Человечество движется по тесным улицам, сочатся рикши. Сумерки забрызганы электрическим светом лавок, дымом жаровен, флуорисцентом тканей. Гудки и голоса сливаются в огромный гипнотический звук. Среди хаоса молчаливы и достойны особняки-хавели, одинокие в месиве страз, гирлянд растворимого кофе. Инкрустированы в беспорядок, как перламутр в истерзанное временем трюмо.
Роскошные входы покрыты жирной пылью, окна темны, но хавели все еще похожи на кружево, сотканное вокруг внутреннего двора - чоука. Раньше в них жили семьи - хранители утонченной культуры с оттенками персидских сумерек, делийского техзиба. Их время исчезло.
крик хавели
Теперь старые особняки напоминают лодки, обросшие мидиями: к ним прицепились пристройки, комнаты рассекли фанерные перегородки, склады, общежития. Узор стен заклеен афишами.
Но душа хавели здесь. Кажется изнутри идет какой-то тонкий звук, потрескавшиеся стены поют.
Хавели манят меня. Думаю о них, читаю о них, нахожу схемы их устройства: чоук, парсал, терраса-отла, круговорот комнат - архитектурная вселенная. Мне хочется оживить ее, пройти путь от пышного рассвета до сумерек. Так получается "Украденный город" - история перемен урбанической культуры, и жизни людей, и судьбы их домов.
Комментарии 0