3
После чума я не смогла жить в душной избе | Паблико
123 подписчики

После чума я не смогла жить в душной избе


03 окт 2023 · 14:38    

Владимир Германович Тан- Богораз, о котором я писала вчера, конечно, не обошёл вниманием и семейные отношения чукчей. И отмечал при этом, что смешанные браки рассматривались чукчами, как норма.

Этнограф описывает свадьбы чукчей с тунгусками, ламутками и девушками из народности чуванцы. Чуванцев чукчи полностью ассимилировали. Их в России осталось на данный момент менее 1000 человек. Не соглашались на браки с чукчами только якуты. По крайней мере в конце 19 – начале 20 века. У якутов было достаточно скота и они имели возможность не отдавать своих женщин другому народу.

Жена иной национальности приходила в чукотскую ярангу и вскоре начинала говорить по-чукотски, перенимала обычаи. А муж-чукча, между прочим, принимал на себя ответственность не только за свой род, но и за род своей жёнушки. Иногда из-за этого чукча значительно беднел после женитьбы.



Чукотская красавица


Женились чукчи и на русских девушках. Искали невест среди русских переселенцев. Конечно, чаще всего на такой брак шли бедные девушки. Иногда это вообще был единственный выход, чтобы выжить, но случалась и любовь. Чукотские мужчины были добрыми и открытыми.

Богораз отмечает, что сами чукчи считали русских женщин плохими хозяйками и неумелыми работницами. А всё из-за культурной разницы. Русская девушка, попадая из избы в ярангу, по крайней мере в первое время, терялась и чувствовала себя не в своей тарелке, что называется. Меховая одежда была непривычной. Уход за оленями - новое дело. Полог яранги в мороз выбивался плохо – сноровки то не было.

Однако, к трудностям привыкали. А однажды Богораз встретил русскую женщину – жену чукчи, которая похвасталась ему тем, что вся Колыма живёт впроголодь, а в чукотской яранге всегда есть еда, да и гостей есть, чем угостить!

Богораз пишет и о том, что русские женщины не возвращались обычно в русские поселения, даже овдовев. Объяснила это одна такая вдова так.

Я не смогла после чума снова жить в душной избе. Да и голодать не хотелось. Поэтому вышла замуж снова за чукчу.

Но бывало и так, что молодая русская жена тосковала, особенно в первое время. Тогда приглашали колдунью. Она читала особенные какие-то заклинания и после этого женщины отмечали, что нервозность и тоска уходили сами собой. «Колдунья забирала русскую душу», - такое объяснение слышал Богораз. 

Всем спасибо за внимание! Этнография - это интересно!

Владимир Германович Тан- Богораз, о котором я писала вчера, конечно, не обошёл вниманием и семейные отношения чукчей. И отмечал при этом, что смешанные браки рассматривались чукчами, как норма.

Этнограф описывает свадьбы чукчей с тунгусками, ламутками и девушками из народности чуванцы. Чуванцев чукчи полностью ассимилировали. Их в России осталось на данный момент менее 1000 человек. Не соглашались на браки с чукчами только якуты. По крайней мере в конце 19 – начале 20 века. У якутов было достаточно скота и они имели возможность не отдавать своих женщин другому народу.

Жена иной национальности приходила в чукотскую ярангу и вскоре начинала говорить по-чукотски, перенимала обычаи. А муж-чукча, между прочим, принимал на себя ответственность не только за свой род, но и за род своей жёнушки. Иногда из-за этого чукча значительно беднел после женитьбы.



Чукотская красавица


Женились чукчи и на русских девушках. Искали невест среди русских переселенцев. Конечно, чаще всего на такой брак шли бедные девушки. Иногда это вообще был единственный выход, чтобы выжить, но случалась и любовь. Чукотские мужчины были добрыми и открытыми.

Богораз отмечает, что сами чукчи считали русских женщин плохими хозяйками и неумелыми работницами. А всё из-за культурной разницы. Русская девушка, попадая из избы в ярангу, по крайней мере в первое время, терялась и чувствовала себя не в своей тарелке, что называется. Меховая одежда была непривычной. Уход за оленями - новое дело. Полог яранги в мороз выбивался плохо – сноровки то не было.

Однако, к трудностям привыкали. А однажды Богораз встретил русскую женщину – жену чукчи, которая похвасталась ему тем, что вся Колыма живёт впроголодь, а в чукотской яранге всегда есть еда, да и гостей есть, чем угостить!

Богораз пишет и о том, что русские женщины не возвращались обычно в русские поселения, даже овдовев. Объяснила это одна такая вдова так.

Я не смогла после чума снова жить в душной избе. Да и голодать не хотелось. Поэтому вышла замуж снова за чукчу.

Но бывало и так, что молодая русская жена тосковала, особенно в первое время. Тогда приглашали колдунью. Она читала особенные какие-то заклинания и после этого женщины отмечали, что нервозность и тоска уходили сами собой. «Колдунья забирала русскую душу», - такое объяснение слышал Богораз. 

Всем спасибо за внимание! Этнография - это интересно!

Читайте также

Комментарии 33

Войдите для комментирования
■ Я свободен 10 окт 2023 в 14:39
интересно, спасибо)
как всегда интересно, спасибо...
■ Этносы и Человек 04 окт 2023 в 15:18
И Вам наше огромное-))
■ Книги взахлёб 04 окт 2023 в 10:05
Очень интересно! Думаю, русскую душу так просто не забрать, но время лечит.
■ Этносы и Человек 04 окт 2023 в 15:16
Как то ж надо адаптироваться - )))
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ