3
Христианский анархизм Толстого | Паблико
123 подписчики

Христианский анархизм Толстого


03 авг 2023 · 13:56    

Только представьте себе, Вы – богаты и знамениты. Вы достигли вершины своей мечты, все трудности позади и настало время насладиться плодами пятнадцатилетних усилий. Однако, вместо радости в душе пустота и горечь… И хочется выть.

Духовный кризис – малопонятное выражение для тех, кто его не испытывал. А Льву Толстому довелось пережить это состояние сполна, и оно чуть не довело его до самоубийства.

Как известно, в молодости Толстой ставил перед собой две большие цели:

  • Первая - стать на одну ступень с классиками мировой литературы, такими как Данте или Шекспир.
  • Вторая – иметь большую и дружную семью.

Толстой не просто наметил цели, он делал в сторону каждой вполне продуманные шаги. Долго и придирчиво выбирает супругу. Потом в течении 15 лет пишет свои шедевры и вот ему сорок. И всё получилось – признание в литературе, с Софьей Андреевной у них родилось 13 детей и тогда-то он внезапно приходит к парадоксальному заключению, что вся его жизнь не имеет никакого абсолютно смысла. 



Л. Н. Толстой. Ясная Поляна 1860 г.


Давно уже мелкие размолвки и ссоры с женой стёрли прежнюю гармонию чувств. Дети подрастают и отдаляются, а литература нужна лишь для того, чтоб развлекать, а по сути убивать время. Ни покупка нового имения, ни деньги ничто не нужно.

Всё зря!

Был момент, когда по пути в Пензенскую губернию, где чаял приобрести имение заночевал в гостинице и проснулся с приступом панической атаки.

Был и другой момент, когда великий русский классик примеривал петлю на шею.

Я, счастливый человек прятал от себя шнурок, чтобы не повеситься между шкапами в своей комнате и перестал ходить с ружьём на охоту, чтоб не соблазниться лёгким способом избавления себя от жизни.

Всё это подробно описано в работе «Исповедь» 

Безусловно, Толстой переживает сильнейший кризис сознания – то, что было нормальным вчера, сегодня вызывает отвращение. Вся прошлая жизнь в той системе координат и в той цивилизации, где ещё вчера прекрасно жилось, сегодня выглядит совершенно убого.

Психологов в то время не было, и Лев Николаевич ищет выход и в философии древних, и в простоте народной, но всё тщетно. То, что помогает по жизни обычным людям, ему не подходит.

Православие предлагает таинства и ритуалы. Толстой истово постится, ездит по монастырям, читает жития, но очень скоро его постигает полное разочарование. Особенно, его напрягает необходимость молиться за власть имущих и воинство. Ему кажется, что такая постановка вопроса обесценивает саму идею христианства.

Углубившись в историю, Толстой обнаружил, что Христос никогда к этому не призывал. А евангельскую фразу:

«Отдайте Кесарю – кесарево, а Богу – божье» меняют на«Нет власти не от Бога» - таким образом трактует апостол Павел. Но смысл при этом смещается:

Кроме того, в РПЦ ему не понравилось отрицание других религиозных путей.

Будучи, человеком весьма широких взглядом, Лев Николаевич не мог, конечно, довольствоваться сторонними трактовками Евангелие. Пусть даже они принадлежали весьма почитаемым людям.

Он был из тех, кто до всего доходит сам. И за изучение Евангелие он берётся самостоятельно.

Больше всего его поразила нагорная проповедь Христа. В ней он увидел не просто поучение, а некую социальную программу, внедрив которую, общество сможет прийти к гармонии.

Таким образом Толстой становится на путь христианского анархизма. И в этот же период идёт на окончательный разрыв с Православной церковью.

Фактически Толстой делает в России то, что на Западе сделали Мартин Лютер и Кальвин, но добавляет в «блюдо» русскости, а на выходе получилось религиозно-политическая концепция.

Христианство Толстого очищено от мистических переживаний таинств. Понимая, что без веры жить нельзя, но не находя опору в той вере, которая предлагалась в качестве готового блюда, Толстой вынужден адаптировать веру под себя. Что он и делает.

Трактат «В чём моя вера» - является продуктом такого делания. 



IMG_20230803_134843.jpg 323.02 KB


Ключевым моментом веры Толстого является фраза Христа о непротивлении злу.

Зло, с точки зрения Толстого, можно остановить единственным способом – не отвечать злом на зло. Если вас обидели, а вы дали сдачи, то этим вы умножаете агрессию и запускаете целый каскад болезненных событий.

В то же время само существование государства подразумевает защиту своих интересов и неизбежное совершения зла, пусть и оправданного некими идеями.

В итоге, всё, что нас окружает и защищает построено, по Толстому, отнюдь не на христианстве, а на старом законе: «око за око, зуб за зуб» 

Своеобразно трактует Лев Николаевич и историю. С его точки зрения, став государственной религией христианство обесценивается, как идея. Не христианство подтягивает государство вверх, а наоборот государство тянет учение Христа вниз, приноравливая его к своим потребностям.

Нашлось не мало последователей веры Толстого. Не только в России, но и в мире. На рубеже 19-20 веков создавались многочисленные общины, где люди пытались жить по принципам Толстого. В Европе, Японии, США, само собой в России и даже в Индии

Например, известный деятель Махатма Ганди называл себя сторонником Толстого. 

Спасибо за внимание!

Первоисточник материала Дзен-канал ЭТНОСЫ и ЧЕЛОВЕК

Только представьте себе, Вы – богаты и знамениты. Вы достигли вершины своей мечты, все трудности позади и настало время насладиться плодами пятнадцатилетних усилий. Однако, вместо радости в душе пустота и горечь… И хочется выть.

Духовный кризис – малопонятное выражение для тех, кто его не испытывал. А Льву Толстому довелось пережить это состояние сполна, и оно чуть не довело его до самоубийства.

Как известно, в молодости Толстой ставил перед собой две большие цели:

  • Первая - стать на одну ступень с классиками мировой литературы, такими как Данте или Шекспир.
  • Вторая – иметь большую и дружную семью.

Толстой не просто наметил цели, он делал в сторону каждой вполне продуманные шаги. Долго и придирчиво выбирает супругу. Потом в течении 15 лет пишет свои шедевры и вот ему сорок. И всё получилось – признание в литературе, с Софьей Андреевной у них родилось 13 детей и тогда-то он внезапно приходит к парадоксальному заключению, что вся его жизнь не имеет никакого абсолютно смысла. 



Л. Н. Толстой. Ясная Поляна 1860 г.


Давно уже мелкие размолвки и ссоры с женой стёрли прежнюю гармонию чувств. Дети подрастают и отдаляются, а литература нужна лишь для того, чтоб развлекать, а по сути убивать время. Ни покупка нового имения, ни деньги ничто не нужно.

Всё зря!

Был момент, когда по пути в Пензенскую губернию, где чаял приобрести имение заночевал в гостинице и проснулся с приступом панической атаки.

Был и другой момент, когда великий русский классик примеривал петлю на шею.

Я, счастливый человек прятал от себя шнурок, чтобы не повеситься между шкапами в своей комнате и перестал ходить с ружьём на охоту, чтоб не соблазниться лёгким способом избавления себя от жизни.

Всё это подробно описано в работе «Исповедь» 

Безусловно, Толстой переживает сильнейший кризис сознания – то, что было нормальным вчера, сегодня вызывает отвращение. Вся прошлая жизнь в той системе координат и в той цивилизации, где ещё вчера прекрасно жилось, сегодня выглядит совершенно убого.

Психологов в то время не было, и Лев Николаевич ищет выход и в философии древних, и в простоте народной, но всё тщетно. То, что помогает по жизни обычным людям, ему не подходит.

Православие предлагает таинства и ритуалы. Толстой истово постится, ездит по монастырям, читает жития, но очень скоро его постигает полное разочарование. Особенно, его напрягает необходимость молиться за власть имущих и воинство. Ему кажется, что такая постановка вопроса обесценивает саму идею христианства.

Углубившись в историю, Толстой обнаружил, что Христос никогда к этому не призывал. А евангельскую фразу:

«Отдайте Кесарю – кесарево, а Богу – божье» меняют на«Нет власти не от Бога» - таким образом трактует апостол Павел. Но смысл при этом смещается:

Кроме того, в РПЦ ему не понравилось отрицание других религиозных путей.

Будучи, человеком весьма широких взглядом, Лев Николаевич не мог, конечно, довольствоваться сторонними трактовками Евангелие. Пусть даже они принадлежали весьма почитаемым людям.

Он был из тех, кто до всего доходит сам. И за изучение Евангелие он берётся самостоятельно.

Больше всего его поразила нагорная проповедь Христа. В ней он увидел не просто поучение, а некую социальную программу, внедрив которую, общество сможет прийти к гармонии.

Таким образом Толстой становится на путь христианского анархизма. И в этот же период идёт на окончательный разрыв с Православной церковью.

Фактически Толстой делает в России то, что на Западе сделали Мартин Лютер и Кальвин, но добавляет в «блюдо» русскости, а на выходе получилось религиозно-политическая концепция.

Христианство Толстого очищено от мистических переживаний таинств. Понимая, что без веры жить нельзя, но не находя опору в той вере, которая предлагалась в качестве готового блюда, Толстой вынужден адаптировать веру под себя. Что он и делает.

Трактат «В чём моя вера» - является продуктом такого делания. 



IMG_20230803_134843.jpg 323.02 KB


Ключевым моментом веры Толстого является фраза Христа о непротивлении злу.

Зло, с точки зрения Толстого, можно остановить единственным способом – не отвечать злом на зло. Если вас обидели, а вы дали сдачи, то этим вы умножаете агрессию и запускаете целый каскад болезненных событий.

В то же время само существование государства подразумевает защиту своих интересов и неизбежное совершения зла, пусть и оправданного некими идеями.

В итоге, всё, что нас окружает и защищает построено, по Толстому, отнюдь не на христианстве, а на старом законе: «око за око, зуб за зуб» 

Своеобразно трактует Лев Николаевич и историю. С его точки зрения, став государственной религией христианство обесценивается, как идея. Не христианство подтягивает государство вверх, а наоборот государство тянет учение Христа вниз, приноравливая его к своим потребностям.

Нашлось не мало последователей веры Толстого. Не только в России, но и в мире. На рубеже 19-20 веков создавались многочисленные общины, где люди пытались жить по принципам Толстого. В Европе, Японии, США, само собой в России и даже в Индии

Например, известный деятель Махатма Ганди называл себя сторонником Толстого. 

Спасибо за внимание!

Первоисточник материала Дзен-канал ЭТНОСЫ и ЧЕЛОВЕК

Читайте также

Комментарии 27

Войдите для комментирования
■ Я свободен 04 авг 2023 в 14:27
Хммм
■ МАНЯ 04 авг 2023 в 13:16
Толстой - гениальный писатель. Однако, стоит почитать его биографию более углублённо, то, как человек, муж и отец, он начинает вызывать отвращение
■ Этносы и Человек 04 авг 2023 в 13:20
Как мужа и отца его могут оценить только его близкие. Мы - только как мыслителя
Отличная статья!
■ Этносы и Человек 04 авг 2023 в 13:17
Спасибо-)) за,отзыв-))
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ