3
Теперь это моя любимая анти/утопия. Гелиополь. Эрнст Юнгер. | Паблико
10 подписчики

Теперь это моя любимая анти/утопия. Гелиополь. Эрнст Юнгер.


13 сен 2024 · 17:58    

Одна из важнейших работ Великого, но недооцененного, на мой взгляд, мыслителя, талантливого, необычного и своеобразного писателя Потерянного поколения. “ГелиопольЭрнста Юнгера. Пожалуй, на данный момент это моя любимая анти/утопия.



Фото из личного архива.


Роман “Гелиополь” - это сложная, многогранная конструкция. Философский трактат и легенда-притча.

"Гелиополь" - это сочетание магической сказки с футуристической картиной будущего.

Сюжет.

Огорчу любителей “круглых” романов. Сюжет тут в принципе есть, но внятно он начинает раскрываться только во второй части книги, а финал само-собой открытый, окончание тут и не требуется. Заканчивается все простым уходом, а противостояние сил недалеко сдвигается с места.

Повествование начинается с возвращения главного героя из экспедиции (возможно по поиску философского камня). Выглядит все в лучших традициях фентези. Современным авторам следует поучится у Юнгера, его описания пейзажей создают невероятную сказочную атмосферу. В произведении рассказывается о холодной гражданской войне. Старые аристократы выступают против тоталитарной бюрократии. Совершенство человека против совершенства техники. Личность против коллективизма. 

По сюжету будет немного экшена, тут и теракт-диверсия, тут и эпичная боевая задача в стиле “Миссия невыполнима”, однако, это всего лишь один из слоев, один из фонов. Другой, важнейший фон - сам город, в честь которого назван роман.

Гелиополь.

Гелиополь - один из самых известных древнеегипетских городов, вы по-любому слышали о нем в школе, на уроках истории древнего мира. Греческое название отсылает к богу солнца, в городе… хотя рассказывать о полисе можно долго, у Юнгера все равно другой Гелиополь.



Базилика Гелиополисской Богоматери


К началу XX века, в пригороде Каира, Гелиополь был заново отстроен. Проект изначально задумывался “сказочным”. Получилось сочетание современной инфраструктуры с экзотической архитектурой. Но и не про этот Гелиополь писал Юнгер.

Гелиополь Юнгера, как и его убеждения, - это третий вариант. На страницах своего романа, мыслитель, подобно Томасу Мору и его “Утопии”, рисует свое собственное “место, которого нет”. Символизм солярного название, величие древности, магическая красота и анти/утопия, как зеркало Юнгеровских идей. Таким у писателя получился его Гелиополь. 



Обложка испанского издания 1988 года



Вне времени.

По ходу чтения, я много думал о каком времени тут идет речь. 

Порой, казалось, что действие происходит в настоящем, в неком таинственном месте, своеобразной Атлантиде, сокрытой от внешнего мира нашего Универсума, опередившей свое время.

Постепенно, нам начинают показывать различные детали, однозначно намекающие нам на будущее. Так, например, золото добывается из недр океана и глубин космоса. 

В последнем предложении автор четко указывает нам на будущее:

"Но что нам до этих дней - они далеки от нас. ” 

Таким образом Юнгер словно находится вне времени. С глубокими знаниями фундамента прошлого, носитель фантастических, революционных идей, он смотрел в далекое будущее и возможно видел его лучше, чем мы.



Пишу данную статью с впечатлениями о книге. Фото из личного архива.



Магия технического прогресса.

Тема научно технического прогресса - сквозная практически во всех послевоенных работах Эрнста Юнгера. Пожалуй, наибольшее развитие она получила в “Стеклянных пчелах”.

«По некоторым прогнозам, наша техника однажды превратится в чистейшее волшебство.» 

В “Гелиополе” вопросы развития технологий также занимают важнейшую часть. Да и тема пчел поднимается уже здесь. Яркие, завораживающие описания технологичной пасеки в романе - как черновик “Стеклянных пчел. ”

Юнгер действительно считал технику практически волшебством. Хотя скорее темной магией, в которой безусловно есть притягательная сила, но которая несет в себе скрытую угрозу всему человечеству.

Если бы Юнгер жил в наши дни, скорее всего он бы был самым ярым борцом с восстанием машин, рупором, трубящим об опасности искусственного интеллекта. Прогресс и наука не могут развиваться вечно, у этого процесса должен быть завершающийся, конечный этап.

“Аппаратура становится излишней, как только найдены последние формулы. Тогда технику сменят слово, поэзия, возможно музыка”.



Изображение сгенерировано с помощью fusionbrain.ai.


Гелиополь” был написан в 1949 году. Представляете, каково это в то время предугадать появление смартфонов? Да, вроде бы ничего удивительного, писатели фантасты делали это и до Юнгера. Однако, на мой взгляд, фонофор из “Гелиополя”, наиболее точно описывает функционал современных девайсов, но что самое удивительное - предугадывает опасность тотального контроля благодаря тому, что каждое устройство можно отследить. Так же, как телефоны в наших карманах сейчас отслеживаются даже, если вы отключите геолокацию и достанете сим-карту. И об этом Юнгер писал 75 лет назад! Безусловно, это магия.

“Можно подумать, что материя с ее кристаллическими решетками и электромагнитными волнами обладает непосредственным интеллектом и что в данном случае удалось осуществить переход от чистой техники к чистой магии. ”

Помимо всего прочего, упомянутые выше космические кладовые золота, до которых мы еще не доросли, “бронированные комнаты”, устройства для контроля климата и другие удивительные изобретения.

Исторические аллюзии.

Если смотреть на роман прямо и не побоюсь этого слова - примитивно, то перед читателем совершенно четко рисуется картина Третьего Рейха. Большинство исследователей работ Юнгера именно так прямолинейно трактуют сочинения писателя. Данный взгляд на тексты Юнгера я уже критиковал в статье с разбором произведения “На мраморных утесах”.



Эрнст Юнгер во время Второй Мировой


И так, казалось бы, все понятно. Регент - аллюзия на Фюрера, Ландфогт - собирательный образ руководства НСДАП и Проконсул - образ немецкого офицерства, аристократов, выступающих против руководства партии. Гонимые евреи в образах парсов, эксперименты над ними и ученые, занимающиеся индексацией черепов также присутствуют. Параллели очевидны. Ведя повествование от лица офицера, борющегося против карикатурного Ландфогта, может сложится впечатление, что Юнгер хочет отбелить себя, дистанцировать от нацистов. Я же настаиваю на том, что это не так. Юнгер всегда, даже воюя в рядах гитлеровской армии, придерживался своих собственных убеждений. Если бы не его “Стальные грозы”, высоко оцененные фюрером, Юнгера скорее всего расстреляли бы еще до Второй мировой. 

Безусловно, в романе есть явные указания на события второй половины XX века, но приписывать взгляды Юнгера к одной из сторон самого масштабного конфликта того столетия - глупо и недальновидно.



Источник изображения: vidya613.wordpress.com/


Консервативная революция Эрнста Юнгера - это третий, его собственный путь, его взгляды уходят в глубокую метафизику. В философии мыслителя всегда было что-то оккультное, были мистерии. В “Гелиополе” я вижу ярое отрицание коммунистических ценностей и альтернативный взгляд писателя на идеи Третьего Рейха.

“Он чувствовал, что ему не хватало ясности, отличающей несгибаемую волю. Речь шла о разном понимании перспективы; он жил в другой реальности, где кроме “друг” и “враг” всегда было еще нечто третье.

Философские притчи.

Добрую часть романа занимают философские притчи, которые рассказывают его герои. 

Так, например рассказ Ортнера - интерпретация классической сделки с дьяволом, которую вообще можно вынести за обложку романа в отдельную историю. Это такая поучительная басня о том, что деньги не сделают человека счастливым. Да и вообще, богат и счастлив только дающий. В “Гелиополе” в принципе много рассуждений о счастье. 

“Счастье должно войти само. Оно не приживается у нетерпеливых. К нему надо готовиться - чем дольше ждешь, тем оно краше. ”



Фото из личного архива.


Что если камни способны мыслить, а люди погружены в магическое оцепенение? Что, если в могущественной неподвижности и есть ключ к счастью? Как вам такое? Такие идеи, такой угол обзора предлагает Юнгер, по мне так очень интересно и подумать тут есть над чем.

Предлагает Юнгер и задачку ученикам военной академии, а заодно и нам - читателям. Задачка там о выборе, в решении скрыт ключ к пониманию справедливости.

“Справедливость и добро невозможно воссоединить на земле, не запятнав себя грехом, можно только предположить их гармонию на том свете. ”

В философии Юнгера явно видны следы множества мыслителей прошлого. Тут есть многое от Платона (его диалоги “Государство” вообще являются первой запечатленной на бумаге антиутопией), есть тут следы Макиавелли и конечно же не обошлось без Ницше.

Некоторых исторических личностей Юнгер и вовсе прямо цитирует. Так например, не могу не отметить интересные слова герцога Эрнста Готского:

“Хороший монарх не то считает правым, что законно, а то законным, что справедливо. ”

Персонажи.

По большей части, персонажи романа всего лишь рупоры для высказывания тех или иных мыслей автора. Это не сложные личности с внутренними конфликтами, но этого и не требуется. 

Зато, некоторые персонажи представляют из себя прекрасные художественные образы, тот же пасечник или Главный пиротехник. Но особенно выделяется и запоминается среди жителей Гелиополя Горный советник. Юнгер буквально называет его сказочным гномом, а в описании жилища ученого сравнивает его с пряничным домиком ведьмы из сказки.



kandinsky-download-1726147917799.png 1.29 MB



Кажется, все это будет в Дюне.

В “Гелиополе” я нашел очень много сходств, с фантастическим циклом Фрэнка Герберта, который увидит свет спустя 15 лет после романа Юнгера. 

Герберт пошел даже дальше “Стеклянных пчел” и возвел восстание машин в абсолют, что, кстати, послужило сюжетной основой Терминатора.

Экологические темы, отсылки к историческому фундаменту, на котором строится будущее - между строк, в идеях Юнгера и Герберта можно найти много общего.

Самую жирную параллель можно провести между “Гелиополем” и четвертым романом дюновской эпопеи - с книгой “Бог-император Дюны”. В произведениях схожи сюжетные повороты, описанию событий в обеих книгах уделено процентов 10 от текстов. В остальном же, обе книги - рассуждения на философские и политические темы. Поиски пути и вариантов создания идеального мира, для построения которого неизбежны жертвы



"Бог-император Дюны", издательство АСТ.



Анти/утопия.

“Каждое государство обречено на утопию, как только рвется его связь с мифом. ”

Классическая Утопия по Томасу Мору - “место которого нет”. Антиутопии, к которым привыкло большинство читателей - линейные сюжеты Замятина, Оруэлла и Хаксли, с описанием мира тотального контроля или гротескного общества потребления. 

У Юнгера опять же, свой взгляд. 

“Гелиополь” - это такое мрачное, футуристическое фентези в ярких сказочных тонах. Понимаю, что звучит странно и даже нелепо, но прочитав роман, вы поймете о чем я.

На мой взгляд, грань между утопией и антиутопией слишком размытая и Юнгер как раз весьма удачно это демонстрирует. Поэтому в данной статье я соединяю понятия, используя выражение “анти/утопия”. Писатель не дает нам точную картину мира, он рисует ее контур, предлагая читателю мыслить и рассуждать.

“Утопия - проект идеального плана, которым определяется реальная действительность. ”

Мои другие статьи о романах Эрнста Юнгера:

Стеклянные пчелы.

На мраморных утесах.

___________________

Спасибо за прочтение. 

Если Вам интересно, как я пишу о книгах, заходите в мой маленький тг-канальчик.

Одна из важнейших работ Великого, но недооцененного, на мой взгляд, мыслителя, талантливого, необычного и своеобразного писателя Потерянного поколения. “ГелиопольЭрнста Юнгера. Пожалуй, на данный момент это моя любимая анти/утопия.



Фото из личного архива.


Роман “Гелиополь” - это сложная, многогранная конструкция. Философский трактат и легенда-притча.

"Гелиополь" - это сочетание магической сказки с футуристической картиной будущего.

Сюжет.

Огорчу любителей “круглых” романов. Сюжет тут в принципе есть, но внятно он начинает раскрываться только во второй части книги, а финал само-собой открытый, окончание тут и не требуется. Заканчивается все простым уходом, а противостояние сил недалеко сдвигается с места.

Повествование начинается с возвращения главного героя из экспедиции (возможно по поиску философского камня). Выглядит все в лучших традициях фентези. Современным авторам следует поучится у Юнгера, его описания пейзажей создают невероятную сказочную атмосферу. В произведении рассказывается о холодной гражданской войне. Старые аристократы выступают против тоталитарной бюрократии. Совершенство человека против совершенства техники. Личность против коллективизма. 

По сюжету будет немного экшена, тут и теракт-диверсия, тут и эпичная боевая задача в стиле “Миссия невыполнима”, однако, это всего лишь один из слоев, один из фонов. Другой, важнейший фон - сам город, в честь которого назван роман.

Гелиополь.

Гелиополь - один из самых известных древнеегипетских городов, вы по-любому слышали о нем в школе, на уроках истории древнего мира. Греческое название отсылает к богу солнца, в городе… хотя рассказывать о полисе можно долго, у Юнгера все равно другой Гелиополь.



Базилика Гелиополисской Богоматери


К началу XX века, в пригороде Каира, Гелиополь был заново отстроен. Проект изначально задумывался “сказочным”. Получилось сочетание современной инфраструктуры с экзотической архитектурой. Но и не про этот Гелиополь писал Юнгер.

Гелиополь Юнгера, как и его убеждения, - это третий вариант. На страницах своего романа, мыслитель, подобно Томасу Мору и его “Утопии”, рисует свое собственное “место, которого нет”. Символизм солярного название, величие древности, магическая красота и анти/утопия, как зеркало Юнгеровских идей. Таким у писателя получился его Гелиополь. 



Обложка испанского издания 1988 года



Вне времени.

По ходу чтения, я много думал о каком времени тут идет речь. 

Порой, казалось, что действие происходит в настоящем, в неком таинственном месте, своеобразной Атлантиде, сокрытой от внешнего мира нашего Универсума, опередившей свое время.

Постепенно, нам начинают показывать различные детали, однозначно намекающие нам на будущее. Так, например, золото добывается из недр океана и глубин космоса. 

В последнем предложении автор четко указывает нам на будущее:

"Но что нам до этих дней - они далеки от нас. ” 

Таким образом Юнгер словно находится вне времени. С глубокими знаниями фундамента прошлого, носитель фантастических, революционных идей, он смотрел в далекое будущее и возможно видел его лучше, чем мы.



Пишу данную статью с впечатлениями о книге. Фото из личного архива.



Магия технического прогресса.

Тема научно технического прогресса - сквозная практически во всех послевоенных работах Эрнста Юнгера. Пожалуй, наибольшее развитие она получила в “Стеклянных пчелах”.

«По некоторым прогнозам, наша техника однажды превратится в чистейшее волшебство.» 

В “Гелиополе” вопросы развития технологий также занимают важнейшую часть. Да и тема пчел поднимается уже здесь. Яркие, завораживающие описания технологичной пасеки в романе - как черновик “Стеклянных пчел. ”

Юнгер действительно считал технику практически волшебством. Хотя скорее темной магией, в которой безусловно есть притягательная сила, но которая несет в себе скрытую угрозу всему человечеству.

Если бы Юнгер жил в наши дни, скорее всего он бы был самым ярым борцом с восстанием машин, рупором, трубящим об опасности искусственного интеллекта. Прогресс и наука не могут развиваться вечно, у этого процесса должен быть завершающийся, конечный этап.

“Аппаратура становится излишней, как только найдены последние формулы. Тогда технику сменят слово, поэзия, возможно музыка”.



Изображение сгенерировано с помощью fusionbrain.ai.


Гелиополь” был написан в 1949 году. Представляете, каково это в то время предугадать появление смартфонов? Да, вроде бы ничего удивительного, писатели фантасты делали это и до Юнгера. Однако, на мой взгляд, фонофор из “Гелиополя”, наиболее точно описывает функционал современных девайсов, но что самое удивительное - предугадывает опасность тотального контроля благодаря тому, что каждое устройство можно отследить. Так же, как телефоны в наших карманах сейчас отслеживаются даже, если вы отключите геолокацию и достанете сим-карту. И об этом Юнгер писал 75 лет назад! Безусловно, это магия.

“Можно подумать, что материя с ее кристаллическими решетками и электромагнитными волнами обладает непосредственным интеллектом и что в данном случае удалось осуществить переход от чистой техники к чистой магии. ”

Помимо всего прочего, упомянутые выше космические кладовые золота, до которых мы еще не доросли, “бронированные комнаты”, устройства для контроля климата и другие удивительные изобретения.

Исторические аллюзии.

Если смотреть на роман прямо и не побоюсь этого слова - примитивно, то перед читателем совершенно четко рисуется картина Третьего Рейха. Большинство исследователей работ Юнгера именно так прямолинейно трактуют сочинения писателя. Данный взгляд на тексты Юнгера я уже критиковал в статье с разбором произведения “На мраморных утесах”.



Эрнст Юнгер во время Второй Мировой


И так, казалось бы, все понятно. Регент - аллюзия на Фюрера, Ландфогт - собирательный образ руководства НСДАП и Проконсул - образ немецкого офицерства, аристократов, выступающих против руководства партии. Гонимые евреи в образах парсов, эксперименты над ними и ученые, занимающиеся индексацией черепов также присутствуют. Параллели очевидны. Ведя повествование от лица офицера, борющегося против карикатурного Ландфогта, может сложится впечатление, что Юнгер хочет отбелить себя, дистанцировать от нацистов. Я же настаиваю на том, что это не так. Юнгер всегда, даже воюя в рядах гитлеровской армии, придерживался своих собственных убеждений. Если бы не его “Стальные грозы”, высоко оцененные фюрером, Юнгера скорее всего расстреляли бы еще до Второй мировой. 

Безусловно, в романе есть явные указания на события второй половины XX века, но приписывать взгляды Юнгера к одной из сторон самого масштабного конфликта того столетия - глупо и недальновидно.



Источник изображения: vidya613.wordpress.com/


Консервативная революция Эрнста Юнгера - это третий, его собственный путь, его взгляды уходят в глубокую метафизику. В философии мыслителя всегда было что-то оккультное, были мистерии. В “Гелиополе” я вижу ярое отрицание коммунистических ценностей и альтернативный взгляд писателя на идеи Третьего Рейха.

“Он чувствовал, что ему не хватало ясности, отличающей несгибаемую волю. Речь шла о разном понимании перспективы; он жил в другой реальности, где кроме “друг” и “враг” всегда было еще нечто третье.

Философские притчи.

Добрую часть романа занимают философские притчи, которые рассказывают его герои. 

Так, например рассказ Ортнера - интерпретация классической сделки с дьяволом, которую вообще можно вынести за обложку романа в отдельную историю. Это такая поучительная басня о том, что деньги не сделают человека счастливым. Да и вообще, богат и счастлив только дающий. В “Гелиополе” в принципе много рассуждений о счастье. 

“Счастье должно войти само. Оно не приживается у нетерпеливых. К нему надо готовиться - чем дольше ждешь, тем оно краше. ”



Фото из личного архива.


Что если камни способны мыслить, а люди погружены в магическое оцепенение? Что, если в могущественной неподвижности и есть ключ к счастью? Как вам такое? Такие идеи, такой угол обзора предлагает Юнгер, по мне так очень интересно и подумать тут есть над чем.

Предлагает Юнгер и задачку ученикам военной академии, а заодно и нам - читателям. Задачка там о выборе, в решении скрыт ключ к пониманию справедливости.

“Справедливость и добро невозможно воссоединить на земле, не запятнав себя грехом, можно только предположить их гармонию на том свете. ”

В философии Юнгера явно видны следы множества мыслителей прошлого. Тут есть многое от Платона (его диалоги “Государство” вообще являются первой запечатленной на бумаге антиутопией), есть тут следы Макиавелли и конечно же не обошлось без Ницше.

Некоторых исторических личностей Юнгер и вовсе прямо цитирует. Так например, не могу не отметить интересные слова герцога Эрнста Готского:

“Хороший монарх не то считает правым, что законно, а то законным, что справедливо. ”

Персонажи.

По большей части, персонажи романа всего лишь рупоры для высказывания тех или иных мыслей автора. Это не сложные личности с внутренними конфликтами, но этого и не требуется. 

Зато, некоторые персонажи представляют из себя прекрасные художественные образы, тот же пасечник или Главный пиротехник. Но особенно выделяется и запоминается среди жителей Гелиополя Горный советник. Юнгер буквально называет его сказочным гномом, а в описании жилища ученого сравнивает его с пряничным домиком ведьмы из сказки.



kandinsky-download-1726147917799.png 1.29 MB



Кажется, все это будет в Дюне.

В “Гелиополе” я нашел очень много сходств, с фантастическим циклом Фрэнка Герберта, который увидит свет спустя 15 лет после романа Юнгера. 

Герберт пошел даже дальше “Стеклянных пчел” и возвел восстание машин в абсолют, что, кстати, послужило сюжетной основой Терминатора.

Экологические темы, отсылки к историческому фундаменту, на котором строится будущее - между строк, в идеях Юнгера и Герберта можно найти много общего.

Самую жирную параллель можно провести между “Гелиополем” и четвертым романом дюновской эпопеи - с книгой “Бог-император Дюны”. В произведениях схожи сюжетные повороты, описанию событий в обеих книгах уделено процентов 10 от текстов. В остальном же, обе книги - рассуждения на философские и политические темы. Поиски пути и вариантов создания идеального мира, для построения которого неизбежны жертвы



"Бог-император Дюны", издательство АСТ.



Анти/утопия.

“Каждое государство обречено на утопию, как только рвется его связь с мифом. ”

Классическая Утопия по Томасу Мору - “место которого нет”. Антиутопии, к которым привыкло большинство читателей - линейные сюжеты Замятина, Оруэлла и Хаксли, с описанием мира тотального контроля или гротескного общества потребления. 

У Юнгера опять же, свой взгляд. 

“Гелиополь” - это такое мрачное, футуристическое фентези в ярких сказочных тонах. Понимаю, что звучит странно и даже нелепо, но прочитав роман, вы поймете о чем я.

На мой взгляд, грань между утопией и антиутопией слишком размытая и Юнгер как раз весьма удачно это демонстрирует. Поэтому в данной статье я соединяю понятия, используя выражение “анти/утопия”. Писатель не дает нам точную картину мира, он рисует ее контур, предлагая читателю мыслить и рассуждать.

“Утопия - проект идеального плана, которым определяется реальная действительность. ”

Мои другие статьи о романах Эрнста Юнгера:

Стеклянные пчелы.

На мраморных утесах.

___________________

Спасибо за прочтение. 

Если Вам интересно, как я пишу о книгах, заходите в мой маленький тг-канальчик.

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ