3
Пролейтесь, слёзы... | Паблико
10 подписчики

Пролейтесь, слёзы...


04 июл 2024 · 18:00    

С первого знакомства Филип Дик стал для меня автором, книги которого автоматом отправляются в корзину покупок, оплачиваются и попадают ко мне на книжную полку. 



Филип К. Дик. Источник: кинопоиск


От роман “Пролейтесь, слезы…”, о котором сегодня пойдет речь, я не ожидал какого-то вау эффекта. Я был уверен, что после “Убика” меня уже ничем не удивить. Я хотел просто легкого, расслабленного чтения, общения с автором, чей язык мне понятен и близок. Я не читал аннотацию, не имел никакого представления о том, что меня ждет в романе. Старина Дик не подвел, книга доставила массу удовольствия. Разочаровало лишь то, что и без того небольшое по объему произведение написано настолько увлекательно, что съедено оно было часа за четыре, может пять, так как один из отрывков я перечитывал и пережевывал несколько раз. 

Это похоже на чувство, когда встаешь из-за стола, насладившись вкусным ужином, но чего-то все равно не хватает. 

Ты вроде и наелся, но хочется еще. Конечно же для книги - это отличная характеристика. Более того, “Пролейтесь, слезы…” претендует на то, чтобы стать моим любимым научно-фантастическим произведение. По смыслам, по тому в какой жизненный момент в мои руки попала эта книга, по моему восприятию романа - впечатления и послевкусие точно не слабее, чем после “Убика”. Но зарекаться я не буду, все же Филип Дик оставил наследие из огромного количества работ, с которыми мне еще только предстоит познакомится. А пока о “Слезах”.

Сюжет.

Само-собой, сюжет прекрасен. История читается с интересом, увлекательно.

Популярная телезвезда на несколько дней выпадает из привычного уклада жизни. О нем никто не помнит и не знает. В суровом полицейском обществе тотального контроля оказаться в такой ситуации очень опасно и главный герой сталкивается со множеством проблем.

Но мы же помним, что сюжет - это всего лишь обертка, а главное в художественной литературе - это визуализация и смыслы.



Фото из личного архива.


Кинематографичный Филип Дик.

Несмотря на короткий объем и, я даже не побоюсь этого слова, “скудный” язык, автору хватило слов, чтобы нарисовать перед глазами читателя все элементы нуара, киберпанка и антиутопии. Произведение получилось невероятно кинематографичным. С такой же легкостью, с какой читается роман, воображение рисует урбанистические пейзажи, рисует все эти летающие машины будущего, а то как Дик словами передал измененное под веществами сознание - это невероятно. Местами похоже на арт хаус, моментами на вырезки из философского трактата - содержание произведения поражает своей широтой. 

С персонажами тут тоже все очень хорошо. Все герои яркие, все раскрыты, а эпилог коротко и емко рассказывает о судьбе каждого из них, не оставляя никаких запятых. Я ждал открытого финала, но в данном случае, автор весьма уместно ставит в конце жирную точку. 

Темы и смыслы, которые не успеваешь подмечать.

Вот за что точно стоит ценить Дика, нравится вам его стиль письма или нет, так это за огромное количество тем, поднятых в его книгах. В романе “Пролейтесь, слезы…” количество тем и проблем ну прям зашкаливает. Я привык читать книги не с карандашом и наверное первый раз столкнулся с минусом моего метода фиксации и выделения затронувших меня моментов в тексте. 



Изображение сгенерировано с помощью fusionbrain.ai


Обычно я использую заметки на телефоне. Начиная каждую книгу, я завожу файлик, в который записываю тезис и соответствующий ему номер страницы, иногда цитаты. Таким способом возвращаться к нужным местам текста и анализировать его гораздо быстрее и проще, чем листать десятки закладок из стикеров. Но, черт возьми, “Пролейтесь, слезы…” читался так легко и быстро, оторваться от текста настолько сильно не хотелось, что я совершенно точно пропустил немало важных вещей. Не то, что пропустил, просто не сделал на них акцент. В принципе, роман для меня в любом случае обязателен к перепечатыванию на будущее. Это, к слову, одно из полезных свойств читательского дневника - перечитывая, ты всегда можешь сравнить впечатления от произведения, которые ранее зафиксировал. 

И так, переходим к темам романа.

  • Расовая сегрегация. Расизм. Медленный геноцид. 

В мире, описанном Диком, проблема расизма решена по принципу “нет негров, нет расизма”. Для чернокожего населения введена политика «Одна семья — один ребёнок». Если кто-то не понимает, то логика в этом “1+1=1” Т. е. фактически - это медленный и постепенный геноцид. При этом, чернокожие, охраняются законом, подобно животным из красной книги. Вот такой “гуманный геноцид”. К, слову, в Китае политику «Одна семья — один ребёнок» приняли через несколько лет, после публикации романа и наврятли власти брали идею у писателя фантаста, да и мотивы китайцев были другими, но факт интересный.

  • Большой брат.



Изображение сгенерировано с помощью fusionbrain.ai


Тут ничего нового. Тотальный контроль за население показан в лучших традициях Замятина и Оруэлла. Полиция контролирует население, везде стоят блокпосты, проверка документов, трудовые лагеря. В роли оппозиции - студенты, за которыми охотится полиция, университеты находятся в подполье. Посыл в том, что думающие люди государству не нужны и представляют опасность.

  • Нейроинженерия. 



Изображение сгенерировано с помощью fusionbrain.ai


Главный герой романа “шестой” - проект секретных экспериментов в области евгеники. Безусловно, на этот элемент оказало влияние параноидального расстройства, от которой Дик страдал всю сознательную жизнь. 

  • Психотропные вещества.

В целом, тема изменения сознания под действием различных веществ - сквозная во многих работах писателя. Конечно же и тут сказывается его личный опыт взаимодействия с запрещенными, а в сюжете книге - легализованными, препаратами. 

  • Любовь.
“Когда любишь, перестаешь жить для себя и начинаешь жить для другого. ”

Пассаж о любви в одном из фрагментов романа, стал одним из моих любимых в литературе в целом. И в общем то, он совершенно не нужен для сюжета, но я уделил ему примерно треть времени от прочтения всей книге. Буквально за пять страниц, Дик очень трогательно объясняет значение фразы “Отпусти, если любишь”. Для меня это очень близкий момент, в котором я очень хорошо понял автора.

“После этого она уходит из твоей жизни навсегда, и ты до самой смерти тащишь на себе горб любви, который уже не с кем разделить. ”
  • Пропаганда лидеров мнений.

Ох, знал бы Дик, как он опередил свое время. 

“Мы их заставим в это поверить”.

Всего за один абзац автор показывает насколько общество может быть подвержено внушению и пропаганде знаменитого и популярного человека. Массы готовы верить в любую ерунду, если ее говорит известный музыкант, актер или шоумен. Разве не это мы сейчас наблюдаем? В современном мире данная тенденция достигла апогея своего абсурда.

  • Самоанализ.

“А что есть настоящее? ” “Почему я делаю то, что приходится делать? ” Эти и подобные вопросы, автор задает на протяжении всего романа. Задает он их, наверное в первую очередь самому себе.

В период написания, Фили Дик столкнулся со множеством жизненных трудностей от разрыва с женой и суицидальной попытки, до взрыва в доме и переезда в другую страну. Переживания из-за смерти сестры, которое оставило психологическую травму на всю жизнь автора также отражено в романе.

“Проливая слезы” героя произведения, автор задает вопрос “О чем вообще плачут мужчины? " и это один из немногих вопросов, на которые Дик дает ответ на страницах романа.



Изображение сгенерировано с помощью fusionbrain.ai


Творчество Дика - предмет целых научных исследований. Говорить и писать о его работах можно бесконечно много, а я лишь поделился своим читательским опытом.

Для меня Дик стал очень близким другом. Его книги живые, вопросы в них вечные и актуальные. Автор стал бессмертным потому, что после смерти он продолжает вести диалог со своим читателем. 

Другие мои статьи о произведениях Филипа К. Дика:

Убик

Мечтают ли андроиды об электроовцах?



qr_tmp (1).jpg 71.62 KB



С первого знакомства Филип Дик стал для меня автором, книги которого автоматом отправляются в корзину покупок, оплачиваются и попадают ко мне на книжную полку. 



Филип К. Дик. Источник: кинопоиск


От роман “Пролейтесь, слезы…”, о котором сегодня пойдет речь, я не ожидал какого-то вау эффекта. Я был уверен, что после “Убика” меня уже ничем не удивить. Я хотел просто легкого, расслабленного чтения, общения с автором, чей язык мне понятен и близок. Я не читал аннотацию, не имел никакого представления о том, что меня ждет в романе. Старина Дик не подвел, книга доставила массу удовольствия. Разочаровало лишь то, что и без того небольшое по объему произведение написано настолько увлекательно, что съедено оно было часа за четыре, может пять, так как один из отрывков я перечитывал и пережевывал несколько раз. 

Это похоже на чувство, когда встаешь из-за стола, насладившись вкусным ужином, но чего-то все равно не хватает. 

Ты вроде и наелся, но хочется еще. Конечно же для книги - это отличная характеристика. Более того, “Пролейтесь, слезы…” претендует на то, чтобы стать моим любимым научно-фантастическим произведение. По смыслам, по тому в какой жизненный момент в мои руки попала эта книга, по моему восприятию романа - впечатления и послевкусие точно не слабее, чем после “Убика”. Но зарекаться я не буду, все же Филип Дик оставил наследие из огромного количества работ, с которыми мне еще только предстоит познакомится. А пока о “Слезах”.

Сюжет.

Само-собой, сюжет прекрасен. История читается с интересом, увлекательно.

Популярная телезвезда на несколько дней выпадает из привычного уклада жизни. О нем никто не помнит и не знает. В суровом полицейском обществе тотального контроля оказаться в такой ситуации очень опасно и главный герой сталкивается со множеством проблем.

Но мы же помним, что сюжет - это всего лишь обертка, а главное в художественной литературе - это визуализация и смыслы.



Фото из личного архива.


Кинематографичный Филип Дик.

Несмотря на короткий объем и, я даже не побоюсь этого слова, “скудный” язык, автору хватило слов, чтобы нарисовать перед глазами читателя все элементы нуара, киберпанка и антиутопии. Произведение получилось невероятно кинематографичным. С такой же легкостью, с какой читается роман, воображение рисует урбанистические пейзажи, рисует все эти летающие машины будущего, а то как Дик словами передал измененное под веществами сознание - это невероятно. Местами похоже на арт хаус, моментами на вырезки из философского трактата - содержание произведения поражает своей широтой. 

С персонажами тут тоже все очень хорошо. Все герои яркие, все раскрыты, а эпилог коротко и емко рассказывает о судьбе каждого из них, не оставляя никаких запятых. Я ждал открытого финала, но в данном случае, автор весьма уместно ставит в конце жирную точку. 

Темы и смыслы, которые не успеваешь подмечать.

Вот за что точно стоит ценить Дика, нравится вам его стиль письма или нет, так это за огромное количество тем, поднятых в его книгах. В романе “Пролейтесь, слезы…” количество тем и проблем ну прям зашкаливает. Я привык читать книги не с карандашом и наверное первый раз столкнулся с минусом моего метода фиксации и выделения затронувших меня моментов в тексте. 



Изображение сгенерировано с помощью fusionbrain.ai


Обычно я использую заметки на телефоне. Начиная каждую книгу, я завожу файлик, в который записываю тезис и соответствующий ему номер страницы, иногда цитаты. Таким способом возвращаться к нужным местам текста и анализировать его гораздо быстрее и проще, чем листать десятки закладок из стикеров. Но, черт возьми, “Пролейтесь, слезы…” читался так легко и быстро, оторваться от текста настолько сильно не хотелось, что я совершенно точно пропустил немало важных вещей. Не то, что пропустил, просто не сделал на них акцент. В принципе, роман для меня в любом случае обязателен к перепечатыванию на будущее. Это, к слову, одно из полезных свойств читательского дневника - перечитывая, ты всегда можешь сравнить впечатления от произведения, которые ранее зафиксировал. 

И так, переходим к темам романа.

  • Расовая сегрегация. Расизм. Медленный геноцид. 

В мире, описанном Диком, проблема расизма решена по принципу “нет негров, нет расизма”. Для чернокожего населения введена политика «Одна семья — один ребёнок». Если кто-то не понимает, то логика в этом “1+1=1” Т. е. фактически - это медленный и постепенный геноцид. При этом, чернокожие, охраняются законом, подобно животным из красной книги. Вот такой “гуманный геноцид”. К, слову, в Китае политику «Одна семья — один ребёнок» приняли через несколько лет, после публикации романа и наврятли власти брали идею у писателя фантаста, да и мотивы китайцев были другими, но факт интересный.

  • Большой брат.



Изображение сгенерировано с помощью fusionbrain.ai


Тут ничего нового. Тотальный контроль за население показан в лучших традициях Замятина и Оруэлла. Полиция контролирует население, везде стоят блокпосты, проверка документов, трудовые лагеря. В роли оппозиции - студенты, за которыми охотится полиция, университеты находятся в подполье. Посыл в том, что думающие люди государству не нужны и представляют опасность.

  • Нейроинженерия. 



Изображение сгенерировано с помощью fusionbrain.ai


Главный герой романа “шестой” - проект секретных экспериментов в области евгеники. Безусловно, на этот элемент оказало влияние параноидального расстройства, от которой Дик страдал всю сознательную жизнь. 

  • Психотропные вещества.

В целом, тема изменения сознания под действием различных веществ - сквозная во многих работах писателя. Конечно же и тут сказывается его личный опыт взаимодействия с запрещенными, а в сюжете книге - легализованными, препаратами. 

  • Любовь.
“Когда любишь, перестаешь жить для себя и начинаешь жить для другого. ”

Пассаж о любви в одном из фрагментов романа, стал одним из моих любимых в литературе в целом. И в общем то, он совершенно не нужен для сюжета, но я уделил ему примерно треть времени от прочтения всей книге. Буквально за пять страниц, Дик очень трогательно объясняет значение фразы “Отпусти, если любишь”. Для меня это очень близкий момент, в котором я очень хорошо понял автора.

“После этого она уходит из твоей жизни навсегда, и ты до самой смерти тащишь на себе горб любви, который уже не с кем разделить. ”
  • Пропаганда лидеров мнений.

Ох, знал бы Дик, как он опередил свое время. 

“Мы их заставим в это поверить”.

Всего за один абзац автор показывает насколько общество может быть подвержено внушению и пропаганде знаменитого и популярного человека. Массы готовы верить в любую ерунду, если ее говорит известный музыкант, актер или шоумен. Разве не это мы сейчас наблюдаем? В современном мире данная тенденция достигла апогея своего абсурда.

  • Самоанализ.

“А что есть настоящее? ” “Почему я делаю то, что приходится делать? ” Эти и подобные вопросы, автор задает на протяжении всего романа. Задает он их, наверное в первую очередь самому себе.

В период написания, Фили Дик столкнулся со множеством жизненных трудностей от разрыва с женой и суицидальной попытки, до взрыва в доме и переезда в другую страну. Переживания из-за смерти сестры, которое оставило психологическую травму на всю жизнь автора также отражено в романе.

“Проливая слезы” героя произведения, автор задает вопрос “О чем вообще плачут мужчины? " и это один из немногих вопросов, на которые Дик дает ответ на страницах романа.



Изображение сгенерировано с помощью fusionbrain.ai


Творчество Дика - предмет целых научных исследований. Говорить и писать о его работах можно бесконечно много, а я лишь поделился своим читательским опытом.

Для меня Дик стал очень близким другом. Его книги живые, вопросы в них вечные и актуальные. Автор стал бессмертным потому, что после смерти он продолжает вести диалог со своим читателем. 

Другие мои статьи о произведениях Филипа К. Дика:

Убик

Мечтают ли андроиды об электроовцах?



qr_tmp (1).jpg 71.62 KB



Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ