3
Как я нашел Ницше в романе Бальзака. | Паблико
10 подписчики

Как я нашел Ницше в романе Бальзака.


24 май 2024 · 14:05    

Речь пойдет о романе Оноре де Бальзака “Шагреневая кожа”.

Не смотря на то, что темой романа является классическая сделка с дьяволом поднятая Гёте в бессмертном “Фаусте”, произведение “Шагреневая кожа” является знаковым и чрезвычайно важным в истории литературы.



Обложка книги


На кого повлиял роман?

Да на всех кто его читал. На меня “Шагреневая кожа” повлияла очень сильно в первую очередь потому, что читал я его, так уж вышло, в достаточно непростой жизненный момент. Переживания главного героя во второй части романа оказались для меня до ужаса близкими. В словах французского классика я, без преувеличения читал свои мысли! Невероятное погружение, сильные образы. Книгу хотелось расхватывать на цитаты строчка за строчкой, предложение за предложением, поэтому в данной статье я и вовсе решил отказаться от цитирования, иначе мне пришлось бы перепечатывать половину книги.

Это мой пример. Вторая глава попала в контекст обстоятельств, в которые меня завела судьба. У большинства же читателей наибольший интерес вызывает конец первой части, это я про молодое поколение. Пиршество и развратные оргии - разве не об этом мечтает любой мальчишка в подростковом возрасте? Вот и одна из причин, почему роман до сих пор находит своего читателя и будет находить до тех пор, пока существует само понятие - литература.



Пир в особняке Тайефера. Иллюстрация к роману.


С читателем понятно, а что насчет писателей?

Бальзак в целом повлиял на многих последующих авторов. Книги Бальзака - это пожалуй один из тех учителей, одна из школ, не окончив которую невозможно овладеть писательским мастерством. Секрет тут в тексте. Он невероятен. И вы представьте только, Бальзак писал за деньги, перо - его плуг, приносящий хлеб. То есть я про то, что автор, даже для своего времени, не был самым великим мастером. Однако делал он, однозначно хорошо. Если представить, что слова это глина, то текст “Шагреневой кожи” - это красиво слепленная форма. Форма, так сказать базовая. И для яркого примера того, кто использовал эту базу, можно привести всеми известного Федора Михайловича Достоевского. Без “Шагреневой кожи”, не было бы “Преступления и наказания”. Не верите? Откройте оба романа в начале и вы увидите совершенно одинаковые языковые модели. Конечно, развитие сюжета у Достоевского пошло по другому пути, однако явно напрашивается вопрос, что было бы с Раскольниковым, если бы он забрел в лавку старьевщика и получил бы шагреневую кожу?



Иллюстрация художника Адриана Моро.


Встреча со старыми знакомыми.

Шагреневая кожа - роман, включенный Бальзаком в масштабный цикл “Человеческая комедия”.

Я уже писал о том, насколько велик размах этой работы, когда делился с впечатлениями о повести “Гобсек”. Я сравнивал “Человеческую комедию” с современными голивудскими мультивселенными.

Те, кто знаком с фильмами про супергероев, понимают эмоции, возникающие в тот момент, когда в фильме про условного Капитана Америку появляется условный Железный человек. Подобные комиксы я перерос, и теперь эти эмоции мне дарит Бальзак, когда читая “Шагреневую кожу”, я встречаю знакомых по “Отец Горио” Растиньяка и Бьяншона. Это прям здорово!

Символизм в романе.

Данного абзаце не было бы, если бы в произведении не было бы так много символизма.

Поиграем с google переводчиком. Пишем на русском слово “шагрень” и в переводе на французский, получаем “chagrin”. Переводим обратно на русский и, вуаля - происходит магия, получаем слово “горе”. Вот такое созвучие во французском языке. Конечно же, Бальзак сделал это не случайно.

Для тех кто не знает, сюжет все же расскажу в двух словах. Молодой человек от отчаяния решает броситься с моста, но случайно зайдя в антикварную лавку, получает таинственный артефакт - ту самую шагреневую кожу. Особенность ее в том, что загадав любое желание, оно исполнится, но при этом кусочек кожи уменьшится в размере, а заодно, отнимет у загадавшего время, отведенное на жизнь. Как не трудно догадаться, результат такому соблазну - горе.

Напрямую, сделки с дьяволом в романе нет, однако очевидно, что Сатана тут принимает облик хозяина антикварной лавки. Лет ему невероятно много, сто двадцать, если не ошибаюсь, что для бальзаковского времени практически вечность. В магазинчике сатаны, мы встречаем огромное количество предметов древности, все это безусловно наполнено символизмом.



«Преображение» Рафаэля (Пинакотека музеев Ватикана)


Помимо шагреневой кожи, один из самых ярких предметов в лавке - портрет Иисуса, написанный Рафаэлем Санти. И кожа и картина по описаниям из романа излучают свет, но само-собой разный. Я полез искать саму картину, чтобы вставить его в статьи и вот какую интересную штуку нашел. Если обвести контур Иисуса на полотне, то он совпадает с контуром текста на шагреневой коже. Как говорится, совпадение? Не думаю.



Фото страницы книги из личного архива.


А как вам сама концепция - сжимающаяся кожа, как уход от Бога. Круто же придумано, а хотя синопсис банальный.

Женские образы - еще один символизм в романе. Перед нами Полина как воплощение чистоты и Феодора - воплощение не только алчности, но и отражение общество в целом, о чем нам прямым текстом говорит в последней строчке эпилога. Да и в целом, весь эпилог повествующей о судьбе вышеупомянутых дам, символизмом пропитан.



Художник Фредерик Хендрик Кеммерер.


Бальзак изобрел планшеты?

Это я конечно так, для красного словца. Но если серьезно, я прям выпал, когда увидел имя лечащего врача главного героя. Да, его так и зовут - Планшет. Казалось бы, ну доска и доска (от франц. planchette - доска), но когда это имя стоит рядом с описанием того, как его пациент буквально превращается в машину, своего робота бездушного андроида. Ну Бальзак, ну дает. И опять тут у нас потеря человечности, в принципе герой теряет человеческий облик - это все как символ ухода от Бога, после принятия сделки с дьяволом.

Вот так и в современном мире, люди уходят от Бога, сливаясь со своими электронными девайсами.

Как я Ницше в романе встретил?



Шагреневая кожа. Медное литьё. 1910-1915г


А это уже не для красного словца. Да, я действительно увидел в романе зародыши философии Ницше (кстати, “Шагреневая кожа” то входит в философские этюды “Человеческой комедии”).

“Смерть слабым! ”

Я обещал без цитат, но ладно уж, два слова то можно. В общем тут мы видим работу закона естественного отбора. Общество захвачено деньгами (власть банкирам и все такое). Богатые в почете, бедные - аутсайдеры. Разве это ценности? Разве это жизнь? Такие вопросы между строк задает Бальзак. И тут вот мы как раз приходим к сверхчеловеку - существу выше низменных желаний, как выходу из бренности бытия.

Это мои сугубо личные мысли и мое восприятие произведения. Тем глубокая, сильная литература и хороша. Проникаясь и понимая ее, читатель вступает в диалог с автором. С автором можно согласится, может возникнуть спор, а могут просто родится какие-то интересные мысли.

Что хотел сказать автор?



Изображение создано с помощью fusionbrain.ai


Знаете что хотел сказать автор? Если вы что-то для себя поняли из его книги, значит именно это он и хотел сказать. Но конечно, сейчас в среднестатистической школе, за такую трактовку романа, я бы скорее всего получил бы лишь порицание. Не бойтесь думать, не бойтесь общаться с автором.

Читайте хорошие книги. “Шагреневая кожа” - одна из таких.



qr_tmp.jpg 89.59 KB


Подписывайтесь на телеграм канал, что бы не пропустить уведомления о выходе новых статей.

Речь пойдет о романе Оноре де Бальзака “Шагреневая кожа”.

Не смотря на то, что темой романа является классическая сделка с дьяволом поднятая Гёте в бессмертном “Фаусте”, произведение “Шагреневая кожа” является знаковым и чрезвычайно важным в истории литературы.



Обложка книги


На кого повлиял роман?

Да на всех кто его читал. На меня “Шагреневая кожа” повлияла очень сильно в первую очередь потому, что читал я его, так уж вышло, в достаточно непростой жизненный момент. Переживания главного героя во второй части романа оказались для меня до ужаса близкими. В словах французского классика я, без преувеличения читал свои мысли! Невероятное погружение, сильные образы. Книгу хотелось расхватывать на цитаты строчка за строчкой, предложение за предложением, поэтому в данной статье я и вовсе решил отказаться от цитирования, иначе мне пришлось бы перепечатывать половину книги.

Это мой пример. Вторая глава попала в контекст обстоятельств, в которые меня завела судьба. У большинства же читателей наибольший интерес вызывает конец первой части, это я про молодое поколение. Пиршество и развратные оргии - разве не об этом мечтает любой мальчишка в подростковом возрасте? Вот и одна из причин, почему роман до сих пор находит своего читателя и будет находить до тех пор, пока существует само понятие - литература.



Пир в особняке Тайефера. Иллюстрация к роману.


С читателем понятно, а что насчет писателей?

Бальзак в целом повлиял на многих последующих авторов. Книги Бальзака - это пожалуй один из тех учителей, одна из школ, не окончив которую невозможно овладеть писательским мастерством. Секрет тут в тексте. Он невероятен. И вы представьте только, Бальзак писал за деньги, перо - его плуг, приносящий хлеб. То есть я про то, что автор, даже для своего времени, не был самым великим мастером. Однако делал он, однозначно хорошо. Если представить, что слова это глина, то текст “Шагреневой кожи” - это красиво слепленная форма. Форма, так сказать базовая. И для яркого примера того, кто использовал эту базу, можно привести всеми известного Федора Михайловича Достоевского. Без “Шагреневой кожи”, не было бы “Преступления и наказания”. Не верите? Откройте оба романа в начале и вы увидите совершенно одинаковые языковые модели. Конечно, развитие сюжета у Достоевского пошло по другому пути, однако явно напрашивается вопрос, что было бы с Раскольниковым, если бы он забрел в лавку старьевщика и получил бы шагреневую кожу?



Иллюстрация художника Адриана Моро.


Встреча со старыми знакомыми.

Шагреневая кожа - роман, включенный Бальзаком в масштабный цикл “Человеческая комедия”.

Я уже писал о том, насколько велик размах этой работы, когда делился с впечатлениями о повести “Гобсек”. Я сравнивал “Человеческую комедию” с современными голивудскими мультивселенными.

Те, кто знаком с фильмами про супергероев, понимают эмоции, возникающие в тот момент, когда в фильме про условного Капитана Америку появляется условный Железный человек. Подобные комиксы я перерос, и теперь эти эмоции мне дарит Бальзак, когда читая “Шагреневую кожу”, я встречаю знакомых по “Отец Горио” Растиньяка и Бьяншона. Это прям здорово!

Символизм в романе.

Данного абзаце не было бы, если бы в произведении не было бы так много символизма.

Поиграем с google переводчиком. Пишем на русском слово “шагрень” и в переводе на французский, получаем “chagrin”. Переводим обратно на русский и, вуаля - происходит магия, получаем слово “горе”. Вот такое созвучие во французском языке. Конечно же, Бальзак сделал это не случайно.

Для тех кто не знает, сюжет все же расскажу в двух словах. Молодой человек от отчаяния решает броситься с моста, но случайно зайдя в антикварную лавку, получает таинственный артефакт - ту самую шагреневую кожу. Особенность ее в том, что загадав любое желание, оно исполнится, но при этом кусочек кожи уменьшится в размере, а заодно, отнимет у загадавшего время, отведенное на жизнь. Как не трудно догадаться, результат такому соблазну - горе.

Напрямую, сделки с дьяволом в романе нет, однако очевидно, что Сатана тут принимает облик хозяина антикварной лавки. Лет ему невероятно много, сто двадцать, если не ошибаюсь, что для бальзаковского времени практически вечность. В магазинчике сатаны, мы встречаем огромное количество предметов древности, все это безусловно наполнено символизмом.



«Преображение» Рафаэля (Пинакотека музеев Ватикана)


Помимо шагреневой кожи, один из самых ярких предметов в лавке - портрет Иисуса, написанный Рафаэлем Санти. И кожа и картина по описаниям из романа излучают свет, но само-собой разный. Я полез искать саму картину, чтобы вставить его в статьи и вот какую интересную штуку нашел. Если обвести контур Иисуса на полотне, то он совпадает с контуром текста на шагреневой коже. Как говорится, совпадение? Не думаю.



Фото страницы книги из личного архива.


А как вам сама концепция - сжимающаяся кожа, как уход от Бога. Круто же придумано, а хотя синопсис банальный.

Женские образы - еще один символизм в романе. Перед нами Полина как воплощение чистоты и Феодора - воплощение не только алчности, но и отражение общество в целом, о чем нам прямым текстом говорит в последней строчке эпилога. Да и в целом, весь эпилог повествующей о судьбе вышеупомянутых дам, символизмом пропитан.



Художник Фредерик Хендрик Кеммерер.


Бальзак изобрел планшеты?

Это я конечно так, для красного словца. Но если серьезно, я прям выпал, когда увидел имя лечащего врача главного героя. Да, его так и зовут - Планшет. Казалось бы, ну доска и доска (от франц. planchette - доска), но когда это имя стоит рядом с описанием того, как его пациент буквально превращается в машину, своего робота бездушного андроида. Ну Бальзак, ну дает. И опять тут у нас потеря человечности, в принципе герой теряет человеческий облик - это все как символ ухода от Бога, после принятия сделки с дьяволом.

Вот так и в современном мире, люди уходят от Бога, сливаясь со своими электронными девайсами.

Как я Ницше в романе встретил?



Шагреневая кожа. Медное литьё. 1910-1915г


А это уже не для красного словца. Да, я действительно увидел в романе зародыши философии Ницше (кстати, “Шагреневая кожа” то входит в философские этюды “Человеческой комедии”).

“Смерть слабым! ”

Я обещал без цитат, но ладно уж, два слова то можно. В общем тут мы видим работу закона естественного отбора. Общество захвачено деньгами (власть банкирам и все такое). Богатые в почете, бедные - аутсайдеры. Разве это ценности? Разве это жизнь? Такие вопросы между строк задает Бальзак. И тут вот мы как раз приходим к сверхчеловеку - существу выше низменных желаний, как выходу из бренности бытия.

Это мои сугубо личные мысли и мое восприятие произведения. Тем глубокая, сильная литература и хороша. Проникаясь и понимая ее, читатель вступает в диалог с автором. С автором можно согласится, может возникнуть спор, а могут просто родится какие-то интересные мысли.

Что хотел сказать автор?



Изображение создано с помощью fusionbrain.ai


Знаете что хотел сказать автор? Если вы что-то для себя поняли из его книги, значит именно это он и хотел сказать. Но конечно, сейчас в среднестатистической школе, за такую трактовку романа, я бы скорее всего получил бы лишь порицание. Не бойтесь думать, не бойтесь общаться с автором.

Читайте хорошие книги. “Шагреневая кожа” - одна из таких.



qr_tmp.jpg 89.59 KB


Подписывайтесь на телеграм канал, что бы не пропустить уведомления о выходе новых статей.

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ