3
Из давних странствий | Паблико

Из давних странствий


08 ноя 2022 · 07:43    

КОМАРОВСКАЯ ВОЛОСТЬ.

«Комаровская волость[1]. Население состоит из русских и чермис. Ревизских душ мужского пола 5143 (черемис 640); наличного населения мужского пола 7235, женского пола 8081, всего 15316 человек. Волость состоит из 124 селений и разделена на 11 сельских обществ.

У большей части населения Комаровской волости, именно у всех бывших государственных крестьян, земли достаточно и посевы озимого хлеба у них в среднем выводе не менее 20 пудов на душу. Но довольно значительную часть населения волости составляют бывшие удельные крестьяне (632 рев. души), у которых земельные наделы только по 4 десятины. Эти крестьяне арендуют землю у удельного ведомства. В большей части Комаровской волости земля плодородная, только в трех сельских обществах у р. Пижмы песчаная и дает сравнительно слабые урожаи. Сенокосные угодья крестьяне Комаровской волости имеют по реке Ярани, по притокам Шошме и Немдежу, также по реке Пижме. Лесом строевым и дровяным пользуется за лесной налог из лесной дачи, в которой строевого леса уже мало.

Крестьяне Комаровской волости живут исключительно земледелием. Продают хлеб в Яранск, Ветлугу, Котельнич, Кукарку. Некоторые крестьяне в свободное от полевых работ время занимаются плотничеством, частию выделкою кирпича, выкуркою дегтя и смолы; некоторые делают деревянную посуду для продажи в Яранске.

Домашнего скота у крестьян Комаровской волости считается ныне: лошадей 6280, коров, 7250, мелкого скота 29532 головы…»



Комаровская волость, Яранского уезда, Вятской губернии.


[1] Журналы Яранского уездного земского собрания. 1877. С. 15.

Село Пиштенур (Алексеевское).



Деревня Пиштенур, Тужинский район, Кировской области.


Помню, как в недавние времена потешались над тем, что в дореволюционных школах учили Закон Божий. Представляли при этом, как какой-нибудь дьячек или поп нудил над крестьянским ребятишками, приходящими в церковно-приходские школы[1]

[1] На самом деле школы церковные были под попечительством церкви, приходских священников. Последние не только «нудили» на уроках Закона Божьего, но и часто были попечителями школ и немалую долю своего дохода вкладывали в содержание школ. Но не только это, но и во многие дела прихода вникали приходские священники.

В 1899 Иаков Мултановский возглавил новый приход в селе Алексеевском (Пишетнур). И сразу же приложил старания во многих сферах благоустройства села. 



Священник Я. Мултановский с семьей. Фот от Горева Е. А.


В 1904 году по его плану было заложено сельское кладбище. В 1902 году открылось земством сельское училище. А сам при этом стал и попечителем училища, и преподавателем Закона Божия. И в школьных делах он принимал деятельное участие: участвовал в организации и проведении народных чтений в 1906/07 учебном году…



План сельского кладбища села Аексеевского Пиштенур, составленный священником И. Мултановским.


19 мая в советское время День пионерии. А до революции 6 мая (ст. стиль, 19 – новый) в Яранском уезда учащиеся всех школ и прочих учебных заведений выходили на Праздник Древонасаждения. Такой же праздник проводился и по осени. Осенью 1907 года по инициативе того же священника Иакова Мултановского проводился Праздник Древонасаждения и в селе Алексеевском (Пиштенур).

«Приходской праздник древонасаждения в с. Алексеевском Яранского уезда[1].

На трех десятинах, отведенных под церковную площадь и усадьбы духовенства не было ни одного деревца, за исключением лип и берез вокруг общественной усыпальницы. Соседство крестьянских домов и овинов заставляло прежде всего об обсадке прогалов. Шесть лет садил ежегодной десятками и сотнями деревья, ягодные кусты, доставая некоторые (барбарис, кедр) из Вятки, но заносы снега вышиною до полутора сажен, открытая, сухая местность, ветры и другие неблагоприятные условия наполовину уничтожали мои труды. Пожар 9 домов, не имевших в прогалах деревьев, пожар овина рядом с домом псаломщика и мысль, что если бы в первый год посадил на площади деревья, то теперь через шесть лет мог бы быть сад, – все это заставляло не откладывать дела в дальний ящик…

В одно из воскресений осени была произнесена речь о пользе древонасаждения вообще и в частности о необходимости обсадки деревьями площади, главным образом в противопожарных целях… Предложено было 14 сентября огородить площадь, а 17-го привезти у кого есть, деревья по одному-два с дома и посадить в назначенных местах. План осадки вывешен был заранее…»

Земство помогло с саженцами, управа отпустила их 350 штук.

«17 сентября погода была скверная, что весьма заметно отразилось на торжественности праздник лревонасаждения и помешало прибыть многим прихожанам, однако древонасаждение состоялось, хотя только на половину. На площади был отслужен молебен, окроплены святой водой деревья и площадь. Свящнник посадил первое дерево…

И вот прихожане, в том числе подростки и седовласые старцы принялись за непривычное для многих из них древонасждение, до позднего вечера прибывали группы, спрашивали указаний и занимались посадкой… Из некоторых селений так никто и не прибыл… Из других же… был и такой молодой человек из черемис, который привез и посадил десяток высоких деревьев… Для участников праздника было устроено чаепитие…

Вероятно придется положить еще немало хлопот и усилий, перенсть немало огорчений, чтобы довести обсадку площади и церковной ограды до конца и поддерживать впоследствии. Употребленные труды и усилия – ничтожны в сравнении с той пользой и красотой, какие даст впоследствии древонасаждение… Свящ. Иаков Мултановский».

[1] «Вятские епархиальные ведомости», № 25, 1907 г.

Еще об одном начинании былых времен – детские ясли. На Политехнической выставке 1872 года в Москве был представлен макет здания таких яслей, названных в первое время, как «питомник» – для питомцев, значит. В Яранском уезде первые ясли на период сельской страды организовывались с начала 20-го века. И в Пиштенуре таковые открывались. Ясли[1]. «Говоря об яслях нужно отдать должную дань самоотверженной деятельности нашей женщины, преимущественно учащей или даже учащейся, которая во время летнего отдыха посвящает нелегкому подвигу, каковым нам всегда кажется дело устройства и заведования яслями. Желание принести пользу руководит идеалистками. Так, например, в черемисской деревне Пиштенур (село Алексеевское), Яранского уезда яслями заведовала дочь местного земского начальника, слушательница высших женских курсов, на помощь ей приезжали поочередно несколько учительниц».



Фото с сайта Политехнической выставки в Москве, 1872 год. Здание сельских яслей, макет


[1] «Памятная книжка Вятской губернии», 1906 год, стр. 293

КОМАРОВСКАЯ ВОЛОСТЬ.

«Комаровская волость[1]. Население состоит из русских и чермис. Ревизских душ мужского пола 5143 (черемис 640); наличного населения мужского пола 7235, женского пола 8081, всего 15316 человек. Волость состоит из 124 селений и разделена на 11 сельских обществ.

У большей части населения Комаровской волости, именно у всех бывших государственных крестьян, земли достаточно и посевы озимого хлеба у них в среднем выводе не менее 20 пудов на душу. Но довольно значительную часть населения волости составляют бывшие удельные крестьяне (632 рев. души), у которых земельные наделы только по 4 десятины. Эти крестьяне арендуют землю у удельного ведомства. В большей части Комаровской волости земля плодородная, только в трех сельских обществах у р. Пижмы песчаная и дает сравнительно слабые урожаи. Сенокосные угодья крестьяне Комаровской волости имеют по реке Ярани, по притокам Шошме и Немдежу, также по реке Пижме. Лесом строевым и дровяным пользуется за лесной налог из лесной дачи, в которой строевого леса уже мало.

Крестьяне Комаровской волости живут исключительно земледелием. Продают хлеб в Яранск, Ветлугу, Котельнич, Кукарку. Некоторые крестьяне в свободное от полевых работ время занимаются плотничеством, частию выделкою кирпича, выкуркою дегтя и смолы; некоторые делают деревянную посуду для продажи в Яранске.

Домашнего скота у крестьян Комаровской волости считается ныне: лошадей 6280, коров, 7250, мелкого скота 29532 головы…»



Комаровская волость, Яранского уезда, Вятской губернии.


[1] Журналы Яранского уездного земского собрания. 1877. С. 15.

Село Пиштенур (Алексеевское).



Деревня Пиштенур, Тужинский район, Кировской области.


Помню, как в недавние времена потешались над тем, что в дореволюционных школах учили Закон Божий. Представляли при этом, как какой-нибудь дьячек или поп нудил над крестьянским ребятишками, приходящими в церковно-приходские школы[1]

[1] На самом деле школы церковные были под попечительством церкви, приходских священников. Последние не только «нудили» на уроках Закона Божьего, но и часто были попечителями школ и немалую долю своего дохода вкладывали в содержание школ. Но не только это, но и во многие дела прихода вникали приходские священники.

В 1899 Иаков Мултановский возглавил новый приход в селе Алексеевском (Пишетнур). И сразу же приложил старания во многих сферах благоустройства села. 



Священник Я. Мултановский с семьей. Фот от Горева Е. А.


В 1904 году по его плану было заложено сельское кладбище. В 1902 году открылось земством сельское училище. А сам при этом стал и попечителем училища, и преподавателем Закона Божия. И в школьных делах он принимал деятельное участие: участвовал в организации и проведении народных чтений в 1906/07 учебном году…



План сельского кладбища села Аексеевского Пиштенур, составленный священником И. Мултановским.


19 мая в советское время День пионерии. А до революции 6 мая (ст. стиль, 19 – новый) в Яранском уезда учащиеся всех школ и прочих учебных заведений выходили на Праздник Древонасаждения. Такой же праздник проводился и по осени. Осенью 1907 года по инициативе того же священника Иакова Мултановского проводился Праздник Древонасаждения и в селе Алексеевском (Пиштенур).

«Приходской праздник древонасаждения в с. Алексеевском Яранского уезда[1].

На трех десятинах, отведенных под церковную площадь и усадьбы духовенства не было ни одного деревца, за исключением лип и берез вокруг общественной усыпальницы. Соседство крестьянских домов и овинов заставляло прежде всего об обсадке прогалов. Шесть лет садил ежегодной десятками и сотнями деревья, ягодные кусты, доставая некоторые (барбарис, кедр) из Вятки, но заносы снега вышиною до полутора сажен, открытая, сухая местность, ветры и другие неблагоприятные условия наполовину уничтожали мои труды. Пожар 9 домов, не имевших в прогалах деревьев, пожар овина рядом с домом псаломщика и мысль, что если бы в первый год посадил на площади деревья, то теперь через шесть лет мог бы быть сад, – все это заставляло не откладывать дела в дальний ящик…

В одно из воскресений осени была произнесена речь о пользе древонасаждения вообще и в частности о необходимости обсадки деревьями площади, главным образом в противопожарных целях… Предложено было 14 сентября огородить площадь, а 17-го привезти у кого есть, деревья по одному-два с дома и посадить в назначенных местах. План осадки вывешен был заранее…»

Земство помогло с саженцами, управа отпустила их 350 штук.

«17 сентября погода была скверная, что весьма заметно отразилось на торжественности праздник лревонасаждения и помешало прибыть многим прихожанам, однако древонасаждение состоялось, хотя только на половину. На площади был отслужен молебен, окроплены святой водой деревья и площадь. Свящнник посадил первое дерево…

И вот прихожане, в том числе подростки и седовласые старцы принялись за непривычное для многих из них древонасждение, до позднего вечера прибывали группы, спрашивали указаний и занимались посадкой… Из некоторых селений так никто и не прибыл… Из других же… был и такой молодой человек из черемис, который привез и посадил десяток высоких деревьев… Для участников праздника было устроено чаепитие…

Вероятно придется положить еще немало хлопот и усилий, перенсть немало огорчений, чтобы довести обсадку площади и церковной ограды до конца и поддерживать впоследствии. Употребленные труды и усилия – ничтожны в сравнении с той пользой и красотой, какие даст впоследствии древонасаждение… Свящ. Иаков Мултановский».

[1] «Вятские епархиальные ведомости», № 25, 1907 г.

Еще об одном начинании былых времен – детские ясли. На Политехнической выставке 1872 года в Москве был представлен макет здания таких яслей, названных в первое время, как «питомник» – для питомцев, значит. В Яранском уезде первые ясли на период сельской страды организовывались с начала 20-го века. И в Пиштенуре таковые открывались. Ясли[1]. «Говоря об яслях нужно отдать должную дань самоотверженной деятельности нашей женщины, преимущественно учащей или даже учащейся, которая во время летнего отдыха посвящает нелегкому подвигу, каковым нам всегда кажется дело устройства и заведования яслями. Желание принести пользу руководит идеалистками. Так, например, в черемисской деревне Пиштенур (село Алексеевское), Яранского уезда яслями заведовала дочь местного земского начальника, слушательница высших женских курсов, на помощь ей приезжали поочередно несколько учительниц».



Фото с сайта Политехнической выставки в Москве, 1872 год. Здание сельских яслей, макет


[1] «Памятная книжка Вятской губернии», 1906 год, стр. 293

Читайте также

Комментарии 1

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ