17 янв 2025 · 14:06    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "scale_1200.png", "filesize": 816261, "height": 448, "pic_id": 948836, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/17/scale_1200_w6gGSKA.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250117%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250117T104722Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=80547741d168ace8142ef87d695a90b67004435f0db28205020f7d7f617ae19f", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Классический ареал обитания кораблей береговой обороны- это от Нарвика до Роттердама и до Кронштадта. По странам- Норвегия, Швеция, Дания, Голландия, Финляндия, Северная Россия и Северная Германия. Северная Европа. Береговой рельеф, прибрежное мелководье, ограниченные акватории, узости заливов и проливов-все располагает. Именно в этом регионе и сформировалось эталонное понятие броненосца береговой обороны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Крупнейшим скандинавским государством в XIX веке было Шведско-Норвежское королевство, личная уния Швеции и Норвегии. Швеция получила Норвегию в качестве награды за участие в войне с Наполеоном, формально это было оформлено как один король на два королевства. Естественно, шведский. При этом Норвегия сохраняла внутреннюю самостоятельность, конституцию, флаг, парламент, бюджет, армию и флот."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кстати, норвежцы в 1896 году занимали 3-е место в мире по суммарному тоннажу, уступая только Великобритании и Германии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Уния продлилась с 1814 по 1905 год. Развод прошел мирно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "scale_1200 (1).png", "filesize": 382373, "height": 675, "pic_id": 948837, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/17/scale_1200_1.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250117%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250117T104826Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=3f379b09d84afb807c1eb184a3f872c8aca2c434b9d321848c44d5fc80aec0a1", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Королевство Швеции и Норвегии"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Швеция имела самое непосредственное отношение к появлению броненосных кораблей береговой обороны. Здесь в 1803 году родился Джон (Ю́хан) Э́рикссон. В 1839 году он переселился в США и в 1861-1862 годах построил там «Монитор», корабль, имя которого стало названием нового класса кораблей. Джон был весьма талантливым изобретателем, кроме мониторов он изобрел гребной винт для кораблей, паровой насос, конденсатор, паровой котел нового типа и бронированную орудийную башню своей конструкции."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Хотя Эрикссон с 1848 года стал американским гражданином, про свою родину он не забыл. Когда шведский парламент пришел к выводу о необходимости создания нового парового железного современного флота и обратился к изобретателю, тот предложил поделиться своими наработками. В американскую командировку в июле 1862 года был отправлен лейтенант Джон Кристиан д'Айи, которому Эрикссон продемонстрировал промышленную базу (прокатные станы, оружейные и литейные заводы, верфи, где строились броненосцы) и передал необходимые чертежи."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1863 году д'Айи вернулся в Швецию и под руководством Эрикссона доработал проект броненосца для шведского флота."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В итоге на свет появилось восемь броненосных кораблей с причудливыми генеалогическими связями между собой. Иногда выделяют аж четыре типа броненосцев. Историки флота к единому мнению прийти не смогли до сих пор."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Здесь мы будем рассматривать все восемь мониторов как в целом однотипные. Но... «Прежде, чем объединяться, нам надо решительно размежеваться» (с)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_3.png", "filesize": 152143, "height": 340, "pic_id": 948838, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/17/Screenshot_3.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250117%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250117T104851Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=72d62ed866a9cdbb39c5e5a482792b3e0e0a64c96e665e2bcf2b62ae1992aac2", "width": 577}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Итак, сначала шведы построили для Королевского флота Швеции на верфи Motala Verkstad в Норрчёпинге три монитора. Головной, получивший имя в честь гениального соотечественника- «Джон Эрикссон» спустили на воду в 1865. «Тордон» и «Тирфинг» - в 1866 и 1867 соответственно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Thordön- от древнешведского þordyn (дословно «шум Тора») или шум грома."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Tirfing- магический меч в скандинавской мифологии, он фигурирует в поэме из Старшей Эдды под названием Hervararkviða и в саге о Херваре."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1871 году на воду был спущен более крупный корабль этого типа с усиленным бронированием. Обошелся он в 1 200 428 шведских крон. Его нарекли «Локи». У названия два объяснения. Классическое- с отсылкой к скандинавскому богу и дословное- от географии. Судя по написанию названия корабля- скорее город. Но возможны варианты."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Loke — город в регионе Емтланд в Швеции, примерно в 442 км к северо-западу от Стокгольма"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ло́ки (Loki) — сын ётуна Фарбаути и Лаувейи, также упоминается в качестве бога хитрости, обмана и коварства и т. п. качеств в германо-скандинавской мифологии"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1867 году норвежский парламент санкционировал строительство в Швеции за 1 102 000 норвежских крон еще одного монитора. От шведских собратьев он отличался вооружением, норвежцы его оснастили парой стальных 270-миллиметровых (10, 6 дюйма) нарезных дульных орудий Армстронга в башне, а также 80-миллиметровым (3, 1 дюйма) орудием. Назвали его- «Мьёльнер» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Mjöllnir- («сокрушитель») — в германо-скандинавской мифологии боевой молот бога Тора."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кроме того, норвежцы у себя в Хортене построили для Королевского флота Норвегии еще два монитора- HNoMS Skorpionen и HNoMS Thrudvang,"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "спущенных на воду соответственно в 1866 и 1869 годах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Названия совершенно разноплановые."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Skorpionen- это, разумеется, скорпион."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Thrudvang (Þrúðvangr) - царство скандинавского бога Тора."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но и это не все, в 1872 году в Хортене сошел на воду еще один норвежский монитор HNoMS Thor, незатейливо названный в честь скандинавского бога Тора. И он гораздо крупнее предшественников, почти 2000 тонн."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В итоге максимально дробная схема выглядит так:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "3 монитора для шведского флота («Джон Эрикссон», «Тордон» и «Тирфинг»)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1 более крупный монитор для шведского флота «Локи» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "3 монитора для норвежского флота («Скорпионен», «Трудванг» и «Мьёльнер»)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1 более крупный монитор для норвежского флота «Тор» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Часто в тип «Джон Эрикссон» добавляют «Мьёльнер» и «Локи», доводя его до 5 единиц. «Мьёльнер» присутствует и в полном списке типа «Джон Эрикссон» и у типа «Скорпионен»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мнения историков флота разделились. Харрис считает, что «Джон Эрикссон» имел 4 котла, а «Скорпионен» -5, в остальном конструкция идентична. Гарденер и Сильверстоун относят «Мьёльнер» к «Скорпионен» и разделяют корабли по разным типам. Но, корабли, безусловно, имеют общее происхождение."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_1.png", "filesize": 261268, "height": 287, "pic_id": 948841, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/17/Screenshot_1.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250117%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250117T105037Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=994a353b9227315d7e98a1b3add2ad1488afb37708aaa5cf48020337c8084cfb", "width": 899}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "scale_1200.png", "filesize": 26372, "height": 347, "pic_id": 948846, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/17/scale_1200_He7M2VY.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250117%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250117T105150Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=0005c7a86a10f20d259bcbf5516edcfc0efc4fc3162030e31e45a94656ee66e2", "width": 623}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "scale_1200 (2).png", "filesize": 12598, "height": 185, "pic_id": 948847, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/17/scale_1200_2.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250117%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250117T105157Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=8c0b9d10fbdb099942b238676b1a57c24eaed0d243f08cfbc3d6cb3dfc7c4794", "width": 500}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Джон Эрикссон» HSwMS «John Ericsson» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Motala Verkstad., Норрчёпинг. Заложен июнь 1864 г. Спущен на воду 17 марта 1865 г. Завершен 13 ноября 1865 г. Продан ноябрь 1919 г."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Тордон» HSwMS «Thordon» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", позже "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Tordön» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Motala Verkstad. Заложен ноябрь 1864 г. Спущен на воду 1 декабря 1865 г. Завершен 14 августа 1866 г. Продан 1922 г."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Тирфинг» HSwMS «Tirfing» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Motala Verkstad. Заложен 28 января 1865 г. Спущен на воду 1 июня 1866 г. Завершен 2 июля 1867 г. Продан на лом 1922"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Мьёльнер» HNoMS Mjølner"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Motala Verkstad. Заложен 1867. Спущен на воду 1868. Завершен 7 сентября 1868. Списан 1909. Продан на слом в Ставангере компании Stavanger Skipsopphugningsco. A/S"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Водоизмещение 1517/1522 метрических тонны (1498 длинных тонн). Длина 60, 88 м (199 футов 9 дюйм) /62, 3 м. Ширина 13, 54 м (44 фута 5 дюймов) /13, 9 м. Осадка 3, 4 м (11 футов 2 дюйма) /3, 48 м"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Силовая установка: 1 вал, 1 горизонтальная паровая машина, 4 цилиндрических котла, 380 л. с. Скорость 6, 5 узлов. Запас угля 128 тонн. Дальность 950 морских миль. Экипаж 80–104 человека (73-84)"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Броня- пояс 124 мм (4, 9 дюйма), орудийная башня 270 мм (11 дюймов), палуба 24, 6 мм (1, 0 дюйма), боевая рубка 225 мм (8, 9 дюйма)"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вооружение- 2 × 15 дюймов (380 мм) M / 65 пушки Дальгрена (Джон Эриксон), 2 × 267 мм (10, 5 дюйма) M / 66 гладкоствольные пушки (Тордон и Тирфинг), 2 × 270 мм (10, 6 дюйма) пушки Армстронга, 1 × 80 мм (3, 1 дюйма) пушка (Мьёльнер)"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1869, Thordön, Tirfing: сняты 1 x 2 - 267мм/17; установлены 1 x 2 - 274мм/16 K/19 M1869"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1877, все: установлены 2 x 5 - 12. 75 мм"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1881-1882, John Ericsson: сняты 1 x 2 - 381 мм/10, 2 x 5 - 12. 75 мм; установлены 1 x 2 - 240 мм/18 K/21 M1876, 2 x 4 - 25мм/32 M1877"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1894-1895, John Ericsson: сняты 1 x 2 - 240 мм/18, 2 x 4 - 25 мм/32; установлены 2 x 1 - 152 мм/30 K/32 M1889, 2 x 1 - 57мм/46 M1892"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1902-1903, Tirfing: сняты 1 x 2 - 274 мм/16, 2 x 5 - 12. 75 мм; установлены 1 x 2 - 120 мм/43 K/44 M1894, 8 x 1 - 57мм/50 K/55 M1889B"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1904-1905, Thordön: сняты 1 x 2 - 274 мм/16, 2 x 5 - 12. 75 мм; установлены 1 x 2 - 120 мм/43 K/44 M1894, 8 x 1 - 47мм/49 K/52 M1895"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1905, John Ericsson: установлены 4 x 1 - 57мм/46 K/50 M1892"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1897 Mjølner: сняты 1 x 2 - 267мм/13; установлены 1 x 2 - 120мм/44 Armstrong Y, 2 x 1 - 65мм/50, 2 x 1 - 37мм/40 Hotchkiss"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "scale_1200 (1).png", "filesize": 28570, "height": 320, "pic_id": 948848, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/17/scale_1200_1_hwvq4kP.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250117%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250117T105223Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=e443e14968ea164de85572be7933416bbab4a2e75638d6aa6a11d3d609b376d9", "width": 641}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_2.png", "filesize": 133938, "height": 302, "pic_id": 948844, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/17/Screenshot_2.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250117%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250117T105107Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=5d6b768cd956c20d0e502f089393c999b4c3c8444d7c95e668d75697f6298444", "width": 494}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Локи» HSwMS Loke"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Motala Verkstad. Заложен март 1867 года. Спущен на воду 4 сентября 1869 года. Завершен 22 октября 1871 года. Выведен из эксплуатации 21 августа 1908 г. Продан на слом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Водоизмещение 1594 метрических тонн (1569 длинных тонн), 1620 метрических тонн (1590 длинных тонн) при полной загрузке. Длина 64, 4 м (211 футов 3 дюйма). Ширина 14, 03 м (46 футов 0 дюймов). Осадка 3, 7 м (12 футов 2 дюйма)"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Броня-пояс 124 мм (4, 9 дюйма), орудийная башня 381–447 мм (15, 0–17, 6 дюйма), палуба 24, 6 мм (1, 0 дюйм), боевая рубка 225 мм (8, 9 дюйма)"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двигатель- 1 паровая машина, 4 цилиндрических котла, 380 л. с.. 1 вал, Скорость 6, 5 узлов. Дальность 950 морских миль. Экипаж 80–104 человека"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вооружение 2 × 240-мм (9, 4 дюйма) орудия М/69."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "до 1870: сняты 1 x 2 - 274 мм/16; установлены 1 x 2 - 240 мм/16 K/19 M1869"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "скорпио.png", "filesize": 214573, "height": 429, "pic_id": 948849, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/17/%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BF%D0%B8%D0%BE.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250117%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250117T105306Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=33e4c7f510de415156f19fa71ee945603905cef49c81c5a2f871c1c2a76ba9bc", "width": 640}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Skorpionen_class.jpg", "filesize": 27043, "height": 698, "pic_id": 948845, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/17/Skorpionen_class.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250117%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250117T105114Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=5c8c30740067164ca363276455b80edf45672f594f66bd2f19dd64bec0b253a6", "width": 1256}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_3.png", "filesize": 184748, "height": 398, "pic_id": 948840, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/17/Screenshot_3_3CxNuq8.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250117%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250117T105029Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=35631944dfedb8a9ed60c676452eb5fff5615d9dd3b605a2c8e723928c8a286d", "width": 482}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "HNoMS Skorpionen"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Военно-морская верфь Хортена. Заложен 1865. Спущен на воду 1866. Списан 1908"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "HNoMS Thrudvang"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Военно-морская верфь Хортена. Спущен на воду 1869. Списан в 1918 г"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Водоизмещение 1490 длинных тонн (1514 тонн). Длина 62, 33 м (204 фута 6 дюймов). Ширина 13, 68 м (44 фута 11 дюймов). Осадка 3, 5 м (11 футов 6 дюймов)"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Броня- палуба 5 дюймов (127 мм), орудийная башня 12 дюймов (305 мм). Пояс 5 дюймов (130 мм)"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двигатель- Паровой двигатель, 450 л. с.. Скорость 8 узлов. Экипаж 85 человек"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вооружение 2 × 26, 67 см (10, 5 дюймов) нарезных дульнозарядных орудия RML"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1897: оба-сняты 1 x 2 - 267мм/13; установлены 1 x 2 - 120 мм/44 Армстронг Y, 2 x 1 - 65 мм/50, 2 x 1 - 37мм/40 Гочкис"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "scale_1200 (3).png", "filesize": 969803, "height": 572, "pic_id": 948852, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/17/scale_1200_3.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250117%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250117T105418Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=6f3aeb6a08a0ff32a849754d427b3e1f598de14e167ba948eec003a101af9f93", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "scale_1200 (4).png", "filesize": 857499, "height": 1080, "pic_id": 948853, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/17/scale_1200_4.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250117%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250117T105426Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=a1baae30261a3394aac31167a078fa559b47a5eb398cb515347cc801c084c9e2", "width": 740}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "scale_1200 (5).png", "filesize": 34645, "height": 335, "pic_id": 948854, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/17/scale_1200_5.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250117%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250117T105432Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=8eacb4a9527c1f0706948e29865a9821557bed3a7b73e8c4164e8b79758d81ea", "width": 701}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "scale_1200 (6).png", "filesize": 86354, "height": 305, "pic_id": 948855, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/17/scale_1200_6.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250117%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250117T105444Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=362a96d0408bf0734dda66b150bb54823729d9d71e2181f02bfb2950d21d01e9", "width": 477}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "HNoMS Thor "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "Военно-морская верфь Хортена. Заложен 1 января 1871 г. Спущен на воду 1872. Выведен из эксплуатации 1918. Затонул 7 марта 1919 г."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Водоизмещение 1975 тонн. Длина 62. 33м. Ширина 14. 48м. Осадка 3, 81м"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Палуба - 7 дюймов железной брони, башня была защищена 14 дюймами железной брони."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Движение-Поршневые паровые двигатели мощностью 600 л. с. Скорость 8. 0 узлов. Экипаж 95 человек"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вооружение 2 x 10, 5-дюймовых нарезных дульнозарядных орудия RML"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1897: сняты 1 x 2 - 267 мм/13; установлены 1 x 2 - 120 мм/44 Armstrong Y, 2 x 1 - 65 мм/50, 2 x 1 - 37 мм/40 Hotchkiss"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Джон Эрикссон» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Корпус монитора был разделен на девять основных отсеков восемью водонепроницаемыми переборками. Традиционно для повышения мореходности и улучшения обитаемости, позже корабли получили навесную палубу с мостиком между башней и трубой и полноценную надстройку."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По проекту экипаж монитора составлял 80 человек, но с появлением дополнительного вооружения увеличился до 104."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Loke, последний в этом классе, изначально был крупнее. Общая длина составляла 64, 4 метра (211 футов 3 дюйма), а максимальная ширина - 14, 03 метра (46 футов 0 дюймов). Осадка была 3, 7 метра (12 футов 2 дюйма) при водоизмещении 1620 метрических тонн (1590 длинных тонн) при полной загрузке."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Силовая установка состояло из одной двухцилиндровой вибрационной паровой машины, разработанной самим Эрикссоном, с четырехлопастным винтом диаметром 3, 74-метра (12 футов 3 дюйма) и четырьмя огнетрубными котлами. Мощность машины 380 номинальных лошадиных сил, что обеспечивало мониторам максимальную скорость 6, 5 узлов. Запаса угля в 110 тонн хватало на 6-дневный поход."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Броневой пояс мониторов -полный, из кованого железа, высотой 1, 8 м (5 футов 11 дюймов) и толщиной 124 миллиметров (4, 9 дюйма). Броневой пояс набирался из 5 пластин и крепился к 91 мм деревянной подложке. Снизу толщина составляла всего 74, 2 мм (три пластины). Броневая палуба состояла из двух слоев железных листов общей толщиной 24, 7 мм."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Орудийную башню защищало двенадцать слоев железа, в общей сложности 270 миллиметров (10, 6 дюйма) толщиной. Но только на первых четырех мониторов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На Loke"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "'бронирование башни было усилено до 447 миллиметров (17, 6 дюйма) в лобовой части и 381 миллиметр (15, 0 дюйма) по бокам."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Изнутри башни были обиты матрасами, для защиты от осколков."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Основание башни было защищено 127 мм (5, 0 дюймов) броней высотой 52 см. Крыша башни имела ту же толщину."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Боевая рубка размещалась на верхней части башни и ее бока были защищены десятью слоями железа толщиной 250 миллиметров (9, 8 дюйма)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Трубу бронировали шестью листами железа общей толщиной от 120 мм до половины от высоты."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вооружением корабли отличались сильнее всего. «Джон Эрикссон» нес в башне пару гладкоствольных 15 дюймов (380 мм) Dahlgren дульнозарядных орудий Dahlgren, подаренных Джоном Эрикссоном."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Каждое орудие весило около 42 000 фунтов (19 000 кг) и стреляло сплошным выстрелом весом 440 фунтов (200 кг) или разрывным снарядом весом 330 фунтов (150 кг). Перезарядка занимала 5–6 минут. Максимальная начальная скорость снаряда 375 м / с. Пушки получили обозначение шведского флота M / 65, но шведам они не понравились и их заменили."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Тордон» и «Тирфинг» в начале службы ненадолго получили два 267-миллиметровых (10, 5 дюйма) гладкоствольных орудия M / 66. в 1872–1873 годах они были перевооружены двумя 240-миллиметровыми (9, 4 дюйма) нарезными казнозарядными M / 69 французского образца."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Они весили 14 670 килограммов (32 340 фунтов) и стреляли снарядами с начальной скоростью 397 м/с. При максимальном угле возвышения 7, 5° они имели дальность стрельбы 3500 метров."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Локи» получил эти пушки уже при постройке."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "bepansrad1.jpg", "filesize": 68877, "height": 183, "pic_id": 948858, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/17/bepansrad1.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250117%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250117T105534Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=182f8d9ab8447efc8e8aaacc3adfe98be15ca75cc3a0e684093050eb922d3f43", "width": 448}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 70-х годах была разработана усовершенствованная версия орудия и ими был в 1881 году при капремонте был оснащен и «Джон Эрикссон». «Тордон» и «Тирфинг» получили новые пушки в 1882 и 1885 соответственно, а «Локи» в 1890 году."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Орудия были весом в 16 688 кг (36 791 фунт), но имели более высокую начальную скорость 413 м / с. С увеличением угла возвышения на 11, 29 ° дальность действия выросла до 5000 метров (5500 ярдов)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1877 году все мониторы получили по две 10-ствольных 12, 17-миллиметровых (0, 479 дюйма) картечницы M / 75 конструкции Хельге Палмкранца."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вес картечницы Палмкранца составлял 115 кг (254 фунта). Ее скорострельность 500 выстрелов в минуту, начальная скорость снарядов 386 м / с и максимальная дальность действия 900 метров (980 ярдов)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 80-х орудия Палмкранца заменили на 4-ствольное 25, 4-миллиметровое (1, 00 дюйма) орудие M / 77 Nordenfeldt. Оно было увеличенной версией оригинальной конструкции Палмкранца. Орудие массой 203 кг (448 фунтов) имело скорострельность 120 выстрелов в минуту, а начальная скорость каждого снаряда - 490 м / с при максимальной дальности 1600 метров (1700 ярдов)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Необходимо отметить, что служба на мониторах не была комфортной для экипажа. Каюты и кубрики находились ниже ватерлинии, из-за низкого борта и заливаемости палубы, люки редко бывали открытыми. Спертый воздух можно было разогнать вентиляцией, но тяга была столь сильной, что гасила свечи. Машинное отделение в таких условиях становилось сауной с температурой до 70 градусов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Прямым следствием ужасной обитаемости становились проблемы с психикой. 17 мая 1898 года артиллерист и унтер-офицер монитора «Тор» Йохан Оскар Смит во время собачьей вахты («Hundevakten») в пушечной башне «встретил самого Бога»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Казалось темно, но внезапно я был так счастлив, что едва ли хотел касаться палубы, когда ходил»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так на почве сильных галлюцинаций появилась община «друзей Смита», христианская церковь Брунстада, сегодня имеющая около 40 000 приверженцев в 65 странах мира."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "150734-72.jpg", "filesize": 173962, "height": 680, "pic_id": 948860, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/17/150734-72.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250117%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250117T105627Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=7e2d39e23f4f6dc418feea5f20853b54caaf3fa5dccecb4c5f7acbc070ca9ded", "width": 1027}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "ps19-monitor-john-ericsson-pic4.jpg", "filesize": 1011963, "height": 1200, "pic_id": 948861, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/17/ps19-monitor-john-ericsson-pic4.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250117%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250117T105640Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=eb90c1f89c1ab48a239efdcc2cc3135ad7ceaeace4f739b24c80f49b0aece3b4", "width": 1600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В основном мониторы отстаивались в резерве, лишь летом-осенью их расконвервировали на 2-4 месяца."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Единственное яркое событие в размеренной жизни шведских мониторов- поход в Кронштадт и Гельсингфорс летом 1867 года. Отряд шведских кораблей в составе паровых фрегатов «Тор» и «Ванадис», мониторов «Джон Эрикссон», «Тордон», «Тирфинг», а также норвежского монитора «Скорпионен» в июле 1867 года у Стокгольма прошел смотр перед наследным принцем Оскаром (впоследствии король Оскар II). Затем скандинавская эскадра посетила Гельсингфорс, а в августе Кронштадт. В Кронштадте корабли посетил Великий князь Константин Николаевич, Генерал-Адмирал Российского флота. Это был единственный зарубежный визит шведских мониторов. Визиты в Норвегию не считались иностранными, поскольку эта страна была до 1905 года в личной унии со Швецией."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Джон Эрикссон» по этому графику служил в 1865 - 1873 годах, затем до 1882 года оставался в резерве."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1881 году корабль перевооружили на 240-миллиметровые орудия M / 76, а оригинальные пушки Дальгрена стали частью памятника Эриксону в Филипстаде Следующие модернизации прошли в 1892 - 1895 годах; орудийная башня монитора была зафиксирована на месте и переоборудована в барбет для двух новых 152-миллиметровых (6 дюймов) пушек Bofors M / 89. Орудия могли наклоняться до −5 ° и подниматься до + 13 °, а сектор стрельбы составлял 290 °."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "При модернизации на надстройку поставили два 57-миллиметровых (2, 2 дюйма) скорострельных орудия Nordenfeldt M / 92, корабельные котлы были заменены новыми цилиндрическими. 14 мая 1901 года на ходовых испытаниях монитор достиг 8, 17 узлов. В начале 1900-х годов два 25-миллиметровых орудия были сняты, а на надстройке появились четыре, а позже шесть и более 57-миллиметровых орудий. Корабль передали местным силам обороны Карлскруны в 1913–18 годах. В ноябре 1919 года корабль был продан компании Gotland Cement Company ("}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Gotländska Kalkstenskompaniet"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "), которая переоборудовала ее в баржу и использовала еще минимум до 1984 года. Итоговая судьба судна неизвестна."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "JohnEricsson1867Джон Эрикссон в 1867 году, в первоначальном виде.jpg", "filesize": 155600, "height": 333, "pic_id": 948865, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/17/JohnEricsson1867%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%BD_%D0%AD%D1%80%D0%B8%D0%BA%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%BD_%D0%B2_1867_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83_%D0%B2_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%BC_%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250117%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250117T105737Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=22f8c9438b2b732a4accb13f3612372be4fe91fd943c703a6b34bb7114de85b0", "width": 766}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Джон Эрикссон в 1867 году, в первоначальном виде"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "JohnEricsson1895Джон Эрикссон после ее реконструкции.jpg", "filesize": 127753, "height": 294, "pic_id": 948866, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/17/JohnEricsson1895%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%BD_%D0%AD%D1%80%D0%B8%D0%BA%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%BD_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5_%D0%B5%D0%B5_%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250117%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250117T105744Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=edfebed66151f67056e070d17dca755014e304c3b6d454e5b7023ffea39d12e2", "width": 767}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Джон Эрикссон после реконструкции"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Тордон» находился в резерве в 1868 и 1869 годах. Он был перевооружен 240-миллиметровыми орудиями M / 69 (серийные номера 5 и 6) в 1872 году, но снова был выведен в резерв с 1874 по 1882 годы. 23 июля 1883 года «Тордон» сел на мель и затонул у острова Лилла Римё, недалеко от Норрчёпинга. Он был поднят 4 августа и смог своим ходом проследовать на военно-морскую верфь Карлскруна для ремонта."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Военный суд признал виновным командира и обязал его оплатить расходы по подъему и ремонта, хотя в материалах дела фигурировал некий буй, который и ввел командира в заблуждение. К счастью, через 2 года решение пересмотрели и с командира сняли обвинения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Монитор повторно ненадолго вводился в строй в 1885 и 1888–1889 годах, затем снова был переведен в резерв. Модернизацию монитор прошел в 1903–05 годах; он получил пару новых 120-миллиметровых (4, 7 дюйма) орудий Bofors M / 94 с ограничениями по вертикали от -7 ° до + 15 °, а также восемь 57-миллиметровых орудий и новые котлы. Во время Первой мировой войны корабль вновь призвали на службу и зачислили в местную флотилию обороны Гетеборга. «Тордон» был выведен из эксплуатации в 1922 году и продан в следующем году. Новый владелец превратил его в баржу и использовал в Стокгольмской гавани."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Pansarbåten_Thordön.jpg", "filesize": 5419707, "height": 2391, "pic_id": 948867, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/17/Pansarb%C3%A5ten_Thord%C3%B6n.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250117%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250117T105804Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=8de693a3fa90c64db797624258bc5659e525fa9b2f11004a14e857a520b6d88a", "width": 3764}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Thordön"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "торден 1877.png", "filesize": 63062, "height": 197, "pic_id": 948869, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/17/%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%BD_1877.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250117%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250117T105959Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=95a9c04c2ecf06853f3d8e9799202462c8496896706c76e76c6980581a33f694", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Тордэн» в Стокгольме приблизительно в 1877 году"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Тирфинг» "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "был востребован флотом еще реже. Только в 1867, 1873, 1880, 1885 и 1888–1889 годах его ставили в строй на пару месяцев. Наиболее востребован он был лишь во время Первой мировой войны. Корабль получил свои 240-миллиметровые орудия M / 69 в 1873 году. Тогда же он был модернизирован по образцу «Тордона», только свои восемь 47-мм (1, 9 дюйма) M / 95 скорострельных пушек он получил с миноносцев типа Комет и Stierna. Во время Первой мировой войны «Тирфинг» нес службу вместе с «Тордоном» в составе флотилии Гетеборга и разделил его судьбу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Локи» успел пройти семь компаний, прежде чем в конце 1880 года был помещен в резерв. В 1903 и 1908 годах флот запрашивал средства на его восстановление, но получил отказ. Он был списан 21 августа 1908 года и выставлен на продажу. Предположительно он был продан и сдан на слом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Построенный шведами для Норвегии «Мьёльнер» в 1869 году также сел на мель, провел там около недели, пока с него снимали уголь и боекомплект, но получил незначительные повреждения. Монитор однажды удостоился посещения короля Швеции Карла XV во время стоянки в одном из портов западного побережья Швеции в начале 1870-х годов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1897 году корабль реконструировали, башню превратили в барбет, а пушку заменили на два 120-миллиметровых скорострельных орудия бельгийской фирмы Cockerill. Кроме того, на надстройке были установлены два 124-миллиметровых (4, 9 дюйма) и два 65-миллиметровых (2, 6 дюйма) орудия Cockerill, а также два 37-миллиметровых 5-ствольных револьверных орудия Hotchkiss. Большую часть службы «Мьёльнер» провел во фьорде Осло и был списан в 1909 году."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_5.png", "filesize": 92976, "height": 295, "pic_id": 948870, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/17/Screenshot_5.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250117%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250117T110228Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=304fc9f65d903a8c97b565dcdc00e4b86fbb89355d18c2c2975c0570b5cabdb0", "width": 649}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У Норвегии всего было 4 монитора: «Скорпионен», «Мьёльнер», «Тор» и «Трудванг». Служба у них была спокойной и размеренной, в основном свои порты сторожили. В конце 19-го века в Норвегии ширилось движение за независимость. К возможному столкновению со Швецией стал готовиться и норвежский флот (разумеется под более благовидными предлогами). В 1897 году норвежские мониторы заменили свои громоздкие пушки на две 120 мм скорострелки Nordenfelt в старой башне. Кроме того, на мостиках появились две 65-мм пушки и два 37-мм револьверных орудия на палубе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Разместили мониторы попарно в новые порты Меломсвик («Тор» и «Трудванг») за пределами Тёнсберга и Хусвик около Оскарсборга («Скорпионен», «Мьёльнер»). Их задачей была поддержка береговых фортов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Лишь два раза их реально приготовили к бою. В 1905 году Норвегия вышла из унии со Швецией. Многие ожидали войны, но в этот раз «развод» двух королевств прошел мирно. После октябрьских празднований в Кристиании «Скорпионен» и «Мьёльнер» вернулись в Хортен, где их вывели из эксплуатации."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вторая мобилизация прошла в августе 1914 года, «Тор» и «Трудванг» служили на защите нейтралитета, охраняя базу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Норвежские мониторы в большой истории практически не оставили следов, разве только «Тор» выдал на прощание. «Тор» вывели из эксплуатации в 1918 году. Он был списан после окончания Первой мировой войны. Во время буксировки на разбор 7 марта 1919 года разразился шторм и буксирный трос был оборван."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Погибло два моряка, а сам корабль выбросило на берег на острове за пределами Верденс-Энде в Вестфолле. Позже "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "он"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " затонул на мелководье. Спасатели частично вывезли некоторые детали, но обломки остались в основном нетронутыми и сейчас лежат на глубине от 8 до 14 метров к юго-западу от Верденс-Энде."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сегодня это один из трех доступных мониторов того времени в мире (USS Monitor находится на глубине около 60 метров в 42 километрах к юго-востоку от мыса Хаттерас, Северная Каролина, и HMVS Cerberus лежит на глубине 5 метров в Виктории, Австралия)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "скорпионен.jpg", "filesize": 112560, "height": 722, "pic_id": 948872, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/17/%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BF%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250117%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250117T110425Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=7fe3d6e67629a43414b5e4bd6063db1c66dd6fa2ac7dcd15c265859a58da323e", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "HNoMS Skorpionen"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1889 году Джон Эрикссон вернулся в Швецию. Он умер в Америке, которая стала ему второй родиной, а его тело было доставлено в Швецию на крейсере «Балтимор», оснащенном гребным винтом, конструкции самого изобретателя."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "на заставке:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Шведский флот. Работа (1899 г.) шведского художника Herman af Sillen."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1. Королевская яхта HSwMS Drott (бывший минный крейсер/торпедная канлодка Ran)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Броненосцы 1-го класса (броненосцы береговой обороны):"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "2. HSwMS Oden (головной в серии из 3 единиц); 3. HSwMS Niord; 4. HSwMS Thor (оба тип Oden); 5. HSwMS Dristigheten; 6. HSwMS Svea (головной в серии из 3 единиц); 7. HSwMS Gota; 8. HSwMS Thule (оба тип Svea), 9-11 - три типа Aran, строившиеся на момент написания картины."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Броненосцы 2-го класса (мониторы):"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "12. HSwMS John Ericsson (головной в серии из 5 единиц); 13. HSwMS Thordon; 14. HSwMS Tirfing; 15. HSwMS Loke (все типа John Ericsson)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Броненосцы 3-го класса (мониторы):"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "16. HSwMS Ulf; 17. HSwMS Bjorn (оба тип Berserk); 18. HSwMS Berserk (головной в серии из 5 единиц); 19. HSwMS Gerda (головной в серии из 2 единиц); 20. HSwMS Hildur (тип Gerda); 21. HSwMS Solve; 22. HSwMS Folke (оба тип Berserk)."}], "attributes": []}], "selectedRange": [21649, 21649]}
Комментарии 0