3
Миноносцы. Боевые сигары доктора Равенеля. «Давид» | Паблико

Миноносцы. Боевые сигары доктора Равенеля. «Давид»


02 фев 2025 · 19:46    



Conrad_Wise_Chapman_-_Torpedo_Boat_David_at_Charleston_Dock,_Oct._25,_1863Торпедный катер «Дэвид» в доке Чарльстона, 25 октября 1863 г. Конрад Уайз Чепмен.jpg 127.83 KB


«Дэвид» в доке Чарльстона, 25 октября 1863 г. Конрад Уайз Чепмен

В феврале 1861 года шесть штатов вышли из Соединенных Штатов Америки, образовав Конфедерацию, в которую в марте вступило еще 5 штатов. Два штата раскололись и вступили в Конфедерацию частями. Формально Конфедерация включила 13 штатов, ее поддержали также две территории (Аризона и Нью-Мексико) и 5 индейских племен. Конфедерация установила контроль над примерно третью населения Соединённых Штатов в одиннадцати из 34 существовавших тогда штатов (два формально конфедератвных штатах были изначально оккупированы федеральными войсками).



Union_vs_Confederation.png 384.33 KB


Небольшая федеральная армия и 4-й в мире флот остались под контролем Вашингтона. Военно-морской флот Конфедерации пришлось создавать с нуля, в то время как северянам вполне было достаточно сил для блокады побережья мятежников. Кроме того, на севере имелась развитая промышленность, в том числе судостроение.

Для южан морские коммуникации имели жизненно важное значение, морем экспортировались основные товары Конфедерации-хлопок, рис, табак, сахарный тростник и зерно. Только морским путем можно было ввезти закупленные Европе оружие и боеприпасы, ибо своего ВПК на юге практически не было.

Одним из важнейших портов юга был Чарльстон в Южной Каролине. Именно здесь 12 апреля и начались военные действия штурмом федерального форта Самтер. Форт южане взяли, но создать флот, сопоставимый с флотом Союза они возможности не имели. План морской блокады, как часть плана «Анаконда» по удушению мятежных штатов был основной угрозой Конфедерации.

Недостаток сил компенсировался креативом, южане сделали ставку на несимметричные меры борьбы со вчерашними соотечественниками. Они первыми начали строить броненосцы против деревянного флота северян, они первыми успешно применили подводную лодку, использовали против торговли Союза крейсера-рейдеры. Не оставили они без внимания и еще одну техническую новинку -шестовые мины.

В принципе, концепцию морской политики Конфедерации можно оценить как предшественника и идейного вдохновителя «Молодой школы» в европейской военно-морской мысли.

Идея атакующего корабля, способного скрытно (быстро еще не позволял уровень технического развития) доставить торпеду (мину) к борту стоящего на якоре корабля блокирующей эскадры, витала в воздухе.

С конца 50-х годов инженер Росс Уайнанс разрабатывал концепцию сигарообразных судов, в начале войны врач-химик Сент-Жюльен Равенел доработал идею до проекта противоблокадного корабля.

В частном порядке на предприятие Т. Стоуни в Чарльстоне в 1863 году под руководством Дэвида К. Эбо был построен первый миноносец, получивший имя «Давид», явно отсылающее к библейскому поединку маленького Давида с великаном Голиафом. А может просто к имени строителя.

Дело в том, что энтузиасты, строившие на свой страх и риск маленький боевой корабль, вдохновлялись силуэтом огромного броненосца северян «Нью-Айронсайдс», который стал символом блокады и основной целью изобретателей. Корабль был построен в рекордные сроки и передан ВМС Конфедерации.



Без названия.jpg 12.73 KB


«Давид» - 50-футовый паровой полупогружной катер с «сигарообразным» корпусом, маленький и тесный, но вполне подходящий для мелководья Миссисипи и залива Чарльстона. Основной защитой ему служила вода, над которой виднелась лишь часть корпуса с трубой.

Корабль использовал все доступные в XIX веке технологии «стелс», действовал безлунной ночью, в тихую погоду, использовал уголь сорта «антрацит», что позволяло практически не «дымить», прятал большую часть корпуса под водой и кроме трубы выступающих частей не имел. В то же время его цель, крупные корабли Союза, имели орудия небольшой дальности, не сильно скорострельные и с мертвой зоной у воды из-за высокого борта. В боевом положении корабль набирал воду в балластные цистерны, оставляя над водой только открытую верхнюю боевую рубку и дымовую трубу.

60-70-фунтового заряда пороха размером 32 на 10 дюймов (810 на 250 мм) на длинном 25-35-футовом железном шесте вполне достаточно было для утопления крупного корабля. Главное-чтобы был контакт. Технология использования была несложной, корабль незаметно (см. выше) подплывал к борту неприятеля и на скорости втыкал мину-торпеду в деревянный корпус, затем командировал активировал взрыватель мины, которая после детонации освобождала миноносец и топила корабль.

После использования в боевых действиях в 1864-1865 годах, в Чарльстоне была построена целая серия таких кораблей. Считается, что конфедераты получили их более 20 единиц.

«Большой Давид» «Large David». В 1864-65 годах в Чарльстоне, Южная Каролина, была построена увеличенная версия миноносца «Давид». Около 160 футов в длину, примерно в три раза длиннее, чем «Давид» и другие катера этого типа. Пароход предназначался для использования в качестве блокадопрорывателя с заявленной вместимостью 250-300 хлопковых тюков. Он был захвачен незаконченным, когда Чарльстон сдался федеральным войскам в феврале 1865 года, и позже был доставлен в Вашингтон, округ Колумбия.



scale_1200.png 206.12 KB


Вид на борт кораблей, пришвартованных у западной набережной верфи в 1865-66 гг. Корабли на переднем плане — мониторы. Странный «сигарообразный» пароход, привязанный к ним, по-видимому, бывший конфедеративный «увеличенный Дэвид»,



scale_1200 (1).png 296.91 KB


Корабли справа включают три монитора и бывший катер Конфедерации типа «большой Дэвид».

Когда в феврале 1865 года Чарльстон пал, северяне захватили несколько подобных кораблей, в том числе и более крупный экземпляр, длиной около 160 футов (49 м), спроектированный как грузовой блокадопрорыватель. «Давид» - стал именем нарицательным для всей серии шестовых миноносцев. Большой экземпляр был доставлен в Вашингтон.

Подобные шестовые миноносцы конфедераты активно строили в Ричмонде (типа CSS Squib), в Алабаме (CSS St. Patrick) и др. (Gunnison, Midge).



6704638_original.jpg 195.5 KB




css_david_HD.jpg 241.96 KB




David-01.jpg 38.61 KB




n-qvOXPWHJM.jpg 58.21 KB




ZAbaDBk.jpg 16.15 KB




CSS_David_drawingbvky98u3HZU.jpg 113.27 KB


«Давид» CSS David Верфь Чарльстон (Южная Каролина). Спущен на воду 1863. Готов 1863. Выведен из эксплуатации Апрель 1865 г.

Длина 50 футов (15 м). Ширина 6 футов (1, 8 м). Осадка 5 футов (1, 5 м)Паровой двигатель. Экипаж 4 офицера и матросаВооружение- 1 шестовая мина

Корабль имел сигарообразный деревянный и покрытый металлом корпус, почти полностью находившийся под водой. В центре корпуса находился котел, а высокая и узкая дымовая труба была единственным внешним элементом.

В экипаж входили один офицер и три матроса. Судно было очень маленьким и тесным. На всех был один люк.



h59421.jpg 51.02 KB


В качестве вооружения присутствовали только 70 фунтов взрывчатки на 5-6 метровом шесте, спар-торпеда или шестовая мина.



hg-CSS-David_0000.jpg 75.26 KB




s-l500.jpg 20.26 KB




P1170088 (1).jpg 18.92 KB




P1170089 (1).jpg 88.79 KB




P1170093.jpg 121.22 KB




P1170095.jpg 174.28 KB


Первую атаку «Давид» провел против изначально выбранной цели, федерального броненосца «Нью-Айронсайдс» ночью 5 октября 1863 года. Под командованием лейтенанта Уильяма Т. Гласселла миноносец вышел из гавани Чароьстона и незамеченным добрался до броненосца. Оставалось всего 50 ярдов (46 метров), когда с борта броненосца окликнули. Вместо ответа Глассел разрядил на голос дробовик, а миноносец ударил миной в правый борт «железнобокого». Взрыв мины поднял водяной столб, который обрушился на миноносец и погасил котел. С броненосца по миноносцу открыли стрельбу из винтовок.

Решив, что «Давид» тонет, Гласселл и двое моряков покинули его. На миноносце остался только Уокер Кэннон, который не умел плавать. Так как миноносец и не думал тонуть, один из беглецов, помощник инженера Дж. Х. Томб подплыл к судну и вернулся на борт. Ему удалось вновь запустить котел и с Кэнноном за штурвалом, увел его на базу. Гласселл и кочегар Джеймс Салливан попали в плен.



Css_david_attack_2.jpg 101.78 KB


«Нью-Айронсайдс» был поврежден, у него в борту зияла огромная дыра, но он остался на плаву, и. о. энсина К. У. Говард был убит (огнестрел), у матроса Уильяма Л. Нокса перебило ноги, а оружейника Томаса Литтла контузило взрывом. По другим данным на борту броненосца пострадало 4 человека.

Следующие четыре месяца в биографии миноносца-белое пятно, известно о трех неудачных попытках атаковать со стороны кораблей этого типа за остаток октября 1863 года.

6 марта 1864 года «Давид»  атаковал канонерскую лодку «Мемфис» на реке Эдисто. Миноносец ударил миной в корму слева, но мина не взорвалась. С «Мемфис» открыли беспорядочную стрельбу из стрелкового оружия. Миноносец атаковал второй раз, на этот раз скользящим по правому борту. Взрыва не было. «Мемфис», тем временем, стал использовать артиллерию.

В результате «Давид», потеряв в столкновении часть трубы, отошел, покинув зону поражения. «Мемфис» вновь вернулся на свою позицию. Повреждений и потерь он не имел.

Последняя атака состоялась 18 апреля 1864 года, миноносец атаковал винтовой фрегат «Вабаш». На этот раз приближение катера было вовремя замечено, фрегат снялся с якоря и открыл огонь. Повреждений и потерь у обеих сторон не было.



брошенный в Чарльстоне, Южная Каролина, после захвата города федеральными войсками, 1865 г..jpg 113.26 KB


брошенный в Чарльстоне, Южная Каролина, после захвата города федеральными войсками, 1865 г.



CSS_David_(large)Большой пароход типа «Давид» в Чарльстоне в 1865 году..jpg 102.64 KB


Большой пароход типа «Давид» в Чарльстоне в 1865 году. «Большой Давид» (1865)



CSS_David_painting_1863.jpg 224.01 KB




CSSDavidWreckКрушение CSS Дэвида.jpg 114.11 KB


Считается, что многие «давиды» во время набегов на блокирующую эскадру были потоплены или повреждены. Как минимум два корабля войну пережили. Их использовали под свалку в эпоху восстановления города.

20 января 1998 года подводный археолог доктор Э. Ли Спенс возглавил экспедицию Общества морских исследований, финансируемую филантропом Стэнли М. Фултоном, с целью найти останки кораблей. Спенс считал, что корабли погребены под мусором прямо на тех местах, где были сфотографированы. С помощью георадара экспедиция обнаружила две радарные аномалии, соответствующие двум затонувшим кораблям. Они находятся под современной улицей Трэдд. Дэвидом С. Эбо, который руководил строительством «Давида», описывает местонахождение корабля в районе дома № 5 по улице Трэдд-стрит. По экономическим причинам раскопки проводить не стали. 



Conrad_Wise_Chapman_-_Torpedo_Boat_David_at_Charleston_Dock,_Oct._25,_1863Торпедный катер «Дэвид» в доке Чарльстона, 25 октября 1863 г. Конрад Уайз Чепмен.jpg 127.83 KB


«Дэвид» в доке Чарльстона, 25 октября 1863 г. Конрад Уайз Чепмен

В феврале 1861 года шесть штатов вышли из Соединенных Штатов Америки, образовав Конфедерацию, в которую в марте вступило еще 5 штатов. Два штата раскололись и вступили в Конфедерацию частями. Формально Конфедерация включила 13 штатов, ее поддержали также две территории (Аризона и Нью-Мексико) и 5 индейских племен. Конфедерация установила контроль над примерно третью населения Соединённых Штатов в одиннадцати из 34 существовавших тогда штатов (два формально конфедератвных штатах были изначально оккупированы федеральными войсками).



Union_vs_Confederation.png 384.33 KB


Небольшая федеральная армия и 4-й в мире флот остались под контролем Вашингтона. Военно-морской флот Конфедерации пришлось создавать с нуля, в то время как северянам вполне было достаточно сил для блокады побережья мятежников. Кроме того, на севере имелась развитая промышленность, в том числе судостроение.

Для южан морские коммуникации имели жизненно важное значение, морем экспортировались основные товары Конфедерации-хлопок, рис, табак, сахарный тростник и зерно. Только морским путем можно было ввезти закупленные Европе оружие и боеприпасы, ибо своего ВПК на юге практически не было.

Одним из важнейших портов юга был Чарльстон в Южной Каролине. Именно здесь 12 апреля и начались военные действия штурмом федерального форта Самтер. Форт южане взяли, но создать флот, сопоставимый с флотом Союза они возможности не имели. План морской блокады, как часть плана «Анаконда» по удушению мятежных штатов был основной угрозой Конфедерации.

Недостаток сил компенсировался креативом, южане сделали ставку на несимметричные меры борьбы со вчерашними соотечественниками. Они первыми начали строить броненосцы против деревянного флота северян, они первыми успешно применили подводную лодку, использовали против торговли Союза крейсера-рейдеры. Не оставили они без внимания и еще одну техническую новинку -шестовые мины.

В принципе, концепцию морской политики Конфедерации можно оценить как предшественника и идейного вдохновителя «Молодой школы» в европейской военно-морской мысли.

Идея атакующего корабля, способного скрытно (быстро еще не позволял уровень технического развития) доставить торпеду (мину) к борту стоящего на якоре корабля блокирующей эскадры, витала в воздухе.

С конца 50-х годов инженер Росс Уайнанс разрабатывал концепцию сигарообразных судов, в начале войны врач-химик Сент-Жюльен Равенел доработал идею до проекта противоблокадного корабля.

В частном порядке на предприятие Т. Стоуни в Чарльстоне в 1863 году под руководством Дэвида К. Эбо был построен первый миноносец, получивший имя «Давид», явно отсылающее к библейскому поединку маленького Давида с великаном Голиафом. А может просто к имени строителя.

Дело в том, что энтузиасты, строившие на свой страх и риск маленький боевой корабль, вдохновлялись силуэтом огромного броненосца северян «Нью-Айронсайдс», который стал символом блокады и основной целью изобретателей. Корабль был построен в рекордные сроки и передан ВМС Конфедерации.



Без названия.jpg 12.73 KB


«Давид» - 50-футовый паровой полупогружной катер с «сигарообразным» корпусом, маленький и тесный, но вполне подходящий для мелководья Миссисипи и залива Чарльстона. Основной защитой ему служила вода, над которой виднелась лишь часть корпуса с трубой.

Корабль использовал все доступные в XIX веке технологии «стелс», действовал безлунной ночью, в тихую погоду, использовал уголь сорта «антрацит», что позволяло практически не «дымить», прятал большую часть корпуса под водой и кроме трубы выступающих частей не имел. В то же время его цель, крупные корабли Союза, имели орудия небольшой дальности, не сильно скорострельные и с мертвой зоной у воды из-за высокого борта. В боевом положении корабль набирал воду в балластные цистерны, оставляя над водой только открытую верхнюю боевую рубку и дымовую трубу.

60-70-фунтового заряда пороха размером 32 на 10 дюймов (810 на 250 мм) на длинном 25-35-футовом железном шесте вполне достаточно было для утопления крупного корабля. Главное-чтобы был контакт. Технология использования была несложной, корабль незаметно (см. выше) подплывал к борту неприятеля и на скорости втыкал мину-торпеду в деревянный корпус, затем командировал активировал взрыватель мины, которая после детонации освобождала миноносец и топила корабль.

После использования в боевых действиях в 1864-1865 годах, в Чарльстоне была построена целая серия таких кораблей. Считается, что конфедераты получили их более 20 единиц.

«Большой Давид» «Large David». В 1864-65 годах в Чарльстоне, Южная Каролина, была построена увеличенная версия миноносца «Давид». Около 160 футов в длину, примерно в три раза длиннее, чем «Давид» и другие катера этого типа. Пароход предназначался для использования в качестве блокадопрорывателя с заявленной вместимостью 250-300 хлопковых тюков. Он был захвачен незаконченным, когда Чарльстон сдался федеральным войскам в феврале 1865 года, и позже был доставлен в Вашингтон, округ Колумбия.



scale_1200.png 206.12 KB


Вид на борт кораблей, пришвартованных у западной набережной верфи в 1865-66 гг. Корабли на переднем плане — мониторы. Странный «сигарообразный» пароход, привязанный к ним, по-видимому, бывший конфедеративный «увеличенный Дэвид»,



scale_1200 (1).png 296.91 KB


Корабли справа включают три монитора и бывший катер Конфедерации типа «большой Дэвид».

Когда в феврале 1865 года Чарльстон пал, северяне захватили несколько подобных кораблей, в том числе и более крупный экземпляр, длиной около 160 футов (49 м), спроектированный как грузовой блокадопрорыватель. «Давид» - стал именем нарицательным для всей серии шестовых миноносцев. Большой экземпляр был доставлен в Вашингтон.

Подобные шестовые миноносцы конфедераты активно строили в Ричмонде (типа CSS Squib), в Алабаме (CSS St. Patrick) и др. (Gunnison, Midge).



6704638_original.jpg 195.5 KB




css_david_HD.jpg 241.96 KB




David-01.jpg 38.61 KB




n-qvOXPWHJM.jpg 58.21 KB




ZAbaDBk.jpg 16.15 KB




CSS_David_drawingbvky98u3HZU.jpg 113.27 KB


«Давид» CSS David Верфь Чарльстон (Южная Каролина). Спущен на воду 1863. Готов 1863. Выведен из эксплуатации Апрель 1865 г.

Длина 50 футов (15 м). Ширина 6 футов (1, 8 м). Осадка 5 футов (1, 5 м)Паровой двигатель. Экипаж 4 офицера и матросаВооружение- 1 шестовая мина

Корабль имел сигарообразный деревянный и покрытый металлом корпус, почти полностью находившийся под водой. В центре корпуса находился котел, а высокая и узкая дымовая труба была единственным внешним элементом.

В экипаж входили один офицер и три матроса. Судно было очень маленьким и тесным. На всех был один люк.



h59421.jpg 51.02 KB


В качестве вооружения присутствовали только 70 фунтов взрывчатки на 5-6 метровом шесте, спар-торпеда или шестовая мина.



hg-CSS-David_0000.jpg 75.26 KB




s-l500.jpg 20.26 KB




P1170088 (1).jpg 18.92 KB




P1170089 (1).jpg 88.79 KB




P1170093.jpg 121.22 KB




P1170095.jpg 174.28 KB


Первую атаку «Давид» провел против изначально выбранной цели, федерального броненосца «Нью-Айронсайдс» ночью 5 октября 1863 года. Под командованием лейтенанта Уильяма Т. Гласселла миноносец вышел из гавани Чароьстона и незамеченным добрался до броненосца. Оставалось всего 50 ярдов (46 метров), когда с борта броненосца окликнули. Вместо ответа Глассел разрядил на голос дробовик, а миноносец ударил миной в правый борт «железнобокого». Взрыв мины поднял водяной столб, который обрушился на миноносец и погасил котел. С броненосца по миноносцу открыли стрельбу из винтовок.

Решив, что «Давид» тонет, Гласселл и двое моряков покинули его. На миноносце остался только Уокер Кэннон, который не умел плавать. Так как миноносец и не думал тонуть, один из беглецов, помощник инженера Дж. Х. Томб подплыл к судну и вернулся на борт. Ему удалось вновь запустить котел и с Кэнноном за штурвалом, увел его на базу. Гласселл и кочегар Джеймс Салливан попали в плен.



Css_david_attack_2.jpg 101.78 KB


«Нью-Айронсайдс» был поврежден, у него в борту зияла огромная дыра, но он остался на плаву, и. о. энсина К. У. Говард был убит (огнестрел), у матроса Уильяма Л. Нокса перебило ноги, а оружейника Томаса Литтла контузило взрывом. По другим данным на борту броненосца пострадало 4 человека.

Следующие четыре месяца в биографии миноносца-белое пятно, известно о трех неудачных попытках атаковать со стороны кораблей этого типа за остаток октября 1863 года.

6 марта 1864 года «Давид»  атаковал канонерскую лодку «Мемфис» на реке Эдисто. Миноносец ударил миной в корму слева, но мина не взорвалась. С «Мемфис» открыли беспорядочную стрельбу из стрелкового оружия. Миноносец атаковал второй раз, на этот раз скользящим по правому борту. Взрыва не было. «Мемфис», тем временем, стал использовать артиллерию.

В результате «Давид», потеряв в столкновении часть трубы, отошел, покинув зону поражения. «Мемфис» вновь вернулся на свою позицию. Повреждений и потерь он не имел.

Последняя атака состоялась 18 апреля 1864 года, миноносец атаковал винтовой фрегат «Вабаш». На этот раз приближение катера было вовремя замечено, фрегат снялся с якоря и открыл огонь. Повреждений и потерь у обеих сторон не было.



брошенный в Чарльстоне, Южная Каролина, после захвата города федеральными войсками, 1865 г..jpg 113.26 KB


брошенный в Чарльстоне, Южная Каролина, после захвата города федеральными войсками, 1865 г.



CSS_David_(large)Большой пароход типа «Давид» в Чарльстоне в 1865 году..jpg 102.64 KB


Большой пароход типа «Давид» в Чарльстоне в 1865 году. «Большой Давид» (1865)



CSS_David_painting_1863.jpg 224.01 KB




CSSDavidWreckКрушение CSS Дэвида.jpg 114.11 KB


Считается, что многие «давиды» во время набегов на блокирующую эскадру были потоплены или повреждены. Как минимум два корабля войну пережили. Их использовали под свалку в эпоху восстановления города.

20 января 1998 года подводный археолог доктор Э. Ли Спенс возглавил экспедицию Общества морских исследований, финансируемую филантропом Стэнли М. Фултоном, с целью найти останки кораблей. Спенс считал, что корабли погребены под мусором прямо на тех местах, где были сфотографированы. С помощью георадара экспедиция обнаружила две радарные аномалии, соответствующие двум затонувшим кораблям. Они находятся под современной улицей Трэдд. Дэвидом С. Эбо, который руководил строительством «Давида», описывает местонахождение корабля в районе дома № 5 по улице Трэдд-стрит. По экономическим причинам раскопки проводить не стали. 

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ