Эта история случилась в самом начале Великой Отечественной войны. Как известно Псковская земля подверглась оккупации в первые же месяцы. Псковских парней не успели даже призвать в армию. Население осталось на контролируемой немцами территории.
Оккупанты установили свой порядок в городах и сёлах Псковщины.
Был введён комендантский час. В вечернее время появляться на улице строго запрещалось. Работающие должны в определённое время отмечаться в комендатуре. Иметь при себе специальные справки, где обозначалось место проживания, маршрут передвижения от работы до дома и даже время которое требуется для перемещения из точки А в точку Б. В общем контролировали каждый вздох и выдох, а кроме того периодически совершались показательные расправы над лицами еврейской национальности и коммунистами.
Но немцам вскоре предстояло удивиться до крайности. Поведение псковских сельских парней поставило их в тупик. Они ожидали всякого: сопротивления, неповиновения, дерзости, но…. ТАКОЕ поведение выходило за рамки здравого смысла.
Почему эти русские лупят друг друга? Парни и молодые мужики из соседних сёл собираются в одном месте и бьются до крови. На немецких солдат внимания не обращают, сопротивления немецким властям не оказывают, а меж собою бьются насмерть.
Такие факты зафиксировала в докладах немецкая полиция
Рассказывали об этом и старики из псковских деревень.
Немцы не могли понять почему так ведут себя парни из псковских сёл? Казалось, логичнее было бы обратить агрессию на внешнего врага. А они друг с другом дерутся зачем-то. Что с этим делать? Разрешать или нет?
Объяснили это загадочное поведение русских позже этнографы так:
В трудные для этноса моменты поднимается так называемая коллективная бессознательная память. Всякий народ защищает свою самобытность. Это, как естественный рефлекс самосохранения только не на уровне индивидуума, а на уровне группы.
В псковских сёлах во время немецкой оккупации вдруг возродилась и актуализировалась старинная традиция - «кулачный бой» или «стенка на стенку» Никто ничего не возрождал специально. Никто к этому не призывал и не агитировал. Никаких культ работников.
На оккупантов напасть не представлялось возможным, плскольку они были лучше организованы прежде всего. А пыл и гнев снимать как-то надо.
IMG_20250321_103948.jpg298.25 KB
Бой «Стенка на стенку», регулируется строгими правилами. Эта драка имитирует сражение двух отрядов противников на настоящем поле боя: вожаки руководят бойцами таким образом, чтобы заставить врагов-поединщиков обратиться в бегство. Индивидуальные схватки не поощрялись, всех своих «солдат» атаман приучал неукоснительно следовать приказам на благо всего отряда и следил за тем, чтобы опытные, излишне самоуверенные не лезли вперед в одиночку, где их могли бы нейтрализовать количеством.
IMG_20250321_103921.jpg324.41 KB
Первые запреты общественных кулачных боев последовали после Крещения Руси.
Митрополит Кирилл в 1274 году постановил даже отлучать от церкви участвующих в боях мужчин. Но несмотря на все препоны, кулачные бои никуда не ушли. Не помешали даже очень серьезные меры уголовного характера, предусмотренные для участников в XVII веке. Петр I, напротив, всячески поощрял схватки и даже устраивал их сам, «дабы показать удаль русского народа». А вот при Николае I уличные кулачные бои окончательно запретили. Как и дуэли среди дворян. Позднее большевики сочли эту практику еще одним наследством царского режима — что было равносильно прямому запрету.
И вот в стрессовой ситуации глобальной войны последовал неосознанный ответ славян на агрессию и угрозу против собственной самобытности. Интересно, что именно в самые трудные моменты у людей часто включается совершенно нелогичное поведение.
Мышление на самом деле уникальная «вещь в себе». Стоит случится ЧП, как мы начинаем действовать не умом, а стандартами коллективной народной памяти.
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эта история случилась в самом начале Великой Отечественной войны. Как известно Псковская земля подверглась оккупации в первые же месяцы. Псковских парней не успели даже призвать в армию. Население осталось на контролируемой немцами территории."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Оккупанты установили свой порядок в городах и сёлах Псковщины. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Был введён комендантский час. В вечернее время появляться на улице строго запрещалось. Работающие должны в определённое время отмечаться в комендатуре. Иметь при себе специальные справки, где обозначалось место проживания, маршрут передвижения от работы до дома и даже время которое требуется для перемещения из точки А в точку Б. В общем контролировали каждый вздох и выдох, а кроме того периодически совершались показательные расправы над лицами еврейской национальности и коммунистами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но немцам вскоре предстояло удивиться до крайности. Поведение псковских сельских парней поставило их в тупик. Они ожидали всякого: сопротивления, неповиновения, дерзости, но…. ТАКОЕ поведение выходило за рамки здравого смысла."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Почему эти русские лупят друг друга? Парни и молодые мужики из соседних сёл собираются в одном месте и бьются до крови. На немецких солдат внимания не обращают, сопротивления немецким властям не оказывают, а меж собою бьются насмерть."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Такие факты зафиксировала в докладах немецкая полиция "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Рассказывали об этом и старики из псковских деревень."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Немцы не могли понять почему так ведут себя парни из псковских сёл? Казалось, логичнее было бы обратить агрессию на внешнего врага. А они друг с другом дерутся зачем-то. Что с этим делать? Разрешать или нет?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Объяснили это загадочное поведение русских позже этнографы так: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В трудные для этноса моменты поднимается так называемая коллективная бессознательная память. Всякий народ защищает свою самобытность. Это, как естественный рефлекс самосохранения только не на уровне индивидуума, а на уровне группы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В псковских сёлах во время немецкой оккупации вдруг возродилась и актуализировалась старинная традиция - «кулачный бой» или «стенка на стенку» Никто ничего не возрождал специально. Никто к этому не призывал и не агитировал. Никаких культ работников."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На оккупантов напасть не представлялось возможным, плскольку они были лучше организованы прежде всего. А пыл и гнев снимать как-то надо."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20250321_103948.jpg", "filesize": 305407, "height": 729, "pic_id": 971828, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/03/21/IMG_20250321_103948.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250321%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250321T131051Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=e46c66cb4a48bbb2ebc577681d327861b870d1828d7ed385bbaf0eb86c09e34c", "width": 1324}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бой «Стенка на стенку», регулируется строгими правилами. Эта драка имитирует сражение двух отрядов противников на настоящем поле боя: вожаки руководят бойцами таким образом, чтобы заставить врагов-поединщиков обратиться в бегство. Индивидуальные схватки не поощрялись, всех своих «солдат» атаман приучал неукоснительно следовать приказам на благо всего отряда и следил за тем, чтобы опытные, излишне самоуверенные не лезли вперед в одиночку, где их могли бы нейтрализовать количеством."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20250321_103921.jpg", "filesize": 332195, "height": 772, "pic_id": 971829, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/03/21/IMG_20250321_103921.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250321%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250321T131127Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=f127d241f8e1500a3b9c8180a46b66fea6ddd7bfe8c9159d7430ad652861f8ba", "width": 1336}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первые запреты общественных кулачных боев последовали после Крещения Руси."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Митрополит Кирилл в 1274 году постановил даже отлучать от церкви участвующих в боях мужчин. Но несмотря на все препоны, кулачные бои никуда не ушли. Не помешали даже очень серьезные меры уголовного характера, предусмотренные для участников в XVII веке. Петр I, напротив, всячески поощрял схватки и даже устраивал их сам, «дабы показать удаль русского народа». А вот при Николае I уличные кулачные бои окончательно запретили. Как и дуэли среди дворян. Позднее большевики сочли эту практику еще одним наследством царского режима — что было равносильно прямому запрету."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И вот в стрессовой ситуации глобальной войны последовал неосознанный ответ славян на агрессию и угрозу против собственной самобытности. Интересно, что именно в самые трудные моменты у людей часто включается совершенно нелогичное поведение."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мышление на самом деле уникальная «вещь в себе». Стоит случится ЧП, как мы начинаем действовать не умом, а стандартами коллективной народной памяти."}], "attributes": []}], "selectedRange": [2762, 2762]}
Комментарии 16