вскармливает женщина. Подросшие мальчики проходят обряд инициации и становятся членами семьи, ну а девочки становятся ценной собственностью Рода, ведь за них даст выкуп другой Род. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Продолжение следует..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Всем спасибо за внимание!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С вами канал Этносы и Человек."}], "attributes": []}], "selectedRange": [681, 681]}
Комментарии 29