С первого знакомства Филип Дик стал для меня автором, книги которого автоматом отправляются в корзину покупок, оплачиваются и попадают ко мне на книжную полку.
Филип К. Дик. Источник: кинопоиск
От роман “Пролейтесь, слезы…”, о котором сегодня пойдет речь, я не ожидал какого-то вау эффекта. Я был уверен, что после “Убика” меня уже ничем не удивить. Я хотел просто легкого, расслабленного чтения, общения с автором, чей язык мне понятен и близок. Я не читал аннотацию, не имел никакого представления о том, что меня ждет в романе. Старина Дик не подвел, книга доставила массу удовольствия. Разочаровало лишь то, что и без того небольшое по объему произведение написано настолько увлекательно, что съедено оно было часа за четыре, может пять, так как один из отрывков я перечитывал и пережевывал несколько раз.
Это похоже на чувство, когда встаешь из-за стола, насладившись вкусным ужином, но чего-то все равно не хватает.
Ты вроде и наелся, но хочется еще. Конечно же для книги - это отличная характеристика. Более того, “Пролейтесь, слезы…” претендует на то, чтобы стать моим любимым научно-фантастическим произведение. По смыслам, по тому в какой жизненный момент в мои руки попала эта книга, по моему восприятию романа - впечатления и послевкусие точно не слабее, чем после “Убика”. Но зарекаться я не буду, все же Филип Дик оставил наследие из огромного количества работ, с которыми мне еще только предстоит познакомится. А пока о “Слезах”.
Сюжет.
Само-собой, сюжет прекрасен. История читается с интересом, увлекательно.
Популярная телезвезда на несколько дней выпадает из привычного уклада жизни. О нем никто не помнит и не знает. В суровом полицейском обществе тотального контроля оказаться в такой ситуации очень опасно и главный герой сталкивается со множеством проблем.
Но мы же помним, что сюжет - это всего лишь обертка, а главное в художественной литературе - это визуализация и смыслы.
Фото из личного архива.
Кинематографичный Филип Дик.
Несмотря на короткий объем и, я даже не побоюсь этого слова, “скудный” язык, автору хватило слов, чтобы нарисовать перед глазами читателя все элементы нуара, киберпанка и антиутопии. Произведение получилось невероятно кинематографичным. С такой же легкостью, с какой читается роман, воображение рисует урбанистические пейзажи, рисует все эти летающие машины будущего, а то как Дик словами передал измененное под веществами сознание - это невероятно. Местами похоже на арт хаус, моментами на вырезки из философского трактата - содержание произведения поражает своей широтой.
С персонажами тут тоже все очень хорошо. Все герои яркие, все раскрыты, а эпилог коротко и емко рассказывает о судьбе каждого из них, не оставляя никаких запятых. Я ждал открытого финала, но в данном случае, автор весьма уместно ставит в конце жирную точку.
Темы и смыслы, которые не успеваешь подмечать.
Вот за что точно стоит ценить Дика, нравится вам его стиль письма или нет, так это за огромное количество тем, поднятых в его книгах. В романе “Пролейтесь, слезы…” количество тем и проблем ну прям зашкаливает. Я привык читать книги не с карандашом и наверное первый раз столкнулся с минусом моего метода фиксации и выделения затронувших меня моментов в тексте.
Изображение сгенерировано с помощью fusionbrain.ai
Обычно я использую заметки на телефоне. Начиная каждую книгу, я завожу файлик, в который записываю тезис и соответствующий ему номер страницы, иногда цитаты. Таким способом возвращаться к нужным местам текста и анализировать его гораздо быстрее и проще, чем листать десятки закладок из стикеров. Но, черт возьми, “Пролейтесь, слезы…” читался так легко и быстро, оторваться от текста настолько сильно не хотелось, что я совершенно точно пропустил немало важных вещей. Не то, что пропустил, просто не сделал на них акцент. В принципе, роман для меня в любом случае обязателен к перепечатыванию на будущее. Это, к слову, одно из полезных свойств читательского дневника - перечитывая, ты всегда можешь сравнить впечатления от произведения, которые ранее зафиксировал.
И так, переходим к темам романа.
Расовая сегрегация. Расизм. Медленный геноцид.
В мире, описанном Диком, проблема расизма решена по принципу “нет негров, нет расизма”. Для чернокожего населения введена политика «Одна семья — один ребёнок». Если кто-то не понимает, то логика в этом “1+1=1” Т. е. фактически - это медленный и постепенный геноцид. При этом, чернокожие, охраняются законом, подобно животным из красной книги. Вот такой “гуманный геноцид”. К, слову, в Китае политику «Одна семья — один ребёнок» приняли через несколько лет, после публикации романа и наврятли власти брали идею у писателя фантаста, да и мотивы китайцев были другими, но факт интересный.
Большой брат.
Изображение сгенерировано с помощью fusionbrain.ai
Тут ничего нового. Тотальный контроль за население показан в лучших традициях Замятина и Оруэлла. Полиция контролирует население, везде стоят блокпосты, проверка документов, трудовые лагеря. В роли оппозиции - студенты, за которыми охотится полиция, университеты находятся в подполье. Посыл в том, что думающие люди государству не нужны и представляют опасность.
Нейроинженерия.
Изображение сгенерировано с помощью fusionbrain.ai
Главный герой романа “шестой” - проект секретных экспериментов в области евгеники. Безусловно, на этот элемент оказало влияние параноидального расстройства, от которой Дик страдал всю сознательную жизнь.
Психотропные вещества.
В целом, тема изменения сознания под действием различных веществ - сквозная во многих работах писателя. Конечно же и тут сказывается его личный опыт взаимодействия с запрещенными, а в сюжете книге - легализованными, препаратами.
Любовь.
“Когда любишь, перестаешь жить для себя и начинаешь жить для другого. ”
Пассаж о любви в одном из фрагментов романа, стал одним из моих любимых в литературе в целом. И в общем то, он совершенно не нужен для сюжета, но я уделил ему примерно треть времени от прочтения всей книге. Буквально за пять страниц, Дик очень трогательно объясняет значение фразы “Отпусти, если любишь”. Для меня это очень близкий момент, в котором я очень хорошо понял автора.
“После этого она уходит из твоей жизни навсегда, и ты до самой смерти тащишь на себе горб любви, который уже не с кем разделить. ”
Пропаганда лидеров мнений.
Ох, знал бы Дик, как он опередил свое время.
“Мы их заставим в это поверить”.
Всего за один абзац автор показывает насколько общество может быть подвержено внушению и пропаганде знаменитого и популярного человека. Массы готовы верить в любую ерунду, если ее говорит известный музыкант, актер или шоумен. Разве не это мы сейчас наблюдаем? В современном мире данная тенденция достигла апогея своего абсурда.
Самоанализ.
“А что есть настоящее? ” “Почему я делаю то, что приходится делать? ” Эти и подобные вопросы, автор задает на протяжении всего романа. Задает он их, наверное в первую очередь самому себе.
В период написания, Фили Дик столкнулся со множеством жизненных трудностей от разрыва с женой и суицидальной попытки, до взрыва в доме и переезда в другую страну. Переживания из-за смерти сестры, которое оставило психологическую травму на всю жизнь автора также отражено в романе.
“Проливая слезы” героя произведения, автор задает вопрос “О чем вообще плачут мужчины? " и это один из немногих вопросов, на которые Дик дает ответ на страницах романа.
Изображение сгенерировано с помощью fusionbrain.ai
Творчество Дика - предмет целых научных исследований. Говорить и писать о его работах можно бесконечно много, а я лишь поделился своим читательским опытом.
Для меня Дик стал очень близким другом. Его книги живые, вопросы в них вечные и актуальные. Автор стал бессмертным потому, что после смерти он продолжает вести диалог со своим читателем.
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С первого знакомства Филип Дик стал для меня автором, книги которого автоматом отправляются в корзину покупок, оплачиваются и попадают ко мне на книжную полку. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Филип К. Дик. Источник: кинопоиск", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1920x.jpg", "filesize": 64919, "height": 638, "pic_id": 875087, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/06/28/1920x.jpeg?AWSAccessKeyId=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l&Signature=EDHtXqJtH2PsSOlvym6CGjPtLmM%3D&Expires=1719525927", "width": 495}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "От роман “Пролейтесь, слезы…”, о котором сегодня пойдет речь, я не ожидал какого-то вау эффекта. Я был уверен, что после “Убика” меня уже ничем не удивить. Я хотел просто легкого, расслабленного чтения, общения с автором, чей язык мне понятен и близок. Я не читал аннотацию, не имел никакого представления о том, что меня ждет в романе. Старина Дик не подвел, книга доставила массу удовольствия. Разочаровало лишь то, что и без того небольшое по объему произведение написано настолько увлекательно, что съедено оно было часа за четыре, может пять, так как один из отрывков я перечитывал и пережевывал несколько раз. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это похоже на чувство, когда встаешь из-за стола, насладившись вкусным ужином, но чего-то все равно не хватает. "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ты вроде и наелся, но хочется еще. Конечно же для книги - это отличная характеристика. Более того, “Пролейтесь, слезы…” претендует на то, чтобы стать моим любимым научно-фантастическим произведение. По смыслам, по тому в какой жизненный момент в мои руки попала эта книга, по моему восприятию романа - впечатления и послевкусие точно не слабее, чем после “Убика”. Но зарекаться я не буду, все же Филип Дик оставил наследие из огромного количества работ, с которыми мне еще только предстоит познакомится. А пока о “Слезах”."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Сюжет."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Само-собой, сюжет прекрасен. История читается с интересом, увлекательно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Популярная телезвезда на несколько дней выпадает из привычного уклада жизни. О нем никто не помнит и не знает. В суровом полицейском обществе тотального контроля оказаться в такой ситуации очень опасно и главный герой сталкивается со множеством проблем."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но мы же помним, что сюжет - это всего лишь обертка, а главное в художественной литературе - это визуализация и смыслы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фото из личного архива.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1719522851963.jpg", "filesize": 157758, "height": 929, "pic_id": 875093, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/06/28/1719522851963.jpeg?AWSAccessKeyId=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l&Signature=bfuSRoQJZJOXJwmc8xmA5hTaI04%3D&Expires=1719526815", "width": 698}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Кинематографичный Филип Дик."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Несмотря на короткий объем и, я даже не побоюсь этого слова, “скудный” язык, автору хватило слов, чтобы нарисовать перед глазами читателя все элементы нуара, киберпанка и антиутопии. Произведение получилось невероятно кинематографичным. С такой же легкостью, с какой читается роман, воображение рисует урбанистические пейзажи, рисует все эти летающие машины будущего, а то как Дик словами передал измененное под веществами сознание - это невероятно. Местами похоже на арт хаус, моментами на вырезки из философского трактата - содержание произведения поражает своей широтой. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С персонажами тут тоже все очень хорошо. Все герои яркие, все раскрыты, а эпилог коротко и емко рассказывает о судьбе каждого из них, не оставляя никаких запятых. Я ждал открытого финала, но в данном случае, автор весьма уместно ставит в конце жирную точку. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Темы и смыслы, которые не успеваешь подмечать."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот за что точно стоит ценить Дика, нравится вам его стиль письма или нет, так это за огромное количество тем, поднятых в его книгах. В романе “Пролейтесь, слезы…” количество тем и проблем ну прям зашкаливает. Я привык читать книги не с карандашом и наверное первый раз столкнулся с минусом моего метода фиксации и выделения затронувших меня моментов в тексте. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Изображение сгенерировано с помощью fusionbrain.ai", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "kandinsky-download-1719521953673.png", "filesize": 1532884, "height": 1025, "pic_id": 875088, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/06/28/kandinsky-download-1719521953673.jpeg?AWSAccessKeyId=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l&Signature=9J2jiSbUeAb%2Bg7RXYYbcIlzijmI%3D&Expires=1719526107", "width": 1025}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Обычно я использую заметки на телефоне. Начиная каждую книгу, я завожу файлик, в который записываю тезис и соответствующий ему номер страницы, иногда цитаты. Таким способом возвращаться к нужным местам текста и анализировать его гораздо быстрее и проще, чем листать десятки закладок из стикеров. Но, черт возьми, “Пролейтесь, слезы…” читался так легко и быстро, оторваться от текста настолько сильно не хотелось, что я совершенно точно пропустил немало важных вещей. Не то, что пропустил, просто не сделал на них акцент. В принципе, роман для меня в любом случае обязателен к перепечатыванию на будущее. Это, к слову, одно из полезных свойств читательского дневника - перечитывая, ты всегда можешь сравнить впечатления от произведения, которые ранее зафиксировал. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И так, переходим к "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "темам романа"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Расовая сегрегация. Расизм. Медленный геноцид. "}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В мире, описанном Диком, проблема расизма решена по принципу “нет негров, нет расизма”. Для чернокожего населения введена политика «Одна семья — один ребёнок». Если кто-то не понимает, то логика в этом “1+1=1” Т. е. фактически - это медленный и постепенный геноцид. При этом, чернокожие, охраняются законом, подобно животным из красной книги. Вот такой “гуманный геноцид”. К, слову, в Китае политику «Одна семья — один ребёнок» приняли через несколько лет, после публикации романа и наврятли власти брали идею у писателя фантаста, да и мотивы китайцев были другими, но факт интересный."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Большой брат."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Изображение сгенерировано с помощью fusionbrain.ai", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "kandinsky-download-1719521829842.png", "filesize": 1168316, "height": 1025, "pic_id": 875090, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/06/28/kandinsky-download-1719521829842.jpeg?AWSAccessKeyId=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l&Signature=KGvV1LHE2C2%2BAC889I8jsNOzMxU%3D&Expires=1719526235", "width": 1025}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тут ничего нового. Тотальный контроль за население показан в лучших традициях Замятина и Оруэлла. Полиция контролирует население, везде стоят блокпосты, проверка документов, трудовые лагеря. В роли оппозиции - студенты, за которыми охотится полиция, университеты находятся в подполье. Посыл в том, что думающие люди государству не нужны и представляют опасность."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Нейроинженерия. "}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Изображение сгенерировано с помощью fusionbrain.ai", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "kandinsky-download-1719522053213.png", "filesize": 1472037, "height": 1025, "pic_id": 875089, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/06/28/kandinsky-download-1719522053213.jpeg?AWSAccessKeyId=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l&Signature=QX%2BJAVSn%2F%2B8NKGC9sEGSTfE%2Fzuc%3D&Expires=1719526159", "width": 1025}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Главный герой романа “шестой” - проект секретных экспериментов в области евгеники. Безусловно, на этот элемент оказало влияние параноидального расстройства, от которой Дик страдал всю сознательную жизнь. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Психотропные вещества."}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В целом, тема изменения сознания под действием различных веществ - сквозная во многих работах писателя. Конечно же и тут сказывается его личный опыт взаимодействия с запрещенными, а в сюжете книге - легализованными, препаратами. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Любовь."}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "“Когда любишь, перестаешь жить для себя и начинаешь жить для другого. ”"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пассаж о любви в одном из фрагментов романа, стал одним из моих любимых в литературе в целом. И в общем то, он совершенно не нужен для сюжета, но я уделил ему примерно треть времени от прочтения всей книге. Буквально за пять страниц, Дик очень трогательно объясняет значение фразы “Отпусти, если любишь”. Для меня это очень близкий момент, в котором я очень хорошо понял автора."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "“После этого она уходит из твоей жизни навсегда, и ты до самой смерти тащишь на себе горб любви, который уже не с кем разделить. ”"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Пропаганда лидеров мнений."}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ох, знал бы Дик, как он опередил свое время. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "“Мы их заставим в это поверить”."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Всего за один абзац автор показывает насколько общество может быть подвержено внушению и пропаганде знаменитого и популярного человека. Массы готовы верить в любую ерунду, если ее говорит известный музыкант, актер или шоумен. Разве не это мы сейчас наблюдаем? В современном мире данная тенденция достигла апогея своего абсурда."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Самоанализ."}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "“А что есть настоящее? ” “Почему я делаю то, что приходится делать? ” Эти и подобные вопросы, автор задает на протяжении всего романа. Задает он их, наверное в первую очередь самому себе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В период написания, Фили Дик столкнулся со множеством жизненных трудностей от разрыва с женой и суицидальной попытки, до взрыва в доме и переезда в другую страну. Переживания из-за смерти сестры, которое оставило психологическую травму на всю жизнь автора также отражено в романе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "“Проливая слезы” героя произведения, автор задает вопрос “О чем вообще плачут мужчины? \" и это один из немногих вопросов, на которые Дик дает ответ на страницах романа."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Изображение сгенерировано с помощью fusionbrain.ai", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "kandinsky-download-1719522985118.png", "filesize": 1070342, "height": 1025, "pic_id": 875092, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/06/28/kandinsky-download-1719522985118_2Nsx5jq.jpeg?AWSAccessKeyId=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l&Signature=xUEHMoM5W1lI4oqb%2BXhf0bldMfU%3D&Expires=1719526692", "width": 1025}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Творчество Дика"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " - предмет целых научных исследований. Говорить и писать о его работах можно бесконечно много, а я лишь поделился своим читательским опытом. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Для меня Дик стал очень близким другом. Его книги живые, вопросы в них вечные и актуальные. Автор стал бессмертным потому, что после смерти он продолжает вести диалог со своим читателем. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Другие мои статьи о произведениях Филипа К. Дика:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@nikdaos/filip_dik_ubik_slishkom_genialnoe_proizvedenie-263597/"}, "string": "Убик"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@nikdaos/mechtajut_li_androidy_ob_elektroovtsah-273997/"}, "string": "Мечтают ли андроиды об электроовцах?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "qr_tmp (1).jpg", "filesize": 73343, "height": 542, "pic_id": 875098, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/06/28/qr_tmp_1.jpeg?AWSAccessKeyId=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l&Signature=BzhHciDMLGyqH6%2BGiA95ziTZ7Zs%3D&Expires=1719527152", "width": 466}}], "attributes": []}], "selectedRange": [7116, 7116]}
Комментарии 0