3
Из истории создания фильма «Анна Каренина» (1967) | Паблико
16 подписчики

Из истории создания фильма «Анна Каренина» (1967)


05 мар 2025 · 13:16    

Сколько бы версий экранизаций «Анны Карениной» не снимали, лучшим и удачным фильмом считаю киновоплощение Александра Зархи. 



IMG_20250305_130137.jpg 172.05 KB


Режиссер долго вынашивал идею фильма, мучился еще в период сценарного плана, не знал: кого снять в роли Анны? На одном из мероприятий кинематографистов он встретил актрису Татьяну Самойлову и понял, что Каренину должна сыграть именно она. Когда началась подготовка к съемкам, то в одном из журналов была статья, что начал сниматься фильм по роману Л. Толстого «Анна Каренина», где в роли Карениной зрители увидят Татьяну Самойлову. 

Что тут началось! Прессу, режиссера и вышестоящие организации стали забрасывать письмами. Одни одобряли выбор режиссера, другие – категорически не соглашались. Сколько читателей, столько и Анн Карениных. И каждый охраняет свой образ. Некоторые звезды кино того периода обиделись на режиссера, а несколько известных актрис в категоричной форме требовали, чтобы Зархи снял именно ее. 



IMG_20250305_130315.jpg 181.03 KB


Режиссер не отстранился от будущих зрителей и на многие письма отвечал, спорил и аргументировал свой выбор. Зархи выбрал Самойлову на роль Анны, зная историю создания образа. У Толстого она не была светской красавицей тех времен со своими канонами внешности. У образа Анны была внешность дочери Пушкина – Марии Гартунг. И прелесть, и жесткость, и открытость, и закрытость, и особая психическая структура в выражении лица. 

С актрисой режиссеру было сложно работать. Самойлова с огромным интересом и желанием взялась за роль, а потом резко испугалась своего глубокого погружения в образ и работа замедлилась. Анна давалась ей мучительно, она слишком близко принимала Каренину, обживала каждое чувство, каждый жест, каждую реплику. Вообще весь фильм снимался тяжело. Люди, создающие фильм, были с другим культурным кодом, поэтому боялись штампов, халтуры и относились к каждому съемочному дню с максимальной ответственностью. Не о сборах в кинотеатре, не о гонорарах думали. Мысли были о другом – воссоздать с полной отдачей, задуманные Толстым образы и судьбы. 

Фильм для того времени получился зрелищным, но Зархи не ставил во главе экранизации интерьеры, костюмы и предметы эпохи. Для него это было просто фоном, частью эстетики для воссоздания атмосферы. Главное – это психофизика человеческих образов произведения писателя. 

Фильм имел огромный успех. Противники Самойловой в роли Анны, стали забрасывать ее благодарными письмами. Экранизировать классическое произведение всегда сложно. Язык кино лаконичный и зрелищный, нет возможности перенести весь текст и все события. Если собрать одних гениев режиссуры, актерского и операторского мастерства, теоретически, то недовольные экранизацией всегда найдутся. 

Сколько бы версий экранизаций «Анны Карениной» не снимали, лучшим и удачным фильмом считаю киновоплощение Александра Зархи. 



IMG_20250305_130137.jpg 172.05 KB


Режиссер долго вынашивал идею фильма, мучился еще в период сценарного плана, не знал: кого снять в роли Анны? На одном из мероприятий кинематографистов он встретил актрису Татьяну Самойлову и понял, что Каренину должна сыграть именно она. Когда началась подготовка к съемкам, то в одном из журналов была статья, что начал сниматься фильм по роману Л. Толстого «Анна Каренина», где в роли Карениной зрители увидят Татьяну Самойлову. 

Что тут началось! Прессу, режиссера и вышестоящие организации стали забрасывать письмами. Одни одобряли выбор режиссера, другие – категорически не соглашались. Сколько читателей, столько и Анн Карениных. И каждый охраняет свой образ. Некоторые звезды кино того периода обиделись на режиссера, а несколько известных актрис в категоричной форме требовали, чтобы Зархи снял именно ее. 



IMG_20250305_130315.jpg 181.03 KB


Режиссер не отстранился от будущих зрителей и на многие письма отвечал, спорил и аргументировал свой выбор. Зархи выбрал Самойлову на роль Анны, зная историю создания образа. У Толстого она не была светской красавицей тех времен со своими канонами внешности. У образа Анны была внешность дочери Пушкина – Марии Гартунг. И прелесть, и жесткость, и открытость, и закрытость, и особая психическая структура в выражении лица. 

С актрисой режиссеру было сложно работать. Самойлова с огромным интересом и желанием взялась за роль, а потом резко испугалась своего глубокого погружения в образ и работа замедлилась. Анна давалась ей мучительно, она слишком близко принимала Каренину, обживала каждое чувство, каждый жест, каждую реплику. Вообще весь фильм снимался тяжело. Люди, создающие фильм, были с другим культурным кодом, поэтому боялись штампов, халтуры и относились к каждому съемочному дню с максимальной ответственностью. Не о сборах в кинотеатре, не о гонорарах думали. Мысли были о другом – воссоздать с полной отдачей, задуманные Толстым образы и судьбы. 

Фильм для того времени получился зрелищным, но Зархи не ставил во главе экранизации интерьеры, костюмы и предметы эпохи. Для него это было просто фоном, частью эстетики для воссоздания атмосферы. Главное – это психофизика человеческих образов произведения писателя. 

Фильм имел огромный успех. Противники Самойловой в роли Анны, стали забрасывать ее благодарными письмами. Экранизировать классическое произведение всегда сложно. Язык кино лаконичный и зрелищный, нет возможности перенести весь текст и все события. Если собрать одних гениев режиссуры, актерского и операторского мастерства, теоретически, то недовольные экранизацией всегда найдутся. 

Читайте также

Комментарии 19

Войдите для комментирования
■ Жизнь в движении 17 мар 2025 в 17:50
Классный фильм и рассказ о нём.
■ Марта О. 17 мар 2025 в 20:36
Спасибо. Фильм получился удачным.
■ Сельская завалинка 07 мар 2025 в 19:10
Дело вкуса, конечно.
■ Lira - Vision 05 мар 2025 в 22:49
Очень интересно, замечательный фильм ....
■ Марта О. 05 мар 2025 в 23:22
Да, фильм удачный, что редко для экранизаций классики.
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ