Столетиями мир знал три женских статуса: порядочные женщины, женщины «лёгкого поведения» и женщины третьей профессии – в Греции их называли гетерами, в Японии – гейшами, а на Арабском Востоке – кайнами. Культура кайн начинается ещё в доисламские времена, а расцветает во время правления Аббасидов.
Кайнами становились обычно женщины неарабского происхождения: пленницы, захваченные во время военных походов, либо дочери рабынь-полукровок.
Например, знаменитая кайна Ариб, прославившаяся удивительной красотой и необыкновенно гордым нравом, была дочерью визиря и одной из его рабынь. Отец, ничуть не смущаясь, продал её в рабство для того, чтобы девочка получила профессию кайны. О том, что из этого вышло и как сложилась судьба прекрасной Ариб, расскажу чуть ниже.
Итак, кайн готовили с детства. Отбирали красивых девочек с музыкальными способностями и хорошо поставленной речью. Требования отбора были весьма строги. В будущих кайн вкладывались немалые средства. Девочек несколько лет учили искусству и этикету.
Вот что пишет Ибн-Бутлан – арабский врач и автор медицинских трактатов. «Лучшие кайны получаются из берберок, которые с 9 лет проводят три года в Медине, три года в Мекке, и 9 лет изучают этикет в Ираке.»
После обучения кайну продавали. Это был дорогой товар, наравне с изящным изданием Корана или породистым скакуном. Разумеется, стоила кайна дорого, так как приравнивалась к предметам роскоши. Покупали кайн знатные люди, в том числе и калифы, приобретали их трактиры для развлечения гостей, иногда кайн покупали даже богатые самостоятельные женщины, впрочем, это было редкостью. Как и всякий товар кайны делились на «сорта» Красавица, обученная философии, геометрии, музыке, астрономии, логике была не по карману простому владельцу трактира. Дорогому брильянту требовалась дорогая оправа!
Первоклассная рабыня-кайна в начале 11 века стоила 3000 тысячи динаров. Для сравнения, дневной заработок строителя составлял в среднем 1 динар.
Мода на образованных рабынь расцветала в арабском мире вместе с салонной культурой Арабские салоны назывались маджлисы.
Посещать и устраивать маджлисы считалось хорошим тоном и полезным время провождением. Мужчины беседовали о политике, рассуждали о судьбах мира, потягивая ароматные напитки. А кайны услаждали их слух музыкой и читали поэтические произведения собственного сочинения. Хорошая кайна была сообразительна и остра на язык. Она умело управляла беседой, высказывала интересные мысли. Общество красивой и умной женщины доставляло мужчинам удовольствие.
Замужним женщинам на маджлисы ходить не полагалось. Тем более вступать в споры с мужчинами. А красавицы – кайны лиц не закрывали, и, вообще, этикет предписывал кайнам вольное поведение. Иногда даже слишком вольное…
Поэтому социальный статус кайн был всё же низким. Несмотря на то, что кайны нередко становились фаворитками и советницами правителей и оказывали серьёзное влияние на своего патрона, а порою и на жизнь страны! Тем не менее кайны оставались рабынями, и судьба их всецело зависела от прихоти владельца.
Когда кайна старела и теряла красоту, её обычно выдавали замуж за раба, чтобы получить потомство. Ещё она могла стать учительницей для юных кайн. Поэтому каждая кайна стремилась найти богатого покровителя. Пределом мечтаний образованных рабынь было удачное замужество. И такие случаи не были чем-то необычным. Кроме того, если кайна рожала своему господину ребёнка, то он заботился о ней до тех, пока не покидал этот мир сам.
Но бывало и по-другому. Вот, к примеру история знаменитой кайны Ариб.
Ариб.
Как было упомянуто выше Ариб, была дочерью визиря и рабыни. С самого раннего детства девочка отличалась необыкновенно красивой внешностью и сообразительностью. По слухам, мать Ариб была христианкой (предположительно гречанкой). Возможно от неё Ариб унаследовала любовь к свободе и уверенность в себе.
Ариб получила роскошное образование, сочиняла меткие, лёгкие стихи и целые поэмы, извлекала самую нежную музыку из лютни и уды, и пела мягким бархатистым голосом. Кроме того, она заправски играла в нарды и великолепно скакала верхом.
Отец продал эту жемчужину богатому господину аль-Маракиби в качестве кайны. Сын аль-Маракиби без ума влюбился в прекрасную рабыню. Пожилой хозяин и все домочадцы души не чаяли в Ариб. И верно - ей бы жилось легко и спокойно, если бы не бурный темперамент.
Однажды в дом аль-Маракиби пришёл гость – голубоглазый бедуин Махаммад ибн Хамид. Ариб попросили сыграть и спеть в честь гостя несколько песен. Голубые ли глаза Махаммада поразили кайну? Но только на следующее утро Ариб исчезла вместе с гостем. Она сбежала.
20221112_233430_edited.jpg205.06 KB
Её пожилой хозяин сильно сокрушался, а влюблённый в кайну сын заболел от расстройства. Ариб долго искали и нашли спустя несколько месяцев. Она уже бросила Махаммада, разочаровавшись в своей скоротечной влюблённости. Ариб вернули хозяину, который так обрадовался, что не стал даже и наказывать беглую рабыню, как полагалось в таких случаях. Аль-Маракиби был спокойный умный человек. Он несказанно обрадовался тому, что сын его выздоровел, а на радостях, даже, стал сочинять стихи, в которых оправдывал побег Ариб и сочувствовал душевным ранам своей любимицы.
Вскоре о талантливой кайне прослышал сам калиф и пожелал выкупить её. Но не успел, так как был убит в борьбе за власть. Но вот его приемник – новый калиф Аль- Мамун исполнил задуманное. Хозяин Ариб не мог перечить правителю и уступил кайну за 50 тысяч дирхамов. Однако, и Аль-Мамун не долго просидел на троне. И вскоре у Ариб появился новый хозяин – калиф Аль-Мутасим. Между тем Ариб стала ещё краше и опытнее с годами, и цена за неё выросла в два раза – 100 тысяч дирхамов. Всего Ариб прошла через руки 8 калифов. Мужчины были без ума от неё, хотя она была дерзка и остра на язык. Но далеко не только за красоту ценили Ариб. Ей не было равных в пении и стихосложении. Была у Ариб и интеллектуальная любовь с чиновником высокого ранга, интеллектуалом и поэтом Ибрахимом Ибн-аль-Мудаббиром. Они обменивались стихами. Известно, что Ариб посылала ему и свою прозу. Многое из поэзии Ариб дошло и до наших дней. Но оценить в полной мере талант этой женщины сегодня сложно. Чтобы понять смысл и красоту сочинённых ею строк. их необходимо не читать, а петь в специальном ритме. Последний калиф дал вольную Ариб. Она уже располагала немалыми деньгами, частично заработанными продажей собственных произведений.
В преклонном возрасте Ариб сама собирала маджлисы, на которые с удовольствием приходили поэты и философы. Мирно скончалась прекрасная Ариб в возрасте 96 лет.
Спасибо за внимание! Молодой канал ждёт своих читателей)))
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Столетиями мир знал три женских статуса: порядочные женщины, женщины «лёгкого поведения» и женщины третьей профессии – в Греции их называли гетерами, в Японии – гейшами, а на Арабском Востоке – кайнами. Культура кайн начинается ещё в доисламские времена, а расцветает во время правления Аббасидов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кайнами становились обычно женщины неарабского происхождения: пленницы, захваченные во время военных походов, либо дочери рабынь-полукровок."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Например, знаменитая кайна Ариб, прославившаяся удивительной красотой и необыкновенно гордым нравом, была дочерью визиря и одной из его рабынь. Отец, ничуть не смущаясь, продал её в рабство для того, чтобы девочка получила профессию кайны. О том, что из этого вышло и как сложилась судьба прекрасной Ариб, расскажу чуть ниже."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Итак, кайн готовили с детства. Отбирали красивых девочек с музыкальными способностями и хорошо поставленной речью. Требования отбора были весьма строги. В будущих кайн вкладывались немалые средства. Девочек несколько лет учили искусству и этикету."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот что пишет Ибн-Бутлан – арабский врач и автор медицинских трактатов. «Лучшие кайны получаются из берберок, которые с 9 лет проводят три года в Медине, три года в Мекке, и 9 лет изучают этикет в Ираке.» "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После обучения кайну продавали. Это был дорогой товар, наравне с изящным изданием Корана или породистым скакуном. Разумеется, стоила кайна дорого, так как приравнивалась к предметам роскоши. Покупали кайн знатные люди, в том числе и калифы, приобретали их трактиры для развлечения гостей, иногда кайн покупали даже богатые самостоятельные женщины, впрочем, это было редкостью. Как и всякий товар кайны делились на «сорта» Красавица, обученная философии, геометрии, музыке, астрономии, логике была не по карману простому владельцу трактира. Дорогому брильянту требовалась дорогая оправа!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первоклассная рабыня-кайна в начале 11 века стоила 3000 тысячи динаров. Для сравнения, дневной заработок строителя составлял в среднем 1 динар."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мода на образованных рабынь расцветала в арабском мире вместе с салонной культурой Арабские салоны назывались маджлисы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Посещать и устраивать маджлисы считалось хорошим тоном и полезным время провождением. Мужчины беседовали о политике, рассуждали о судьбах мира, потягивая ароматные напитки. А кайны услаждали их слух музыкой и читали поэтические произведения собственного сочинения. Хорошая кайна была сообразительна и остра на язык. Она умело управляла беседой, высказывала интересные мысли. Общество красивой и умной женщины доставляло мужчинам удовольствие."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Замужним женщинам на маджлисы ходить не полагалось. Тем более вступать в споры с мужчинами. А красавицы – кайны лиц не закрывали, и, вообще, этикет предписывал кайнам вольное поведение. Иногда даже слишком вольное…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поэтому социальный статус кайн был всё же низким. Несмотря на то, что кайны нередко становились фаворитками и советницами правителей и оказывали серьёзное влияние на своего патрона, а порою и на жизнь страны! Тем не менее кайны оставались рабынями, и судьба их всецело зависела от прихоти владельца."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Когда кайна старела и теряла красоту, её обычно выдавали замуж за раба, чтобы получить потомство. Ещё она могла стать учительницей для юных кайн. Поэтому каждая кайна стремилась найти богатого покровителя. Пределом мечтаний образованных рабынь было удачное замужество. И такие случаи не были чем-то необычным. Кроме того, если кайна рожала своему господину ребёнка, то он заботился о ней до тех, пока не покидал этот мир сам."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но бывало и по-другому. Вот, к примеру история знаменитой кайны Ариб."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Ариб."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как было упомянуто выше Ариб, была дочерью визиря и рабыни. С самого раннего детства девочка отличалась необыкновенно красивой внешностью и сообразительностью. По слухам, мать Ариб была христианкой (предположительно гречанкой). Возможно от неё Ариб унаследовала любовь к свободе и уверенность в себе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ариб получила роскошное образование, сочиняла меткие, лёгкие стихи и целые поэмы, извлекала самую нежную музыку из лютни и уды, и пела мягким бархатистым голосом. Кроме того, она заправски играла в нарды и великолепно скакала верхом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Отец продал эту жемчужину богатому господину аль-Маракиби в качестве кайны. Сын аль-Маракиби без ума влюбился в прекрасную рабыню. Пожилой хозяин и все домочадцы души не чаяли в Ариб. И верно - ей бы жилось легко и спокойно, если бы не бурный темперамент."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однажды в дом аль-Маракиби пришёл гость – голубоглазый бедуин Махаммад ибн Хамид. Ариб попросили сыграть и спеть в честь гостя несколько песен. Голубые ли глаза Махаммада поразили кайну? Но только на следующее утро Ариб исчезла вместе с гостем. Она сбежала."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "20221112_233430_edited.jpg", "filesize": 209983, "height": 1209, "pic_id": 237755, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/12/20221112_233430_edited.jpeg", "width": 846}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Её пожилой хозяин сильно сокрушался, а влюблённый в кайну сын заболел от расстройства. Ариб долго искали и нашли спустя несколько месяцев. Она уже бросила Махаммада, разочаровавшись в своей скоротечной влюблённости. Ариб вернули хозяину, который так обрадовался, что не стал даже и наказывать беглую рабыню, как полагалось в таких случаях. Аль-Маракиби был спокойный умный человек. Он несказанно обрадовался тому, что сын его выздоровел, а на радостях, даже, стал сочинять стихи, в которых оправдывал побег Ариб и сочувствовал душевным ранам своей любимицы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вскоре о талантливой кайне прослышал сам калиф и пожелал выкупить её. Но не успел, так как был убит в борьбе за власть. Но вот его приемник – новый калиф Аль- Мамун исполнил задуманное. Хозяин Ариб не мог перечить правителю и уступил кайну за 50 тысяч дирхамов. Однако, и Аль-Мамун не долго просидел на троне. И вскоре у Ариб появился новый хозяин – калиф Аль-Мутасим. Между тем Ариб стала ещё краше и опытнее с годами, и цена за неё выросла в два раза – 100 тысяч дирхамов. Всего Ариб прошла через руки 8 калифов. Мужчины были без ума от неё, хотя она была дерзка и остра на язык. Но далеко не только за красоту ценили Ариб. Ей не было равных в пении и стихосложении. Была у Ариб и интеллектуальная любовь с чиновником высокого ранга, интеллектуалом и поэтом Ибрахимом Ибн-аль-Мудаббиром. Они обменивались стихами. Известно, что Ариб посылала ему и свою прозу. Многое из поэзии Ариб дошло и до наших дней. Но оценить в полной мере талант этой женщины сегодня сложно. Чтобы понять смысл и красоту сочинённых ею строк. их необходимо не читать, а петь в специальном ритме. Последний калиф дал вольную Ариб. Она уже располагала немалыми деньгами, частично заработанными продажей собственных произведений."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В преклонном возрасте Ариб сама собирала маджлисы, на которые с удовольствием приходили поэты и философы. Мирно скончалась прекрасная Ариб в возрасте 96 лет."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Спасибо за внимание! Молодой канал ждёт своих читателей)))"}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 0]}
Комментарии 0