23 мар 2023 · 07:30    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я восхищаюсь керамикой лучших мануфактур Европы и России, но изящество восточного фарфора остается на недосягаемой высоте. Вот почему я решила посетить Государственный музей Востока в Москве. Немыслимо любить фарфор и не обратиться к его великолепным примерам из Китая и Японии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Для читателей поясню, что я изучаю историю фарфора, поэтому посещаю выставки и музеи в Москве, бываю на блошиных рынках и в антикварных салонах. Если вам интересна тема канала, подписывайтесь, будем общаться."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Мой билет в музей. Фото автора", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "2023-03-22_19-53-43.png", "filesize": 628509, "height": 640, "pic_id": 486638, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/22/2023-03-22_19-53-43.jpeg", "width": 864}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Искусство Китая"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Благодаря древней культуре Поднебесной, мир приобрел такие прекрасные вещи, как шелк, фарфор, бумагу и многое другое. Китай был исторической родиной фарфора и долгое время хранил секреты от европейцев, пока алхимик Иоганн Бёттгер не открыл рецепт мейсенского фарфора. Несмотря на это изобретение, стиль «шинуазри» оставался чрезвычайно популярным у императоров и аристократов. Европейские керамисты подражали Китаю (фр. chinoiserie — кита́йщина), используя стили и приемы традиционного китайского искусства."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "На современной фарфоровой посуде надпись «china» обозначает не страну-производителя, а указывает на твердый фарфор, «bone china» - на костяной фарфор."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Слева: Ваза \"Драконы, фениксы и цветы в вазах\", период Ваньди (1572 - 1620). Справа: Аквариум \"Утки и аисты в лотосовом пруду\". Период Лунцин (1567-1572). Фото автора", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "2023-03-22_19-54-10.png", "filesize": 843673, "height": 584, "pic_id": 486640, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/22/2023-03-22_19-54-10.jpeg", "width": 881}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В хронологии китайского искусства принято подразделять годы создания на династии. Считается, что верха своего совершенства фарфор Китая достиг в периоды Мин (1368-1644 гг.) и Цин (1644-1911 гг.)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Роспись синим кобальтом"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С XIV века из Ирана в Китай пришло декорирование подглазурным синим кобальтом. В витринах музея можно увидеть много вариантов такой росписи. Впоследствии она была заимствована голландскими мастерами из Делфта, которые переосмыслили и сделали сине-белую роспись своим национальным достоянием."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Кобальтовая роспись на чаше XVI в. Фото автора", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "2023-03-22_19-55-03.png", "filesize": 1048490, "height": 663, "pic_id": 486642, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/22/2023-03-22_19-55-03.jpeg", "width": 885}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Полихромные эмали"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Со временем возникает сложный прием пятицветной росписи"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " уцай"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " двойного обжига: сначала наносится кобальт, а потом подглазурные краски и эмали фиолетового, кораллового, желтого, черного и зеленого оттенков."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Витрина с фарфором XVIII-XIX вв. в Музее Востока. Фото автора", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "2023-03-22_19-55-33.png", "filesize": 1436140, "height": 594, "pic_id": 486650, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/22/2023-03-22_19-55-33.jpeg", "width": 888}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К своему наивысшему расцвету фарфоровое искусство приходит в династию Цин (1644 - 1912). Кобальтовая роспись становится совершенной, в том числе, по глубине цвета и по сложности сюжетов и композиций. Помимо глубокого синего цвета в росписи используются монохромные эмали («зеленого», «розового» и «черного семейства») и полихромные росписи."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Блюдо \"100 оленей\", XIX в. Фото автора", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "2023-03-22_19-56-48.png", "filesize": 1010066, "height": 589, "pic_id": 486659, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/22/2023-03-22_19-56-48.jpeg", "width": 884}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Фарфоровые табакерки"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Миниатюрные сосуды для ароматического табака давно стали предметом поклонения коллекционеров. Кроме фарфора, их могли изготавливать из полудрагоценных камней, дерева, стекла, и к такой чаше прилагалась костяная или металлическая ложечка."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фарфоровые табакерки XVIII-XIX вв. Фото автора", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "2023-03-22_19-57-28.png", "filesize": 1337488, "height": 658, "pic_id": 486663, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/22/2023-03-22_19-57-28.jpeg", "width": 886}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эти сведения о китайском фарфоре я узнала после посещения Музея Востока. В его фондах хранится не только коллекция фарфора (X - XX вв.), а также изделия из слоновой кости, художественные лаки, перегородчатые эмали, образцы резной мебели, украшений, костюмов, национальной вышивки и тканей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Дворцовая ваза XIX века. Фото автора", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "2023-03-22_19-58-12.png", "filesize": 792696, "height": 665, "pic_id": 486664, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/22/2023-03-22_19-58-12.jpeg", "width": 878}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Искусство Японии"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Выставка искусства Японии охватывает период от XII до начала XX века. Образцы керамики разделены на два зала, и это не случайно, поскольку отражают два явления в культуре этой страны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первый зал. В XV – XVI вв. под воздействием дзэн-буддизма в Японии зародилась чайная церемония, которая представляла собой набор последовательных действий и стала ритуалом. В музее создана реконструкция японского дома с комнатой и предметами для чайной церемонии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Реконструкция японского дома с предметами для чайной церемонии. Фото автора", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "2023-03-22_19-58-47.png", "filesize": 1168711, "height": 661, "pic_id": 486666, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/22/2023-03-22_19-58-47.jpeg", "width": 890}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Развитие чайной культуры способствовало развитию керамического искусства и появлению мастеров, которые руками лепили принадлежности для чая: простые, даже грубоватые чаши, сосуды для воды, вазы для цветов, курильницы, коробочки для хранения благовоний."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эстетика традиционных японских предметов заключается в естественности и натуральности, подчеркивает приоритет духовности перед внешней красотой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Сосуд для воды и ваза с изображениями бамбука. Коробочки для благовоний. Изделия XVII-XVIII вв. Фото автора", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "2023-03-22_19-59-17.png", "filesize": 955493, "height": 649, "pic_id": 486667, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/22/2023-03-22_19-59-17.jpeg", "width": 897}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Второй зал"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " демонстрирует влияние европейцев на традиционную японскую культуру. Производство фарфора в Японии начинается в XVII в. Изделия создавались на экспорт по заказу Ост-Индской голландской компании по западным моделям. На витринах музея выставлены разнообразные изделия мастерских Ариты."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Витрины зала с японским фарфором XVIII - XIX вв. Фото автора", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "2023-03-22_20-00-00.png", "filesize": 1223054, "height": 633, "pic_id": 486669, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/22/2023-03-22_20-00-00.jpeg", "width": 875}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если сравнить эти предметы с традиционно-японской керамикой для чайной церемонии, то можно заметить сильное влияние китайской культуры. Среди экспонатов много изделий с кобальтом, позолотой, фарфора с полихромными эмалями."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На рубеже XIX-XX веков, когда проводились Всемирные промышленные выставки в Париже, западный мир в очередной раз был потрясен культурой Японии и начал переосмысливать старые декоративные стили."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Резьба по кости"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В залах японской культуры много интересных экспонатов, которые не вошли в статью: к примеру, коллекция нэцке - японской миниатюрной пластики, которая насчитывает около 200 фигурок; оружие и традиционные кимоно. В завершение покажу читателям образцы японской тончайшей резьбы по слоновой кости."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Декоративная ваза в стиле сибаяма - нач. XX в. Скульптуры из слоновой кости XIX в.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "2023-03-22_20-00-39.png", "filesize": 1065925, "height": 631, "pic_id": 486670, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/22/2023-03-22_20-00-39.jpeg", "width": 887}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Императорский дар"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Гордостью музея является скульптура орла, занимающая центральную часть одного из залов. Это дар японского императора Мэйдзи императору России Николаю II по случаю его коронации в Москве в 1896 году."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Орел на сосне\". Императорский дар. Фото автора", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "2023-03-22_20-00-56.png", "filesize": 1593791, "height": 667, "pic_id": 486671, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/22/2023-03-22_20-00-56.jpeg", "width": 887}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В музее представлена культура многих народов Востока. Кроме Японии и Китая, которым посвящена статья, меня впечатлили залы искусства Юго-Восточной Азии (Тайланда, Индонезии, Бирмы, Вьетнама) и зал самобытной культуры Кореи."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Народам Средней Азии и Казахстана, декоративно-прикладному искусству народов Кавказа посвящены залы на первом этаже музея."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Адрес Государственного музея Востока: Москва, Никитский бульвар, д. 12а. "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://www.orientmuseum.ru/"}, "string": "Сайт музея."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Спасибо за внимание!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Лучший способ поблагодарить автора - подписаться, оставить комментарии и лайки!"}], "attributes": ["quote"]}], "selectedRange": [1014, 1164]}
Комментарии 2