3
Театр и Булгаков. Несколько исторических фактов | Паблико
18 подписчики

Театр и Булгаков. Несколько исторических фактов


07 фев 2025 · 15:13    



фото из открытого доступа, отредактировано


В дореволюционный период молодой Михаил Булгаков, как и многие его современники, имел небольшой опыт актера-любителя. В начале 20-х годов в одном из учебных заведений Владикавказа его пригласили читать лекции, где Михаил Афанасьевич через небольшой промежуток времени вступил уже в должность декана театроведческого факультета. 

Переезд в Москву и попытка устроиться на работу были сложными. Писатель с большим трудом поступил на должность конферансье. Надо было как-то выживать. К середине 20-х годов Булгаков уже знал не только Станиславского и труппу Художественного театра, но и многих других актеров, режиссеров и драматургов. У «мхатовцев» репетировались «Дни Турбиных», у «вахтаговцев» готовился к выпуску спектакль «Зойкина квартира», у Таирова – «Багровый остров». Михаил Афанасьевич не чурался легких сценических жанров, любил оперетту и старался не пропускать спектакли с Яроном. 

Булгаков хорошо и доверительно относился к Станиславскому и Таирову, а с Немировичем-Данченко и Мейерхольдом у него были сложные отношения. Любой драматург мечтает, чтобы его пьеса обрела жизнь на сцене. Булгаков в этом плане был разборчив. К нему не один раз обращался Мейерхольд, но Михаил Афанасьевич каждый раз находил отговорку, чтобы ему отказать в постановке своих пьес. Не понимал и не принимал он биомеханику и радикальную эстетику режиссера, что отражено в его дневниковых записях. 

Спектакли по произведениям Булгакова то разрешали, то запрещали. Многие мастера в этот период испытали такие качели на себе. В 30-х годах произошел очередной запрет на «Дни Турбиных». Но появился смельчак – режиссер ашхабадского театра Гаврилов-Водяницкий, который нарушил запреты официальных инстанций и поставил «Дни Турбиных». Был полный аншлаг. Затем театр начал гастроли со спектаклем по городам Средней Азии, билетов было не достать. Режиссер поплатился за свой творческий порыв уже в Ташкенте. Его задержали на гастролях, а спектакль закрыли. 



фото из открытого доступа, отредактировано


В дореволюционный период молодой Михаил Булгаков, как и многие его современники, имел небольшой опыт актера-любителя. В начале 20-х годов в одном из учебных заведений Владикавказа его пригласили читать лекции, где Михаил Афанасьевич через небольшой промежуток времени вступил уже в должность декана театроведческого факультета. 

Переезд в Москву и попытка устроиться на работу были сложными. Писатель с большим трудом поступил на должность конферансье. Надо было как-то выживать. К середине 20-х годов Булгаков уже знал не только Станиславского и труппу Художественного театра, но и многих других актеров, режиссеров и драматургов. У «мхатовцев» репетировались «Дни Турбиных», у «вахтаговцев» готовился к выпуску спектакль «Зойкина квартира», у Таирова – «Багровый остров». Михаил Афанасьевич не чурался легких сценических жанров, любил оперетту и старался не пропускать спектакли с Яроном. 

Булгаков хорошо и доверительно относился к Станиславскому и Таирову, а с Немировичем-Данченко и Мейерхольдом у него были сложные отношения. Любой драматург мечтает, чтобы его пьеса обрела жизнь на сцене. Булгаков в этом плане был разборчив. К нему не один раз обращался Мейерхольд, но Михаил Афанасьевич каждый раз находил отговорку, чтобы ему отказать в постановке своих пьес. Не понимал и не принимал он биомеханику и радикальную эстетику режиссера, что отражено в его дневниковых записях. 

Спектакли по произведениям Булгакова то разрешали, то запрещали. Многие мастера в этот период испытали такие качели на себе. В 30-х годах произошел очередной запрет на «Дни Турбиных». Но появился смельчак – режиссер ашхабадского театра Гаврилов-Водяницкий, который нарушил запреты официальных инстанций и поставил «Дни Турбиных». Был полный аншлаг. Затем театр начал гастроли со спектаклем по городам Средней Азии, билетов было не достать. Режиссер поплатился за свой творческий порыв уже в Ташкенте. Его задержали на гастролях, а спектакль закрыли. 

Читайте также

Комментарии 13

Войдите для комментирования
■ Записки пассажира 13 фев 2025 в 23:31
Сталин любил эту пьесу, но ее тем не менее запретили. Так странно! Надо ж, какой разборчивый Булгаков! Ему такие предложения поступали, а он отказывал!
■ Марта О. 14 фев 2025 в 00:02
Да, по-разному бывало с пьесой.
■ старое кино 08 фев 2025 в 10:46
Почему же такая пьеса вызвала запрет?
■ Марта О. 08 фев 2025 в 11:04
Сложно сказать. Были главреперткомы, которые следили за спектаклями, были еще управы, которые отвечали за литературу. Доходило до абсурда: цензоры разрешали пьесу, а репертком запрещал. Станиславский вспоминал, как метался между организациями. Ну и дураков-чинуш хватало. Они есть во все времена и при всех строях.
■ старое кино 08 фев 2025 в 11:38
Понятно
■ Lira - Vision 07 фев 2025 в 23:11
Интересно, спасибо....
■ Марта О. 08 фев 2025 в 00:23
И Вам спасибо за комментарий.
■ Lira - Vision 08 фев 2025 в 00:42
Вы новичок ...будем дружить? ...
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ