И лежит он как раз через ту самую «россику», что упомянула в конце прошлой статьи.Всё же начну издалека. Смотрела пояснения для себя. Решила и с вами поделиться...
Началом портретной живописи в России можно считать иконопись лишь очень приблизительно. Перед средневековыми иконописцами стояли иные задачи, чем передача точности черт лица изображаемого или отражение его эмоционального состояния.
Одним из первых портретных изображений считается миниатюра в «Изборнике Святослава» от 1073 года, представляющая князя Святослава Ярославича с семьёй.
Источник https://ar.culture.ru/ru/article/istoriya-portretnogo-zhanra-v-rossii?ysclid=lordpfiouf732027017
Развитие мастерства иконописи можно наглядно увидеть сравнив иконы Андрея Рублёва и Симона Ушакова на одну тему - Троица. Почти 250 лет отделяют написание одной от другой.
Согласно Ветхому Завету к столетнему праведному старцу, праотцу Аврааму, явился Бог в виде трёх странников-ангелов. Авраам и Сарра угощают путников под дубом Мамврийским. Ангела предрекают им рождение сына Исаака.
У Андрея Рублёва сюжет сосредоточен только на трёх странниках. Потому фигуры и занимают всё основное пространство. Нет места посторонним предметам. которые бы отвлекали взгляд. Это именно моленный образ, нацелен на духовное переживание, а не на рассказ о событии.
Но ничто не стоит на месте. Изменяются и религиозные каноны в отношении исполнения икон. Ангелы уже выглядят вполне живыми существами, отображаются анатомические особенности строения лиц. Стол с чашей - символ таинства жертвы искупления - подобен натюрморту. Мастер, подписывая работы, называл себя Пимен Фёдоров по прозванию Симон Ушаков).
Источник https://yandex.ru/images/search?lr
Симон Ушаков был автором значимых реформ в сфере написания икон. Кроме использования новаторских техник в изображении ликов святых, он первым стал изображать на иконах тексты с прославлением Творца и выражением надежд на получение его милости.
Симон стал автором 12 сохранившихся образов «Спаса Нерукотворного» - икон с изображением образа Христа.
Симон Ушаков "Спас Нерукотворный" 1677 год. Источник https://biographe.ru/uchenie/simon-ushakov/?ysclid=lorfgj20dg521231970
Не всем нравилось творчество художника, он подвергался его нападкам за богохульство и подражание западной культуре.
В чём же суть этих нападок? В чём новаторство Симона Ушакова?
Углубилась в тему... как обычно...
Но это важно! Важно знать, как формировалась база для будущей портретной живописи в России, да и других живописных жанров.
Так что и россика тоже откладывается.
Придётся вам следовать за мной. Но разделю текст на малые части)))
Продолжение следует...
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "... путь длинный... и сложный..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И лежит он как раз через ту самую «россику», что упомянула в конце прошлой статьи."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Всё же начну издалека. Смотрела пояснения для себя. Решила и с вами поделиться..."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Началом портретной живописи в России можно считать иконопись лишь очень приблизительно. Перед средневековыми иконописцами стояли иные задачи, чем передача точности черт лица изображаемого или отражение его эмоционального состояния."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Одним из первых портретных изображений считается миниатюра в «Изборнике Святослава» от 1073 года, представляющая князя Святослава Ярославича с семьёй. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Источник https://ar.culture.ru/ru/article/istoriya-portretnogo-zhanra-v-rossii?ysclid=lordpfiouf732027017", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "изборник.jpg", "filesize": 167482, "height": 867, "pic_id": 749359, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/09/%D0%B8%D0%B7%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA.jpeg", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Развитие мастерства иконописи можно наглядно увидеть сравнив иконы Андрея Рублёва и Симона Ушакова на одну тему - Троица. Почти 250 лет отделяют написание одной от другой. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Согласно Ветхому Завету к столетнему праведному старцу, праотцу Аврааму, явился Бог в виде трёх странников-ангелов. Авраам и Сарра угощают путников под дубом Мамврийским. Ангела предрекают им рождение сына Исаака."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У Андрея Рублёва сюжет сосредоточен только на трёх странниках. Потому фигуры и занимают всё основное пространство. Нет места посторонним предметам. которые бы отвлекали взгляд. Это именно моленный образ, нацелен на духовное переживание, а не на рассказ о событии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но ничто не стоит на месте. Изменяются и религиозные каноны в отношении исполнения икон. Ангелы уже выглядят вполне живыми существами, отображаются анатомические особенности строения лиц. Стол с чашей - символ таинства жертвы искупления - подобен натюрморту. Мастер, подписывая работы, называл себя Пимен Фёдоров по прозванию Симон Ушаков). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Источник https://yandex.ru/images/search?lr", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Рублёв-Ушаков.JPG", "filesize": 130462, "height": 552, "pic_id": 749362, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/09/%D0%A0%D1%83%D0%B1%D0%BB%D1%91%D0%B2-%D0%A3%D1%88%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2.jpeg", "width": 755}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Симон Ушаков был автором значимых реформ в сфере написания икон. Кроме использования новаторских техник в изображении ликов святых, он первым стал изображать на иконах тексты с прославлением Творца и выражением надежд на получение его милости. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Симон стал автором 12 сохранившихся образов «Спаса Нерукотворного» - икон с изображением образа Христа. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Симон Ушаков \"Спас Нерукотворный\" 1677 год. Источник https://biographe.ru/uchenie/simon-ushakov/?ysclid=lorfgj20dg521231970", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "спас-нерукотв.jpg", "filesize": 263751, "height": 801, "pic_id": 749365, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/09/%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%81-%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B2.jpeg", "width": 752}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Не всем нравилось творчество художника, он подвергался его нападкам за богохульство и подражание западной культуре."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В чём же суть этих нападок? В чём новаторство Симона Ушакова? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Углубилась в тему... как обычно..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но это важно! Важно знать, как формировалась база для будущей портретной живописи в России, да и других живописных жанров. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так что и россика тоже откладывается."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Придётся вам следовать за мной. Но разделю текст на малые части)))"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Продолжение следует..."}], "attributes": []}], "selectedRange": [1933, 1933]}
Комментарии 47