15 июн 2023 · 21:11    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Наверняка вы в курсе, как часто в ситкомах звучит закадровый смех - показатель того, что кто-то там посчитал шутку забавной, даже если ее не поняли мы. Однако, как выяснилось, введение закадрового смеха - это не тренд последних тридцати лет. Его даже не Чарли Дуглас придумал в 50-х. История «подсказок» зрителям, когда и как реагировать на происходящее, уходит корнями аж в Древнюю Грецию. Но обо всем по порядку."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "промо к сериалу \"Друзья\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1436211, "height": 730, "pic_id": 610618, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/06/15/image_dtDrMTE.jpeg", "width": 1180}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Древний Мир"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Жили-были в Древней Греции (веке так в III до н. э.) драматурги Филемон и Менандр. Оба были успешными комедиографами, оба были молодцы. Однако, как известно, все звери равны, но некоторые равнее других. Также и с этими драматургами - оба были успешны, но один хотел быть успешнее другого. Поэтому Филемон платил деньги некоторым товарищам, которые приходили (под видом обычных зрителей) на выступление Менандра и освистывали его. Или же приходили на постановку по Филемону и искренне ее поддерживали, располагаясь по всем ярусам. Когда надо смеяться - смеялись, когда нужно издать вздох облегчения - ну вы поняли."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Другой небезызвестный персонаж истории - некто Нерон - прославился не только деспотичным характером, тем, что сжег Рим или учился у Сенеки (не знаю, связаны ли эти два факта между собой). Он был большим любителем творчества - не пропускал ни музыкальных, ни поэтических конкурсов. И он тоже на всякий случай пользовался услугами «группы поддержки». В качестве пришедших поболеть выступали... легионеры. То есть компании, которые сейчас накручивают лайки и дизлайки - это вообще не изобретение XXI века."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Франция"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В XVI веке во Франции жил и творил поэт Жан Дюрат. У него не было с собой солдат-легионеров, но был полный порядок с соображалкой. Поэтому Дюрат просто выкупал часть билетов на свои представления и раздавал их даром тем людям, которые обещали поддерживать, аплодировать и восхищаться. А через сто лет началась эпоха просвещения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "кадр из заставки \"Теории большого взрыва\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1606389, "height": 675, "pic_id": 610619, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/06/15/image_fNwNX9C.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Жана Дюрата давно не стало, но его дело росло и расползалось по всей Европе. К XIX веку расползлось настолько, что появилась даже такая профессия - клакёр. Надо пойти освистать - платите луидоры, нужно пойти и устроить овации стоя - платите луидоры. Народ, который приходил на представление, заплатив свои кровные, собирался уже отдохнуть и посмеяться, а тут с соседнего места вопль: «Это что за salopе́ на сцене?» И к концу представления мало оставалось стойких - все присоединялись к клакёрам."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как уже было сказано, одной Францией клакёры не ограничивались. И когда Федор наш Шаляпин приехал в Милан отведать местной кухни и заодно выступить в "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "La Scala, "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "к нему в номер тоже заглянул «промоутер» клакёров. Но Федор Иванович, разумеется, такого визита наглости щедрости не оценил. Более того, назвал такой обычай разбоем."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "США"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1920-х годах клакёры появились на радио Америки. Тогда как раз вовсю процветали радиошоу - комические спектакли или концерты писались в прямом эфире. Живое выступление, живые зрительские эмоции. У слушателя появлялось ощущение присутствия. Именно такие шоу и стали прародителями современных ситкомов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "кадр из \"Как я встретил Вашу маму\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 288272, "height": 296, "pic_id": 610621, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/06/15/image_6ykLPi5.jpeg", "width": 512}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во время съемок первых ситкомов зрители находились прямо в зале, их реакция записывалась, а потом на пост-продакшене звук просто подчищали (сейчас это чаще всего встречается в ток-шоу). Но это если все делать с одного дубля или в прямой трансляции. А вот когда дублей нужно было делать много... фишка с шуткой, которая звучит повторно, должна быть смешнее в два раза, не прокатила. Зрители начинали уставать, а их реакции были уже не такими острыми."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И вот наступил 1953 год, когда простой звукоинженер Чарли Дуглас изобрел... «машину смеха». Он просто записал разных смеющихся людей - по отдельности - и начал смешивать между собой аудиодорожки, чтобы каждый раз смех «аудитории» отличался. Но не только смех поставлял мистер Дуглас на ТВ. За пару десятилетий он стал настоящим асом - его «аудиопублика» выдавала целый спектр эмоций: аплодисменты, вздох разочарования и т. д."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сейчас некоторые шоу все-таки могут себе позволить «по старинке» пригласить живую публику на запись ситкомов (например, «Теория большого взрыва» снималась перед живой аудиторией), но в подавляющем случае - это все-таки запись. Причем, если создатели сериала решают взять имеющиеся звуковые дорожки, а не создавать новые, они части берут те - из 50-х. Это породило шутку о том, что «над современными ситкомами смеются покойники»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В России"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В нашей стране одним из первых ситкомов стал сериал «Кафе» Клубничка\" с Александром Демьяненко и Марией Ароновой. Он выходил в 90-е годы, я тогда был еще молод, но мне сразу ухо резанула разница между русским и американским смехом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1057288, "height": 900, "pic_id": 610622, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/06/15/image_BUhSolm.jpeg", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вместо итога"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но все-таки радует, что в последнее время стало появляться все больше ситкомов, где закадрового смеха нет. А это значит, что есть надежда на то, что зритель начнет со временем сам идентифицировать смешные моменты - без помощи закадровых клакёров."}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 0]}
Комментарии 0