3
Обряд опахивания - древняя защита от мора | Паблико
123 подписчики

Обряд опахивания - древняя защита от мора


23 ноя 2023 · 14:41    

Наиболее полное описание структуры этого интереснейшего обряда можно найти на страницах книги этнографа М. Ф Попроцкого, в коей он подробно описывает быт и обычаи жителей Калужской губернии середины 19 века. Но подобный обряд был зафиксирован у всех восточных славян и их прямых потомков – украинцев, русских и белорусов.

Попроцкий в своём очерке рассматривает несколько вариантов обряда опахивания, зафиксированных в восьми уездах Калужского края. 

Итак, что делали русские крестьяне, ежели в селении начинался мор, скотий, либо человечий?

Всенепременно в Церквях служили молебны. Но люди не полагались только лишь на действенность церковных молитв. Иначе нет объяснения тому, почему самой надёжной защитой от мора считался обряд опахивания. 

Например, в 1848 году во время эпидемии холеры все без исключения селения Мещовского района были опаханы.

Исполняли обряд женщины. И не просто женщины, а целомудренные молодые девушки и вдовы. А также одна из старых, знающих женщин, которая и управляла ритуал.

Женщины семейные замужние для этого не годились. Почему девушки и вдовы? Это женщины в расцвете своей женской силы, но стоящие по статусу, как бы в стороне от культуры. Сосредоточение культуры – это семья. 

Собирались девять девушек и две вдовы, либо двенадцать девушек и две вдовы. Количество девушек должно было быть кратно трём. И непременно одна пожилая.

Сходились тайно к полуночи. В деревне об этом никому не сообщалось и не разглашалось, но все каким-то образом узнавали и сидели в эту ночь по домам. Выходить было опасно.

Бабы одевались в белые длинные рубахи, а не редко оставались совершенно нагими. Волосы распускали, окончательно подчёркивая временный отрыв от культуры. Сначала молились все вместе в избе самой старшей. Молились истово у иконы святого Власия – ассоциировавшегося в народе с древним богом Велесом.

Затем шли за деревню, брали с собой соху. Звучала старинная протяжная песнь. Пожилая баба впрягалась в соху, а одна из девок становилась на место пахаря. Вдовица несла впереди икону Велеса – Власия и опахивание начиналось.

Двигались вокруг деревни, очерчивая пространство бороздой. Девки следили за тем, чтобы все до единого комья земли попадали в сторону деревни, а не во вне. Одна из девок засевала борозду песком. Потому и пели:

Когда песок взойдёт – тогда и Смерть придёт (То есть никогда)

Если эпидемии, как таковой не было, и требовалась лишь профилактика, опахивание совершалось в полной тишине. Нельзя было звуками привлекать Смерть. Если же в деревне уже были смертельные случаи от болезни или падёж скота, пахали с дикими криками, выли, гремели и улюлюкали. Чтобы напугать и прогнать Смерть.

Всякое существо, попавшееся на пути, воспринималось, как персонифицированная Смерть и разрывалось на части или умерщвлялось иным способом. Обычно попадались собаки или кошки.

Убивши, персонифицированную Смерть сжигали. Для этого не годился любой огонь. Только чистый огонь – первобытный. Такой огонь добывали с помощью трения, как в старину. И этот новый огонь приносили участницы ритуала потом в деревню. Этим огнём и зажигали лучины во всех избах.

Борозда замыкала круг. Соха пропахивала в этом месте крест. А бабы шли с обрядовой песней мимо изб. Им полагалось за работу угощение и деньги.

Вера в силу обряда опахивания была велика. Множество опрошенных информантов убедительно рассказывали о том, как в опаханных сёлах прекращался мор и падёж скота, несмотря на то, что вокруг бушевала эпидемия. Позже этот обряд применяли и с целью оберега от пожара. Горели окрестности, но опаханную деревню огонь обходил стороной.

К началу 20 века обряд постепенно десакрализовался. Последний раз он был зафиксирован в 1924 году, но отмечалось, что участвовавшая в обряде молодёжь воспринимала уже обряд, как игру. 

Однако, обряд неожиданно возродился в Чернобыльской зоне после страшной аварии. Разумееется СМИ об этом не сообщали, но этнографы зафиксировали.

Художник Григорий Мясоедов, живший в конце 19 века оставил нам картину «Опахивание» Он был близок к этой теме и аналогов подобной работе, увы, нет 



scale_2400.jpg 111.25 KB


Всем спасибо за внимание!

С вами канал Этносы и Человек.

Наиболее полное описание структуры этого интереснейшего обряда можно найти на страницах книги этнографа М. Ф Попроцкого, в коей он подробно описывает быт и обычаи жителей Калужской губернии середины 19 века. Но подобный обряд был зафиксирован у всех восточных славян и их прямых потомков – украинцев, русских и белорусов.

Попроцкий в своём очерке рассматривает несколько вариантов обряда опахивания, зафиксированных в восьми уездах Калужского края. 

Итак, что делали русские крестьяне, ежели в селении начинался мор, скотий, либо человечий?

Всенепременно в Церквях служили молебны. Но люди не полагались только лишь на действенность церковных молитв. Иначе нет объяснения тому, почему самой надёжной защитой от мора считался обряд опахивания. 

Например, в 1848 году во время эпидемии холеры все без исключения селения Мещовского района были опаханы.

Исполняли обряд женщины. И не просто женщины, а целомудренные молодые девушки и вдовы. А также одна из старых, знающих женщин, которая и управляла ритуал.

Женщины семейные замужние для этого не годились. Почему девушки и вдовы? Это женщины в расцвете своей женской силы, но стоящие по статусу, как бы в стороне от культуры. Сосредоточение культуры – это семья. 

Собирались девять девушек и две вдовы, либо двенадцать девушек и две вдовы. Количество девушек должно было быть кратно трём. И непременно одна пожилая.

Сходились тайно к полуночи. В деревне об этом никому не сообщалось и не разглашалось, но все каким-то образом узнавали и сидели в эту ночь по домам. Выходить было опасно.

Бабы одевались в белые длинные рубахи, а не редко оставались совершенно нагими. Волосы распускали, окончательно подчёркивая временный отрыв от культуры. Сначала молились все вместе в избе самой старшей. Молились истово у иконы святого Власия – ассоциировавшегося в народе с древним богом Велесом.

Затем шли за деревню, брали с собой соху. Звучала старинная протяжная песнь. Пожилая баба впрягалась в соху, а одна из девок становилась на место пахаря. Вдовица несла впереди икону Велеса – Власия и опахивание начиналось.

Двигались вокруг деревни, очерчивая пространство бороздой. Девки следили за тем, чтобы все до единого комья земли попадали в сторону деревни, а не во вне. Одна из девок засевала борозду песком. Потому и пели:

Когда песок взойдёт – тогда и Смерть придёт (То есть никогда)

Если эпидемии, как таковой не было, и требовалась лишь профилактика, опахивание совершалось в полной тишине. Нельзя было звуками привлекать Смерть. Если же в деревне уже были смертельные случаи от болезни или падёж скота, пахали с дикими криками, выли, гремели и улюлюкали. Чтобы напугать и прогнать Смерть.

Всякое существо, попавшееся на пути, воспринималось, как персонифицированная Смерть и разрывалось на части или умерщвлялось иным способом. Обычно попадались собаки или кошки.

Убивши, персонифицированную Смерть сжигали. Для этого не годился любой огонь. Только чистый огонь – первобытный. Такой огонь добывали с помощью трения, как в старину. И этот новый огонь приносили участницы ритуала потом в деревню. Этим огнём и зажигали лучины во всех избах.

Борозда замыкала круг. Соха пропахивала в этом месте крест. А бабы шли с обрядовой песней мимо изб. Им полагалось за работу угощение и деньги.

Вера в силу обряда опахивания была велика. Множество опрошенных информантов убедительно рассказывали о том, как в опаханных сёлах прекращался мор и падёж скота, несмотря на то, что вокруг бушевала эпидемия. Позже этот обряд применяли и с целью оберега от пожара. Горели окрестности, но опаханную деревню огонь обходил стороной.

К началу 20 века обряд постепенно десакрализовался. Последний раз он был зафиксирован в 1924 году, но отмечалось, что участвовавшая в обряде молодёжь воспринимала уже обряд, как игру. 

Однако, обряд неожиданно возродился в Чернобыльской зоне после страшной аварии. Разумееется СМИ об этом не сообщали, но этнографы зафиксировали.

Художник Григорий Мясоедов, живший в конце 19 века оставил нам картину «Опахивание» Он был близок к этой теме и аналогов подобной работе, увы, нет 



scale_2400.jpg 111.25 KB


Всем спасибо за внимание!

С вами канал Этносы и Человек.

Читайте также

Комментарии 36

Войдите для комментирования
■ ГЕОМИР 29 ноя 2023 в 15:22
Спасибо, читал об этом, но немного по другому описывал автор, возможно в разных селениях были свои тонкости. Говорят помогало, ведь не зря били день и ночь в колокола во время прихода чумы. ПОДПИСАЛСЯ ОСТАЮСЬ С ВАМИ
Интересный канал, подписался.
■ Этносы и Человек 24 ноя 2023 в 13:23
Что ж мы рады новым друзьям! И конечно тоже подпишемся в ответ-))
У нас тут калужские есть! Интересно, знаком им этот обряд!
■ Этносы и Человек 24 ноя 2023 в 12:38
Вряд ли😅 Это ведь уже история🌷
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ