3
Республика Тува. Шаманы | Паблико
50 подписчики

Республика Тува. Шаманы


08 ноя 2022 · 20:00    

Как считают сами шаманисты, шаман - посредник между миром людей и миром духов. Тувинские шаманы с далекой древности соблюдают множество обычаев, установлений и обрядов. Один из них, например, это то, что камлание лучше всего совершать после захода солнца, хотя днем это тоже не запрещено.



изображение_2022-11-08_163949563.png 688.89 KB


Девять культовых обрядов, которые соблюдаются в тувинском шаманизме, тесно связаны с природой и отношением к ней человека.

Культ огня (семейного очага), отвечающий за благополучие семьи, в каждой отдельной семье проводят отдельно, в период, когда выпадет снег. У огня просят, чтобы зиму все члены семьи благополучно пережили, были здоровы и материально обеспечены.



изображение_2022-11-08_194726868.png 385.61 KB


Культ освящения дерева тел отвечает за благополучие и сплоченность семьи. Его обычно проводят в кругу кровных родственников до шестого колена у священного семейного дерева тел. Дерево тел — это множество деревьев любой породы, растущих из одного корня. Могут быть деревья разной породы, но только растущие из одного корня. Обряд проводится в конце августа или сентябре, когда весь урожай собран и сено скошено.

Культ родоплеменной группы проводится у священной горы, отвечает тоже за благополучие и сплоченность. Культ освящения дерева-шамана отвечает за преемственность шаманства. Обычно дерево-шаман — это старая лиственница, к ветвям которой подвешен бубен и одежда шамана, жившего раньше в этой местности, а теперь его дух переселился в дерево. У него просили, чтобы дух шамана переродился в данной родоплеменной группе.

Культ освящения каменного памятника воспитывает бережное отношения к своей истории. В шаманизме читается, что события, которые происходили раньше, влияют на нынешние события. Поэтому в этом обряде просят сил и здоровья для своего рода у тех предков, которые воевали и отдали свою жизнь за будущее потомков.



изображение_2022-11-08_195027611.png 1.11 MB


Культ животворящего источника связан с особенностями местности: тувинцы-скотоводы, полностью зависящие от воды, свято оберегали места выхода ручьев. Если это источник лечебный — минеральный, радоновый — то его называли аржааном. К началу источника не допускают никого, запрещено перешагнуть через родник аржаана, тем более бросить в него мусор. К территории аржаана не допускается домашний скот, вблизи него не разрешается ломать ветви деревьев и срывать с них листья, косить траву. Поклонение аржаану проводили один раз в год, летом при открытии сезона аржаана.

Культ освящения начала русла проводится весной, во время полива полей. Освящение проводится при изменении русла реки или ручья при поливе орошаемых земель. Вообще тувинцы считают, что вмешиваться в естественные процессы природы нельзя. Поэтому, изменяя русло реки для полива полей, они просят прощения у реки.

Культ освящения танды — горного комплекса со своей природной средой проводится, чтобы просить благополучия и урожая у тайги.

Культ освящения неба связан с верой кочевников, что небо влияет на все происходящее вокруг. Это самый высший культ, его проводили самые сильные шаманы в случаях засухи и природных катаклизмов.



изображение_2022-11-08_195208666.png 1.28 MB


К помощи шаманов тувинцы прибегали в прошлом по самым разнообразным поводам, но чаще всего в случае болезни. Выбирал шамана сам больной. Шаман зажигал курильницу, чтобы очистить свои атрибуты — бубен и свою одежду — перед камланием. Шаман проводил «разговор с духами», затем делал «образ болезни», мучащей пациента, из бумаги и материи. Вместе с огаалгой — маленьким кусочком войлока, на который положены остатки старой заварки и кусочек сырого мяса, то есть пища для духа — образ болезни выносили из юрты, чтобы духи болезни также ее покинули.

Когда шаман покидал юрту, перед ним открывали дверь, причем всегда по левой от очага стороне юрты. Шамана провожали до его юрты. Пациент обязательно платил шаману за обряд.



изображение_2022-11-08_195515653.png 408.73 KB


Тувинцы считают, что у человека множество душ, а во время болезни одну или несколько душ похищают злые духи. Шаман должен был восстановить надлежащий порядок: вернуть человеку душу, откупив ее у злых духов. В этом суть лечебных обрядов. Тувинцы считали, что человек, которого покинула главная душа, вскоре умрет. Придя к выводу, что больного покинула главная душа, шаман отправлялся за ней в страну аза и после борьбы со злыми духами возвращал душу.

По традиции шаман во время камлания сообщал всем то, что он видел в «далеких краях», о чем слышал там, где «побывал».

Спасибо, что прочитали до конца. Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь на канал.

Как считают сами шаманисты, шаман - посредник между миром людей и миром духов. Тувинские шаманы с далекой древности соблюдают множество обычаев, установлений и обрядов. Один из них, например, это то, что камлание лучше всего совершать после захода солнца, хотя днем это тоже не запрещено.



изображение_2022-11-08_163949563.png 688.89 KB


Девять культовых обрядов, которые соблюдаются в тувинском шаманизме, тесно связаны с природой и отношением к ней человека.

Культ огня (семейного очага), отвечающий за благополучие семьи, в каждой отдельной семье проводят отдельно, в период, когда выпадет снег. У огня просят, чтобы зиму все члены семьи благополучно пережили, были здоровы и материально обеспечены.



изображение_2022-11-08_194726868.png 385.61 KB


Культ освящения дерева тел отвечает за благополучие и сплоченность семьи. Его обычно проводят в кругу кровных родственников до шестого колена у священного семейного дерева тел. Дерево тел — это множество деревьев любой породы, растущих из одного корня. Могут быть деревья разной породы, но только растущие из одного корня. Обряд проводится в конце августа или сентябре, когда весь урожай собран и сено скошено.

Культ родоплеменной группы проводится у священной горы, отвечает тоже за благополучие и сплоченность. Культ освящения дерева-шамана отвечает за преемственность шаманства. Обычно дерево-шаман — это старая лиственница, к ветвям которой подвешен бубен и одежда шамана, жившего раньше в этой местности, а теперь его дух переселился в дерево. У него просили, чтобы дух шамана переродился в данной родоплеменной группе.

Культ освящения каменного памятника воспитывает бережное отношения к своей истории. В шаманизме читается, что события, которые происходили раньше, влияют на нынешние события. Поэтому в этом обряде просят сил и здоровья для своего рода у тех предков, которые воевали и отдали свою жизнь за будущее потомков.



изображение_2022-11-08_195027611.png 1.11 MB


Культ животворящего источника связан с особенностями местности: тувинцы-скотоводы, полностью зависящие от воды, свято оберегали места выхода ручьев. Если это источник лечебный — минеральный, радоновый — то его называли аржааном. К началу источника не допускают никого, запрещено перешагнуть через родник аржаана, тем более бросить в него мусор. К территории аржаана не допускается домашний скот, вблизи него не разрешается ломать ветви деревьев и срывать с них листья, косить траву. Поклонение аржаану проводили один раз в год, летом при открытии сезона аржаана.

Культ освящения начала русла проводится весной, во время полива полей. Освящение проводится при изменении русла реки или ручья при поливе орошаемых земель. Вообще тувинцы считают, что вмешиваться в естественные процессы природы нельзя. Поэтому, изменяя русло реки для полива полей, они просят прощения у реки.

Культ освящения танды — горного комплекса со своей природной средой проводится, чтобы просить благополучия и урожая у тайги.

Культ освящения неба связан с верой кочевников, что небо влияет на все происходящее вокруг. Это самый высший культ, его проводили самые сильные шаманы в случаях засухи и природных катаклизмов.



изображение_2022-11-08_195208666.png 1.28 MB


К помощи шаманов тувинцы прибегали в прошлом по самым разнообразным поводам, но чаще всего в случае болезни. Выбирал шамана сам больной. Шаман зажигал курильницу, чтобы очистить свои атрибуты — бубен и свою одежду — перед камланием. Шаман проводил «разговор с духами», затем делал «образ болезни», мучащей пациента, из бумаги и материи. Вместе с огаалгой — маленьким кусочком войлока, на который положены остатки старой заварки и кусочек сырого мяса, то есть пища для духа — образ болезни выносили из юрты, чтобы духи болезни также ее покинули.

Когда шаман покидал юрту, перед ним открывали дверь, причем всегда по левой от очага стороне юрты. Шамана провожали до его юрты. Пациент обязательно платил шаману за обряд.



изображение_2022-11-08_195515653.png 408.73 KB


Тувинцы считают, что у человека множество душ, а во время болезни одну или несколько душ похищают злые духи. Шаман должен был восстановить надлежащий порядок: вернуть человеку душу, откупив ее у злых духов. В этом суть лечебных обрядов. Тувинцы считали, что человек, которого покинула главная душа, вскоре умрет. Придя к выводу, что больного покинула главная душа, шаман отправлялся за ней в страну аза и после борьбы со злыми духами возвращал душу.

По традиции шаман во время камлания сообщал всем то, что он видел в «далеких краях», о чем слышал там, где «побывал».

Спасибо, что прочитали до конца. Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь на канал.

Читайте также

Комментарии 1

Войдите для комментирования
■ Погляди вокруг 10 ноя 2022 в 17:52
Интересно, для меня это новая информация. Спасибо.
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ