3
Михаил Елизаров "Земля". Мы летаем снаружи всех измерений. | Паблико
10 подписчики

Михаил Елизаров "Земля". Мы летаем снаружи всех измерений.


09 сен 2024 · 17:55    

Не так давно, на канале Книжное похмелье с Александром Антоновым, моего постоянного читателя на Дзене, вышел отзыв на книгу Михаила Елизарова “Земля”. У Александра весьма хороший вкус, а описание романа показалось мне интересным так, что в долгий ящик произведение откладывать я не стал. Да и с современными писателями нужно, пожалуй, чуть более активно начинать знакомится.



Фото из личного архива.



Умерев, мы расстаемся не только с жизнью, но со смертью. Поэтому она нигде.

И так, “Земля” прочитана и вот, что я об этом думаю.

Энциклопедия атмосферы 90-тых.

События в романе разворачиваются на рубеже веков, на стыке девяностых и двухтысячных годов. 

Время когда социальные сети еще не заменили “ЖЖ” в интернете. Время, когда фильмы смотрели на видеокассетах. Время, когда тыща баксов - это 30. 000 деревянных. Время, когда никто не спешил замазывать корявые рисунки со свастиками на заборах. Время, когда из каждого утюга орал русский рок, а братки-”утюги” разъезжали на больших, черных джипах… хотя данный рудимент девяностых мы пока сохранить умудрились. Простенькие квартиры с безвкусными чехословацкими шкафами-стенками. Хрустальные сервизы, редко покидающие полку для новогоднего застолья; иконки вперемешку с семейными фотографиями и трехтомниками Пушкина. Мобильник сониэриксон - флагман электроники, а номер модельки сименса - как шкала крутости.



Фото с просторов интернета.


Каждому, кто родился в конце 80-тых - середине 90-тых, прилив ностальгических воспоминаний обеспечен на 100%, поколению постарше - тем более. Эпоху Елизаров описал превосходно. Если вы не дарили ребенку на день рождения лего-биониклов или сами не получали в подарок такой конструктор, тобишь являетесь представителями более молодого поколения, то прослушивание Егора Летова в перерывах между чтением для вас обязательно, его лирикой пропитана каждая страница книги. И может быть вы мало что поймете, но определенно прочувствуете.

Энциклопедия русского мата и дворово-армейских афоризмов.

Язык в романе крайне простой, читается он легко и быстро. При наличии свободного времени, 800 страничек пролетают незаметно. Во многом, это благодаря огромному количеству диалогов в тексте. И тут, мне кажется не лишним будет отметить и предупредить о ромбике 18+ на обложке, он тут максимально к месту. На вскидку, если просто выписать из книги нецензурные слова и выражения, наберется страниц 50 текста. Но и это тут, как ни странно, к месту. Дебильный шутки и каламбуры с упоминаниями гениталий, универсальная языковая связка, заканчивающаяся на -ять, в диалогах этого столько, что порой они кажутся абсолютно бессмысленными. Расистских высказываний Елизаров также не стесняется, назвать одну из бывших республик мандариновой - это еще мягко.



Источник фото: NGS.ru


В этом и есть колорит, это делает текст живым, а описание событий максимально реалистичными. Нравится это кому-то или нет, но такое было время и так общался контингент, о котором идет повествование. Не просто общался, так мыслил тот самый вид - “человек новый-русский”, а язык, как известно, определяет сознание.

Интересных ходом является то, что мат в романе употребляется только в репликах персонажей, его нет в размышлениях и описаниях. Также, нецензурная брань не используется в начале книги, когда главный герой еще ребенок и даже подросток, но вот вступив во взрослую жизнь, будьте добры, выражайтесь соответственно. 

Пикантные сценки и любовная линия.

Ну как пикантные, порнуха тут, предупреждаю. Не Маркиз Де Сад конечно, но детальными описаниями впечатлений от сексуального опыта как с подружкой, так и со жрицей любви, лирический герой с нами поделится. На сколько это уместно? Я, если честно, так и не смог дать оценку, автор художник, он так видит и скорее все же да, секс сцены тут нужны. Благодаря ним, мы больше проникаемся героем, а как не проникнутся то, когда нам рассказывают такое?

Любовная линия, разумеется банальная, но большего и не надо. Семейная драма, измена - в общем, все в порядке. Переживания героя, внутренний конфликт и кискострадание присутствуют, но как мне кажется в меру, вполне себе в пацанском стиле, так и должно быть по сюжету. 



"Остров мертвых", художник Арнольда Бёклина (1827—1901). Картина часто упоминается в романе.



Философско-меланхоличная рефлексия. Песок засыпал снег.

Можно так вообще выразиться? Хотя я же выразился, значит можно. Вот такое вот странное словосочетание рисуется, когда говоришь о романе “Земля”. Настроение в романе меланхоличное, а главный герой постоянно рефлексирует над жизнью и над смертью.

Философии в романе много, Елизаров намешал тут все подряд. Шопенгауэр, Ницше, метафизика. Главный герой впитывает знания от странной, начитанной подружки-сатанистки, а потом щеголяет ими перед депутатами-братками в длинном, пьяном диалоге в конце романа. Пересказывать или анализировать предложенные концепции я не вижу смысла, при желании в них можно глубоко покопаться. С одной стороны философия тут занимает огромную, и наверное, важную часть, а с другой - ее можно прочитать как бы фоном, не сильно углубляясь. 

Как нет смерти на кладбище, так нет времени в часовом механизме…



"Momentum more" Таня Миллер. Иллюстрация с обложки романа.



Бизнес на костях.

Собственно говоря, вот об этом произведение. Развитие похоронного бизнеса в России после развала Союза. Практически производственный роман. Изготовление памятников, морги, войны конкурентов за клиентов-покойников, оказание ритуальных услуг и конечно же копка могил. Не трудно догадаться, что весь похоронный бизнес строился лицами криминальными (хотя у нас в стране все так строилось в девяностые). Ритуальные услуги всегда востребованы, бизнес прибыльный и попасть в эту сферу даже на должность “землекопа” невозможно человеку с улицы.

Кладбище - такая же Родина, как и Россия, и возможно, самая главная Родина, ведь близких, по большему счёту, хоронят не в землю, а дома.

Все мы там будем.

Главный герой Володя с говорящей фамилией Кротышев (крот - копать), словно был рожден для работы среди могил. И хотя кроме дедушки в его детстве никто не умирал, “смерть” будто бы с самого рождения звала к себе на работу маленького Вову.

Внимательный читатель почувствует запах кладбища с детского сада, когда автор описывает гору игрушек как “Кукольный лом, мамкающие калеки без рук-ног”. Далее Вовку ждут игры в могильщиков в детской песочнице и служба в стройбате, на которой Володя, разумеется научится копать те самые могилы. Звучит все это жутковато, но на самом деле, все не так страшно. Как такового, процесса смерти в книге не так много. Пускай будет спойлером, но кроме дедушки, никто в романе не умрет…разве что в переносном смысле. 



Изображение сгенерировано с помощью fusionbrain.ai


Тут хочется сказать о ярком и интересном образе, придуманном Елизаровым. Володя и его старший брат Никита получают в детстве подарок от отца - “биологические” часы. Заведены они в момент рождения и показывают индивидуальное время жизни обладателя. Что-то вроде семейной традиции, такой талисман, который нужно постоянно заводить, как бы поддерживая свою жизнь, не давать часам остановится. Получается, что умрет человек, завести часы он не сможет и время его остановится. Интересное решение автор принял это с часами и красиво реализовал его в семейной драме, без реальной смерти, но об этом я рассказывать не буду, сами можете почитать у Елизарова. 

Общие впечатления от прочтения у меня положительные. Несмотря на сложную, для многих болезненную или просто страшную тему, книга все таки во многом добрая, как бы странно это не звучало. Финала в романе, как такового нет, ведь жизнь продолжается.

Напоследок, хочется оставить бодрый кавер на песню группы Гражданская Оборона “Снаружи всех измерений” от московской банды 7раса. ВК я не пользуюсь, а ютуб у многих не работает, так что ссылочку на пост с песенкой даю на свой тг-канал.

Не так давно, на канале Книжное похмелье с Александром Антоновым, моего постоянного читателя на Дзене, вышел отзыв на книгу Михаила Елизарова “Земля”. У Александра весьма хороший вкус, а описание романа показалось мне интересным так, что в долгий ящик произведение откладывать я не стал. Да и с современными писателями нужно, пожалуй, чуть более активно начинать знакомится.



Фото из личного архива.



Умерев, мы расстаемся не только с жизнью, но со смертью. Поэтому она нигде.

И так, “Земля” прочитана и вот, что я об этом думаю.

Энциклопедия атмосферы 90-тых.

События в романе разворачиваются на рубеже веков, на стыке девяностых и двухтысячных годов. 

Время когда социальные сети еще не заменили “ЖЖ” в интернете. Время, когда фильмы смотрели на видеокассетах. Время, когда тыща баксов - это 30. 000 деревянных. Время, когда никто не спешил замазывать корявые рисунки со свастиками на заборах. Время, когда из каждого утюга орал русский рок, а братки-”утюги” разъезжали на больших, черных джипах… хотя данный рудимент девяностых мы пока сохранить умудрились. Простенькие квартиры с безвкусными чехословацкими шкафами-стенками. Хрустальные сервизы, редко покидающие полку для новогоднего застолья; иконки вперемешку с семейными фотографиями и трехтомниками Пушкина. Мобильник сониэриксон - флагман электроники, а номер модельки сименса - как шкала крутости.



Фото с просторов интернета.


Каждому, кто родился в конце 80-тых - середине 90-тых, прилив ностальгических воспоминаний обеспечен на 100%, поколению постарше - тем более. Эпоху Елизаров описал превосходно. Если вы не дарили ребенку на день рождения лего-биониклов или сами не получали в подарок такой конструктор, тобишь являетесь представителями более молодого поколения, то прослушивание Егора Летова в перерывах между чтением для вас обязательно, его лирикой пропитана каждая страница книги. И может быть вы мало что поймете, но определенно прочувствуете.

Энциклопедия русского мата и дворово-армейских афоризмов.

Язык в романе крайне простой, читается он легко и быстро. При наличии свободного времени, 800 страничек пролетают незаметно. Во многом, это благодаря огромному количеству диалогов в тексте. И тут, мне кажется не лишним будет отметить и предупредить о ромбике 18+ на обложке, он тут максимально к месту. На вскидку, если просто выписать из книги нецензурные слова и выражения, наберется страниц 50 текста. Но и это тут, как ни странно, к месту. Дебильный шутки и каламбуры с упоминаниями гениталий, универсальная языковая связка, заканчивающаяся на -ять, в диалогах этого столько, что порой они кажутся абсолютно бессмысленными. Расистских высказываний Елизаров также не стесняется, назвать одну из бывших республик мандариновой - это еще мягко.



Источник фото: NGS.ru


В этом и есть колорит, это делает текст живым, а описание событий максимально реалистичными. Нравится это кому-то или нет, но такое было время и так общался контингент, о котором идет повествование. Не просто общался, так мыслил тот самый вид - “человек новый-русский”, а язык, как известно, определяет сознание.

Интересных ходом является то, что мат в романе употребляется только в репликах персонажей, его нет в размышлениях и описаниях. Также, нецензурная брань не используется в начале книги, когда главный герой еще ребенок и даже подросток, но вот вступив во взрослую жизнь, будьте добры, выражайтесь соответственно. 

Пикантные сценки и любовная линия.

Ну как пикантные, порнуха тут, предупреждаю. Не Маркиз Де Сад конечно, но детальными описаниями впечатлений от сексуального опыта как с подружкой, так и со жрицей любви, лирический герой с нами поделится. На сколько это уместно? Я, если честно, так и не смог дать оценку, автор художник, он так видит и скорее все же да, секс сцены тут нужны. Благодаря ним, мы больше проникаемся героем, а как не проникнутся то, когда нам рассказывают такое?

Любовная линия, разумеется банальная, но большего и не надо. Семейная драма, измена - в общем, все в порядке. Переживания героя, внутренний конфликт и кискострадание присутствуют, но как мне кажется в меру, вполне себе в пацанском стиле, так и должно быть по сюжету. 



"Остров мертвых", художник Арнольда Бёклина (1827—1901). Картина часто упоминается в романе.



Философско-меланхоличная рефлексия. Песок засыпал снег.

Можно так вообще выразиться? Хотя я же выразился, значит можно. Вот такое вот странное словосочетание рисуется, когда говоришь о романе “Земля”. Настроение в романе меланхоличное, а главный герой постоянно рефлексирует над жизнью и над смертью.

Философии в романе много, Елизаров намешал тут все подряд. Шопенгауэр, Ницше, метафизика. Главный герой впитывает знания от странной, начитанной подружки-сатанистки, а потом щеголяет ими перед депутатами-братками в длинном, пьяном диалоге в конце романа. Пересказывать или анализировать предложенные концепции я не вижу смысла, при желании в них можно глубоко покопаться. С одной стороны философия тут занимает огромную, и наверное, важную часть, а с другой - ее можно прочитать как бы фоном, не сильно углубляясь. 

Как нет смерти на кладбище, так нет времени в часовом механизме…



"Momentum more" Таня Миллер. Иллюстрация с обложки романа.



Бизнес на костях.

Собственно говоря, вот об этом произведение. Развитие похоронного бизнеса в России после развала Союза. Практически производственный роман. Изготовление памятников, морги, войны конкурентов за клиентов-покойников, оказание ритуальных услуг и конечно же копка могил. Не трудно догадаться, что весь похоронный бизнес строился лицами криминальными (хотя у нас в стране все так строилось в девяностые). Ритуальные услуги всегда востребованы, бизнес прибыльный и попасть в эту сферу даже на должность “землекопа” невозможно человеку с улицы.

Кладбище - такая же Родина, как и Россия, и возможно, самая главная Родина, ведь близких, по большему счёту, хоронят не в землю, а дома.

Все мы там будем.

Главный герой Володя с говорящей фамилией Кротышев (крот - копать), словно был рожден для работы среди могил. И хотя кроме дедушки в его детстве никто не умирал, “смерть” будто бы с самого рождения звала к себе на работу маленького Вову.

Внимательный читатель почувствует запах кладбища с детского сада, когда автор описывает гору игрушек как “Кукольный лом, мамкающие калеки без рук-ног”. Далее Вовку ждут игры в могильщиков в детской песочнице и служба в стройбате, на которой Володя, разумеется научится копать те самые могилы. Звучит все это жутковато, но на самом деле, все не так страшно. Как такового, процесса смерти в книге не так много. Пускай будет спойлером, но кроме дедушки, никто в романе не умрет…разве что в переносном смысле. 



Изображение сгенерировано с помощью fusionbrain.ai


Тут хочется сказать о ярком и интересном образе, придуманном Елизаровым. Володя и его старший брат Никита получают в детстве подарок от отца - “биологические” часы. Заведены они в момент рождения и показывают индивидуальное время жизни обладателя. Что-то вроде семейной традиции, такой талисман, который нужно постоянно заводить, как бы поддерживая свою жизнь, не давать часам остановится. Получается, что умрет человек, завести часы он не сможет и время его остановится. Интересное решение автор принял это с часами и красиво реализовал его в семейной драме, без реальной смерти, но об этом я рассказывать не буду, сами можете почитать у Елизарова. 

Общие впечатления от прочтения у меня положительные. Несмотря на сложную, для многих болезненную или просто страшную тему, книга все таки во многом добрая, как бы странно это не звучало. Финала в романе, как такового нет, ведь жизнь продолжается.

Напоследок, хочется оставить бодрый кавер на песню группы Гражданская Оборона “Снаружи всех измерений” от московской банды 7раса. ВК я не пользуюсь, а ютуб у многих не работает, так что ссылочку на пост с песенкой даю на свой тг-канал.

Читайте также

Комментарии 2

Войдите для комментирования
Здравствуйте. Пожалуй прочитаю этот роман. Спасибо! Подписываюсь на Ваш канал и надеюсь на взаимность.
Рад, что заинтересовал)
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ