23 ноя 2023 · 14:41    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Наиболее полное описание структуры этого интереснейшего обряда можно найти на страницах книги этнографа М. Ф Попроцкого, в коей он подробно описывает быт и обычаи жителей Калужской губернии середины 19 века. Но подобный обряд был зафиксирован у всех восточных славян и их прямых потомков – украинцев, русских и белорусов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Попроцкий в своём очерке рассматривает несколько вариантов обряда опахивания, зафиксированных в восьми уездах Калужского края. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Итак, что делали русские крестьяне, ежели в селении начинался мор, скотий, либо человечий?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Всенепременно в Церквях служили молебны. Но люди не полагались только лишь на действенность церковных молитв. Иначе нет объяснения тому, почему самой надёжной защитой от мора считался обряд опахивания. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Например, в 1848 году во время эпидемии холеры все без исключения селения Мещовского района были опаханы."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Исполняли обряд женщины. И не просто женщины, а целомудренные молодые девушки и вдовы. А также одна из старых, знающих женщин, которая и управляла ритуал."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Женщины семейные замужние для этого не годились. Почему девушки и вдовы? Это женщины в расцвете своей женской силы, но стоящие по статусу, как бы в стороне от культуры. Сосредоточение культуры – это семья. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Собирались девять девушек и две вдовы, либо двенадцать девушек и две вдовы. Количество девушек должно было быть кратно трём. И непременно одна пожилая."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сходились тайно к полуночи. В деревне об этом никому не сообщалось и не разглашалось, но все каким-то образом узнавали и сидели в эту ночь по домам. Выходить было опасно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бабы одевались в белые длинные рубахи, а не редко оставались совершенно нагими. Волосы распускали, окончательно подчёркивая временный отрыв от культуры. Сначала молились все вместе в избе самой старшей. Молились истово у иконы святого Власия – ассоциировавшегося в народе с древним богом Велесом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Затем шли за деревню, брали с собой соху. Звучала старинная протяжная песнь. Пожилая баба впрягалась в соху, а одна из девок становилась на место пахаря. Вдовица несла впереди икону Велеса – Власия и опахивание начиналось."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двигались вокруг деревни, очерчивая пространство бороздой. Девки следили за тем, чтобы все до единого комья земли попадали в сторону деревни, а не во вне. Одна из девок засевала борозду песком. Потому и пели:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Когда песок взойдёт – тогда и Смерть придёт (То есть никогда)"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если эпидемии, как таковой не было, и требовалась лишь профилактика, опахивание совершалось в полной тишине. Нельзя было звуками привлекать Смерть. Если же в деревне уже были смертельные случаи от болезни или падёж скота, пахали с дикими криками, выли, гремели и улюлюкали. Чтобы напугать и прогнать Смерть."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Всякое существо, попавшееся на пути, воспринималось, как персонифицированная Смерть и разрывалось на части или умерщвлялось иным способом. Обычно попадались собаки или кошки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Убивши, персонифицированную Смерть сжигали. Для этого не годился любой огонь. Только чистый огонь – первобытный. Такой огонь добывали с помощью трения, как в старину. И этот новый огонь приносили участницы ритуала потом в деревню. Этим огнём и зажигали лучины во всех избах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Борозда замыкала круг. Соха пропахивала в этом месте крест. А бабы шли с обрядовой песней мимо изб. Им полагалось за работу угощение и деньги."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вера в силу обряда опахивания была велика. Множество опрошенных информантов убедительно рассказывали о том, как в опаханных сёлах прекращался мор и падёж скота, несмотря на то, что вокруг бушевала эпидемия. Позже этот обряд применяли и с целью оберега от пожара. Горели окрестности, но опаханную деревню огонь обходил стороной."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К началу 20 века обряд постепенно десакрализовался. Последний раз он был зафиксирован в 1924 году, но отмечалось, что участвовавшая в обряде молодёжь воспринимала уже обряд, как игру. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако, обряд неожиданно возродился в Чернобыльской зоне после страшной аварии. Разумееется СМИ об этом не сообщали, но этнографы зафиксировали."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Художник Григорий Мясоедов, живший в конце 19 века оставил нам картину «Опахивание» Он был близок к этой теме и аналогов подобной работе, увы, нет "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_2400.jpg", "filesize": 113917, "height": 542, "pic_id": 760864, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/23/scale_2400_k84weAP.jpeg", "width": 1000}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Всем спасибо за внимание!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С вами канал Этносы и Человек."}], "attributes": []}], "selectedRange": [4094, 4094]}
Комментарии 36