3
Одноэтажная Америка, гиганская акула и случайная измена. | Паблико
10 подписчики

Одноэтажная Америка, гиганская акула и случайная измена.


19 июл 2024 · 18:03    

Полтора года назад, в букинистическом магазинчике на старом Арбате я наткнулся на книгу “Челюсти-2” за авторством Хэнка Сирлза. Этот роман - киноадаптация второй части известного во всем мире блокбастера. Книгу я покупать не стал, но все это время держал в голове, что неплохо было бы познакомится с оригинальной историей, по которой Спилберг снял свой нашумевший фильм. И вот время пришло, дочитан роман Питера Бенчли “Челюсти”.

Пара слов о издании.



Фото из личного архива.


В моих руках книга 1991 года, вышедшая тиражом в 75000 копий. Много ли это для самой читающей нации? Думаю не мало, учитывая специфику произведение. Примечательно то, что в издании встречается огромное количество опечаток. Я читал не так мало книг, изданных в советском союзе, и не помню, чтобы находил такое большое количество ошибок в тексте. Не могу сказать, что меня это как-то раздражало, скорее наоборот., что-то вроде тренировки на внимательность. К тому же, несмотря на то, что с экранизацией я знаком весьма неплохо, следить за развитием сюжета в романе было очень даже увлекательно и ошибки редактора впечатление не испортили. 

Из интересного в самом издании - вступительная статья А. Мулярчика. Автор дает краткую оценку современной американской прозе. Мулярчик обозначает классику и поп-беллетристику как два основных направления американской литературы, выделяя при этом так называемую “промежуточную зону”. Это еще не высокая литература, представители которой исследуют мир и стараются вникнуть в суть вещей, но уже и не “чтиво”, не просто развлекательная ерунда. Питера Бенчли и его “Челюсти”, Мулярчик заносит в список авторов “промежуточной зоны”.



Варианты обложек книги.


Одноэтажная Америка во всей красе.

“Челюсти” - это в первую очередь картина своей эпохи. Подобно Бальзаку, Бенчли показывает читателю то, как жили его современники. Бальзак залезал в человеческие души и создавал энциклопедию нравов, у Бенчли все скромнее, да и задача была другая. Он отлично показал то, как жила “одноэтажная Америка” в семидесятых годах. 

Маленький городок, с единственной закусочной и несколькими ресторанчиками, да и то работающими в основном в сезон. Полицейский участок со штатом в пять сотрудников. Кто-то умудряется совмещать смены с подработкой в баре. Начальник участка - лицо выборное. Большой процент сотрудников больниц - волонтеры. Вообще в таких городках очень чувствуется сплоченность людей. Преступности практически нет, люди живут небогато, но в общем-то неплохо и счастливо. Но вот на морском горизонте появляется акула, которая начинает нападать на людей. И нет, книга все еще не является произведением хоррор жанра. Да, акула-убийца показана читателю ярко и убийства изображены весьма выразительно. Но главная проблема тут в последствиях и в моральной дилемме возникающей у главного героя. 

Акула - убийца экономики.

Главная угроза тут экономическая. Глава полиции сразу после обнаружения первой жертвы акулы, принимает логичное решение - закрыть городской пляж. Для курортного города это грозит финансовой катастрофой. Летний сезон - туристы временно увеличивают численность населения в 5 раз. Закрытие пляжа оставит местных жителей без заработка. Возможно люди и готовы протянуть зиму на пособии, то не готов к этому мэр города. 

Примерно до этого момента экранизация Спилберга полностью повторяет страницы романа. 

Отличия романа и фильма.

Спилберг так же, как Бенчли ярко показывает дух “одноэтажной Америки”. Режиссер, следуя оригинальному сюжету демонстрирует опасность экономической катастрофы. Мэр города в кино - такой же упертый идиот, слепо отрицающий угрозу, готовый пойти на все, лишь бы не допустить паники. Далее, Спилберг уходит в экшн, хоррор и фильм-катастрофу. Думаю, если бы не такое решение, картина не имела бы такого успеха. 



Кадр из фильма "Челюсти",1975


В 1975 году, Спилберг ломает стереотипы и выпускает свою громкую картину летом. До этого, данный период - считался мертвым сезоном проката. “Челюсти” - задали тенденцию “летнего блокбастера”, которая сохраняется до сих пор. Да и в принципе, картина - один из первых фильмов в жанре катастрофа. 

В романе же больший упор на жизнь города. Бенчли полностью раскрывает мотивы мэра, оказывается, что тот впутан в криминальные махинации преступной группировки. Шантаж, угрозы - в романе все это описано очень хорошо.

Отказался Спилберг и от любовной линии. В книге, жена главного героя идет на интрижку и изменяет мужу-полицейскому с приглашенным для помощи в поимке акулы экспертом-океанологом. Полицейский догадывается об этом ближе к финалу, когда герои вместе ведут последнюю битву с акулой-убийцей. 

“Пережитые вместе радости и невзгоды еще больше сблизили их. ”

Если бы Спилберг включил эту любовную линию в кино, она бы сместила акцент с экшена и хоррора в сторону драмы, что для задумки режиссера стало бы лишним. В романе же, все сочетается очень гармонично. За интрижкой жены полицейского и за его терзаниями наблюдать интересно не меньше, чем за кровавыми кадрами на экране. 

Как смотрится фильм, спустя 50 лет?



Постер фильма "Челюсти" 1975


Прочтение романа Бенчли стало для меня поводом в очередной раз посмотреть прекрасный блокбастер Спилберга. Спустя 50 лет картина выглядит все так же свежо. Отличная игра актеров, невероятный саундтрек от Джона Уильямса в лучших традициях звуковизуала Хичкока. Акула выглядит реалистично и жутко, а когда понимаешь, что это снимали аж полвека назад… ну куда же скатился современный кинематограф? Как после таких великолепных картин мы пришли к однотипным попкорн-боевикам на один раз?

Кино великолепное. Оригинальный роман легкий, простой, но со своей изюминкой, да и поразмыслить при желании, есть о чем.

На лето - отличная книжка и прекрасный фильм фильм.



qr_tmp (1).jpg 71.62 KB



Полтора года назад, в букинистическом магазинчике на старом Арбате я наткнулся на книгу “Челюсти-2” за авторством Хэнка Сирлза. Этот роман - киноадаптация второй части известного во всем мире блокбастера. Книгу я покупать не стал, но все это время держал в голове, что неплохо было бы познакомится с оригинальной историей, по которой Спилберг снял свой нашумевший фильм. И вот время пришло, дочитан роман Питера Бенчли “Челюсти”.

Пара слов о издании.



Фото из личного архива.


В моих руках книга 1991 года, вышедшая тиражом в 75000 копий. Много ли это для самой читающей нации? Думаю не мало, учитывая специфику произведение. Примечательно то, что в издании встречается огромное количество опечаток. Я читал не так мало книг, изданных в советском союзе, и не помню, чтобы находил такое большое количество ошибок в тексте. Не могу сказать, что меня это как-то раздражало, скорее наоборот., что-то вроде тренировки на внимательность. К тому же, несмотря на то, что с экранизацией я знаком весьма неплохо, следить за развитием сюжета в романе было очень даже увлекательно и ошибки редактора впечатление не испортили. 

Из интересного в самом издании - вступительная статья А. Мулярчика. Автор дает краткую оценку современной американской прозе. Мулярчик обозначает классику и поп-беллетристику как два основных направления американской литературы, выделяя при этом так называемую “промежуточную зону”. Это еще не высокая литература, представители которой исследуют мир и стараются вникнуть в суть вещей, но уже и не “чтиво”, не просто развлекательная ерунда. Питера Бенчли и его “Челюсти”, Мулярчик заносит в список авторов “промежуточной зоны”.



Варианты обложек книги.


Одноэтажная Америка во всей красе.

“Челюсти” - это в первую очередь картина своей эпохи. Подобно Бальзаку, Бенчли показывает читателю то, как жили его современники. Бальзак залезал в человеческие души и создавал энциклопедию нравов, у Бенчли все скромнее, да и задача была другая. Он отлично показал то, как жила “одноэтажная Америка” в семидесятых годах. 

Маленький городок, с единственной закусочной и несколькими ресторанчиками, да и то работающими в основном в сезон. Полицейский участок со штатом в пять сотрудников. Кто-то умудряется совмещать смены с подработкой в баре. Начальник участка - лицо выборное. Большой процент сотрудников больниц - волонтеры. Вообще в таких городках очень чувствуется сплоченность людей. Преступности практически нет, люди живут небогато, но в общем-то неплохо и счастливо. Но вот на морском горизонте появляется акула, которая начинает нападать на людей. И нет, книга все еще не является произведением хоррор жанра. Да, акула-убийца показана читателю ярко и убийства изображены весьма выразительно. Но главная проблема тут в последствиях и в моральной дилемме возникающей у главного героя. 

Акула - убийца экономики.

Главная угроза тут экономическая. Глава полиции сразу после обнаружения первой жертвы акулы, принимает логичное решение - закрыть городской пляж. Для курортного города это грозит финансовой катастрофой. Летний сезон - туристы временно увеличивают численность населения в 5 раз. Закрытие пляжа оставит местных жителей без заработка. Возможно люди и готовы протянуть зиму на пособии, то не готов к этому мэр города. 

Примерно до этого момента экранизация Спилберга полностью повторяет страницы романа. 

Отличия романа и фильма.

Спилберг так же, как Бенчли ярко показывает дух “одноэтажной Америки”. Режиссер, следуя оригинальному сюжету демонстрирует опасность экономической катастрофы. Мэр города в кино - такой же упертый идиот, слепо отрицающий угрозу, готовый пойти на все, лишь бы не допустить паники. Далее, Спилберг уходит в экшн, хоррор и фильм-катастрофу. Думаю, если бы не такое решение, картина не имела бы такого успеха. 



Кадр из фильма "Челюсти",1975


В 1975 году, Спилберг ломает стереотипы и выпускает свою громкую картину летом. До этого, данный период - считался мертвым сезоном проката. “Челюсти” - задали тенденцию “летнего блокбастера”, которая сохраняется до сих пор. Да и в принципе, картина - один из первых фильмов в жанре катастрофа. 

В романе же больший упор на жизнь города. Бенчли полностью раскрывает мотивы мэра, оказывается, что тот впутан в криминальные махинации преступной группировки. Шантаж, угрозы - в романе все это описано очень хорошо.

Отказался Спилберг и от любовной линии. В книге, жена главного героя идет на интрижку и изменяет мужу-полицейскому с приглашенным для помощи в поимке акулы экспертом-океанологом. Полицейский догадывается об этом ближе к финалу, когда герои вместе ведут последнюю битву с акулой-убийцей. 

“Пережитые вместе радости и невзгоды еще больше сблизили их. ”

Если бы Спилберг включил эту любовную линию в кино, она бы сместила акцент с экшена и хоррора в сторону драмы, что для задумки режиссера стало бы лишним. В романе же, все сочетается очень гармонично. За интрижкой жены полицейского и за его терзаниями наблюдать интересно не меньше, чем за кровавыми кадрами на экране. 

Как смотрится фильм, спустя 50 лет?



Постер фильма "Челюсти" 1975


Прочтение романа Бенчли стало для меня поводом в очередной раз посмотреть прекрасный блокбастер Спилберга. Спустя 50 лет картина выглядит все так же свежо. Отличная игра актеров, невероятный саундтрек от Джона Уильямса в лучших традициях звуковизуала Хичкока. Акула выглядит реалистично и жутко, а когда понимаешь, что это снимали аж полвека назад… ну куда же скатился современный кинематограф? Как после таких великолепных картин мы пришли к однотипным попкорн-боевикам на один раз?

Кино великолепное. Оригинальный роман легкий, простой, но со своей изюминкой, да и поразмыслить при желании, есть о чем.

На лето - отличная книжка и прекрасный фильм фильм.



qr_tmp (1).jpg 71.62 KB



Читайте также

Комментарии 2

Войдите для комментирования
А мне лично даже в те времена, когда фильм вышел на наши экраны, явно было видно, что акула - ненастоящая. А сам роман Бенчли - однозначно чтиво.
Может дело в том, что у меня очень плохое зрение?:) Мне действительно акула кажется реалистичной. На счёт романа..ну я все же к промежуточной литературе его отнесу. Чтиво - это что-то уж совсем примитивное) Возможно все дело в сравнении и вы просто не читали действительно плохую литературу?)
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ