Куда пропал авторитет учителя, или Что такое современная школа
18 ноя 2022 · 19:17
учитель.jpg180.52 KB
З
дравствуйте!
В сегодня мне захотелось поразмышлять на тему, а что же такое современная школа. И как изменилась она за последние несколько десятилетий.
Сколько я помню свои первые школьные годы, каждое 1 сентября мы, ученики советской школы, в парадной форме, чистенькие, красивые, с букетами астр выстраивались перед дверями школы на линейке в ожидании нового учебного года.
И вряд ли в то время в нашей стране были дети, которые не испытали эти счастливо-трепетные и в то же время волнительные чувства. В то время все было четко: каждый ребенок обязан был получить среднее образование. И все работало отлаженно, как часы. Сначала средняя школа, параллельно обязательно музыкальная или спортивная. После школы непременно институт.
А кто-то заканчивал 8 классов, затем получал профессиональное образование и шел работать. Помимо школы было множество разнообразных кружков: танцы, выжигание, моделирование, да все что хочешь. И все было доступно. Каждый ребенок был при деле, не упускали никого. Дети были заняты, родители спокойны.
А потом пришли нелегкие 90-е годы, и отлаженная система стала расшатываться. Было решено, что вся наша советская система образования устарела, как и сам Советский Союз, что по сравнению с западной она вся какая-то не современная, закоснелая, авторитарная и ее обязательно нужно менять, но только вот как именно – точно никто не знал.
Отменили школьную форму, которая почему-то сразу стала мозолить всем глаза, начались поборы с родителей, постепенно стали уходить на пенсию старые учителя, с советской закалкой и знаниями, а новые на смену не шли: копеечная зарплата их ну никак не привлекала. Большинство из них в это время стояло на рынках, где по сравнению со школой они могли заработать ну хоть какую-то копейку.
Дряхлели и приходили в негодность школьные материалы, да и сами школы, так как денег на обновление и ремонт просто не было. Начались проблемы с учебниками, так как коммунизм так и не построили и уже не собирались заниматься этим, а старые учебники заменить было нечем.
Вместе с отмиранием старой советской системы образования уходило в прошлое и уважение к учителю, особое отношение, поклонение. Да и какое могло быть поклонение к нищему, голодному учителю от ученика, которого папа привез в школу на «Мерседесе»?
Помню, в средней школе некоторые ученики втихаря насмехались над учительницей истории, которая учила нас разумному доброму вечному, а по выходным стояла на рынке и в 30-градусный мороз продавала сумки. Другая учительница вязала вещи на продажу, правда продавала исключительно коллегам по работе, так как советское воспитание не позволяло ей делать это на улице.
Отсюда и многочисленные забастовки учителей в то время, которые мы, ученики, по незнанию воспринимали как внеплановые каникулы.
В 2005 году началась масштабная реформа системы образования. Стали строить новые школы и ремонтировать старые. Вводился пресловутый ЕГЭ, споры о целесообразности которого не утихают до сих пор. Зарплату учителям подняли на должный уровень – и потянулись в школу молодые кадры.
И вроде бы все постепенно становится хорошо, но кажется, что вместе с отмиранием старой советской системы образования ушло в прошлое что-то хорошее, что отличало наши школы от западных.
В начале 2000-х годов мне довелось побывать на практике в школе, так как по образованию я учитель истории и для получения диплома необходимо было провести определенное количество уроков.
Уже тогда я поняла, что авторитет учителя умирает с немыслимой скоростью. Но если в те годы он ещё подавал признаки жизни, то сейчас он похоронен окончательно. Уважения к учителям нет никакого абсолютно.
И здесь было бы ошибочно говорить о том, что виноваты в этом только дети, которые, несомненно, стали более циничными и менее сентиментальными. Но это веяние времени, и нужно работать с тем, что есть. Но и сами учителя во многом обесценили значимость своей профессии.
Двойные стандарты учителя, который днем учит высокому, а вечером выкладывает посты в соцсетях с фото из бара в пьяном виде или говорит в учительской: «Опять ко мне эта мамашка приперлась... Достал этот дебил Петров», – не позволяют относиться к нему с уважением.
Большая проблема в том, что ученики просто перестали верить учителям. А сами учителя взяли на себя роль обслуги, а не носителей знаний.
Сегодня уважать учителя только за то, что он учитель, уже никто не будет. А потому педагог, если он не смог установить авторитетный метод общения с учениками, выбирает авторитарный. Отсюда возникают плохие оценки, которые зачастую являются уже показателем не знаний ученика, а его взаимоотношением с преподавателем.
Градус озлобленности в школах просто зашкаливает. Причем с обеих сторон. И думаю, что одной реформы образования, для того чтобы это исправить, будет мало.
Мне кажется, что в современной школе учителем с большой буквы сможет стать тот, кто предложит ученикам авторитетную систему моральных принципов и – самое главное – сможет без лицемерия сам же ей соответствовать.
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "учитель.jpg", "filesize": 184851, "height": 501, "pic_id": 250880, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/18/%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C.jpeg", "width": 734}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "З"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "дравствуйте!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В сегодня мне захотелось поразмышлять на тему, а что же такое современная школа. И как изменилась она за последние несколько десятилетий."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сколько я помню свои первые школьные годы, каждое 1 сентября мы, ученики советской школы, в парадной форме, чистенькие, красивые, с букетами астр выстраивались перед дверями школы на линейке в ожидании нового учебного года."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И вряд ли в то время в нашей стране были дети, которые не испытали эти счастливо-трепетные и в то же время волнительные чувства. В то время все было четко: каждый ребенок обязан был получить среднее образование. И все работало отлаженно, как часы. Сначала средняя школа, параллельно обязательно музыкальная или спортивная. После школы непременно институт."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А кто-то заканчивал 8 классов, затем получал профессиональное образование и шел работать. Помимо школы было множество разнообразных кружков: танцы, выжигание, моделирование, да все что хочешь. И все было доступно. Каждый ребенок был при деле, не упускали никого. Дети были заняты, родители спокойны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А потом пришли нелегкие 90-е годы, и отлаженная система стала расшатываться. Было решено, что вся наша советская система образования устарела, как и сам Советский Союз, что по сравнению с западной она вся какая-то не современная, закоснелая, авторитарная и ее обязательно нужно менять, но только вот как именно – точно никто не знал."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Отменили школьную форму, которая почему-то сразу стала мозолить всем глаза, начались поборы с родителей, постепенно стали уходить на пенсию старые учителя, с советской закалкой и знаниями, а новые на смену не шли: копеечная зарплата их ну никак не привлекала. Большинство из них в это время стояло на рынках, где по сравнению со школой они могли заработать ну хоть какую-то копейку."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дряхлели и приходили в негодность школьные материалы, да и сами школы, так как денег на обновление и ремонт просто не было. Начались проблемы с учебниками, так как коммунизм так и не построили и уже не собирались заниматься этим, а старые учебники заменить было нечем."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вместе с отмиранием старой советской системы образования уходило в прошлое и уважение к учителю, особое отношение, поклонение. Да и какое могло быть поклонение к нищему, голодному учителю от ученика, которого папа привез в школу на «Мерседесе»?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Помню, в средней школе некоторые ученики втихаря насмехались над учительницей истории, которая учила нас разумному доброму вечному, а по выходным стояла на рынке и в 30-градусный мороз продавала сумки. Другая учительница вязала вещи на продажу, правда продавала исключительно коллегам по работе, так как советское воспитание не позволяло ей делать это на улице."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Отсюда и многочисленные забастовки учителей в то время, которые мы, ученики, по незнанию воспринимали как внеплановые каникулы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 2005 году началась масштабная реформа системы образования. Стали строить новые школы и ремонтировать старые. Вводился пресловутый ЕГЭ, споры о целесообразности которого не утихают до сих пор. Зарплату учителям подняли на должный уровень – и потянулись в школу молодые кадры."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И вроде бы все постепенно становится хорошо, но кажется, что вместе с отмиранием старой советской системы образования ушло в прошлое что-то хорошее, что отличало наши школы от западных."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В начале 2000-х годов мне довелось побывать на практике в школе, так как по образованию я учитель истории и для получения диплома необходимо было провести определенное количество уроков."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Уже тогда я поняла, что авторитет учителя умирает с немыслимой скоростью. Но если в те годы он ещё подавал признаки жизни, то сейчас он похоронен окончательно. Уважения к учителям нет никакого абсолютно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И здесь было бы ошибочно говорить о том, что виноваты в этом только дети, которые, несомненно, стали более циничными и менее сентиментальными. Но это веяние времени, и нужно работать с тем, что есть. Но и сами учителя во многом обесценили значимость своей профессии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двойные стандарты учителя, который днем учит высокому, а вечером выкладывает посты в соцсетях с фото из бара в пьяном виде или говорит в учительской: «Опять ко мне эта мамашка приперлась... Достал этот дебил Петров», – не позволяют относиться к нему с уважением."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Большая проблема в том, что ученики просто перестали верить учителям. А сами учителя взяли на себя роль обслуги, а не носителей знаний."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сегодня уважать учителя только за то, что он учитель, уже никто не будет. А потому педагог, если он не смог установить авторитетный метод общения с учениками, выбирает авторитарный. Отсюда возникают плохие оценки, которые зачастую являются уже показателем не знаний ученика, а его взаимоотношением с преподавателем."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Градус озлобленности в школах просто зашкаливает. Причем с обеих сторон. И думаю, что одной реформы образования, для того чтобы это исправить, будет мало."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мне кажется, что в современной школе учителем с большой буквы сможет стать тот, кто предложит ученикам авторитетную систему моральных принципов и – самое главное – сможет без лицемерия сам же ей соответствовать."}], "attributes": []}], "selectedRange": [4, 4]}
Комментарии 3