В дореволюционный период молодой Михаил Булгаков, как и многие его современники, имел небольшой опыт актера-любителя. В начале 20-х годов в одном из учебных заведений Владикавказа его пригласили читать лекции, где Михаил Афанасьевич через небольшой промежуток времени вступил уже в должность декана театроведческого факультета.
Переезд в Москву и попытка устроиться на работу были сложными. Писатель с большим трудом поступил на должность конферансье. Надо было как-то выживать. К середине 20-х годов Булгаков уже знал не только Станиславского и труппу Художественного театра, но и многих других актеров, режиссеров и драматургов. У «мхатовцев» репетировались «Дни Турбиных», у «вахтаговцев» готовился к выпуску спектакль «Зойкина квартира», у Таирова – «Багровый остров». Михаил Афанасьевич не чурался легких сценических жанров, любил оперетту и старался не пропускать спектакли с Яроном.
Булгаков хорошо и доверительно относился к Станиславскому и Таирову, а с Немировичем-Данченко и Мейерхольдом у него были сложные отношения. Любой драматург мечтает, чтобы его пьеса обрела жизнь на сцене. Булгаков в этом плане был разборчив. К нему не один раз обращался Мейерхольд, но Михаил Афанасьевич каждый раз находил отговорку, чтобы ему отказать в постановке своих пьес. Не понимал и не принимал он биомеханику и радикальную эстетику режиссера, что отражено в его дневниковых записях.
Спектакли по произведениям Булгакова то разрешали, то запрещали. Многие мастера в этот период испытали такие качели на себе. В 30-х годах произошел очередной запрет на «Дни Турбиных». Но появился смельчак – режиссер ашхабадского театра Гаврилов-Водяницкий, который нарушил запреты официальных инстанций и поставил «Дни Турбиных». Был полный аншлаг. Затем театр начал гастроли со спектаклем по городам Средней Азии, билетов было не достать. Режиссер поплатился за свой творческий порыв уже в Ташкенте. Его задержали на гастролях, а спектакль закрыли.
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "фото из открытого доступа, отредактировано", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "IMG_20250207_145947.png", "filesize": 222292, "height": 386, "pic_id": 957042, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/07/IMG_20250207_145947.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250207%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250207T120952Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=3a25cb22a788539e6a91570ae4670ae736f426a19a4d80ef481a0d2783ed3f99", "width": 345}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В дореволюционный период молодой Михаил Булгаков, как и многие его современники, имел небольшой опыт актера-любителя. В начале 20-х годов в одном из учебных заведений Владикавказа его пригласили читать лекции, где Михаил Афанасьевич через небольшой промежуток времени вступил уже в должность декана театроведческого факультета. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Переезд в Москву и попытка устроиться на работу были сложными. Писатель с большим трудом поступил на должность конферансье. Надо было как-то выживать. К середине 20-х годов Булгаков уже знал не только Станиславского и труппу Художественного театра, но и многих других актеров, режиссеров и драматургов. У «мхатовцев» репетировались «Дни Турбиных», у «вахтаговцев» готовился к выпуску спектакль «Зойкина квартира», у Таирова – «Багровый остров». Михаил Афанасьевич не чурался легких сценических жанров, любил оперетту и старался не пропускать спектакли с Яроном. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Булгаков хорошо и доверительно относился к Станиславскому и Таирову, а с Немировичем-Данченко и Мейерхольдом у него были сложные отношения. Любой драматург мечтает, чтобы его пьеса обрела жизнь на сцене. Булгаков в этом плане был разборчив. К нему не один раз обращался Мейерхольд, но Михаил Афанасьевич каждый раз находил отговорку, чтобы ему отказать в постановке своих пьес. Не понимал и не принимал он биомеханику и радикальную эстетику режиссера, что отражено в его дневниковых записях. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Спектакли по произведениям Булгакова то разрешали, то запрещали. Многие мастера в этот период испытали такие качели на себе. В 30-х годах произошел очередной запрет на «Дни Турбиных». Но появился смельчак – режиссер ашхабадского театра Гаврилов-Водяницкий, который нарушил запреты официальных инстанций и поставил «Дни Турбиных». Был полный аншлаг. Затем театр начал гастроли со спектаклем по городам Средней Азии, билетов было не достать. Режиссер поплатился за свой творческий порыв уже в Ташкенте. Его задержали на гастролях, а спектакль закрыли. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [362, 362]}
Сталин любил эту пьесу, но ее тем не менее запретили. Так странно! Надо ж, какой разборчивый Булгаков! Ему такие предложения поступали, а он отказывал!
Сложно сказать. Были главреперткомы, которые следили за спектаклями, были еще управы, которые отвечали за литературу. Доходило до абсурда: цензоры разрешали пьесу, а репертком запрещал. Станиславский вспоминал, как метался между организациями. Ну и дураков-чинуш хватало. Они есть во все времена и при всех строях.
Комментарии 13